Преобразование информации. Преобразование информации с текстовой в графическую форму з использованием схем, диаграмм.

Про матеріал
Преобразование информации. Преобразование информации с текстовой в графическую форму з использованием схем, диаграмм.
Перегляд файлу

Открытый урок  по информатике.

 4 класс.

Учитель информатики: Хамуда Виктория Владимировна

Тема:  Преобразование информации. Преобразование информации с текстовой в графическую форму  з использованием схем, диаграмм.

Цели урока:

Обучающие: подчеркнуть роль наглядных форм представления информации и преобразование информации, познакомить учащихся с построением диаграмм, дать представление о таблице, развивать у учащихся навыки работы с компьютером.

Развивающие: развить у школьников логическое мышление,  активизировать  мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, стимулировать  в учащихся интерес к предмету.

Воспитательные: привить  интерес к предмету,  навыки самостоятельной работы и роботы в группе.

Тип урока:  урок подачи нового материала

Форма проведения урока:  изучение нового материала

Методы обучения: самостоятельная работа, робота в группах, метод практических упражнений, наглядные, репродуктивные.

Оборудование:

  1.              Компьютерный класс, оснащенный современной компьютерной техникой, лицензионным программным обеспечением. Компьютеры образуют локальную вычислительную сеть. На компьютерах установлена операционная система Windows XP, с пакетом стандартных программ.
  2.              Мультимедийная доска, презентация, карточки с заданиями, учебник, тетрадь, оценочный лист.
     

Основные понятия:  наглядная форма представления, рисунок, фотография, карта, схема, условные знаки, диаграмма, таблица.

 

Основные этапы урока:

Этапурока

Минуты

 

І.

 

Орг. момент (Приветствие, мотивация научной деятельности)

1

ІІ.

Повторение и актуализация опорных знаний

3

ІІІ.

Первинное осмысление материала (Сообщение теми, целей, заданий урока)

12

ІV.

Первинное закрепление материала (Практическая робота )

15

V.

Закрепление и контроль новых знаний.

5

VI.

Итоги

2

VІI.

Постановка домашнего задания

2

 

Всего

40

 

ХОД УРОКА

  1.                     Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Я на протяжении урока вы будете зарабатывать смайлы за каждый правильный ответ и работу на уроке, в конце урока мы определим кто работал лучше всего, а кому будет нужно подучить новую тему.

Учитель: я вам предлагаю наш план урока, согласны ли вы со мной в правильном построении плана или нет? Если нет, то что нужно изменить?(Слайд 2)

 

Этап урока

Минуты

 I.

Приветствие

1

ІІ.

Повторение прошлой темы

3

ІІІ.

Изучение новой темы

10

ІV.

Физкультминутка (1)

2

V.

Практическая робота на компьютере

15

VI.

 

1

VІI.

Закрепление знаний (Кросворд)

5

VІII.

Итоги (подведение итогов)

2

IX.

Постановка домашнего задания

1

 

Всего

40

 

 

  1.                 Повторение и актуализация опорных знаний

 Учитель: Ребята, в качестве разминки, мы с вами выполним несколько заданий. Итак, первое, давайте вместе выполните следующие действия (слайд 3):

 

 Какое слово составила Совунья? (приз)

 На очереди второе задание (слайд 4):

 Что написал на карточке Крош? (слон)

 А теперь последнее задание (слайд 5):

 Какие букв были у Пина? (П и Ь)

 Ребята, что общего было во всех этих трех заданиях?

 Что такое алгоритм? (слайд 6)

  1.             Первинное осмысление материала.
  1.                   Формулировка темы урока.

 

Учитель: Перед вами текстовая информация. Прочитаем ее и попробуем представить картину: (слайд 7)

 

Огненное зарево окрасило небо. Поверхность океана казалась покрытой алым шелковым платком. Горы черной полосой стелились на горизонте.

 

Что вы себе представили? (учащиеся отвечают)

 

Вы видите у всех получилось разное описание. А теперь посмотрим на картину, написанную по этому описанию.(слайд 7)

Учитель: Как вы думаете как легче воспринимать информацию:

а) по рисунку или по тексту? (по рисунку)

б) почему? (информация наглядна).

Учитель: Действительно, проще воспринимается наглядная информация. Ведь даже появившийся на свет младенец не умеет ни говорить, ни ходить,  он воспринимает окружающий мир своими глазами. Поэтому тема нашего урока: «Преобразование информации. Преобразование информации с текстовой в графическую форму  з использованием схем, диаграмм.». (Слайд 8)

Учитель: Ребята, а как вы думаете какова цель урока? (познакомиться с наглядными формами представления информации, выяснить, необходимо ли людям наглядная форма представления информации  и научиться преобразовывать информацию).

 

  1.                   Постановка проблемы. Групповая работа.

 

Учитель: А нужна ли нам наглядная форма представления информации? А разобраться в этом нам поможет следующий эксперимент (слайд 9).

Учитель: С помощью какого вида информации мы можем получить более наглядное представление?  В какой форме мы можем представить эту информацию?

Учитель: Итак, вернемся к цели нашего исследования. Какой вывод мы можем сделать? (Учащиеся думают, предлагают варианты ответов.)

Учитель: Без наглядных форм представления информации не обойтись.

  1.                   Изложение нового материала.

 

Учитель: Итак, мы выяснили, что наглядная форма представления информации необходима. Давайте посмотрим, какие наглядные формы представления информации вы использовали и узнаем о других примерах. (Слайд 10, 11)

 

Демонстрация презентации, беседа с учащимися.

 

Учитель: (слайд 12) Рисунок (картинка) - очень популярная и доступная форма представления информации.

Что нагляднее всего может рассказать о ваших путешествиях, праздниках? (Фотографии.)

 

( слайд 13) Вы видите на слайде карту Энергодара. Из уроков природоведения вы знаете, что с помощью карты можно также получить большое количество информации о данной местности. В старших классах вы начнете изучать новый предмет – географию и на уроках будете использовать именно эту наглядную форму представления информации.

 

 (слайд 14) Условные знаки очень часто встречаются в нашей жизни. Поясните, пожалуйста, где вы их могли встретить или использовать. (При объявлении прогноза погоды, на дороге.)

 

(слайд 15, 16) Также большое количество информации мы можем получить из схем. Они помогают лучше понять и запомнить новый материал. Посмотрите на схемы. Где вы их используете? Придумайте предложение по данной схеме. (На уроках русского языка.) Проверьте друг друга и поставьте отметку в оценочный лист, если правильно то 2 смайлика, если на половину то один смайлик, если не правильно то ни одного.
 

А как можно удобно представить числовые данные? Ответ кроется в задаче. (слайд 17)

Задание: Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Расшифруйте полученные буквы:

 

 

А-1

Б-2

В-3

Г-4

Д-5

Е-6

Ё-7

Ж-8

З-9

И-10

Й-11

К-12

Л-13

М-14

Н-15

О-16

П-17

Р-18

С-19

Т-20

У-21

Ф-22

Х-23

Ц-24

Ч-25

Ш-26

Щ-27

Ъ-28

Ы-29

Ь-30

Э-31

Ю-32

Я-33

 

 

Е Й Б Д С Б Н  Н Б

Ответ: Д И А Г Р А М М А.

Учитель:  Что же такое диаграмма? Я нашла определение в словаре, а вы по возможности запомните его.

 (Диаграмма – графическое изображение соотношения каких-нибудь величин.)
4. Физкультминутка 1. (слайд 18)

Учитель: А теперь можно  и отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, и выйдете из – за парт. Повторяйте упражнения.

Учитель: Выясним, как можно представить числовые данные с помощью диаграммы. Решим  задачу: Известно, что продолжительности жизни животных разные. О каких животных пойдет речь, узнаем из  загадок. (слайд 19)

На доске последовательно появляются названия животных, потом года жизни:

Слон – 60
Крокодил – 40
Верблюд – 30
Медведь – 25
Обезьяна– 60

 Учитель: Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, медведя и обезьяны равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно.
Учитель: Эти данные можно представить на линейной диаграмме.
Учитель: Внимание! Только тот построит диаграмму верно, кто будет внимательно слушать.
Учитель: На листе в клетку начертим систему координат. По горизонтали мы будем откладывать годы жизни животных, по вертикали – название животного. Пусть две клетки – 10 лет жизни.
– С помощью линейки начертим 5 горизонтальных отрезков (т.к. 5 животных), длины которых будут равны 60, 40, 30, 25 и 60 мм соответственно:

  1.              Вывод: Диаграмма наглядно показывает продолжительности жизни животных.
    – Диаграмма может иметь другой вид. Если повернуть  систему координат на 90°, а вместо отрезков  нарисовать прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30. 25 и 60.  Такую диаграмму называют  столбчатой. (слайд 20)
     

Учитель: А сейчас перейдем к задаче. Для этого разделимся на 3 группы. Каждая группа получает карточку с заданием (слайд 21). На выполнение задание у вас 5 минут, потом один с группы рассказывает решение задачи.

 

 

  1.                 Первинное закрепление материала .Практическая работа.

 

Учитель: Сейчас мы работаем с компьютером. Но перед тем как приступить к работе необходимо вспомнить правила техники безопасности (слайд 22,смотрим презентацию).
 

С помощью текстового редактора создайте схему устройства компьютера (слайд 23)

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция к заданию:

  1. Откройте текстовый редактор MS-Word.
  2. Выполните команду Вставка-Фигуры.
  3. С помощью мышки нарисуйте схему, используя фигуры Прямоугольник и Фигурные стрелки.
  4. Для добавления надписи в прямоугольник, необходимо:
    1. Вызвать  контекстное меню правой кнопкой мыши на фигуре;
    2. Выбрать команду Добавить текст.

 

Учитель: А теперь поднимите руки  те, кто выполнил без ошибок. Молодцы! Ну а остальные, надеюсь, еще поработают над этой темой. Ставим себе отметку в оценочный лист, если все выполнили то 2 смайлика, если не до конца то один, а если вообще не выполнили, то ни одного.


Физкультминутка 2. (слайд 24)

Учитель: А теперь можно  и отдохнуть. Давайте посмотрим видео и повторим за действиями.

  1.              Закрепление и контроль новых знаний.

 

Учитель: А теперь,  давайте проверим, как вы усвоили новый материал.(слайд 25)

 

Учитель: ответим правильно на вопросы и заполним кроссворд.
Кто отвечает на кроссворд, тот себе в оценочный лист ставит 2 смайла.

 

Учащиеся выставляют себе сколько смайлов, сколько они заработал за урок..

Учитель: А теперь поднимите руки  те, кто знал все ответы?. Молодцы! Ну а остальные, надеюсь, еще поработают над этой темой.

 

  1.          Подведение итогов.

 

Учитель: Итак, ребята, что мы сегодня выяснили на уроке? (больше информации человек получает с помощью глаз, наглядные формы информации необходимы для лучшее представления полученной информации)

Как можно наглядно представить информацию? (с помощью рисунков, схем, фотографий, диаграмм, таблиц)

К какому выводу вы пришли, сравнивая текстовую и наглядную информацию?  (с наглядной информацией удобно работать) (слайд 26)

Учитель: А определить как Вы работали на уроке вам поможет оценочный лист, давайте посчитаем сколько смайлов получилось, если 10 и больше то вы молодцы, а если меньше, то вы еще поработаете над этой темой.

(слайд 27)
 

  1.      Домашнее задание.

Учитель: Домашнее задание лежит у вас на партах на листочках, которые вы забираете домой и вкладываете в свою тетрадь. Нужно построить диаграмму в первом задании и исправить ошибки во втором.
(сдайд 28, 29,30)

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  3. Единые образовательные ресурсы:  http://school-collection.edu.ru

1

 

docx
Додано
25 квітня 2019
Переглядів
1363
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку