Разработка урока развития речи по русскому языку по авторскому тексту в 10-11 классе

Про матеріал
Разработка урока русского языка в 10 или 11 классе Сочинение – отзыв о прочитанном произведении с элементами рассуждения. Текст для отзыва авторский. Написан учителем русского языка Сиденко Н.И.
Перегляд файлу

Урок  развития речи.   (10 – 11 класс)

Текст для отзыва авторский.

Написан учителем Сиденко Н.И.

 

Сочинение – отзыв о прочитанном произведении

 с элементами рассуждения.

 

Цель. Совершенствовать умение старшеклассников писать отзыв о прочитанном  литературном произведении. Рассуждать и высказывать собственные мысли, возникшие в процессе чтения.

 Развивать умение логически, последовательно строить свое высказывание, слушать других; анализировать информацию, дискутировать.             

 Воспитывать негативное отношение к употреблению наркотиков, понимание того, что наркотик -  не средство спасения от бед. Убеждать в необходимости противостоять пагубным привычкам, бороться против наркомании всеми доступными методами. Пропагандировать здоровый образ жизни.

 Оборудование. У каждого учащегося на парте тексты рассказа,  раздаточный материал – памятка «Как писать отзыв – рассуждение о литературном произведении»; на доске обобщающая таблица –  схема построения рассуждения; антинаркотический  плакат.

Ход урока.

  1.   Актуализация опорных знаний.

- Какие стили и типы речи знаете?

- Какой вид творческой работы называется «отзывом»?

- Что  мы называет «рассуждением»?

2. Постановка целей и задач урока.

Слово учителя. Сегодня мы будем  работать над сочинением – отзывом о прочитанном литературном произведении. Вам не только нужно будет написать отзыв, но и высказать свои суждения о том, что вы прочитали. Я подготовила вам сюрприз. Мы будем работать над текстом, который написан мною для вас.

3. Работа с текстом. Учитель читает текст рассказа. Может тихо звучать музыка.

Полет…

 Он лежал и тупо смотрел в потолок. Не было ни мыслей, ни желаний. Была лишь одна цель. Она пульсировала веной у виска – дайте ЭТО! За окном была серая весна. Тускло светило солнце, невзрачные деревья тихо стучали в стекло.

 Он перевел взгляд на стену. В деревянных рамках вся его короткая фотожизнь….

 Вот ему двенадцать. Лагерь, река, лес, друзья, первый поцелуй, первая затяжка. По ночам, под одеялом… Где только вездесущий дружок Димка доставал? Бычки горчили, в них была какая – то трава. Но это было так захватывающе, таинственно и здорово. Он потом всю ночь летал!

 А вот рядом… Ему шестнадцать. Солнце, песок, белые палатки. Горы, море и парус над волнами. Песни под гитару до утра. Откуда только силы брались?! Ох, уж этот проныра  - Димка. Все у него схвачено. Это он первый предложил таблетку, даже не таблетку, в витаминку, допинг. Мир взорвался миллиардом разноцветных огней. Как праздничный фейерверк, они залили все небо. А  может быть,  это просто звезды плясали вместе с ними, молодыми и счастливыми.  И Он снова летал!

 Чуть дальше – старый городской парк, высокие клены, неоновые огни дискотеки. Кто это рядом с ним? Надя, Вера, Люба! Нет, имя не вспомнить. Сколько же их было?! Ах, да, это Даша, Дарина. Она могла без устали танцевать всю ночь. Старые клены качали головами, рвущаяся музыка звала за собой. Друзья, свобода, любовь – это пьянило и кружило голову! Вся жизнь впереди!

  Там, под старыми кленами, кто–то, смеясь, вроде бы в шутку, протянул шприц. Да. Это был он, Димка, друг с самого детства и на всю жизнь.

 Мир закружился и полетел в бесконечность. Нет! Не мир! Это Он летал! Он снова летал!

 Он лежал на кровати и тупо смотрел в потолок. Не было ни мыслей, ни желаний. Была только одна цель: унять эту боль. Она железным обручем стягивала голову. Она билась и пульсировала в синяках исколотых рук. Она ломала и выворачивала суставы. Она заставляла кричать и плакать, забыться и уле……..

 Можно было встать и выйти на улицу. Там бурлила прошлая жизнь. Там веселое и яркое солнце, зелень деревьев и пение птиц, смех детей, поцелуи влюбленных. Там любовь и свобода, там полет... Как же он давно не летал…

 Но встать не было сил. Димка, верный, преданный, единственный друг до конца дней! Где же ты? Тебя не было целую вечность! Помоги!  Как же давно тебя не было! И ничего не было, кроме этой темной, пыльной комнаты, старого дивана и цели... Всего лишь одной цели: маленькой, как маковое зернышко, и огромной, как грозовая туча в летний полдень. Дайте, дайте, дайте ЭТО! За  ЭТО все – даже жизнь!

 Он лежал и тупо смотрел в потолок. За окном тихо серела весна. Тусклое солнце завершало свой дневной ход. Невзрачные деревья тихо скреблись в окно. Не было ни мыслей, ни желаний, ни цели. Он умирал!

          Учитель спрашивает учеников, все ли они поняли, нет ли у них  вопросов.

4. Беседа по вопросам.

1. Какова тема рассказа?

2. Какова композиция рассказа?

3. Перескажите  основные моменты жизни героя.

5. Какой литературный прием использует автор?  /Ирония/.

6. С кем из героев  она связана? /Димка/.

7. Случайно ли в конце друг исчезает? Почему?

8. Найдите в тексте противопоставление? С какой целью автор использует его?  

9. Какие литературные средства помогают передать душевное состояние

    героя? /Олицетворение/

10. Какую цветовую гамму использует автор? С какой целью?  /Серая весна –   яркое солнце, зелень; неоновые огни дискотек – темная, пыльная комната/.

11. В чем смысл названия рассказа? Как бы вы его озаглавили?

12. Какова идея рассказа? Чему он учит? О чем заставляет задуматься?

13. Почему именно такой конец у рассказа? Могло ли быть иначе?

14. Чтобы вы сказали герою рассказа, если бы встретились с ним  в эти

      моменты его жизни

 Учитель направляет учащихся в процессе беседы, помогает,  если нужно, наводящими вопросами, подводи к  мысли о вреде наркотиков. Учащиеся должны сделать вывод, что не только наркотики, но и наркотические средства несут угрозу организму человека. Необходимо выработать твердую позицию:  не брать ни у кого:  ни у друзей, ни  у  чужих, - не пробовать ни под каким видом. Именно на эту тему и предлагается учащимся составит рассуждение, включив его в отзыв о прочитанном произведении.

5. Повторение теории.

 1. Учитель и учащиеся обращаются к раздаточному материалу   с правилами написания отзыва – рассуждения. Учитель напоминает, что отзыв – это мнение, суждение, содержащее оценку кого- либо, чего-либо. Дать отзыв о произведении     значит,  высказать и обосновать свое мнение о нем, поделиться своими  впечатлениями  о прочитанном.

Отзыв должен быть написан в виде рассуждения.  Он должен содержать тезис (мнение о произведении); доказательство справедливости этого мнения;  вывод (общую оценку); рекомендации (кому прочитать это произведении).

  2. Учитель напоминает учащимся о методике «Пресс». На доске, на обобщающей таблице обозначены четыре этапа метода:

- изложить свою мысль: « Я так думаю…»;

- пояснить причину появления этой мысли: «Потому, что…»;

- привести аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»

- сделать вывод: «Таким образом…»

6. Групповая работа.

Учащиеся объединяются в группы, перечитывают рассказ, готовят свои версии рассуждения по предложенной схеме. Затем  заслушиваются мини – сочинения учащихся  и обсуждаются.

7.  Подведение итогов урока, оценка работы учащихся на уроке.  

                 Домой дается задание  написать сочинение -  отзыв с элементами рассуждения по данному рассказу.

 

 

 

СОШ №135

 

 

 

 

Урок развития речи                                          по авторскому тексту «Полёт».

 

Сочинение-отзыв                                                 о прочитанном произведении                              с элементами рассуждения

 

 

 

          Разработка                                                      классного руководителя учителя высшей категории,                                 методиста, Сиденко Н.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
25 серпня 2019
Переглядів
1541
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку