¨Законы природы учащиеся постигают на уроках физики, химии, биологии, географии, астрономии. В настоящее время накоплено множество фактов, которые не укладываются в представлении отдельных наук, поэтому все чаще приходится использовать межпредметные связи. Чтобы постигнуть суть процессов, происходящих в организме человека, необходимо знания биологии, физики, химии. В теме «Кровообращение» изучается строение сердца, и чтобы понять, каким образом осуществляется непрерывное движение крови в замкнутой сосудистой системе, необходимо убедиться, что сердце выполняет роль насоса.
Актуальность проекта. Законы природы учащиеся постигают на уроках физики, химии, биологии, географии, астрономии. В настоящее время накоплено множество фактов, которые не укладываются в представлении отдельных наук, поэтому все чаще приходится использовать межпредметные связи. Чтобы постигнуть суть процессов, происходящих в организме человека, необходимо знания биологии, физики, химии. В теме «Кровообращение» изучается строение сердца, и чтобы понять, каким образом осуществляется непрерывное движение крови в замкнутой сосудистой системе, необходимо убедиться, что сердце выполняет роль насоса. Интеграция науки и искусства способствуют развитию интереса к изучению естественных дисциплин с научной точки зрения и видеть в них источник вдохновения, ценить красоту и гармонию. Литературно – физические уроки воспитывают эстетический вкус, любовь к слову, художественной литературе и фольклору, учат ценить совершенство организма человека, опираясь на физические законы.
Праздник сердца. Цели: Продолжать изучать уникальное создание природы – Человек, о том, как устроено и как работает его сердце. Воспитывать культуру тела, любовь к искусству и поэзии. Развивать стремление познавать себя, способствовать изменению отношения к себе и своему здоровью. Оборудования: таблицы по анатомии и физиологии человека «Строение сердца» и «Работа сердца». Условная схема работы сердца как насоса; насос. Выставка научно-популярной и медицинской литературы о сердце. Экспозиция шуточных рисунков «Сердце не камень». Видеофильм «Работа сердца»
Изучать кровообращение в организме человека начали относительно недавно. Лишь в 1628 г. Уильям Гарвей предложил схему кровообращения, которая признана и в настоящее время. Величайшее открытие Гарвея базировалось на достижениях анатомии, механики, гидродинамики. Согласно его схеме сердце служит насосом, прокачивающим кровь по сосудам. Для доказательства своей теории Гарвей использовал в качестве модели сердца насос, применявшийся в то время для откачки воды из шахт.
Дела сердечные- Интересно а внутри сердца что-нибудь есть или там пусто, как в мешке?- Нет, сердце не пустое, а очень сложное и интересное. Оно разделено пополам стенкой.- На две комнатки?- На две двухэтажные квартирки, - над каждой – прихожая. В левую приходят в гости только алая кровь, а в правую – тёмная. Когда прихожие наполняется, сердце выдавливает кровь в комнатки. Когда оно сжимается, дверки захлопываются и гости покидают сердце.- А из правой комнаты куда же тёмная кровь идёт?- В лёгкие. Меняет углекислый газ на кислород. Кровь становится алой и вновь попадает в сердце.- Опять в свой правый домик?- Ни в коем случае! Теперь в левый.- Значит, кровь всё время ходит в гости из левого домика в правый, а из правого -в левый?- Совершенно верно!- Неужели сердце такое сложное?- Конечно! И достаточно сильное. Один его удар может подбросить стакан воды на один метр! – Но если этого силача не тренировать – он быстро одряхлеет.(из книги Г. Юдина «Главное чудо света»).
«Условная схема работы сердца как насоса»Каждая половина сердца, подобно насосу, имеет две камеры: камера-предсердие и камера-желудочек. В каждой камере имеется поршень для того, чтобы менять давление жидкости в камере (поршень П1 и поршень П2). Между камерами есть подвижные клапаны К1 и К2, которые открываются только в одну сторону: из предсердия в желудочек – К1; из желудочка в аорту К2.
«Условная схема работы сердца как насоса»,«Фазы сердечного цикла»1 фаза – сокращение предсердий. Поршень П1 опускается вниз. Давление жидкости Р1 в камере увеличивается. По закону Паскаля, давление жидкости во все стороны передаётся одинаково без изменения. Жидкость одинаково давит на стенки предсердий, на поршень П1 и на клапан К1. Клапан К1 открывается и кровь начинает перетекать из предсердия в желудочек. Когда кровь достигает нижнего края клапана К1, жидкость начинает давить на клапан К1, и он закрывается. В это время кровь полностью заполняет желудочек.
«Условная схема работы сердца как насоса»,«Фазы сердечного цикла»2 фаза – сокращение желудочка. Поршень П2 начинает перемещаться, сжимая жидкость в камере – желудочек сокращается. Давление крови Р2 увеличивается. По закону Паскаля, давление жидкости во все стороны передаётся одинаково, кровь давит на стенки желудочка, на клапан К1 и клапан К2. Так как клапан К1 не может открываться в сторону предсердия, поэтому открывается клапан К2. Кровь из желудочка протекает в аорту. Давление Р2 уменьшается, давление (в аорте) увеличивается. Как только Р3 становится больше Р2, клапан К2 начинает закрываться. В конце второй фазы кровь из желудочков полностью перетекает в аорту. Клапан К2 закрывается, и сердце начинает расслабляться.
«Условная схема работы сердца как насоса»,«Фазы сердечного цикла»3 фаза – общее расслабление сердца. Расслабляются предсердие и желудочек. Поршни П1 и П2 возвращаются в исходное положение, давление Р1 и Р2 равны нулю. Так как Р1 равно нулю, кровь из области высокого давления перетекает в область меньшего давления и поступает под поршень П1. На этом заканчивается 3я фаза.
- Козаченьку, куди йдеш?Невже жалю на має?- Ой не плачь же, дiвчинонько, не журись. Та до мого серденька пригорнись. Сонце низенько, вечiр близенько,Вийди до мене, моє серденько!Ой вийди, та не барися –Моє серденько развеселиться.« Козаченьку, куди йдеш?»« Сонце низенько…»А дiвчина стала,Йому одказала,Вона ж йому одказала –Серденьком назвала.« Ой у полi нивка…»А вже третiй вечiр, як дiвчину бачив,Ходжу бiля хати – її не видати. Вийди, дiвчино, вийди, рибчино,Вийди, серденя, утiхо моя!« А вже третiй вечiр…»- Покидаю тебе, серденятко моє,Гей, єдиному богу,А сам я пiду, а сам поїду В далеку дорогу.« Ой любив та кохав…»Сидить голуб на черешнi,А голубка на вишнi… Ой скажи, ой скажи, сердце-дiвчино,А що в тебе на мислi?« Ой у полi вiтер вiє…»(по страницам сборника «Перлини української народної пiснi»).
Классики тоже о сердце не забывали, его стихами прославляли. Сердце, сердце, что случилось,Что смутило жизнь мою?Жизнью новой ты забилось,Я тебя не узнаю. Всё прошло, чем ты пылало,Что любило и желало,Весь покой, любовь к труду. Как попало ты в беду?И. Гёте. Просило сердце впечатлений. И тёплых слёз просило вновь,И новых ласк, и вдохновений,Просило новую любовь. Н. Огарёв. Ах, сердце – то же море!И бьётся, и бурлит,И так же дорогие. Жемчужины таит!А. Майков. Я всех забыл, кого любил. Я сердце вьюгой закрутил. Я бросил сердце с белых гор. Оно лежит на дне…А. Блок. Я – Гамлет, леденеет кровь,Когда плетёт коварство сети. И в сердце первая любовь. Жива к единственной на свете. А. Блок. Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети. Пробьётся моё своеволье. Меня – видишь кудри беспутные эти? –Земною не сделаешь солью. М. Цветаева. В минуту жизни трудную. Теснится в сердце грусть,Одну молитву чудную. Твержу я наизусть. М. Лермонтов
Сердце, какое оно?«Доброе и золотое, каменное и злое», «нежное и искреннее», «терпеливое и заботливое», «верное и сильное…». Что может делать сердце?«Грустить и радоваться», «ждать и верить», «ликуя, петь», «страдая, плакать», «от счастья прыгать», «замирать от страха»Но самое страшное, когда у человека вместо сердца – кусок льда.
Кай, сидя во дворце Снежной королевы, играет «льдинками». Снежная королева. Кай, я рада, что ты всем доволен. Лучше тебе нигде не будет. (В сторону). – А всему причиной – осколки зеркала, что сидят у него в глазу и в сердце, пока они там – он в моей власти. Кай!Кай. Да, моя королева!Снежная королева. Чем ты будешь сегодня заниматься?Кай. Как всегда ледяной головоломкой. Из льдин складываю слова – это важно! Сегодня я должен сложить Вечность. Что-то не выходит…Снежная королева. Только сложи это слово – и ты будешь сам себе господин, а я подарю тебе весь свет и новые коньки. Теперь я полечу в теплые края. Когда снег осыпает лимоны и виноград,, это для них полезно. Королева исчезает. Кай сосредоточенно передвигает «льдины».
Появляется Герда. Герда. Кай! Милый мой Кай! Наконец-то я тебя нашла!Кай. Кто ты? Я не знаю тебя!Герда. Кай! Это же Герда! (Обнимает его, целует). Кай. Герда! Милая моя Герда! Где же ты была так долго? Где я был сам? Как здесь холодно, пустынно!Герда. Как хорошо быть здоровым и счастливым! Как здорово иметь человеческое сердце!Герда. Идём Кай, идём же! Быстрее! Домой! Туда, где цветут розы и поют птицы, где зеленеет трава и светит солнце! Домой!Все. Счастливого пути!Звучат мажорные аккорды.(по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»)
Информация валеологов. Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живём меньше, это высказано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся (К. Купер, американский врач). Если тело человеку непослушно, если что-нибудь угнетает человека, лишая возможности радоваться жизни, то это начало болезни… (Т. Васильев, автор книги «Начала хатха-йоги» ). Если бы мы использовали свой ум и свои ноги больше…, то мы меньше бы страдали от болезней сердца ( Б. Уайт, американский учёный ).
Источники. Советский энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1983. Зверев Д. И. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека / Пособие для учащихся 9 кл. средн. шк. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. Юдин Г. Н. Главное чудо света. – М.: Педагогика, 1991. Чебышев Н. В. и др. Биология: Пособие для поступающих в вузы. Том 1. – М.: Издательский дом «ОНИКС», 2000. Перлини української народної пiснi (пiсенник). – К.: Музична Україна, 1991. Iвченко А. Тлумачний словник української пicнi мови. – Харкiв: Фолiо, 2003.