Зміст уроку: I. Організаційний момент – 2 хв. II. Показ деяких форм нестандартного уроку: А.1) Презентація теми – 10 хв. 2) Повторення опорних понять. – 10 хв. 3) Експрес-опитування «Самий розумний». Інтерактивні тренажери – 15 хв. 3) На змагальній основі. Тести. Кросворди – 5 хв. Б.4) Запровадження відомих в суспільній практиці форм. Дебати. – 10 хв. 5)Презентація п’єс циклу «Картинки з виставки»– 20хв. 6) Подорож у минуле. Суд над Стасовим. – 10 хв. В.7) Сюрприз (Аукціон) – 10 хв. 8) Урок, заснований на оригінальній організації учбового матеріалу. Урок-одкровення. – 15 хв. III. Оцінювання учнівських знань – 5 хв. Домашнє завдання – 3 хв. Рефлексія – 5 хв.
Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности – словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.п., включая продукт и процесс этой деятельности, а именно: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественный произведений, воспитание критиков, искусствоведов, публики.
Литература Во второй половине XIX века ведущей областью духовной жизни России продолжала оставаться литература. В условиях роста грамотности населения литература была не только культурным явлением, но и выполняла общественные задачи. Основным художественным направлением стал критический реализм. Для произведений того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества. Каких литераторов данного времени вы знаете?
Реализм в литературе и искусстве – правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Критический реализм – художественный стиль, сочетающий остроту коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений. Писатели были поглощены происходившей на их глазах исторической драмой, вызванной сменой одного жизненного уклада другим.
Фёдор Михайлович Достоевский (30 октября 1821-28 января 1881г.) Романы Достоевского – это мир страданий, трагедия бесправной униженной личности. Писатель показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; с одной стороны, появляется ощущение собственного ничтожества, с другой- зреет протест, стремление утвердить себя как свободную личность. Нередко самоутверждение приводит героев Достоевского к своеволию – преступлению. 1837 г. Достоевский поступает в главное инженерное училище. 1846г. Публикация первого романа «Бедные люди». 1849г. Арест петрашевцев Достоевский осуждён на каторгу. 1854г. Каторга заменена поселением в Семипалатинском гарнизоне. 1859г. Возвращение из ссылки в Санкт- Петербург. 1861г. Публикация «Записок и Мёртвого дома». 1866г. Выходит в свет «Преступление и наказание». 1869г. «Идиот». 1872г. «Бесы». 1880г. «Братья Карамазовы».
Лев Николаевич Толстой (9 сентября 1828 – 10 ноября 1910г.) Ко второй половине XIX в. относится расцвет творчества Л.Н. Толстого. Его романы, повести, рассказы, драматические произведения выносят беспощадный приговор морали, нравам, устоям, царящим в высшем обществе, нередко противопоставляют ему народные моральные ценности и традиции. 1852 г. Толстой поступает на военную службу. Опубликована первая повесть «Детство». 1854-11855гг. Толстой участник Крымской войны, защищает Севастополь. 1862г. Женится на Софье Андреевне Берс. 1869 г. Толстой заканчивает «Войну и мир». 1877 г. «Анна Каренина». 1886 г. «Смерть Ивана Ильича». 1890 г. «Крейцеров соната». 1899 г. «Воскресенье». 1901 г. Отлучение Толстого от церкви.
Антон Павлович Чехов (29 января 1860 – 15 июля 1904 г.) Герои А.П. Чехова – мелкие чиновники, разорившиеся дворяне, провинциальная интеллигенция, студенты – задавленные жизненными проблемами, они страдают от равнодушия и непонимания окружающих. Чехов стремился показать человека таким каков он есть, не приукрашивая, не прибегая к попыткам разложить и растрогать читателя. Пьесы Чехова – это пьесы настроения . Важно не то, что делается на сцене, а то, что происходит внутри персонажей, поэтому игра актёров имеет здесь решающее значение 1879 г. Поступил на Медицинский факультет Московского университета. 1884 г. Первая книга рассказов «Сказки Мельпомены». 1888 г. Чехову присуждена академическая Пушкинская премия за сборник «В сумерках». 1890 г. Поездка на Сахалин и в Юго-Восточную Азию. 1896 г. Первое представление «Чайки». 1899 г. Постановка «Дяди Вани». 1900 г. Вышел первый том собрания сочинений Чехова. 1901 г. Премьера пьесы «Три сестры». 1904 г. Премьера «Вишнёвого сада».
Николай Алексеевич Некрасов (10 декабря 1821 – 8 января 1878 г.) Одним из сторонников критического реализма был Н.А. Некрасов. Ведущее место в его творчестве занимала тема народной жизни, её беспросветность и горести. В то же время его произведения (поэма «Кому на Руси жить хорошо» и др.) проникнуты верой в силы народа, способного сбросить оковы рабства. 1838 г. В печати появляются первые стихи Некрасова. 1840 г. Становится сотрудником журнала «Отечественные записки». 1847-1866 гг. Некрасов – редактор и издатель «Современника». 1866 г. Начал писать поэму «Кому на Руси жить хорошо». 1863 г. Поэма «Мороз Красный нос». 1868 г. Некрасов – редактор «Отечественных записок». 1872 г. Поэма «Русские женщины». 1877 г. Написана последняя часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Песня Еремушке 1. «Ниже тоненькой былиночки Надо голову сложить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить. Сила ломит и соломушку - Поклонись пониже ей, Чтобы старшие Еремушку В люди вывели скорей. В люди выдешь – все с вельможами Будешь дружество водить С молодицами пригожими Шутки вольные шутить И привольная, и праздная Жизнь покатится шутя…» Эка песня безобразная! «Няня! Дай-ка мне дитя!» «На, родной! Да ты откудова?» Я проезжий, городской». – Покачай, а я покудова Подремлю… да песню спой!» Кто из русских композиторов положил музыку на эти стихи Н.А. Некрасова?
Иван Сергеевич Тургенев (9 ноября 1818 – 3 сентября 1883г.) Лучшие свои произведения И.С. Тургенев создал в эпоху реформ, проводившихся в России в середине XIX в. Писатель точнее всех своих современников уловил момент единодушия нации, когда все хоронили старое и надеялись на лучшее будущее, и ярче всех сумел выразить это ощущение в своих произведениях. Главный герой произведений И.С. Тургенева – это человек действия, не желающий мириться с существующей действительностью. 1841 – 1843 гг. Первые публикации в «Современнике» и «Отечественных записках». 1852 г. «Записки охотника». 1856 г. «Рудин». 1859 г. «Дворянское гнездо». 1860 г. «Накануне». 1862 г. Выходит в свет роман «Отцы и дети», где в образе нигилиста Базарова показано появление в России человека нового типа. 1867 г. «Дым». 1871 г. Тургенев переезжает в Париж. 1882 г. «Стихотворения в прозе».
Нигилизм (от лат. nihil. – ничто, ничего), в России общественное умонастроение и мироощущение передовой разночинной интеллигенции 60 –х гг. XIX в., проявлявшееся в решительном отрицании господствующей идеологии. Термин «нигилизм» получил распространение после опубликования романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862г.), в котором главный герой Базаров назван нигилистом.
Живопись второй половины XIX в. Русская живопись второй половины XIX в. решала те же общественные вопросы, что и литература. Ведущим в ней также стало направление критического реализма. В 1863 г. в художественной жизни России произошло из ряда вон выходящее событие. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения диплома картины на сюжет скандинавской мифологии объяснив это тем, что в жизни есть более достойные темы для кисти. Не получив разрешения на свободную тему художники покинули Академию и основали петербургскую Артель художников, которая в 1870 г. была преобразована в Товарищество передвижников. Кого из русских живописцев второй половины XIX в. Вы знаете?
Передвижники – это Товарищество русских художников, основанное в 1870 г. Передвижники устраивали выставки русской живописи не только в Москве и Санкт – Петербурге, но в провинциях. Это было своеобразное «хождение в народ» русских художников. Основным критерием для отбора картин на выставки стало требование отражать жизнь со всеми её проблемами. Среди художников, подписавших первый устав Товарищества передвижников, были Н.Н Ге, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.Г. Перов, братья В.Е. и К.Е. Маковские. Позднее к ним присоединились В.М. Васнецов, Н.А. Ярошенко, А. К. Суриков, И.Н. Крамской, И. Е. Репин и др.
Иван Иванович Шишкин (25 января 1832 – 20 марта 1898г.) Самые известные картины И.И Шишкина: «Рожь» (1878 г.), «Лесные дали» (1884 г., «Дубовая роща» (1887 г.) , «Утро в сосновом лесу» (1889 г.). Один из крупнейших русских пейзажистов, создавший целую галерею картин, ставших зримыми символами Росси. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, писал о достоинствах этого художника: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями… Это человек – школа». Всё дело в том, что Шишкин углублённо изучал ботанику и биологию, он был большим знатоком растительного мира. Он подолгу рассматривал изображаемый предмет через увеличительное стекло, а потом с поразительной точностью переносил его бумагу. Вот почему растения на его картинах приобретают абсолютно правдивые и естественные формы. Это не просто деревья и кустарники, а деревья и кустарники совершенно определённой породы. Главный герой его живописи – это лес.
Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926 гг.) Васнецова влекла русская старина, притягивал волшебный мир народной сказки. В.М. Васнецов с упоением предавался изучению родной истории, собиранию сказок, легенд, преданий. «Я только Русью и жил», - признавал он. Живопись В.М. Васнецова близка русскому человеку тем, что в его картинах живёт неизбывная вера в чудо. Вслед за народными сказками он напоминает: утро вечера мудренее, а невозможное возможно. Надо только не падать духом, не унывать и не терять надежды: всегда найдутся добрые люди, которые помогут одолеть напасти. Удивительно, но глядя на его сказочные полотна – «Иван – Царевич на сером волке», «Ковёр – самолёт», Алёнушка», «Богатыри» и др., - мы признаём: сказочный мир и его герои как раз такие, какими мы их и сами воображали.
Иван Николаевич Крамской (8 июня 1837 – 5 апреля 1887 г.) Широкую известность И.Н. Крамскому принесли картины: «Христос в пустыне»(1872г.) и «Неизвестная» (1878г.) О Крамском говорили, что он мастер портрета. И.Н. Крамской – вождь и идейный вдохновитель Товарищества передвижных художников. Онвыделялся в среде художников не толькобольшим талантом, но и сильным характером, смелостью и независимостью суждений. Его мечтой было писать такие картины, которые заставили бы зрителей содрогнуться от стыда. За безучастие к тем, кто голодает, бедствует,терпит нужду. Художник, по Крамскому, должен не только жизни, но и в живописи учиться искренне любить и ненавидеть. Крамской был художником мыслителем. Он прекрасно владел не только кистью, но и пером, А.П. Чехов сказал: «Я жалею, что он не был писателем».
Илья Ефимович Репин (5 августа 1844 – 29 сентября 1930 г.) Творчество И.Е. Репина – одна из вершин русского демократического искусства.Почти никто из русских художников не пользовался такой прижизненной славой, как Репин. Его многофигурные жанровые композиции в сочетании с умением обозначить самые злободневные проблемы русской жизни делали его воистину народным художником. Самые известные полотна И.Е. Репина: «Бурлаки на Волге» (1870-1873 гг.), «Не ждали» (1884г.), «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581г» (1885г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891г.).
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» По легенде, знаменитое «ругательное» письмо было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Сирко в ответ на ультиматум султана Османской империи Михмеда IV. Оригинал письма не сохранился, но в 1870-х гг. была обнаружена копия, которую известный историк того времени Д. Яворницкий зачитал её Репину. Художник Заинтересовался и в 1880 г. приступил к написанию картины. В 1889 г. Репин начал Работу на второй частью «Запорожцев», но картину не закончил.
Архип Иванович Куинджи (1841-1910 гг.) Куинджи был глубокий философ и гуманист, общественный деятель и дипломат, радетель художников и художественного образования, любимец молодежи. Для русской живописи необходимо было появление своего гения — такого художника, который бы так ясно понял отношения красок, так точно бы вник в оттенки их, так горячо и страстно пожелал бы их передать, что зрители поверили бы ему. Одно время он входил в Товарищество художников- передвижников. Но позже он избрал свой собственный путь в искусстве. Его пейзажи отличаются удивительной красочностью.
Скульптура и архитектура. Наиболее известным скульптором второй половины XIX в. Был М.М. Антокольский. По своим воззрениям он примыкал к передвижникам. Мастер создал серию исторических портретов: «Ермак», «Иван Грозный», «Пётр I». Выдающимся событием культурной жизни было открытие памятника А.С. Пушкину в Москве в июне 1880 г.Автор памятника скульптор А.М.Опекушин. М.О.Микешен в памятнике «Тысячелетие России», открытом в Новгороде в 1862 г., представил в бронзе 129 скульптурных фигур. В архитектуре себя окончательно изживал классицизм. Новые типы зданий требовали новых архитектурных решений. Зодчие применяли декоративные формы прошлого, что привело к господству эклектики. Широкое распространение получил неорусский (или псевдорусский стиль). В моду вошли шатровые завершения, башенки, фигурные наличники. Особенности архитектуры того времени: инженерное искусство, поиск прочных, но при этом дешёвых материалов. В этом стиле были построены знаменитые московские здания – Исторического музея (А.А. Семёнов и В.О. Шервуд), Городской Думы (Д.Н. Чичагов), Верхних торговых рядов (А.П. Померанцев). Особой страницей русской архитектуры XIX в. стали многоэтажные дома.
Вторая половина XIX в.– время расцвета русского музыкального искусства. Его символом стало творчество «Могучей кучки». Главный источник вдохновения композиторы того времени черпали в народном творчестве, ведя сюжетные линии от героического народного эпоса. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд бессмертных произведений.
Могучая кучка – (или Балакиревский кружок) – содружество пяти русских композиторов: М.А. Балакирева,Н.А. Римского – Корсакова, Ц. А. Кюи, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина. Руководителем являлся М.А. Балакирев. Впервые название «Могучая кучка» прозвучало в статье «Славянский концерт г. Балакирева» (1867 г.): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».
Милий Алексеевич Балакирев (2 января 1837 – 29 мая 1910 г.) 1837 г. Дебют а качестве пианиста и дирижёра. 1862 г. Балакирев организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу. Симфоническая поэма «Русь». 1866 г. Издание «Сборника русских народных песен». 1867 г. В своей статье впервые употребляет термин «Могучая кучка». 1867-1869 гг. Главный дирижёр Императорского русского музыкального общества. 1882 г. симфоническая поэма «Тамара». 1883-1894 гг. Директор Придворной певческой капеллы.
Модест Петрович Мусоргский (1839 -1881 гг.) М.П. Мусоргского считают создателем «самой народной» по духу музыки. Не оценённый при жизни, угасший в 42 года, он посмертно был признан мировым гением. Модест Петрович стойко выносил критику, враждебно относившихся к «Могучей кучке» композиторов. Товарищи композитора так же критиковали его. Так лучшие его произведения: оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» - были с прохладцей встречены друзьями. Ему советовали что-то подправить, изменить, убрать… В кружке было принято говорить правду в глаза. Музыка Мусоргского из-за своей оригинальности не укладывалась в общепринятые рамки и воспринималась как нечто стихийное.
Николай Андреевич Римский – Корсаков (1844 – 1908 гг.) Музыка Римского – Корсакова впитала в себя многоцветие народных сказок, и напевность русских песен. Композитор боготворил природу. С 1861 г. он являлся членом «Могучей кучки». По его собственному признанию, без этого он вряд ли стал бы композитором. «Сделаться …музыкантом, - вспоминал Римский – Корсаков, - я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня пленяла мысль быть моряком». Вот почему тема моря так часто встречается в музыкальных произведениях композитора: «Садко», в опере «Сказ о царе Салтане», в симфонической сюите «Шехерезада». Так же в таких произведениях, как «Майская ночь», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста» - читается дар музыкального драматурга.
А. П. Бородин является одним из замечательных представителей русской культуры второй половины XIX в.: композитор, выдающийся ученый-химик, общественный деятель, педагог, дирижер, музыкальный критик, он проявил также и незаурядное литературное дарование. Однако в историю мировой культуры Бородин вошел прежде всего как композитор. Созданные ним произведения отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы задушевной лирики, шутка, мягкий юмор. Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность, красочность гармоний, активная динамическая устремленность. Продолжая традиции M. И. Глинки, Бородин создал русскую эпическую симфонию, а также утвердил тип русской эпической оперы. Александр Порфирьевич Бородин (1833 -1887 гг.)
Пётр Ильич Чайковский (7 мая 1840 – 6 ноября 1893 гг.) Вторая половина XIX в. подарила миру гения Чайковского, оставившего богатое музыкальное наследие. Жизнь композитора – образец непрерывного настойчивого труда. Плодотворную работу композитора он сочетал с деятельностью педагога, критика – публициста, дирижёра. Основная идея его творчества – борьба против тёмных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. «Я – человек, страстно любящий жизнь и столь же страстно ненавидящий смерть». Самые известные произведения Чайковского: балетная трилогия – «Лебединое озеро» (1876г.), «Щелкунчик»(1892 г.) и «Спящая красавица»(1889 г.); оперы – «Пиковая дама»(1891 г.) и «Евгений Онегин» (1878 г.)
Экспресс-опрос: 1. Назовите фамилии выдающихся учёных России второй половины XIX в.? 2. Назовите художественный стиль, господствовавший в литературе и живописи второй половины XIX в.? 3. Назовите произведения, написанные в стиле критического реализма. 4. Как называлось Товарищество русских художников второй половины XIX в. и почему? Представители, работы. 5. Открытие памятника работы какого скульптора считается выдающимся событием 1880 г.? Назовите имена архитекторов. Кого из русских композиторов принято считать основателем «Могучей кучки»? Что ещё известно о его деятельности? Цели и задачи композиторов «Могучей кучки». Кто входил в Балакиревский кружок? Назовите основные вехи жизни, произведения, заслуги. Что объединяло композиторов «Могучей кучки»? Кто из музыкальных критиков поддерживал композиторов Балакиревского кружка? Кто из русских композиторов ХIХ в не входил в Балакиревский кружок? Новые общественные организации. Первые музыкальные учебные заведения в России – когда, в каких городах. Имена.
Домашнее задание: Обязательное Прочитать параграф № 1 учебника (И.И. Казак «Мировая музыкальная литература», вып. 3), отвечать на вопросы с. 5, записи в тетрадях, новые понятия. По выбору: Подготовить реферат на тему: - «Жизнь и творчество …(Ф.И.О.- писатель, художник, композитор, скульптор)». - «Мои впечатления от прослушивания или просмотра произведение автора второй половины XIX в.». Подготовить кроссворд на тему: «Культура второй половины XIX в.».