ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ПТК), ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ И КОМПОНЕНТОВ, КОТОРЫЕ ИХ ФОРМИРУЮТ. ЛАНДШАФТЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ВЛИЯНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА

Про матеріал

ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ПТК), ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ И КОМПОНЕНТОВ, КОТОРЫЕ ИХ ФОРМИРУЮТ.

ЛАНДШАФТЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ВЛИЯНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ЛАНДШАФТЫ.

Перегляд файлу

Дата____________

ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ПТК), ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ И КОМПОНЕНТОВ, КОТОРЫЕ ИХ ФОРМИРУЮТ.

ЛАНДШАФТЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ВЛИЯНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ЛАНДШАФТЫ.

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о природных компонентах и природных комплексах, сформировать знания учащихся о факторах формирования природно-территориальных комплексов (ПТК) - ландшафтов, особенности взаимодействия компонентов природы в ПТК; продолжать формировать умение работать с картографическими материалами на примере ландшафтной карты; продолжить работу по формированию у учащихся навыков мышления высокого уровня.

М-М1У-М

Оборудование: физическая карта Украины, атлас Украины, ландшафтная карта Украины, учебник.

Опорные и базовые понятия: природно-территориальные комплексы, ландшафты, ландшафтообразующие факторы, природные ландшафты, антропогенные ландшафты.

Алгоритм модуля

I. Организационный момент

II . Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Прием «Ассоциация»

  • С какой географической информацией у Вас ассоциируется понятие ПТК?
  • Принимая во внимание Ваши знания из предыдущих школьных географических курсов, дайте определение понятия «природно-территориальный комплекс». Вспомните, какие природные компоненты входят в состав ПТК .

http://festival.1september.ru/articles/617197/img2.gifhttp://festival.1september.ru/articles/617197/img1.gif

Ответ: ПТК объединяет следующие компоненты природы.

  • Приведите примеры взаимодействия отдельных компонентов природных комплексов: климата и рельефа, почв и климата, растительности и климата и т.д.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Прием «Словарь»

Изучая особенности природных компонентов на территории Украины, мы установили, что между ними существуют устойчивые, длительные взаимосвязи. Вследствие длительного взаимосвязанного и взаимообусловленного развития природных компонентов на определенных территориях возникают разные по размерам участки с определенной однородностью физико-географических условий  -  природно-территориальные комплексы (ПТК)или ландшафты  от нем . Land - земля , schaft - суффикс, означает взаимодействие).

IV. Изучение нового материала

1.Ландшафты и их особенности.

2.Факторы формирования ПТК.

3.Ландшафтная карта.

4.Класификация ландшафтов.

5.Влияние хозяйственной деятельности на ландшафт.

 

1.Ландшафты и их особенности.

Прием «Словарь»

Все ландшафты разделяют на естественные и антропогенные.

Природные ландшафтыобразуют горные породы, воздух, вода, почвы, растительность, животный мир, взаимодействующих между собой и формируются под влиянием природных процессов - ландшафтообразующих факторов. Различают естественные ландшафты суши и водные. Названия природных ландшафтов отражают принадлежность к тепловым поясам, природным зонам и равнинам, гор. Например, на территории Украины, выделяют равнинные, горные, смешанные-лесные, лесостепные, степные, субтропические.

Антропогенные ландшафты образуют естественные и измененные человеком компоненты, взаимодействующие между собой.

Они сформировались на протяжении длительного исторического периода под влиянием хозяйственной деятельности человека. Антропогенными компонентами ландшафтов является сельскохозяйственные угодья, мелиоративные системы, населенные пункты, лесополосы, водохранилища, транспортные системы, карьеры, шахты и т.п. Названия антропогенных ландшафтов зависят от вида хозяйственной деятельности, под влиянием которой изменился природный ландшафт (сельскохозяйственных, лесо- и водохозяйственные, промышленные, селитебных (населенных пунктов), рекреационной , природоохранные ) .

Ландшафтам присуща зональность, проявляющаяся в изменении их природных характеристик.

2.Факторы формирования ПТК.

Прием « Проблемный вопрос »

  • Назовите, какие компоненты ландшафта изменяются в зависимости от географической широты?

Различия ландшафтов обусловливаются влиянием различных факторов ландшафтообразования,которые по значению и происхождению делят на следующие.

 

                                                                                Солнечная энергия

 

                                                                                 Энергия земных недр

 

Энергия Солнца и земных недр                преобразуется и переносится воздухом, водой и т.п.

                                                                                   Преобразовательная и направленная человеком энергия Солнца, Земли, воздуха, воды и т.п.

 

  • Укажите, какие факторы ландшафтообразования мы можем назвать внутренними , а какие - внешними .
  • Проранжируйте по значению названные вами факторы ландшафтообразования.
  • Подумайте, приведет к изменению всего ландшафта изменение одного из его компонентов. Приведите примеры .

3 . Ландшафтная карта.

Прием «Словарь»

Ландшафтная карта отражает зональность распределения ландшафтов, проявляющуюся в смене в зависимости от географической широты природных характеристик ландшафтов: количества тепла, увлажнения, типов почв, растительного и животного мира, физико-географических процессов и явлений.

Современная зональность ландшафтов Украины сформировалась в конце палеогенового – в начале антропогенного периода. Считают, что вначале антропогенного периода на территоиии Украины существовало только две природных зоны: лесная и лесостепная, а уже в его середине возникла еще одна  - степная. Эти древние ландшафты получили название палеоландшафтов. В течение антропогенного периода развивались 2 типа палеоландшафтов: холодные (ледниковые) и теплые (межледниковые).

4. Классификация ландшафтов.

Учитель. По внешнему виду ландшафтная карта несколько сложнее, чем карта отдельных природных компонентов. Для того, чтобы работа с ландшафтной картой была эффективной, необходимо как следует познакомиться с легендой карты, выяснить последовательность выделения ландшафтных классификационных единиц (классы, типы, виды). Обратить внимание на тот факт, что при классификации ландшафтов Украины учитывают их происхождение, историю развития, взаимосвязи между компонентами, уровень воздействия на них хозяйственной деятельности человека, пространственное размещение (горы, равнины). Помнить, что выделяя и изображая ландшафты на карте, всесторонне анализируют взаимосвязи между основными факторами ландшафтообразования - солнечной радиацией, литосферой, гидросферой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 . Влияние хозяйственной деятельности на ландшафты.

Прием « Географическая лаборатория»

Задачи. Используя текст учебника§ 31, стр. 154, исследовать развитие (изменение) природных ландшафтов течение антропогенового периода. Охарактеризовать эти природные ландшафты. Подготовить презентацию - ответ полученных результатов. Для иллюстрации ответа учащиеся должны использовать ландшафтную карту.

В результате деятельности «географических лабораторий » учащиеся должны приобрести знания о наличии в начале антропогенового периода на территории Украины двух ландшафтов - лесного и лесостепного, а после отступления днепровского ледника - степного, установить наличие в течение действия ледника двух типов палеоландшафтов - холодных (ледниковых) и теплых (межледниковых) составить их краткую характеристикой, обращая внимание на общие и отличительные черты.

Кроме того, ученики должны обратить внимание на влияние хозяйственной деятельности человека на формирование ландшафтов территории Украины.

Учитель.Для отображения ландшафтной структуры территории Украины выделяют следующие классификационные единицы ландшафтов: классы, типы, виды.

В классы ландшафтов объединяются природные комплексы с одними географическими признаками.

Прием « Творческая лаборатория»

Пользуясь текстом учебника, ландшафтной картой, работаяпарами, необходимо составить краткую характеристику основных типов ландшафтов, распространены в Украине (смешанные-лесных, широколистно-лесных, лесостепных, степных). Характеристика должна содержать информацию о географическом положении ландшафта, особенности климата, почвы, растительного мира .

V. Первичное закрепление изученного материала.

Прием «Географический кросс»

Закончите предложения.

  1. Существует 2 класса ландшафтов: _______и _________.
  2. Типы и подтипы ландшафтов выделяют по изменениям_____________.
  3. Степные ландшафты делятся на 3 подтипа:_______________.
  4. В результате использования различных видов природных ресурсов образовались антропогенные ландшафты:__________.
  5. Самая маленькая классификационная единица ландшафтов______________.

Прием «Географический тренинг»

С помощью карт атласа охарактеризуйте вид ландшафта вблизи вашего населенного пункта.

 

VI . Итоги модуля.

Прием «Пять предложений»

Сформулируйте основные учебные достижения за урок.

 

М-М2,3С-П

Цель: дать учащимся знания о физико-географическое районирование территории Украины, изучить единицы физико-географического районирования; познакомить с картой физико-географического районирования Украины и показать приемы работы с ней; выяснить проявления широтной зональности на территории Украины, установить необходимость внедрения зональных природоохранных мероприятий, способствовать формированию у учащихся навыков мышления высокого уровня и экологической культуры личности учащихся.

Оборудование: физическая карта Украины, атлас Украины, ландшафтная карта Украины, карта физико-географического районирования, схема соответствия единиц ландшафтов единицам физик-географического районирования.

Опорные и базовые понятия: ландшафт, природные (физико-географические) регионы, физико-географическое районирование, физико-географическая страна, физико-географическая зона, физико-географическая подзона, физико-географическая провинция (край), зона смешанных хвойно-широколиственных лесов, лесостепная зона, степная зона.

Географическая номенклатура:Восточноевропейская равнина, Украинские Карпаты, Крымские горы, Приднепровская низменность, Причерноморская низменность, Северокрымская низменность, Подольская возвышенность, Приднепровская возвышенность, Приазовская возвышенность, Донецкий кряж, Украинское Полесье, Волынское Полесье, Житомирское Полесье, Киевское Полесье, Черниговское Полесья, Новгород - Северское Полесье.

I.Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Мини-конкурс «Знаток карты ландшафтов»

Учитель предлагает учащимся представить перед собой карту ландшафтов и ответить на вопросы.

  1. Смешеннолесные ландшафты преобладают на севере или на юге Украины?
  2. На подтипы делятся степные ландшафты или лесостепные?
  3. Наибольшую площадь занимают степные ландшафты или смешаннолесные?
  4. Ни юге Причерноморской низменности распространены сухостепные или среднестепные ландшафты?
  5. Пойменные ландшафты распространены на западе или на востоке Украины?

 

 

III . Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Учитель.В пределах географической оболочки сформировались разнообразные и неодинаковые по размерам природные (физико-географические) регионы, для каждого из которых характерно определенное сочетание ландшафтов. Эти регионы исследуют комплексно и на этой основе составляют карты физико-географического районирования .

Районирование имеет практическое значение для рационального размещения отраслей сельского хозяйства мелиорации земель,строительства дорог,охраны природы и т.д. 

IV. Изучение нового материала

1 . Прием «Словарь»

Физико-географическое районирование - это выявление сравнительно однородных по природным условиям регионов, которые отличаются своей ландшафтной структурой. Выделяют следующие единицы физико-географического районирования: страна, зона, подзона, провинция, область.

2 . Прием « Творческая лаборатория»

Из разных источников географической информации ученики выясняют содержание понятий: физико-географическая страна, физико - географическая зона, физико - географическая подзона, физико - географическая провинция, физико-географическая области и делают выводы о соответствии между единицами физико-географического районирования и единицами классификации ландшафтов .

В результате работы учащиеся должны сделать определенные выводы.

Физико-географическая страна соответствует одному классу ландшафтов. Она определяется по влиянию тектонического и климатического факторов. Равнинным странам соответствует определенный набор природных зон, а горным странам - высотных поясов.

Физико-географическая зона - это часть естественной страны. На равнинных территориях зоны сохраняют широтное или близкое к нему простирание и соответствуют территории распространения одного типа ландшафтов. Природные зоны выделяют в соответствии сосменой показателей обеспеченности теплом и влагой.

Физико-географическая провинция - это часть зоны или подзоны, характеризующаяся степенью континентальности климата и неоднородностью поверхности.

Физико-географическая область - составная часть физико-географической провинции. Границы областей согласуются с тектоническими структурами, высотой над уровнем моря, степенью расчлененности территории.

Физико-географический район - наименьшая единица районирования, выделяемая на основе преобладания одного вида ландшафта в определенной местности.

 

3. Прием «Картографический практикум»

На картах физико-географического районирования нанесите границы физико-географических стан и зон. Подпишите их названия.

4. Научное и практическое значение природного районирования.

Физико-географическое районирование проводится с целью облегчения описания природных территорий на научной основе. Поэтому оно имеет большое значение для углубления представлений о закономерностях природных условий территорий, в частности территории Украины. Чем детальнее выполнена физико-географическое районирование, тем лучшей оказывается изученность территории. Поскольку уровень хозяйственного освоения территории Украины высокий, то решение проблем  природопользования требует всестороннего учитывания природных условий и ресурсов.

V. Закрепление изученного материала

Прием «Сделай вывод»

  • С какой целью осуществляется физико-географическое районирование территории? Мнение обоснуйте.

VI . Итоги модуля.

Прием «Микрофон»

  • Объясните суть физико-географического районирования.
  • Назовите единицы физико-географического районирования.
  • Назовите физико-географические страны, в пределах которых расположена территория Украины.
  • Пользуясь картой физико-географического районирования, проанализируйте особенности физико-географического районирования территории Украины.
  • Охарактеризуйте основные закономерности изменения природных комплексов на территории Украины с севера на юг. Объясните их обусловленность.

VII . Домашнее задание.

  • Проработайте текст учебника.
  • Установите, какие ландшафты распространены в окрестностях вашего населенного пункта, района, области. Опишите один из ландшафтов и обоснуйте характер хозяйствования, связанный с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

• Дайте определение понятия « ландшафт» .

• Сравните природные и антропогенные ландшафты. Укажите на от ¬ минные характерные черты каждого из названных ландшафтов .

• Коротко расскажите об истории развития ландшафтов Украины упро ¬ дл антропогена .

• Проанализируйте , виды хозяйственной деятельности влияют на смену современных ландшафтов .

• Назовите основные характеристики , по которым классифицируют ланд ¬ шафты Украины .

• Приведите классификацию современных ландшафтов Украины , иллюстрируя ответ ландшафтной картой .

Прием « Интеллектуальная разминка»

Закончите предложение:

Ландшафт - это ...

Ландшафтная карта - это

Природный ландшафт - это ...

Антропогенный ландшафт - это ...

В пределах территории Украины различают классы ландшафтов ...

В рамках классов ландшафтов выделяются ...

Класс равнинных восточноевропейских ландшафтов в пределах территории Украины делится на ...

Карпатские горные лугово-лесные ландшафты делятся на ...

Прием «Экскурсия»

Один или два ученика, которые выполняют одну и ту же работу, на основе теоретических знаний о физико-географическое районирование и пользования ¬ сражаясь картой физико-географического районирования Украины , анализируют особенности физико - географического районирования территории Украины .

Принадлежность равнинной территории Украины в юго- западной части Восточно равнинной физико-географической страны. Она расположена в пределах древней докембрийской платформы ,фунда ¬ мент которой перекрыт толщей мезозойских и кайнозойских отложений , залегающих горизонтально. Ландшафтные зоны на равнинной части территории Украины изменяются с севера на юг.

Украинские Карпаты и Крымские горы складчатыми сооружениями , которые сформировались в результате альпийского горообразования , для них харак ¬ терна высотная поясность . Украинские Карпаты являются частью Альпийско - Карпатской физико -географической страны , Крымские горы - частью Крымско - Кавказской физико -географической страны.

В пределах равнинной части Украины выделяют зону смешанных хвой ¬ но- широколиственных лесов , лесостепную и степную зоны. Природные условия этих зон подверглись значительному антропогенному воздействию. Степная зона , в свою очередь , делится на три подзоны согласно подтипов ландшафтов: пивничностепову , середньостепову и сухостепную .

Физико - географические различия территории лесостепной и степной зон , позволяют выделить в их пределах провинции, наиболее четко представлены в пределах возвышенностей и низменностей (Приднепровская , при ¬ черноморская , Североокрымская ) .

В пределах провинции Украинского Полесья критерием деления тер ¬ тории на области разная тектоническое строение ( Волынское , Житомирское , Киевское , Черниговское , Новгород - Северское и другие Полесье) .

docx
Пов’язані теми
Географія, Розробки уроків
Додано
9 вересня 2018
Переглядів
4579
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку