“Предупреждение стрессов с целью сохранение психологического здоровья педагогов”

Про матеріал
“Предупреждение стрессов с целью сохранение психологического здоровья педагогов” (CЛАЙД 1,2,3) В последнее время особо остро проявилась пробле-ма нервного перенапряжения, усталости, раздражительности и др. различных проявлений стрессов у педагогов. Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Стресс получил название болезни 20 - 21 века (СЛАЙД4) Рассмотрим основные признаки стресса: (СЛАЙД5) • физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, частые простуды и т.д.); • эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения па-мяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражитель-ность и т.д.); • поведенческие (постоянный поиск у себя различных за-болеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопы-вание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.); Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям. Практически любая ситуация в педагогической деятельности может стать потенциальным источником стресса. Насколько на-пряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия.
Перегляд файлу

 

                  

“Предупреждение стрессов с целью сохранение психологического здоровья педагогов”

 (CЛАЙД 1,2,3) В последнее время особо остро проявилась проблема нервного перенапряжения, усталости, раздражительности и др. различных проявлений стрессов у педагогов.

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Стресс получил название болезни 20 - 21 века (СЛАЙД4)

Рассмотрим основные признаки стресса: (СЛАЙД5)

  •                   физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, частые простуды и т.д.);
  •                   эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания,  ночные кошмары, раздражительность  и т.д.);
  •                   поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.);

Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям.

 

Практически любая ситуация в педагогической деятельности может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия.

 

Рассмотрим стрессовые ситуации: (СЛАЙД6)

  •                   неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких – то дел, спешка;
  •                   конфликт с директором или коллегами;
  •                   недостаточная квалификация;
  •                   чувство перегруженности работой, переутомляемость;
  •                   слишком высокая ответственность.

Группу риска наиболее стрессовых ситуаций составляют три профессиональные сферы – это здравоохранение, правоохранительные органы и образование. (СЛАЙД7)

Психологический дискомфорт учителя имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального.

           Психологический дискомфорт возникает при: (СЛАЙД8)
- физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;
- высокий уровень ответственности;
- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат.

Здесь  имеются  в  виду  не только физиологические факторы,(СЛАЙД 9) связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. Речь идет прежде всего о психологических  и  организационных трудностях: необходимость  быть  все время «в форме», невозможность выбора  учащихся, отсутствие  эмоциональной  разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и др.

 

Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования). Каждый из этих этапов сопряжен с определенными проблемами профессионального становления педагогов. (СЛАЙД10)

      На этапе адаптации к своей профессии возникают, как правило, трудности методического, психологического или социального характера.

     Этап самоактуализации в профессии связан с кризисами компетентности, с состоянием дискомфорта, тревожности, страха перед решениями новых задач, несоответствием своего профессионального уровня уровню ожиданий окружающих.

Эмоциональные ресурсы человека, оказавшего в такой ситуации, могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. К сожалению, под влиянием больших нагрузок и требований, предъявляемых профессией, учитель зачастую не использует психологические знания на практике. Страдают дети, попадая в неблагоприятную нервозную среду, страдает и педагог, расплачивающийся за все психосоматическими и нервно-психическими заболеваниями.    

Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т.к. главным инструментом учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, а личность учителя является главным фактором труда учителя, определяющим профессиональную позицию педагогической деятельности и педагогического общения. (СЛАЙД11)

С целью изучения психологического здоровья педагогов в нашей школе осущетсвляется диагностика педагогического коллектива школы: (СЛАЙД12)

  • Наблюдения за профессионально-педагогическими умениями педагогов;
  • За ведущими характерологическими особенностями;
  • Оценивается подход учителей к обучающимся на уроке;
  • Психологический портрет учителя
  • Выявляется негативная установка педагогов к учащимся
  • Мотивационная и стимулирующая деятельность
  • Определяется уровень комфортности в педагогическом коллективе
  • Стилевые особенности педагогов, речевое обшение
  • Выявляются взаимоотношения в педагогическом коллективе

 

Вы видите познавательные, волевые, социальные методы стимулирования педагогов нашей школы , на сколько владеют этими методами педагоги нашей школы, и как с годами показатели изменяются. Подробно на методиках выявления я останавливаться не буду, так как это не было целью моего выступления.  Но, диагностика позволяет выявить отклонения в психическом здоровье педагогов школы и дать им рекомендации по его сохранению.  (СЛАЙДЫ 13, 14,15,16,17,18 )

 

Учитель работает в режиме постоянного внешнего и внутреннего контроля. За день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь велики, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустоше-

ние – вот цена ответственности, которую платит учитель. (СЛАЙД19 )

 

Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, рефлексии, восстановления . Это своего рода техники безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности. (СЛАЙД 20)

 

Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания. Мы сегодня познакомимся с полезными психологическими, терапевтическими, релаксационными упражнениями из опыта работы нашей школы, которые, помогут вам, уважаемые педагоги поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность.

 

Упражнения на избавление от отрицательной энергии, способности контролировать ситуации. (СЛАЙД21 )

 

Упражнение «Психоэнергетический зонтик».

Упражнение проводится в первые минуты после начала урока или периодически в течение всего урока.

Учитель встает перед ребятами, желательно в центре классной комнаты, и в процессе объяснения урока старается представить, что над классом образуется своеобразный «зонтик», плотно накрываю-

щий всех учеников. Цель учителя: уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего урока.

Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в классе.

 

Упражнение “Настроение”. (СЛАЙД 22)

Нужно взять цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслаблено, левой рукой нарисовать абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как Вам больше хочется, в полном соответствии с Вашим настроением. Попробовать представить, что Вы переносите Ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Когда мы заканчиваем рисунок,  переворачиваем бумагу и на другой стороне листа пишем 5-7 слов, отражающих Наше настроение. Долго не думая, смотрим на свой рисунок, как бы заново проживая своё состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разрываем лист и его выбрасываем. Условно наше эмоциональное состояние переносится на рисунок.

Упражнение “Пресс”.(СЛАЙД 23)

Его рекомендуется практиковать перед работой в “трудном”  классе, разговором с “трудным” ребенком или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе.

Представляем внутри себя на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. Теперь резко выталкиваем пресс вместе с отрицательной энергией. Заканчивается упражнение расслаблением.

 

Упражнения на снятие  психомышечного напряжения, на уверенность в себе: (СЛАЙД24)

Упражнение «Гора с плеч»

Выполняется стоя, можно сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.

 

Упражнение “Замок(СЛАЙД25)

Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед в замке. Задержка дыхания (2— 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

 

Упражнение на расслабление мышц рук(СЛАЙД26 )

Педагоги часто сталкиваются с  профессиональными заболеваниями рук. Чаще всего профессиональные заболевания выражаются в нервно-мышечных болях в пальцах, запястье, предплечье и плечевом поясе, реже – в мышцах лица и корпуса.

  • Широко раздвигаем пальцы руки. Все пальцы, кроме большого, опускают на ладонь с лёгким нажимом. Ногтевые фаланги при этом не сгибают(СЛАЙД 27)

 

  • Упражнение направлено на выработку самостоятельных движений каждого пальца в отдельности. Ударяем по подушечке большого пальца последовательно подушечками указательного, среднего, безымянного и мизинца(СЛАЙД 28)
  • Веерообразно раскрываем пальцы в воздухе круговым движением от себя с одновременным раскрытием ладони.

 При возвращении в исходное положение пальцы собираются, второй палец соприкасается с первым.

(СЛАЙД29 )

 

  • Описываем круги каждым пальцем поочередно несколько раз. Сначала вниз, потом вверх. Это упражнение хорошо укрепляет ладонь и межкостные мышцы(СЛАЙД 30)
  • Вытягиваем прямо перед собой одну из рук ладонью вниз, пальцы сложены в кулак при минимальном напряжении. Кисть делает круговое движение при спокойном положении руки то вправо, руки то вправо, то влево .То же повторяют другой рукой. (СЛАЙД 31)

Упражнения-настрои. (СЛАЙД 32)

У учителя не всегда есть время и место, чтобы регулярно проводить психотехнические упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н. Сытиным. Он предлагает формулы, которые учитель может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.

 

  • «Настрой на работу». (СЛАЙД33 )

«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Она является для меня высшим смыслом моей жизни».

 

  • «Настрои в течение рабочего дня».

«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».

 «Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».

 «Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я открыт к диалогу с моими учениками».

 

  • «Настрой перед сложным разговором».

 «Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».

(СЛАЙД 34)

  • «Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности».

«Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрым, энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, энергию во всем теле».

 

  • Настрой на уверенность в себе.

« Я все умею. Урок у меня получиться. Я справлюсь с ситуацией.»

 

  • На любовь к профессии и детям.

«Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих учеников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу.»

 

  • «Утренние и вечерние настрои».

 «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь»

 «Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими учениками».

 

Звуковая гимнастика. (СЛАЙД 35)

Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.

 

Звук «О» — воздействует на сердце, легкие; (СЛАЙД36 )

Звук «Я» ; Звук «М» — воздействуют на работу всего организма; (СЛАЙД37 )

Звук «ХА» — помогает повысить настроение. (СЛАЙД38 )

Упражнение “Голосовая разрядка”(СЛАЙД39 )

Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе издать резкий звук  “Ух!”

 

В 1993 году разработанна учебно- оздоровительная программу “Мироток», направленную на восстановление здоровья человека.

Разработал ее Бендицкий Игорь Эдуардович - хирург, ортопед-травматолог, реабилитог. (СЛАЙД40 )

Cистема «Мироток» позволяет обучить человека методикам самостоятельного восстановления и поддержании стабильного состояния здоровья. Она включает в себя живописные картины Бендицкого. С помощью визуального восприятия сюжета, цвета и формы живописных полотен у человека формируется образный творческий процесс по восстановлению здоровья.

 

  • Картина "Отраженная осень" (СЛАЙД 41)

 Зеркальное отражение жизненных процессов требует от нас соблюдение правила: "не обманывай самого себя" и принимай реальность бытия. Живописное полотно нормализирует ритмические процессы в организме при стрессовых ситуациях.

 

  • Картина "Горное озеро" (СЛАЙД 42)

Глубина чистой воды и высота чистого горного воздуха - создают пространство для гармонии внутренннего мира человека.

 

  • Картина "Роза и янтарь" (СЛАЙД 43)

Гармония с прошлым, сегодняшним и будущим дает энергию жизни и здоровья.

 

  • Картина "Морской берег" (СЛАЙД 44)

Сюжетом картины является берег Балтийского моря в зоне теплого течения. Горячий песок берега переходит в холодные воды моря. Переход цвета на картине отражает оптимальный ритмический процесс в организме. Картина помогает в поддержании стабильного здоровья каждого человека.

 

Ослабить педагогический стресс можно, если: (СЛАЙД 45)

  •                   Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
  •                   Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
  •                   Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
  •                   В каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека.

Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого». (СЛАЙД46 )

 

Спасибо за внимание! (СЛАЙД47 )

 

 

 


Библиография:

 

1. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.
2. Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности: Мето дические указания/ Сост. М.М. Кашапов. – Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2001.
3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М.: Просвещение, 1991.
4. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Междунар. отношения, 1990.
5. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. - М.: Магистр.

6. Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е издание, - М.:1990.

7. Козлов Н.Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. М.1997.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
9. Щуркова Н.Е. Новые педагогические технологии. - М.: Новая школа, 1991.
 

 

 

 

 

 

 

1

 

doc
Додано
15 березня 2019
Переглядів
607
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку