Предпосылки Национально-освободительной войны. Богдан Хмельницкий

Про матеріал
Раздел 3. Национально-освободительная война украинского народа сере-дины XVII в. Предпосылки Национально-освободительной войны. Богдан Хмельницкий
Перегляд файлу

 

 

Дата ___________ История Украины 8 класс

Урок № 17

 

Раздел 3. Национально-освободительная война украинского народа середины XVII в.

 

Тема урока. Предпосылки Национально-освободительной войны. Богдан Хмельницкий

Цель урока: 

  • применять и объяснять на примерах понятие "Национально-освободительная война";
  • выяснить предпосылки и факторы развертывания национально-освободительной войны середины 17 века, используя исторические источники;
  • характеризовать роль крупнейших сражений Национально-освободительной войны в развертывании национально-освободительной борьбы и называть их даты;
  • показывать на карте территорию Запорожья, движение повстанческого войска во главе с Б. Хмельницким в период 1648 - 1649 гг., места основных сражений;
  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, интереса к историческому прошлому своего народа.

Тип урока: урок изучения нового материала, формирование умений и навыков.

Оборудование: атлас,контурная карта «Национально-освободительная война украинского народа под предводительством Б. Хмельницкого; портрет Б. Хмельницкого; раздаточный материал; иллюстрации в учебнике История Украины 8 кл., Власов, Генеза, с. 114-120.

Понятия: Национально-освободительная война.

Ожидаемые результаты:

• Осознать, что война была национально-освободительной, антифеодальной, антикрепостнической:

• Запомнить и уметь проанализировать предпосылки, причины войны;

• Раскрыть исторический портрет Богдана Хмельницкого.

• Запомнить основные сражения начала войны.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Добрый день всем, присаживайтесь. Дети, на нашем уроке сегодня присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь. Теперь поднимите все глазки на меня (улыбнуться) и начинаем работу.

 

  1. Актуализация опорных знаний

Задание на повторение

«Незаконченное предложение» (закончите предложение):

  1. Казак - это ... (свободный вооруженный человек).
  2. Казаки воевали против ... (татар, турок).
  3. Первым гетманом был ... (Вишневецкий).
  4. Его прозвище было ... (Байда).
  5. Первая Сечь была построена на ... (о. Малая Хортица).
  6. Сагайдачный прославился ... (морскими походами).
  7. В начале 17 в. Украина находилась под властью таких государств ... (Российская империя, Речь Посполитая, Османская империя).
  8. Причиной Хотинской войны была ... (борьба Османской империи за Польшу).
  9. Казаки остались недовольны ее результатом, потому что ... (не получили привилегий, которые им обещали).
  10.  Высшая военно-административная и судебная власть на Сечи принадлежала(кошевому атаману или гетману).

 

  1. Организация учебной деятельности

Учитель: Сегодня мы начинаем изучение темы «Национально-освободительная война украинского народа середины XVII в."

Тема первого сегодняшнего урока “Предпосылки Национально-освободительной войны. Богдан Хмельницкий” .  (Записать тему на доске и в тетради) .

Учитель: К концу 1640-х гг. Украина и ее народ были вполне готовы к началу важнейшего события в истории Украины XVII в. – Национально-освободительной войне против польского господства. Национально-освободительная война 1648 - 1657 года является безусловным и одним из самых ярких доказательств того, что украинцы - народ очень благородный и который не терпит быть покоренным.

Учитель: В течение сегодняшнего урока мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Предпосылки и причины войны.

2. Богдан Хмельницкий и подготовка к войне.

3. Начало Национально-освободительной войны и места основных сражений.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова самого Б. Хмельницкого : «Виб’ю з лядської неволі руський нарід увесь! Перше я за свою шкоду і кривду воював, тепер буду воювати за нашу православну віру!»

 

  1. Мотивация учебной деятельности

С возникновением казачества, в конце ХV - начале ХVI в. в Украине прокатилась волна казацко-крестьянских восстаний, вызванных усилением польского гнета на украинских землях. Каждое последующее восстание казаков отмечалось более высоким уровнем организованности, охватывало все большую территорию, количество повстанцев также возрастало. Украинский народ осознавал, кто выступает его врагом. И в середине XVII века. начинает разворачиваться с новой силой национально-освободительная борьба, борьба за освобождение из-под власти Речи Посполитой.

Вопрос: - А когда возникла Речь Посполитая? (1569 г.)

 

  1.  Изучение нового материала
    • Работа над понятием

Учитель: Давайте выясним, что такое национально - освободительная война?

Вопрос: - Что такое война?(заслушать варианты).

      - А что значит национально - освободительная война? (движения порабощенных народов за свержение чужеземного господства, ликвидация национального и колониального угнетения, завоевание национальной независимости)

итак, Национально-освободительная война 1648 – 1657 гг. - это вооруженная борьба украинского народа под предводительством Б. Хмельницкого за освобождение от польского господства. (записать в тетради)

Учитель: Приступаем к изучению первого вопроса: Предпосылки и причины Национально-освободительной войны.

Учитель: У меня к вам есть несколько вопросов:

  • Вспомните, какие украинские земли входили в состав Речи Посполитой? (Волынь, Подолье, Киевщина, Галичина, Подляшье, Холмщина, Запорожье).
  • Какие сословия польского общества были господствующими в этом государстве? (Господствующими сословиями общества в Речи Посполитой были магнаты и шляхта).
  • А на какие сословия делилось украинское общество XVII в.? (Украинское общество XVI-XVII веков делилось на следующие состловия: шляхта, духовенство, мещане, крестьяне и новая социальная прослойка, которая сформировалась в первой половине XVII века  – казачество).

Учитель: В истории известны различные пути государствообразования. Это могли быть и войны, и революции, но главное, что ключевую роль в этом играл народ, который боролся за свою свободу, за самоопределение, за свое место на политической карте мира. Значительное событие исторической эпохи, которое мы изучаем в 8-м классе, - Национально-освободительная война 1648 – 1657 гг. Именно вследствие этого события в нашей стране появилось Украинское казацкое государство - Войско Запорожское.

Начало Национально-освободительной войны Хмельницкого в 1648 году перевернуло всю Речь Посполитую. На украинских землях накопилось много проблем, которые долгое вре-мя не решались и в конце концов они разожгли начало войны.

Работа в малых группах:

Учитель: Сейчас вам необходимо объединиться в малые группы, по 4 человека, и используя материал, который находится у вас на партах ответить на вопросы, которые находятся в конце документа. Также перед вами памятки работы в группах. (ученики ознакамливаются с документами)

 

  • Вопросы:
  • 1-я группа:  1. В каком положении находились украинские крестьяне в Речи Посполитой? (шляхтич мог делать с крестьянином все, что хотел, - продать, обменять, даже убить, - и крестьянин нигде не находил на него управы, потому что закон был всегда на стороне господина)

       2. Какие права имели украинские крестьяне? (никаких)

       3. Какие повинности отбывали крестьяне в пользу польской шляхты? (Барщина

достигла трех- или четырехдней, а в некоторых регионах 5-6 дней в неделю)

 

  • 2-я группа: Что возмущало казаков в их положении?
  • 3-я группа: О каких особенностях положения православных в Речи Посполитой свидетельствует документ??

Учитель: Итак, причины Национально – освободительной войны: (записать в тетради)

  1. Рост крупных землевладений поляков;
  2. закрепощение крестьян, увеличение барщины, поборов, повинностей;
  3. экономические притеснения мещан и казаков;
  4. ущемление православной церкви, окатоличивание.

Учитель: Давайте определим, какие группы населения были недовольны своим положением? (Крестьяне, казаки, мещане, украинская шляхта, православное духовенство).

 

  1. Богдан Хмельницкий и подготовка к войне

Учитель: В Украине Недовольство народа росло, как снежный ком. Но что еще необходимо, чтобы началось открытое выступление? Конечно же тот, кто возглавит эту борьбу и этим человеком стал Богдан Хмельницкий (демонстрация портрета Хмельницкого).

Учитель: Сообщение о биографии и личных качествах Б. Хмельницкого на сегодня подготовила Чиж Валерия.  Вы же, должны будете внимательно слушать Леру и выписать в тетрадь все прилагательные из рассказа касающиеся личных качеств гетмана Хмельницкого, которые услышите. Поэтому будте внимательны!

- Вспомните, что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает? (какой, какая…?)

 

  • Задание: Ознакомиться с п. 2 (с. 115 1, 2, 3 абзац) и используя прием маркировки текста, обозначить опорные слова, касающиеся мероприятий подготовки к войне.
  • Вопрос: (используя опорные слова дать ответ на вопрос) К каким мерам прибег Б. Хмельницкий для подготовки к войне?

Учитель: Одновременно Хмельницкий ведет переговоры о поддержке со стороны Турции и особенно -  Крымского ханства. В марте 1648 года украинские послы заключили военно-политический союз с крымским ханом Ислам-Гиреем III. На этот непопулярный союз гетман пошел, чтобы избавить себя от войны на два фронта, а также чтобы укрепить свое войско за счет татар.

Учитель: Рассмотрение последнего вопроса сегодняшнего урока:

  1. Начало Национально-освободительной войны и места основных сражений

совместим комментированным чтением, работой с исторической картой и заполнением таблицы.

Используя карту на с. 116 и текст учебника с. 117 – 118 заполним таблицу (таблицу в тетрадь)

 

Военная кампания 1648 г.

Дата

Битва, событие

Результат

5 – 6 мая

1648 г.

Первая битва на

берегах реки Желтые Воды

Повстанцы окружили польское войсько

и вскоре разгромили его.

16 мая

1648 г.

Битва под Корсунем

Польское войсько было разгромлено

13 сентября 1648 г.

Битва под  Пилявцами

Поражение польской армии

сентябрь-ноябрь 1648 г.

Поход на Львов и Замостье

Почти все украинские земли освобождены от польського господства

 

  • Задание:
  1. Рассмотрите карту на с. 116. Каким условным обозначением отмечены походы казацкого войска 1648 г.? (красная стрелочка)
  2. Рассмотрите карту на с. 116. Откуда началось движение повстанческого войска во главе с Б. Хмельницким весной 1648 г.? (Запорожье, Никитская Сечь)
  3. Посмотрите на карту и скажите где состоялись первая и вторая битвы Национально-освободительной войны? (Желтые Воды и Корсунь). Что говорится о этих битвах в учебнике (с. 117 п.3 первый абзац). Давайте прочитаем и заполним таблицу.
  4. Читаем второй абзац п.3. Куда тронулось войсько Б. Хмельницкого после первых битв? (на запад, собирать войска в Белой Церкви).
  5. Найдите на с. 118 третий и четвертый абзац сверху, прочитайте. Где достоялась последняя, наибольшая, битва в 1648 г.? Что запишем в таблицу?
  6. Какие результаты имела военная кампания 1648 г.? (победные битвы)

Учитель: итак, в результате победоносных сражений и общенационального восстания на середину ноября 1648 г. завершилось освобождение этнической украинской территории, где интенсивно формировались государственные институты.

VI. Закрепление изученного материала

  1. Вычислите, сколько прошло лет от начала Национально-освободительной войны до настоящего времени? (2018-1648=370 лет)
  2. Почему война называется “Национально-освободительной”? (казацкое восстание против господства Польши поддерживали не только крестьяне и городская беднота, но и духовенство, состоятельные мещане, мелкая украинская шляхта, это все переросло во всенародную войну, которую историки назвали Национально-освободи-тельной)
  3. Назовите битвы Национально-освободительной войны: Желтоводская, Корсунская, Жовнинская, Пилявецкая, Хотинская.

Если остается время

  1. Сейчас предлагаю вам составить кроссворд  используя те знания,которые вы получили на уроке. (до 6-ти слов)

Приведите примеры, какие слова вы используете?

 

VII. Итоги урока

Итак, перед нами предстала фигура Богдана Хмельницкого, - человека-легенды.

Возглавленная Богданом Хмельницким освободительная война украинского народа стала кульминацией украинской истории 16 - 17 вв. Украинский народ сбросил польское господство, освободился от крепостного гнета и отстоял свою исконную православную веру. Управляемый славным гетманом, он реализовал естественное право на создание собственного государства.

Народе  мій…

Найменше  думаю  про  себе.

Я що?  Краплина  в  океані

Народе  мій!  Твоя  потреба

Мені  щемить,  мов  сіль у рані

Ти  дав  мені  широку  вдачу,

Безсмертну  пісню.  Срібну  мову

З  тобою  я сміюсь і плачу

Вмираю  й  воскресаю  знову…

Думаю, что эти строки очень точно характеризуют стремление Хмельницкого и его преданность отстоять права своего народа, своей нации.

VIII.  Оценивание. Домашнее задание

  1. § 17 п. 1 – 3.
  2. Отметте на контурной карте (с. 6): походы казацкого войска 1648 г., битвы и события 1648 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1 группа)

Положение крестьян накануне войны

Последнее десятилетие перед освободительной войной 1648-1654 гг. было время особенно жестокого феодального гнета. Польские и полонизированные украинские магнаты, захватив плодородные украинские земли и заняв все административные должности - воевод, старост, и др., - хищнически грабили природные богатства, невероятно эксплуатировали население, прежде всего крестьян. Барщина во "многих местностях Украины, в частности, в Восточной Галичине и на Волыни, достигла 5-6 дней в неделю." Ежедневно работать должны как зимой, так и летом », - говорится во многих инвентарях первой половины XVII в. Даже в районах Среднего Поднепровья, южной пристепных полосе на середину XVII в. крестьяне должны были еженедельно отрабатывать трех- или четырехдневную барщину. Кроме барщины, крестьяне платили феодалу также натуральные и денежные налоги, размеры которых непрерывно росли.

Положение ухудшалось еще и тем, что шляхтич мог делать с крестьянином все, что хотел, - продать, обменять, даже убить, - и крестьянин нигде не находил на него управы, потому что закон был всегда на стороне господина.

Вопрос:  1. В каком положении находились украинские крестьяне в Речи Посполитой?

       2. Какие права имели украинские крестьяне?

       3. Какие повинности отбывали крестьяне в пользу польской шляхты?

 

(1 группа)

Положение крестьян накануне войны

Последнее десятилетие перед освободительной войной 1648-1654 гг. было время особенно жестокого феодального гнета. Польские и полонизированные украинские магнаты, захватив плодородные украинские земли и заняв все административные должности - воевод, старост, и др., - хищнически грабили природные богатства, невероятно эксплуатировали население, прежде всего крестьян. Барщина во "многих местностях Украины, в частности, в Восточной Галичине и на Волыни, достигла 5-6 дней в неделю." Ежедневно работать должны как зимой, так и летом », - говорится во многих инвентарях первой половины XVII в. Даже в районах Среднего Поднепровья, южной пристепных полосе на середину XVII в. крестьяне должны были еженедельно отрабатывать трех- или четырехдневную барщину. Кроме барщины, крестьяне платили феодалу также натуральные и денежные налоги, размеры которых непрерывно росли.

Положение ухудшалось еще и тем, что шляхтич мог делать с крестьянином все, что хотел, - продать, обменять, даже убить, - и крестьянин нигде не находил на него управы, потому что закон был всегда на стороне господина.

Вопрос:  1. В каком положении находились украинские крестьяне в Речи Посполитой?

       2. Какие права имели украинские крестьяне?

       3. Какие повинности отбывали крестьяне в пользу польской шляхты?

 

 

 

( 2 группа)

Положение казаков

После подавления крестьянско-казацких восстаний 1637-1638 гг. на Украине польское правительство сеймовой «ординацией» 1638 г. лишил реестровцев самоуправления и ограничил реестр до 6 тыс. чел. Старший комиссар и полковники, назначаемые с шляхтичей польским правительством, всячески издевались над казаками, захватывали у них земли, отцов и матерей их превращали в крепостных, деньги, причитающиеся за службу, не платили.

“Господа правители и старосты в удовольствие себе невыносимо обижают нас и тяжело обижают, лишая не только убогого имущества, но и свободы, посягая на наши хутора, луга, сенокосы, мельницы, ставки ... И только кому-то из них у нас, казаков, что-то понравится, силой отбирают, а нас самих ... обдирают, бьют, мучают, в тюрьмы бросают на смерть за наши имения убивают ...”

Вопрос:  Что возмущало казаков в их положении?

 

( 2 группа)

Положение казаков

После подавления крестьянско-казацких восстаний 1637-1638 гг. на Украине польское правительство сеймовой «ординацией» 1638 г. лишил реестровцев самоуправления и ограничил реестр до 6 тыс. чел. Старший комиссар и полковники, назначаемые с шляхтичей польским правительством, всячески издевались над казаками, захватывали у них земли, отцов и матерей их превращали в крепостных, деньги, причитающиеся за службу, не платили.

“Господа правители и старосты в удовольствие себе невыносимо обижают нас и тяжело обижают, лишая не только убогого имущества, но и свободы, посягая на наши хутора, луга, сенокосы, мельницы, ставки ... И только кому-то из них у нас, казаков, что-то понравится, силой отбирают, а нас самих ... обдирают, бьют, мучают, в тюрьмы бросают на смерть за наши имения убивают ...”

Вопрос:  Что возмущало казаков в их положении?

 

( 2 группа)

Положение казаков

После подавления крестьянско-казацких восстаний 1637-1638 гг. на Украине польское правительство сеймовой «ординацией» 1638 г. лишил реестровцев самоуправления и ограничил реестр до 6 тыс. чел. Старший комиссар и полковники, назначаемые с шляхтичей польским правительством, всячески издевались над казаками, захватывали у них земли, отцов и матерей их превращали в крепостных, деньги, причитающиеся за службу, не платили.

“Господа правители и старосты в удовольствие себе невыносимо обижают нас и тяжело обижают, лишая не только убогого имущества, но и свободы, посягая на наши хутора, луга, сенокосы, мельницы, ставки ... И только кому-то из них у нас, казаков, что-то понравится, силой отбирают, а нас самих ... обдирают, бьют, мучают, в тюрьмы бросают на смерть за наши имения убивают ...”

Вопрос:  Что возмущало казаков в их положении?

(3 группа)

Положение православных

Социально-экономическое угнетение дополнялось жестоким национационально-религиозным гнетом. Используя измену крупнейших украинских магнатов и части высшего православного духовенства, польские шляхтичи силой насаждали в Украине католицизм и униатство, препятствовали развитию школ, образования, украинской культуры, притесняли православных и их веру, издевались над православными священниками, захватывали и разрушали церкви и монастыри.

Православие в Речи Посполитой испытывает таких притеснений, которые не терпят и греки в турецкой неволе: забрали у православных церкви, монастыри и кафедры, запрещено свободное проведениеслужб, бедные православные умирают без причастия, через отнятие церквей православные должны втайне хоронить своих умерших в подвалах и домах ...”

Вопрос: О каких особенностях положения православных в Речи Посполитой свидетельствует документ?

(3 группа)

Положение православных
Социально-экономическое угнетение дополнялось жестоким национационально-религиозным гнетом. Используя измену крупнейших украинских магнатов и части высшего православного духовенства, польские шляхтичи силой насаждали в Украине католицизм и униатство, препятствовали развитию школ, образования, украинской культуры, притесняли православных и их веру, издевались над православными священниками, захватывали и разрушали церкви и монастыри.

Православие в Речи Посполитой испытывает таких притеснений, которые не терпят и греки в турецкой неволе: забрали у православных церкви, монастыри и кафедры, запрещено свободное проведениеслужб, бедные православные умирают без причастия, через отнятие церквей православные должны втайне хоронить своих умерших в подвалах и домах ...”

Вопрос: О каких особенностях положения православных в Речи Посполитой свидетельствует документ?

(3 группа)

Положение православных
Социально-экономическое угнетение дополнялось жестоким национационально-религиозным гнетом. Используя измену крупнейших украинских магнатов и части высшего православного духовенства, польские шляхтичи силой насаждали в Украине католицизм и униатство, препятствовали развитию школ, образования, украинской культуры, притесняли православных и их веру, издевались над православными священниками, захватывали и разрушали церкви и монастыри.

Православие в Речи Посполитой испытывает таких притеснений, которые не терпят и греки в турецкой неволе: забрали у православных церкви, монастыри и кафедры, запрещено свободное проведениеслужб, бедные православные умирают без причастия, через отнятие церквей православные должны втайне хоронить своих умерших в подвалах и домах ...”

Вопрос: О каких особенностях положения православных в Речи Посполитой свидетельствует документ?

 

 

Биография Богдана Хмельницкого.

 

Богдан (Зиновий) Хмельницкий (1595-1657) - гетман Украины, создатель Украинского казацкого государства. Местом рождения считается хутор Суботов. Выходец из мелкой украинской шляхты. Образование получил в одной из киевских школ и во Львовской иезуитской коллегии. С юношеских лет Б. Хмельницкий находился на военной службе. В 1620 г. вместе с отцом участвовал в походе польского войска в Молдавию против турок. В битве под Цецорой отец погиб, а Богдан попал в турецкий плен, из которого его выкупили запорожцы. Вернувшись, он поступил в реестровое казацкое войско, позже стал писарем. Участвовал в походах против Крымского ханства, а во времена восстаний 30-х pp. XVII в. выступал на стороне казаков. В январе 1648 года. Возглавил Национально-освободительную войну. Во время национально-освободи-тельной борьбы проявил себя как опытный полководец, талантливый дипломат и выдающийся государственный деятель. Осмысливая опыт освободительной борьбы, сформулировал идею создания независимого Украинского государства в ее этнических границах и начал ее реализацию. Добился признания Украинского казацкого государства как субъекта международного права. Умер в Чигирине и был похоронен в Суботове в Ильинской церкви.

Гетман был непритязательным и скромным человеком в повседневной жизни, быту. Будучи руководителем страны, не присвоил себе ни одного имения. Продолжал жить в семейных усадьбах в Чигирине и Суботове. Как правило, носил обычную казацкую одежду и только в особо торжественных случаях надевал дорогие одежды. Усадьба в Чигирине ничем не отличалась от жилья зажиточных казаков.

Он был сдержанно прост, вежливый, простодушный и доступный для всех. Но как только взволновался чем-нибудь, если вывело его что-нибудь из его покоя, неожиданно взрывался его уличный характер, лавина страстей, демоническая энергия. Он говорил с такой силой, и экспрессией, рисовал смелые величественные картины, что очаровывали и пугали слушателя. Умел сплотить вокруг себя людей, созвездие лучших знатоков военного дела, закаленных в предыдущих восстаниях против Польши. Талантливых военных руководителей. Свои планы он проводил железной рукой, владетельным жестом. В своем лице скупчив все стремления своей эпохи, своего народа.

Известный политик и полководец Англии, современник Хмельницкого, Оливер Кромвель в своем письме обращался к нему: «Богдан Хмельницкий, вождь всех казаков запорожских, страх польского дворянства, завоеватель крепостей, гонитель антихристов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
10 лютого 2019
Переглядів
4039
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку