Методическая разработка
внеклассного воспитательного
мероприятия по физике в 7 классе
«Путешествие по стране Физика»
Криворожской Общеобразовательной Школы N°22 I-IIIст.
Данное мероприятие проводиться в игровой форме в виде соревнования и позволяет охватить весь теоретический и практический материал по выученым разделам. Ребята увлечённо продвигаются в своих ответах вперед от одной «станции» к другой. Из старшеклассников формируется жюри и выбираются ведущие конкурсов. Всё мероприятие проходит параллельно с компьютерной презентацией (Приложение) которая помогает привлечь интерес к наибольшему количеству учащихся к тому, что происходит перед ними и превратить большинство из зрителей в заинтересованных участников мероприятия.
Цели мероприятия:
-
Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, рефлексию, способности к самоанализу.
-
Воспитывать интерес к физике, коллективизм.
-
Воспитывать у детей чувства уважения к другому человеку, к его мнению и выбору.
-
Расширение общего кругозора.
-
Закрепить у учащихся знания по изученным темам, научить их применять знания в нестандартных ситуациях.
-
Развитие познавательного интереса и эрудиции учащихся в области физики и математики.
-
Развитие гибкости и мышления, чувства самодисциплины, ответственности за свои поступки, взаимопомощи и тактичности.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, физические приборы для проведения демонстраций , и экспериментальных задач(весы, разновесье, мензурки, линейки, стакан, бумага, монеты и т.д).
Ход проведения мероприятия:
-
Ведущие:
«ФИЗИКА» Какая ёмкость слова!
Физика-для нас не просто звук!
Физика-опора и основа
Всех без исключения наук!»
-
Почему вскипает чайник?
Нагревается утюг?
А бутылка на морозе
Ночью лопается вдруг?
Чтобы это все понять
И десятки получать
Надо физику любить
На уроки все ходить
-
Любите физики предмет ,
Интересней его нет.
Ведь в основе мирозданья
Все физические знанья!
А теперь начинаем наше путешествие по волшебной стране «ФИЗИКА»
-
1).Первая станция «Всезнайки»
За 1мин надо быстро ответить на вопрос, за каждый правильный ответ-1балл
Если команда затрудняется , то отвечает ведущий перед тем, как задать следующий вопрос.
I ком.
-
Кто открыл явление инерции?
-
Из чего состоят вещества?
-
Прибор для измерения массы тела?
-
Основная единица сил?
-
Научное предположение о чем-либо?
-
Плотность чистой воды?
-
Какую физическую величину измеряют мензуркой?
-
Основная единица плотности?
-
Основная единица скорости?
-
Жидкий металл?
-
Растяжение, сжатие, изгиб?
-
Жидкость жизни?
-
Чем объясняется, что все тела падают на Землю?
-
Какая физическая величина определяет быстроту движения тела?
-
В зависимости от формы траектории движения бывает?
I I ком.
-
Прибор для измерения силы?
-
Физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тел.
-
Взаимодействие, препятствующее движению одного тела по поверхности другого ?
-
Степень нагретости тела характеризуется?
-
Единица массы?
-
Физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму?
-
Действие тел друг на друга?
-
Процесс изменения положения тела относительно выбранного тела отсчёта ?
-
Физическая величина, измеряемая в л.?
-
Мера инертности тела?
-
Отрезок соединяющий начальное и конечное положение тела?
-
Явление сохранения скорости тела после прекращения действия силы?
-
Сила возникающие при деформации ?
-
Основная единица измерения площади?
Ответы: I ком
-
Галилей
-
Из молекул
-
Весы
-
Ньютон
-
Гипотеза
-
1000 кг/м³
-
Объём
-
Кг/м³
-
М/с
-
Ртуть
-
Деформации
-
Вода
-
Притяжение к Земле-сила тяжести
-
Скорость
-
Прямолинейным и криволинейным
Ответы : I I ком
-
Динамометр
-
Сила
-
Трение
-
Температура
-
Траектория
-
Кг
-
Плотность
-
Взаимодействие
-
Движение
-
Объём
-
Масса
-
Перемещение
-
Инерция
-
Сила упругости
-
м²
Отгадки дают по очереди каждая команда. Если ответ команда не дает, то ход переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1балл, утвержденный жетоном красного цвета.
-
Вокруг носа вьется, в руки не дается (Запах).
-
Летит-молчит, когда умрет, тогда заревет (Снег).
-
Вечером наземь слетает, ночь на земле пробивает, утром опять улетает (Роса).
-
Всем поведает хоть и без языка, когда будет ясно, а когда -облака (Барометр).
-
В печь положить-вымокнет, в воду положить-высохнет (Свеча).
-
Без рук, без ног не мал клочок, к верху ползет (Пар).
-
Ну-ка, в горсть ее схвати-не удержится в горсти (Вода).
-
Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил (Дождь).
-
Чист и ясен, как алмаз, дорого не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает (Лед).
-
По небу ходит маляр без кистей краской коричневой красит людей (Солнце, загар).
-
Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою наоборот... (Гром и молния).
-
Цветное коромысло, над лесом повисло (Радуга).
-
Что с земли не поднимешь (Тень).
-
Что за машина :шея, как у гуся, сила, как у слона (Подъёмный кран).
-
Сначала-блеск за блеском-треск, за треском плеск. Что это? (Молния, гром, дождь)
-
Если капнуть краску в воду
И немного подождать,
Можно будет наблюдать.
Если в сад весною выйдем
Аромат цветов верхнем
Это странное явление
Мы________________зовем?
(Диффузия).
-
Я всей вселенной управляю,
Тела в движенье привожу.
С любой работой я справляюсь,
И хороводы я вожу(Сила).
-
Бываю я горизонтальна,
Бываю я и вертикальна
Могу размер определить
Могу огромный путь пройти(Длина).
Каждой команде раздаются листочки, за каждую правильную формулу команда получает 1балл.
Составь формулу.
На листочках учащиеся составляют формулы, изученные ими в курсе физики. Выигрывает та команда, которая составит больше правильных формул.
Формулы, определяющие:
-
Скорость движения
-
Путь
-
Объём
-
Площадь
-
Плотность
-
Свойство инертности
-
Сила упругости
-
Равнодействующая сила
-
Масса тела из материала
-
4). Конкурс для зрителей -болельщиков:
-
Кто надует самый большой мыльный пузырь.
Пленка мыльного пузыря – одна из самых тонких вещей, какие доступны невооружённому глазу. Она в 5000 раз тоньше человеческого волоса. Если толщину волоса увеличить в 4000 раз, то его толщина будет более 2м в диаметре. Если же во столько раз увеличить пленку мыльного пузыря , то она будет видна в виде тонкой линии, проведенной ручкой.
-
Разминка для зрителей за каждый правильный ответ болельщик получает белый жетон.
Разминка
-
МУМСА
-
….. одного не ждут
-
Единица исчисления равная семи дням
-
Назовите 7 цветов радуги
-
Равенство, содержащее переменную
-
РИГУФА
-
Обещанного…года ждут
-
Седьмая нота октавы
-
4час; 3мин; 4мм; 4с.
-
У человека зубов:33,31,32,24
-
МГАРМ
-
___раз отмерь,___ Раз отрежь
-
Сложение, вычитание, умножение, раздробление, деление
-
Что больше 2³ или 3²?
-
На руках 10 пальцев, сколько пальцев на 10 руках?
-
5).Станция «Сортировочная»
а) Назовите лишнее слово в группе данных слов:
-
Сила, Ньютон, время, масса, длина
-
Километр, килограмм, плотность, метр, дециметр
-
Время, скорость, масса, движение, температура
-
Весы, динамометр, часы, миллиметр, спидометр
-
Диффузия, нагревание, радуга, измерение, дождь
-
Вода, дерево, металл, стекло, стакан
б) Найдите общий признак, объединяющий эти предметы. Назовите этот признак. За каждый правильный ответ 1баллл, подтвержденный жетоном синего цвета. Ответы дают по очереди каждая команда.
-
Килограмм, сантиметр, градус Цельсия, Ньютон, квадратный метр (единицы измерения)
-
Линейка, барометр, динамометр, мензурка, термометр (измерительные приборы)
-
Снегопад, ветер, замерзание воды, северное сияние, гроза (явления природы)
-
Масса, скорость, сила, плотность, площадь, ширина, объём (физические величины)
-
Сравнение, измерение, наблюдение, проведение опытов, предположение, вывод закономерностей (методы познания)
-
Стакан воды, капля масла, кусочек пластилина, деревянный брусок, металлический цилиндр (физические тела)
-
6) Станция «Экспериментальная»
Экспериментальный тур. За каждое задание максимальный балл 5.
Оборудование: проволока, карандаш, линейка, калькулятор.
Задание 1: рассчитать диаметр проволоки.
Оборудование: алюминиевый цилиндр с ниткой, мензурка, стакан с водой, весы с гирями.
Задание 2:определить плотность алюминия.
-
7) Для зрителей-болельщиков представляем танец
Ответьте, какие виды деформации туловища танцора вы можете назвать?
За каждый правильный ответ 1балл (желтый жетон)
-
Почему диффузия в глазах происходит быстрее, чем в жидкостях?
Молекулы в глазах движутся быстрее, чем в жидкостях. Расстояние между молекулами газа на много больше самих молекул, поэтому молекулы другого взаимодействующего вещества легче проникают между молекулами данного вещества.
-
Почему надо указывать относительно какого тела движется другое тело?
Только рассматривая движение относительно другого тела, можно определить его направление движения и вообще определить положение его в пространстве.
-
Почему споткнувшись об камень, человек падает вперед, а поскользнувшись-назад?
Потому что, зацепившись об камень нога останавливается, а тело человека по инерции, продолжает двигаться вперед. Если человек поскользнулся, то нога приобретает большую скорость , чем тело, которое продолжает по инерции двигаться с прежней меньшей скоростью , чем нога, и оказывается сзади.
-
Почему ручку дверей прикрепляют на их краю, как можно дальше от линии петель?
Потому что, действие силы зависит от точки ее приложении, а не только от числового значения и направления.
-
Почему после дождя нет пыли на дороге?
Частицы пыли намокают, так как хорошо взаимодействуют с водой, молекулы которых взаимопритягиваются .
-
Какие три числа, если их сложить и перемножить дают один и тот же результат? (1,2,3)
-
Какая мера длины определяется двумя нотами? (Миля)
-
Это есть - ума не надо (Сила)
-
Две ноты при соединении обозначают часть чего либо (Доля)
10)Что тяжелее? 1кг пуха или 1кг железа ?(Равны)
11) Что нельзя вернуть назад? (Время)
12) Масса в 1000кг? (Тонна)
13) Что не имеет длины ,ширины ,высоты, но ее можно измерить?(Темп.)
14) Когда сутки короче : зимой или летом? (Одинаково)
15) Кто путешествует по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почтовая марка)
Кто быстрей решит задачу? За каждое задание максимальный балл 5.
-
Автомобиль движется со скоростью 72 км/ч. Какой путь он проедет за 10с. По горизонтальному участку пути автомобиль проехал 12км за 10мин, в гору 6км за 20мин. Чему равна средняя скорость автомобиля на всем пути?
-
Длина бруска 30см, ширина 5см, толщина 2см. Масса бруска 1,2кг. Определите плотность вещества , из которого изготовлен брусок?
-
Сколько железнодорожных цистерн требуется для перевозки нефти, если объём каждой цистерны 50м³. Масса нефти 400т (плотность принять за 800кг/м³)
Ответы:
-
1). 200м
-
2). 4000кг/м³
-
3). 10ц
-
10) «Фокусы» для болельщиков
-
Достань монету, не дотрагиваясь до стакана (инерция)
-
Вытяни бумагу из под бутылки, не дотрагиваясь (инерция)
-
Удержи воду в стакане листом бумаги (давление атмосферное )
-
Слови шарик стаканом, не дотрагиваясь до шарика руками (трение)
-
Как поставить стакан на мостик из бумаги который крепится на 2-х других стаканах?
-
11) Игра со зрителями «Что у нас в ящике ?»
-
В ящике тело, с которым вы знакомы с детства. Что это за тело?
Подсказки:( На презентации подсказки показывать по одному)
-
1.Его движение-механическое движение в физике
-
2. Он имеет круглую форму
-
3. С ним дружат дети и спортсмены
-
4. Вы с ним на уроках физкультуры
(Мяч)
-
В ящике тело, с которым вы знакомы. Что это за тело?
Подсказки:
-
1. Этот физический прибор служит для улучшение чего-то…
-
2. Многие люди носят их для имиджа , а чаще всего постоянно
-
3. Летом они незаменимы
-
4. Они не имеют единственного числа
(Очки)
-
В ящике тело, с которым вы знакомы все с детства. Что это за тело?
Подсказки:
-
1. История их изобретения насчитывает тысячи лет..
-
2. Они есть у всех…
-
3. Существенную модернизацию их произвел в 17в. Христиан Гюйгенс…
-
4. Они могут висеть, стоять, ходить, лежать и врать
(Часы)
-
12) «Загадки для болельщиков»
-
Я подмышкой посижу
И что делать укажу.
Или разрешу гулять
Или уложу в кровать. (Термометр)
-
Две сестры качались
Правды добивались.
А когда добились
То остановились(Весы)
-
То как арбузы, велики
То, словно яблоки, мелки.
Они не могут говорить,
Но могут массу определить (Гири)
-
Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звёзд (Ракета)
-
Ежедневно в семь утра, я трещу «Вставать пора» (Будильник)
-
Чтобы он тебя повез,
Ему нужен не овёс.
На корми его бензином,
И тогда, поднявший пыль,
Побежит_____________(Автомобиль)
Подведение итогов, награждение команд и зрителей-болельщиков.
Заключение, ведущие:
-
Физика нужна! Физика важна!
Без нее не сделать нам ни шагу!
Как из берёзы получить бумагу?
Как мобильный телефон превратить в магнитофон?
Как получить незатухающий костер?
Как сделать умный полотёр?
Как увидеть микромир?
Как создать нам новый мир?
Как нано технологии внедрить?
Как параллельные миры заполучить?
Как заглянуть в другое времена?
Как в невесомости взрастить нам семена?
Ответ один: тут физика нужна!
Учи её, и станешь умным ты,
Достигнешь с ней в карьере высоты!