Позакласний захід з фізики "Конкурсна программа "Знатоки фізики""

Про матеріал
підвищити інтерес школярів до вивчення фізики, підтримати талановитих учнів, активізувати творчу діяльність, розвивати творчість думки, виховувати культуру поведінки.
Перегляд файлу

Конкурсна програма «Знатоки фізики»

Мета: підвищити інтерес школярів до вивчення фізики, підтримати талановитих учнів, активізувати творчу діяльність, розвивати творчість думки, виховувати культуру поведінки.

Хід.

Внимание!Внимание!Внимание!

Мы сегодня представляем Вам конкурсную программу «Знатоки физики». Приветствуем участников этой программы.  Это команда «……………..», капитан ________________________, и команда «……………………» капитан __________________________.

И конечно, же наше жюри:

1.

2.

3.

Ведущий 1.Прогуливаясь в лесу, грецкий философ разговаривал со своим учеником.  «Скажи мне, спросил юноша, почему тебя так часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, у тебя есть богатый опыт, и ты учился у великих людей. Почему же для тебя осталось многое неизведанным и так много возникает вопросов?». Размышляя, философ нарисовал посохом перед собой две сферы: одна маленькая, а другая – большая. «Твои знания – это маленькая сфера, а мои большая. А всё  что за этими сферами – это неизвестное. Чем больше сфера, тем больше она соприкасается с неизвестным. Чем больше круг твоих знаний, тем больше граница его с тем чего ты не знаешь. И дальше: чем больше узнавать нового, тем больше будет возникать вопросов». Мудрец дал исчерпывающий ответ.

Ведущий 2. Сегодня мы попробуем определить круг ваших знаний, хоть немножечко расширить его. И искренне желаем, чтобы в ваше голове рождались новые вопросы, и появлялось желание находить ответы на них.

Ведущий 1.

Встречу, мы откроем вальсом.

Вы же наблюдайте вместе,

Как физические законы

Проявляться будут в танце этом.

Ведущий 2.Командам предлагается подготовить выступление «Механическая теория танца». Объяснить на основе законов механики движение танца. Итак, внимание, вальс!

Пара танцует вальс ( или видео)

Ведущий 1.А пока мы предлагаем болельщикам и зрителям прослушать следующую информацию.

Пизанская башня построена полностью из белого мрамора. Стены возле основания – четырёх – метровой толщины. В башне восемь этажей. Она достигает высоты 54,5 метра, что равно высоте 15 этажного дома. К вершине ведут лестницы, состоящие из 300 ступенек. Верхняя часть башни отклонена от вертикали на 5 метров. Её называют падающей башней.

Ведущий 2.Рост космонавтов во время космического полет увеличивается приблизительно на 5 см. Их позвоночник немного удлиняется , так как земное притяжение, которое сдавливает позвоночник, в космосе отсутствует.

Ведущий 1.На вершине Эвереста, где давление ниже, чем на Земле, вода закипает при температуре всего лишь 70 0С

Ведущий 2.А на Марсе атмосферное давление в 100 раз меньше, чем на Земле, вода там закипела бы при 5 0С.

Ведущий 1.На Луне вообще нет атмосферы. Если из космической кабины чашку воды вынести на лунную поверхность, - вода сразу же выкипит.

Ой, что-то мы заговорились. Давайте мы сейчас послушаем, как команды справились с первым заданием.

Итак, «Механическая теория танца»

Слово команде 1 «…………………………»

Слово команде 2 «,…………………………»

А сейчас слово жюри.

Ведущий 2.Переходимк домашнему заданию. Командам нужно было подготовить интересную информацию о физическом явлении.

Слово команде 2 «,…………………………»

Мы  расскажем о том, как образуется смерч.

Происхождение смерчей в природе объясняются физическими причинами – мощными завихрениями воздушных масс при прохождении грозовых туч. Смерчи состоят как бы из двух частей. Верхняя представляет собой своеобразный «хобот», который опускается из грозовой электрически заряженной тучи. Это водяной пар, который сконденсировался при вращении в грозовой туче. А нижняя часть – это столб воды, который закипел и поднялся на встречу заряженному электрически туманному столбу.

Видеоролик.

Опыт. Налить в миску воды и поднести к ней электрически заряженную палочку. Вода сразу же притянется к ней.

Слово команде 1 «…………………………»

Мы  расскажем о том, как образуются миражи.

Мираж возникает вследствии преломления и отражения световых лучей, которые идут от предметов к глазу наблюдателя через слои воздуха разной плотности. На поверхности  слоя воздуха с меньшей плотностью образуется в воде зеркало, в котором и отражаются разные предметы. В степях, пустынях, над сильно нагретой землей возникает тонкий шар горячего воздуха, который и отражает предметы расположенные выше: деревья, небо, горы. Путешественникам отражение неба иногда кажется озером или морем, и они спешат к ним. Это нижний мираж.

Если слой воздуха находиться возле земли, более холодный, а значит и более плотный, а над ним располагается слой воздуха с меньшей плотностью, то от поверхности этого слоя отражаются предметы, расположенный ниже от него . Это верхний мираж.

Есть еще и боковой мираж: изображения появляются слева или справа от него, чаще возле сильно нагретых скал или стен.

Оценки жюри.

А сейчас конкурс капитанов.

Наши экспериментаторы приготовили опыты, которые капитаны должны объяснить.

Опыт №1Выдуть большой мыльный пузырь. Отделить его от трубки. Понаблюдайте за ним и объясните поведение пузыря.

Ответ. Пузырь сначала поднимается вверх, а потом опускается вниз. Причина этого такая: только надутый пузырь наполнен теплым воздухом, который легче, чем воздух в комнате, поэтому начинается подъем. Постепенно воздух в пузыре остывает, и пузырёк опускается.

Опыт №2 Воду наливаем в бумажную коробочку на нитках и  нагреваем ее на спиртовке. Вода закипает,  а коробка из бумаги не загорается. Почему?

Ответ.В капилляры проникает вода и смачивает коробку. В результате температура бумаги будет такая же, как и температура воды, т.е. 100 0С. А загорается бумага при 200 0С.

Опыт №3 «Паровая вертушка»

Цель: нагревая яйцо заставить его вращаться.

В сыром яйце сделать два отверстия иглой так, чтобы прокол у одного яйци был справа, а у другого – слева. Перемешав содержимое яйца спицей, в одно из отверстий вдувают воздух, чтобы удалить белок и желток. Обвязать яйцо тонкой проволокой, а сверху к поволоке привязать нить и, держа за нить, подвесить яйцо над пламенем горелки. Через некоторое  время из отверстий начинает вырываться пар, а яйцо начинает вращаться. Объясните наблюдаемое.

Ответ . Пар, выходя из острого конца яйца по направлению к нам, толкает этот конец по направлению от нас, и этот конец получает толчок по направлению к нам. Яйцо вращается.

Опыт №4« Щепотка соли»

Цель: вынуть лед из воды не прикасаясь к нему рукой.

Опустить небольшой кусочек льда в стакан с водой  и попытаемся вытащить лед   из воды с помощью щепотки соли и нитки. Надо положить на лед нитку и присыпать поваренной солью. Нитка примерзнет к льдинке и потянув за нее можно вытащить льдинку из воды. Почему льдинка примерзнет к нитке?

Ответ.Образуется охлаждающая смесь. Нитка примерзнет к льдинке.

Опыт №5  «Прищепка- акробат»

Положить на стакан открытку. Поставить на открытку бельевую прищепку, чтобы она находилась над серединой стакана. Резко и сильно щелкнуть по открытке пальцем, чтобы она отлетела в сторону. Прищепка падает в стакан в своем положении, а иногда переворачивается. Почему?

Ответ. Открытка сдвигается так быстро, что не успевает увлечь за собой открытку . Прищепка падает вниз благодаря силе тяжести.

Опыт №6

С тонкой бумаги вырезать спираль «змею». В середине ее «головки» выдавить углубление надеть на ее грифель вертикально поставленного отточенного карандаша. Поднести карандаш со «змеей» к горящей свече. Что наблюдается и почему?

Ответ.Воздух над свечой нагреется и расширится, вследствие чего его плотность уменьшится, и он начнет подниматься вверх. Холодный воздух будет опускаться вниз. Конвекционные потоки начнут вращать змею.

Опыт №7 «Стрелка»На банку приклеить стрелку, а затем налить воды. Стрелка повернется в другую сторону. Объясните почему.

Ответ. Вода создает эффект линзы.

Опыт №8 « Стеариновый мотор»

В свечу вставить иголки, и поставить ее на 2 стакана. Зажечь ее. Что происходит?

Ответ. Когда свеча уравновешена, то момент сил спава и слева одиноков, а когда горит, теряя вещество, момонт слева и справа неодинаковый. Поэтому свеча приходит в колебание.

Оценки жюри.

Ведущий 1.

Мы посмотрели выступление капитанов, а теперь познакомимся ближе с командами. Итак, турнир «Кто больше?»

Участникам нужно ответить на как большее количество вопросов. Если ответа нет, можно сказать «дальше», но ответ тогда озвучит ведущий.

Слово команде 1 «………………………»

  1. Как называется прибор для измерения температуры? (термометр)
  2. Что в переводе с греческого означает слово физика ? (природа)
  3. Что означает слово «эврика»? (нашел)
  4. Чем зажигают олимпийский огонь  на горе Олимп в Греции? (сферическими зеркалами)
  5. Кто написал книгу «Математические начала натуральной философии» (Ньютон)
  6. Сколько полюсов имеет магнит ? (два)
  7. Расшифруйте абревиатуруКПД? (коэффициет полезного действия)
  8. Время – это векторная величина или скалярная? ( скалярная)
  9. Где вес тела больше на Земле или на Луне? (на Земле)
  10. В каких единицах измеряется количество теплоты? ( ДЖ)
  11. Имеются ли в ядре атома електроны? (нет)
  12. Сколько тактов имеет двигатель внутреннего сгорания? (4)
  13. Что имеет большую массу протон или электон? (протон)
  14. Сколько фокусов у собирающей линзы? (2)
  15. На какой башне проводил свои опыты Галилей? (на Пизанской)
  16. Из чего состоит молекула? (из атомов)
  17. Какое вещество имеет большую теплоемкость: вода или железо?(вода)
  18. Как взаимодействуют разноименные заряды? (притягиваются)
  19. В честь какого ученого названа единица измерения заряда? (Кулона)
  20. Что измеряют барометром? ( давление атмосферы)
  21. Какую физическую величину измеряют в Ньютонах? (силу)
  22. Излучает ли лед тепло? (да)
  23. Всегда ли равны путь и перемещение? (нет)
  24. В какую погоду быстрее сохнет бельё: в ветреную или безветренную?(в ветреную)
  25. Как называется модель атома по Резерфорду?(планетарная)
  26. Какой энергией обладает тело поднятое на некоторую высоту? (потенциальной)
  27. Что обозначает слово «дина»? (сила)
  28. Где скорость молекул больше: в воде или в паре?( в паре)

 

Слово команде 2 «………………………»

  1. Как называется разряд электрического тока в небе? (молния)
  2. Как называется собирающая линза в глазу? ( хрусталик )
  3.  Где меньше давление на горе или под ней? ( на горе)
  4.  Как называется температурная шкала, которую в 1742 году построил шведский ученый? (шкала Цельсия)
  5. Как изменяются линейные размеры и объем тел при повышении температуры? (увеличиваются)
  6. Назовите способы изменения внутренней энергии? ( работа и теплообмен)
  7. Происходит ли конвекция в твердых телах? (нет)
  8. Что легче нагреть на 1̊ С: воду ли лед? (лед)
  9. Что означает слово турбина? (вихрь)
  10. Каков заряд эбонитовой палочки потертой о шерсть? (отрицательный)
  11. Кто определил значение заряда электрона? (Иоффе и Милликен)
  12. Кто открыл понятие плотности? (Архимед)
  13. Как называется прибор для измерения скорости? (спидометр)
  14. Что измеряют психрометром? (влажность)
  15. Какая физическая величина характеризует скорость выполнения работы?  (мощность)
  16. Как называется движение, которое возникает при отделении от тела некоторой его части с некоторой скоростью? (реактивное)
  17.  В каких единицах  в системе СИ измеряют давление? (Па)
  18.  Кто ввел в науку слово «физика»? (Аристотель)
  19. Кому по легенде яблоко упало на голову, и он открыл закон всемирного тяготения? (Ньютону)
  20. Что тяжелее тонна или центнер? (тонна)
  21. Общее название протонов и нейтронов? (нуклоны)
  22. Электрически нейтральная частица? (нейтрон)
  23. Переход тела из твердого состояния в жидкое? (плавление)
  24. Какой ученый первым измерил атмосферное давление? (Торричелли)
  25. Сколько тел берет участие в электризации? (2)
  26. Как звали Ломоносова? (Михаил Васильевич)
  27. Кто говорит на всех языках? (эхо)
  28. Кто окунувшись в ванну, по легенде, кричал «эврика»? (Архимед)

Слово жюри

Итак, 1 команда ответила на --- вопросов.

Итак, 2 команда ответила на --- вопросов.

Ведущий 1. Физику как и математику, принято считать точной наукой. Бытует мнение, что литература, исскуство, поэзия должны уступать место точному эксперименту, доказательствам и формулам. Мы считаем  ошибочной мысль о несовместимости науки и исскуства на уроках физики. И предлагаем нашим командам это доказать. Команды должны пропеть отрывки песни или стиха, в которых встречаются физические явления или термины.

Итак,  у команд есть время на обдумывание, а у нас рекламная пауза. Полезные экологические советы.

  1. Берегите вюду энергию! Помните, что одна 100-ватная лампочка дает на 20% больше света, нежели две 60- ваттые.
  2. Выращивайте комнатные растения. Они способны на протяжении 24 часов поглощать до 87% загрязнений воздуха, и в том числе – бензол, трилорэтан, формальдегид  и т.д.
  3. Не сидите перед работающим телевизором ближе 2 м , и дольше 4 часов на  день, т.к. это вредно для здоровья - он является  источником рентгеновского излучения.
  4. Не забывайте мыть оконные стекла, особенно осенью. Запыленное стекло задерживает от10 до 30% солнечного света, и вы вынуждены будете пользоваться зимой дольше искусственным освещением.
  5. Не палите сами и на позволяйте палить другим опавшие листья  с деревьев ни  в садах,  ни в парках. Опавшая листва выполняет несколько экологических функций: она как одеяло, защищает корни деревьев от мороза, а летом от жары, аккумулирует влагу, служит пристанищем для большинства полезных насекомых, и разлагаясь, становиться удобрением для почвы. Сгоревшая листва – это загрязненный воздух, уничтоженная жизнь на участке под огнем.

Ведущий 2. Итак, команды должны пропеть отрывки из песни или стиха, в которых встречаются физические явления или термины. Внимание, слово командам. Команды по – очереди представляют свои отрывки.

Например

Облака – белокрылые лошадки

Облака – что вы мчитесь без оглядки.

 

Эх, мороз, мороз,Не морозь меня.

 

Листья желтые над городом кружатся.

 

Я буду долго гнать велосипед, В глухих лесах его остановлю.

 

Он уехал  прочь на ночной электричке.

 

Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам.

 

В лютый холод песня нас согреет.

 

За 4 моря за 4 солнца ты меня увез бы

 

И уносят меня в звенящую снежную даль

Три белых коня: декабрь, январь и февраль.

 

Голубой вагон бежит качается , скорый поезд набирает ход.

Слово жюри.

Ведущий 1. Пока наше жюри подводит  итоги нашего конкурса, мы предлагаем болельщикам ответить на несколько вопросов.

  1. Вы не обходитесь без этого прибора на уроках геометрии, его можно использовать на уроках черчения, физики, географии.(транспортир)
  2. А этот инструмент знает с детства каждый школьник, его с успехом можно использовать  на уроках языка и физики, математики и истории. (линейка)
  3. С помощью этого физического тела Ньютон окончательно убедился в существовании закона всемирного тяготения, особенно, когда это тело упало ему на голову. (яблоко)
  4. Это физическое тело помогает до слез понять, что природе существует явление (диффузии).

Молодцы болельщики.

Участников просим выйти на сцену. Команда, которая стала победителем конкурса «Знатоки физики» награждается ……

Команда ……………

Ведущий1. Вот и подходит к концу наша встреча.

Ведущий2.  Я думаю, что вы узнали много нового и поучительного для себя. Много чего вы услышали впервые, а много из того, что говорили, вы уже знали.

Ведущий1. Выдающийся русский писатель Лев Толстой говорил, что человека можно оценивать дробью, знаменатель которой составляет то хорошее, что человек думает о себе сам, а числитель – то хорошее, что про этого человека думают другие. Желаю всем, чтоб счастье прибавлялось, а горе отнималось, чтобы достаток приумножался, а любовь делилась.

Ведущий 2. Пусть физика будет вам другом и поможет в жизни не раз.

Ведущий 1.  Мы желаем  всем счастья, здоровья, а также творчества и вдохновения от встречи с наипрекраснейшей из наук физикой!

(Звучит песня на мотив «Надежда»)

Фізика – наука чарівна,

Формули, закони, теореми.

Допоможе в світі нам вона

Вирішити всі наші проблеми!

Вивчили напам’ять ми усе,

Формули важкі запам’ятали

І задачі Кирика усі

Ми давним – давно вже розв’язали .

Приспів

Закони – наш компас земний,

Без них ми нічого не вдієм,

З Паскалем, Ньютоном, Кюрі

Ми легко життям володієм.

 

Не забудем фізики предмет,

Будем пам’ятати все, що вчили.

Лінзи, динамометр, амперметр

Ми застосувать в жизні зумієм

Допоможе нам експеримент

В глибину науки зазирнути,

І зумієм кожен інструмент

Без вагань узяти в свої руки.

Приспів.

 

 

 

 

 

 

 

1

 

docx
Додано
30 квітня 2020
Переглядів
663
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку