Тема мероприятия: «Путешествие в страну Вежливости и Доброты»
Цель: способствовать нравственному развитию личности, эстетическому воспитанию учащихся.
Задачи:
– познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;
– развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
– воспитывать эстетику и культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Оборудование: презентация: «Путешествие в страну Вежливости и Доброты», плакаты с вежливыми словами, волшебная палочка, лепестки цветков, солнышки, тучки.
Литературный ряд: стихотворение «Доброта», стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы», стихотворение «Добрые слова».
Игры: «Доброе солнышко», «Волшебные слова», «Будь внимателен», «Вежливо-невежливо».
Форма проведения: познавательно-игровая программа.
Оформление класса: на доске плакаты «Вежливые слова», солнце, цветы дружбы.
Ход внеклассного мероприятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята и наши уважаемые гости! Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
II. Вступительное слово.
- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну. А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.
– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать подарки, говорят добрые и вежливые слова.
– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?
Дети: Страна Вежливости и Доброты.
Слайд 1
- Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливости и Доброты.
По дороге в эту удивительную Страну мы посетим:
Слайд 2
1. Аллею Приветствий.
2. Море Доброты.
3. Океан Вежливости.
4. Дворец Извинений.
- Ну, что поехали?!!
III. Путешествие в страну Вежливости и Доброты.
Слайд 3
1. Первый пункт, который, мы должны посетить - это «Аллея приветствий».
– Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение?
Дети: Со слова «Здравствуйте».
- Правильно, люди начинают общение со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.
– А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?
- У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.
Слайд 4
- Послушайте сказку.
- В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:
– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.
“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.
- А какие еще слова приветствия вы знаете? (доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, салют, здравствуй.)
Слайд 5
- В каких случаях говорят эти слова нам расскажет Никита Федорченко.
Ученик:
Добрые слова не лень
Повторять нам каждый день,
Только выйдем за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, врачу, ткачу:
“С добрым утром” - я кричу.
“Добрый день!” - кричим мы вслед
Всем идущим на обед.
“Добрый вечер!” - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
Слайд 6
2. Мы продолжаем наше путешествие в страну Вежливости и Доброты.
- И первое море, которое мы должны переплыть – это «Море Доброты».
- Ребята, а что такое – ДОБРОТА? (помощь друг другу, забота, ласка, отзывчивость, внимание, сопереживание…)
- Ребята, а какие стихи вы знаете о доброте?
Выходят ученики и рассказывают стихотворение «Доброта».
Ученик 1: (Даша Корнейчук)
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.
Ученик 2: (Иван Андрющенко)
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Ученик 3:
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Слайд 7
- Сейчас мы с вами поиграем в игру “Доброе солнышко”.
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.
- Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать маленькой фразой какое доброе дело вы совершили за последнее время.
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.
Слайд 8
3. - А нам пора двигаться дальше. Впереди нас ждет – Океан Вежливости.
- А как вы думаете, что такое вежливость? Давайте, прочитаем на слайде.
Слайд 9
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
- Ребята, а всегда ли вы в общении с людьми пользуетесь «волшебными словами»?
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
Слайд 10
4. Физкультминутка. Игра “Будь внимателен”
- А сейчас мы с вами разомнемся и поиграем в игру. Я буду просить вас исполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево. Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
- Молодцы, видно, что вы все вежливые ребята и знаете «волшебные слова»!
Слайд 11
4. – Ну, а мы продолжаем наше путешествие.
- На нашем пути встретился небольшой остров - это Остров «Дружбы».
- Что такое дружба?
Слайд 12
- Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
- Наверно, ребята, вы со мной согласитесь, что самое лучшее в жизни – это дружба. Дружбу надо ценить. Давайте сейчас составим наши цветы дружбы.
Слайд 13
- У нас будет работа в командах (І – ряд и ІІ - ряд). Настоящий друг должен обладать определенными качествами характера. Перед вами лепестки , на которых написаны различные качества. Вам нужно по очереди выйти к доске и выбрать только те, которые должны быть у настоящего друга, лишние отложить в корзину. А мы посмотрим чья же команда справится быстрее!
- 1,2,3 – игру начни!!!
(Помощь, преданность, доброта, внимание, отзывчивость, доверие, честность, радость, злость, эгоизм, хвастовство, грубость, равнодушие, зависть, эгоизм, искренность, верность, жадность, сопереживание, справедливость, обидчивость, ответственность, поддержка)
- А какие слова вы не выбрали для цветка? Почему? Вот и получились цветы дружбы с качествами настоящего друга, теперь вы знаете о дружбе всё.
Слайд 14
- А сейчас к нам пришли в гости сказочные герои Мальвина и Буратино.
Мальвина: Здравствуйте, дети!
Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату) Здрасте!
Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?
Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?
Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино: А что я тебе такого сказал?
Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но ты со мной так говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?
Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.
Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал? Да, разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся.
Мальвина: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна “шутка” Буратино?
Ответы детей
Дети: Потому, что Буратино смеялся над несчастьем, над бедой Пьеро, а так делать нельзя, не красиво и невежливо.
Буратино совершил неправильный поступок, он поступил невежливо, он должен будет извиниться перед Пьеро.
Буратино: Ну, ладно давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?
Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.
- Ну, вот и хорошо, ребята, что Буратино все понял, научился правильно себя вести по отношению к другим людям, стал добрым и вежливым.
- Сейчас ребята прочитают правила вежливости из стихотворения Самуила Маршака «Ежели вы вежливы».
Ученик 1 (Валерия Донецкая)
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
Ученик 2 (Диана Бондюк)
Ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
Ученик 3 (Амина Пасичник)
И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!
- Ребята, о каких же полезных советах из этого стихотворения вы узнали?
Дети: Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не перебивать старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не обижать маленьких детей.
- Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами». Ведь в слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту и помочь рассеять плохое настроение.
- Молодцы, ваши правильные ответы помогли нам переплыть Океан Вежливости.
Слайд 15
5. Мы продолжаем наше путешествие и следующее место, куда мы отправимся - это «Дворец извинений».
- Какие слова извинений вы знаете?
Слайд 16
Простите, пожалуйста
Извините, пожалуйста
Я не хотел Вас обидеть
Слайд 17
- Умнички, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелегком пути, и поэтому двери волшебной страны Доброты и Вежливости для вас открыты. Добро пожаловать!
Всех чудес в сказочной стране не перечесть…
Жить – поживать здесь всегда удовольствие…
Все жители здесь сказочно вежливы и добры…
- А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята, тоже добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!
IV. Итог занятия: - В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним куда же мы с вами сегодня путешествовали?
- Где же побывали (на аллее Приветствий, во дворце Извинений, переплыли море Доброты и океан Вежливости)
- Давайте с вами вспомним правила Добрых и Вежливых поступков! Внимание на экран.
Слайд 18
- Здоровайся при встрече.
- Не груби, даже если сердит.
- Проявляй доброжелательность.
- Будь вежлив и воспитан.
- Старайся быть хорошим, верным другом.
- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
- И чтобы вы не забывали эти правила, я вам их раздам на память!
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!
Слайд 19
- Давайте закончим наше путешествие веселой дружной песней. (Исполнение песни «Дорогою добра»)
V. Рефлексия.
Слайд 20
– Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.
- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.
- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.
– На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!
Познавательно-игровая программа:
«Путешествие в страну Вежливости и Доброты»
Подготовила:
воспитатель 2 – А класса
Чечильницкая Ю.В.