Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. (Н. В. Гоголь)Проблема истинного искусства и роли художника в обществе (по повести Н. В. Гоголя «Портрет»)
Номер слайду 2
Композиционно повестьраспадается на 2 части. В первой Гоголь рассказывает историю Чарткова, вторая знакомит нас с происхождением демонического портрета ростовщика.
Номер слайду 3
Вспомним, где мы впервые встречаем Чарткова?»-Какую художественную ценность, с точки зрения автора, представляют выставленные картины?-Какого мнения Чартков о картинах?
Номер слайду 4
…здесь было видно просто тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно стала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесл, бездарность, которая была верна, однако ж, своему призванию и внесла в самое искусство свое ремесло. Те же краски, та же манера, та же набившаяся, приобыкшая рука, принадлежавшая скорее грубо сделанному автомату, нежели человеку!
Номер слайду 5
Мысли его вдруг омрачились; досада и равнодушная пустота обняли его в ту же минуту. «Черт побери! гадко на свете!»С трудом и с отдышкой взобрался он по лестнице, облитой помоями и украшенной следами кошек и собак
Номер слайду 6
-На какие детали внешнего облика Чарткова обращает наше внимание Гоголь?
Номер слайду 7
Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости.
Номер слайду 8
Чартков вступил в свою переднюю, нестерпимо холодную Вошел вместе с нею в свою студию, квадратную комнату, большую, но низенькую, с мерзнувшими окнами, уставленную всяким художеским хламом
Номер слайду 9
бросился на узкий диванчик, о котором нельзя было сказать, что он обтянут кожею, потому что ряд медных гвоздиков, когда-то прикреплявших ее, давно уже остался сам по себе, а кожа осталась тоже сверху сама по себе
Номер слайду 10
Художник вспомнил, что действительно и вчера еще не было свечинадел свой крепко и сильно заношенный халат
Номер слайду 11
О чем предупреждает профессор своего ученика?Молодой художник, страдая от холода и голода, задумывается над несправедливостями жизни. Найдите в тексте размышления героя.- Какие слова, с вашей точки зрения, являются важными, ключевыми для понимания его натуры
Номер слайду 12
— Да! терпи, терпи! — произнес он с досадою. — Есть же наконец и терпенью конец. Терпи! а на какие деньги я завтра буду обедать? Взаймы ведь никто не даст. А понеси я продавать все мои картины и рисунки, за них мне за все двугривенный дадут.
Номер слайду 13
Иногда становилось ему досадно, когда он видел, как заезжий живописец, француз или немец, иногда даже вовсе не живописец по призванью, одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красок производил всеобщий шум и скапливал себе вмиг денежный капитал
Номер слайду 14
завидно рисовалась в голодном его воображенье участь богача-живописца; тогда пробегала даже мысль, пробегающая часто в русской голове: бросить все и закутить с горя назло всему.
Номер слайду 15
Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами
Номер слайду 16
Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое; вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе.
Номер слайду 17
-Какое чувство вызывает у Чарткова купленный портрет?-Страх, испытанный им, когда он вглядывался в портрет неизвестного мужчины, определил кошмарные события сна и ощущение ужаса, пережитое им во сне. Итак, какой сон снится Чарткову?
Номер слайду 18
Номер слайду 19
Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. Берегись; тебя уж начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском... Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи.
Номер слайду 20
-Задумаемся, что в характере героя предопределило его духовное падение, где он проявил слабость?
Номер слайду 21
-На что решает потратить эти деньги Чартков?- Как меняются его мысли под влиянием золота и внутреннего голоса?
Номер слайду 22
-В какой момент Чартков отказывается от самого себя, предает себя, свой талант?
Номер слайду 23
Номер слайду 24
Принятие неправедных денег оказалось роковым,фатальным для таланта героя. Но вспомним художника, сумевшего освободиться из-под влияния портрета и создавшего поистине великое произведение искусства. Значит, встреча с дьявольским не всегда ведет к гибели, многое зависит от человека, и семена зла могут прорасти или не прорасти в человеческой душе.
Номер слайду 25
-Как стал проводить время Чартков? -Как изменилось его отношение к искусству? По просьбе академии художеств Чартков должен дать отзыв о картине русского художника, присланной из Италии.- С какой целью Гоголь так подробно описывает тернистый путь живописца?
Номер слайду 26
Что почувствовал Чартков, увидев картину? Автор пишет, что «вся жизнь его была разбужена».- Как вы понимаете эти слова? -Чартков судорожно принимается за работу. Почему же несмотря на все усилия он так и не смог написать картину?