Презентация "Непроизводные и производные предлоги"

Про матеріал
Материал презентации к уроку русского языка в 7 классе в условиях дистанционного обучения, цель которого: актуализировать знания о предлоге как части речи; познакомить с производными и непроизводными предлогами; научить различать производные предлоги от непроизводных и самостоятельных омонимичных частей речи; совершенствовать речевую компетентность; развивать мыслительные умения и навыки; воспитывать интерес к русскому языку. .
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Непроизводные и производные предлоги. Подготовила учитель русского языка Коростышевской СОШ І-ІІІ ст. №3 Житомирской области. Карлинская Е. В.

Номер слайду 2

Цель: актуализировать знания о предлоге как части речи; познакомить с производными и непроизводными предлогами; научить различать производные предлоги от непроизводных и самостоятельных омонимичных частей речи; совершенствовать речевую компетентность; развивать мыслительные умения и навыки; воспитывать интерес к русскому языку.

Номер слайду 3

Тестовый опрос 1. Предлог это…А) самостоятельная часть речи; Б) служебная часть речи; В) не является частью речи. 2. Предлоги отвечают на вопросы…А) что? кто? Б) какой? В) что делает? Г) сколько? Д) не отвечает на вопросы 3. Предлоги…А) обозначают предмет; Б) обозначают признак предмета; В) обозначают действие? Г) выражают зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. 4. Предлоги…А) изменяются по числам, родам, падежам; Б)имеют наклонение; В) имеют вид и время; Г) выражают различные отношения ( временные, целевые, причинные, пространственные) 5. Предлог в предложении обычно бывает…А) сказуемым; Б) подлежащим; В) второстепенным членом предложения ; Г) не является членом предложения, но входит в его состав.

Номер слайду 4

Четвертый лишнийчто общего и Чем отличаются выбранные тобой слова?язык, речь, о, слово; зато, под, и, но  из, благодаря, при, через.

Номер слайду 5

Словарная копилка Производный – образованный от другого, проистекший из чего-то другого.

Номер слайду 6

Внимание, теория!{21 E4 AEA4-8 DFA-4 A89-87 EB-49 C32662 AFE0}Производные. Непроизводные. Образованы путем перехода самостоятельных частей речи в служебные. При этом утрачивают свое лексическое значение. Не образованы из самостоятельных частей речи. Наречные: внутри, впереди, кругом, близи, около и др. Отыменные: вследствие, в течение и др. Отглагольные: благодаря, несмотря (на), спустя и др. Без, в, до, из, с, к, у, на, по, перед, над, через, для, при, про, за, из-за, из-под и др. Употребляются с одним падежом: благодаря советам, согласно правилам (дательный падеж); наперекор прогнозу, вопреки приказу, навстречу ветру (дательный падеж); в продолжение недели, в течение дня, по мере движения, вследствие ненастья, ввиду обстоятельств (родительный падеж).могут употребляться с одним, двумя, тремя падежами.

Номер слайду 7

Распредели предлоги на две группы Для, вопреки, согласно, благодаря, в течение, от, под, над, об, навстречу, ввиду, вблизи, вокруг, пред, через, с, при, наперекор, над, в продолжение.{21 E4 AEA4-8 DFA-4 A89-87 EB-49 C32662 AFE0}Непроизводные Производные

Номер слайду 8

Переводчиккаковы особенности употребления предлогов в русском и украинском языках? О п’ятій годині, за будь-якої погоди, під час перерви, під кінець дня, перед ранком, поза чергою, за редакцією, за життя, жалкувати за минулим.

Номер слайду 9

Корзина идейв каком столбике выделенные слова предлоги, а в каком самостоятельные части речи? Искать около дома       Изучить в течение дня   Забыть вследствие болезни                    Бродить вокруг да около. Попасть в течение Внести изменения в следствие

Номер слайду 10

Возьми на заметку! Нет пояснительных слов – предлог, есть пояснительные слова – наречие. Около (предлог) дома – бродить около (наречие) Нельзя вставить определение – предлог, можно – существительное. В течение (предлог) дня – в бурное течение (существительное)Вследствие (предлог) болезни – внести изменения в предварительное следствие (существительное)

Номер слайду 11

Предлог или другая часть речи? 1. Вследствие непогоды мы задержались в пути. - Нелегко отыскать ошибки в следствии. 2. Облака плыли навстречу нашей яхте. – Отец шел на встречу. 3. О судьбе героев автор обещал рассказать в продолжении романа. - В продолжение дороги мы два раз переехаличерез реку.

Номер слайду 12

Творческая работа. Найди предлоги, Замени производные непроизводными, где это возможно, или другими производными и посмотри. как это повлияло на характер текста? В часы прилива океан гонит на сушу волну за волной. И после набега и отката волн слегка перемещаются неисчислимые песчинки пляжа и бесчисленные гальки. Очертания границы моря и суши меняет и волнение моря вблизи берегов. Волны ходят даже вследствие легкого ветерка. А во время шторма нередки водяные валы высотою до 12–15 метров. Белая пена покрывает их верхушки, длинными полосами стелется между грядами волн. Возле берега бег волны замедляется благодаря трению. В безветренный день прибой со слабым рокотом плещется о берега, а в непогоду обрушивается на них с неумолчным грозным ревом. Особенно велика роль прибоя около крутых берегов.

Номер слайду 13

Практикум. Спиши текст, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. найди предлоги, укажи производные они или непроизводные. Море В течение (не)скольких часов неподвижно гл…жу на море. (В)близи оно прозрач(?)ное, зеленоватого цвета. (В)далеке же лежит тёмно (?) синей полосой, чуть (?) чуть подёрнутой дымкой. Вот выплывая из-за горизонта освещает волны огне(?)ый шар солнца. Несмотря на хорошую погоду, берег пуст. Над берегом носятся бел(?)крылые чайки, нарушают утре(?)юю тишину пронзительными криками. Вдруг птицы быстро улетают проч(?) от берега. Наверно, заметили (в)дали пар(?)ход и устремились к нему. В продолжение трёх недель я каждый день ходил к морю.

Номер слайду 14

Рефлексия. Продолжи высказывание:  Сегодня на уроке я вспомнил… узнал новое… научился… Самым трудным было… Особенно понравилось… Цель, которую поставили в начале урока, достигли таким путем…

Номер слайду 15

Домашнее задание. Выучи теоретический материал с. 207 учебника. Выполни упражнение 558. Подбери из текста художественного произведения предложения с производными предлогами.

pptx
Додано
31 березня 2021
Переглядів
1745
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку