Мода эпохи Рококо (1730-1789)На смену монументальному костюму эпохи барокко пришел интимный костюм эпохи рококо. Объемные формы одежды барокко отошли в прошлое, детали костюма уменьшились и стали более изысканными. Помпезность и торжественность сменились капризом и прихотью. Мода стала модой от кутюр.
В светских салонах господствовали женщины. Желание нравиться преобладало надо всем и вызывало к жизни одежду, подчеркивающую чувственные формы тела. Все, абсолютно все хотели быть молодыми (вечно молодыми): чтобы скрыть возраст, волосы покрывали слоем пудры, скрывающей седину, щеки сильно румянили.
В одежде стиля рококо большое внимание уделялось женскому нижнему белью — нижней юбке с распашной кофточкой — неглиже (от французского neglige — небрежный). Шелковое, обильно украшенное золотом и серебром, вышивками и кружевами, оно становится предметом гордости дам. Декольте делали более глубоким, открывавшим нижнюю рубашку и почти весь бюст. В дамской одежде все явственнее проявляется элемент кокетства.
Поздно начинавшееся утро — оно называлось на светском языке «молодость дня» — изнеженные, утонченные дамы встречали исключительно в неглиже , мотивируя это «дурным настроением или плохим самочувствием». Нарочитая небрежность, интимность неглиже проникает в костюм, привнося особый шарм и настроение.
В 1740-е из Англии пришла мода на так называемые «панье с локотками» — овальный каркас расширял юбку с боков, при этом делая её плоской спереди и сзади. С локотками - потому что такие панье позволяли женщине держать руки исключительно согнутыми в локтях, расположив их по верхнему краю панье, либо сомкнув на талии, что стало непременным жестом.
Платье состояло из плотно облегающего спереди лифа с низким декольте, сильно обнажавшим грудь и шею, на спинке - широкие складки свободно ниспадающей массы ткани, переходящей в шлейф. Этот новый женский облик был возвеличен в живописном творчестве Антуаном Ватто, поэтому спустя время своеобразный покрой спинки платья 40—50-х гг. получил название "контуш" или «складки Ватто».
Знаменитые парикмахеры (легендарный Дажé — личный куафер маркизы де Помпадур — всевластной фаворитки Людовика XV, блистательный Леонар Боляр — придворный парикмахер Марии-Антуанетты) вместе с модистками создают на головах своих высокородных клиенток натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев; тюрбановидные чепцы, украшенные полумесяцем; даже целые корабли с поднятыми парусами; ветряные мельницы, мосты и многое другое, вплоть до садовой архитектуры.
Большим подспорьем в сооружении всех этих чудес были накладные волосы - шиньоны. Иногда в прическах закрепляли флаконы с водой, чтобы дольше не вяли живые цветы. Против паразитов, которые заводились в этих прическах, существовали острые чесальные спицы. На ночь рекомендовалось надевать на большую прическу металлическую сетку, чтобы в волосах не заводились мыши.
В качестве верхней одежды в 70-е годы входит в моду элегантныe английскиe длинные рединготы прилегающего силуэта, что-то среднее между платьем и пальто. Женщины носили редингот поверх платьев с широкой юбкой. Редингот застегивался до талии, а ниже расходился, оставляя открытой большую часть юбки. Для пошива редингота использовались яркие ткани, преимущественно в полоску.
Для женского костюма «англез» характерны удобство, практичность. Английское чувство меры берет верх над устоявшимися традициями рококо, и в моде Франции появляются более скромные, строгие и простые формы. Их так и называют «англез» в противоположность близким рококо «франсез». Прежде всего эти формы расстаются с панье и создают изогнутый профильный силуэт.