План- конспект урока на тему:
«Два петушка горох молотили…»
Учитель изобразительного искусства Золоташко Я.В.
Класс: пятый
Вид урока: комбинированный
Тема: «Силуэт».
Цели урока:
Материалы и оборудование:
для учителя: презентация, видеоряд, наглядность ( силуэты петухов ), алгоритм выполнения силуэта петуха, плоскостное изображение петуха, цветная бумага, ножницы, клей.
для учеников: бумага , цветная бумага, ножницы, клей, заготовки календарей, простой карандаш, картон.
План урока:
I. Организационный момент (3 мин)
II. Актуализация опорных знаний (2 мин)
III.Сообщение новой темы и задач урока (12 мин)
IV. Самостоятельная работа учащихся ( 23 мин)
V. Подведение итога урока . Оценивание работ учащихся (2 мин)
VI. Домашнее задание (2 мин) , уборка рабочих мест (1 мин)
Ход урока:
I.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Ученик перечисляет необходимые материалы: бумага , цветная бумага, ножницы, клей, заготовки календарей, простой карандаш, картон, кулечек для мусора.
II.Актуализация опорных знаний
Здесь ученикам необходимо задать вопросы:
- Давайте вспомним основные элементы графики.
Точка, линия, штрих, пятно.
-На каком элементе графики мы остановились на прошлом занятии?
Штрих.
- Что такое штрих и штриховая графика?
Штрих-черта, линия, выполняемая одним движением руки. Штрих- основной простейший элемент техники рисования. Штрих в изображениях всегда соседствует с линией и редко применяется самостоятельно. Изображения, где доминирует штрих, называются штриховыми.
III.Сообщение новой темы и задач урока
- Сегодня мы с вами остановимся на пятновой графике или силуэт. Что же такое силуэт? Где мы могли уже встречаться с силуэтными изображениями? Давайте обратим наше внимание на экран. ( Учитель представляет видеоряд « Игра теней : Искусные тени руками», сопровождая просмотр соответствующими комментариями ).
- Как вы думаете, что такое силуэт?
Силуэт это плоскостное изображение, приём работы, средство художественной выразительности. Форма фигуры или предмета, видимая в массе (без деталей внутри контура). Силуэт подобен тени объекта.
-Давайте назовем с вами синонимы слова «силуэт» ( контур, граница, тень, очертание).
(Учитель делает записи на доске)
-Предлагаю вам поближе познакомиться с понятием «силуэт». Внимание на экран. ( Здесь учитель представляет презентацию по изучаемой теме « Силуэт » .
- Ребята, давайте посмотрим на доску. Здесь вы видите различные силуэты (на доске располагаются силуэты животных и людей). Кого вы видите?
- По каким признакам вы догадались?
В силуэте внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей.
-Как рисуется силуэт?
В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным чёрным пятном на светлом фоне или белым на тёмном фоне.
- А вы знаете силуэты можно не только рисовать, но и вырезать! Представляете, с какой точностью художник должен определить характерные черты объекта.
Силуэты были известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии. Необыкновенно изящные силуэты прорезанными тончайшими деталями использовались в теневом театре народов Древнего Востока.
В Европе искусство силуэта сформировалось в первой половине 18 века во Франции. Его название произошло от фамилии министра финансов Этьенна Силуэта, на которого была сделана карикатура. Сам он также занимался вырезанием силуэтов из чёрной бумаги.
-Сегодня мы постараемся изобразить силуэты петуха. Вам необходимо будет сначала правильно простроить его изображение, затем аккуратно обвести и вырезать. ( Учитель помещает на середину доски алгоритм изображения петуха):
-Напоминаю, что изображение мы строим на обратной стороне цветной бумаги, ведь ошибки проще исправлять с изнанки.
-А в конце занятия каждый из вас сможет поместить свой силуэт на календарь, который расположен напротив вашего ряда. Почему на календарь? Верно, потому что наступивший год является годом Огненного Петуха .
( учитель определяет, какому ряду какой календарь и один экземпляр предлагает гостям).
Вызванный ученик еще раз вслух повторяет последовательность выполнения работы.
IV. Самостоятельная работа учащихся
с ножницами и цветной бумагой
Учитель делает акцент на то , как правильно передавать ножницы, что вращать следует изображение, а не сами ножницы и что ножницы - не игрушка, а инструмент для работы).
Далее ученики самостоятельно выполняют работу. Учитель помогает тем ученикам, которые затрудняются в выполнении силуэта.
V. Подведение итога урока. Оценивание работ учащихся.
Учитель прикрепляет смайлики к «календарям», которые получились в результате коллективной работы.
- Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Что такое силуэт)
- Что же такое силуэт ?( контур, граница, тень, очертание).
- Давайте теперь похлопаем сами себе. (Хлопать будут те дети, кто доволен своей работой и полученным результатом).
VI. Домашнее задание .
Принести материалы для рисунка: альбомы, фломастеры, карандаши.
-Ребята, теперь необходимо убрать свои рабочие места. Складываем обрезки
бумаги в кулечки. Выбрасываем. Садимся на свои рабочие места.
-Урок окончен. До свидания.