Разработка урока по русскому языку в 5 классе для школ с украинским языком обучения.Это итоговый урок по теме : "Синонимы.Антонимы.Омонимы".На уроке использованы разнообразные формы и методы.(индивидуальная работа у доски,групповая работа,игровые фрагменты урока).
Разработка урока по русскому языку в 5 классе
Тема: «Синонимы. Антонимы. Омонимы»
Цель урока:
- создание условия для раскрытия значения понятий «синонимы», «омонимы», «антонимы», умение использовать их в активном словаре.
Формирование коммуникативных умений.
- создание умений определять отличие синонимов, омонимов и антонимов и обосновывать свое мнение.
Планируемый результат:
предметный:
-соотносить название термина и его значение;
-писать синонимический ряд слов, используя слова для выбора;
-определять и писать названия группы слов;
-выписывать слова -омонимы из предложений;
-выписывать антонимы из стихотворения.
личностный:
-умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-интерес к изучению языка.
Метапредметный:
Регулятивные УУД:
-выполнять самопроверку учебного задания;
-выполнять взаимопроверку при работе в паре.
Познавательные УУД:
-раскрывать значение понятий «синонимы», «омонимы», «антонимы», использовать их в активном словаре;
-определять отличие синонимов, омонимов и антонимов и обосновывать свое мнение.
Коммуникативные УУД:
-формировать понятное для партнера высказывание, используя термины;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ход урока
1.Организация класса.
2.Слово учителя:
Сегодня на уроке мы поговорим с вами о синонимах, омонимах и антонимах. Эти термины вы слышите не впервые. Скажите, что общего в этих словах? (вторая часть слова-ОНИМЫ-===в переводе с гр. ИМЯ ). Что же это за слова? Почему они так называются? ( син- ,сим-это приставка ,которая со временем стала частью корня. Обозначает -совместность, схожесть. Анти-противоположность. А слово «омоним» появилось во французском языке еще в 18 веке для написания каламбуров (т.е. шуток). В Германии –для написания стихотворений, а в России даже указывают точную дату 1819 год журнал «Благонамеренный». Одна из причин появления –заимствование.)
А сейчас я хочу обратить ваша внимание на экран.
Задание 1:
Просмотрите эти прекрасные пейзажи и прослушайте эту мелодию. (слайд 1)
-Какие слова приходят вам на ум? Составьте ассоциативный куст к этим слайдам (подберите слова, которыми бы вы потом смогли описать эти картины).
-Стихотворение «Вьюга, снежная пурга…… (слайд 2)
-(слайд 3). Значение слов «пурга», «метель», «вьюга».
-Как называются эти слова?
-Какую роль они играют? (они делают речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной).
Задание 2. (работа в группах).
Продолжить синонимический ряд (кто больше напишет слов)
1.КРАСНЫЙ (алый, пурпурный, пурпуровый, багряный, багровый, пунцовый, рубиновый, пламяный,рутиновый,кумачовый,коралловый-113)
2.СТАРЫЙ...(дряхлый, ветхий, древний, престарелый, прежний, вековечный, потертый,негодный,бывший,отслуживший,седовласый,белоголовый..-151)
3.СВЕТЛЫЙ… (прозрачный, выразительный, солнечный, конкретный, внятный, точный хорошо видимый, безмрачный, разборчивый, понятный…60)
4.ГРУСТИТЬ (печалиться, скучать, вздыхать, быть в миноре, тосковать,воздыхать,гореваьть,тужить,унывать-21)…
5.ЛЕТЕТЬ…(ехать,ухать,течь,дуть,передвигаться,парить,нестись,бежать, лететь,мчаться..39).
Задание3. (у доски соединить синонимы)-проверяет более сильный уч-ся
Огонь скакать
Шалун аккуратный
аромат скакун
Чистый азбука
Прыгать пламя
Конь озорник
Алфавит запах
Задание3-аНайти «третье» лишнее (на доске)
Огонь, осень, пламя.
Алфавит, азбука, буква.
Бросать, кидать ,прыгать.
Весело, веселый, грустный.
Разлучаться, встреча, встречаться.
Задание4.
Составить из данных слов столбики синонимов(взаимопроверка).
Всадник страна метель темнота
Наездник сторона буран мрак
Верховой край вьюга потемки
Конный земля пурга темень
Слово учителя.
Задание 5.
А сейчас я предлагаю вам на минутку перенестись в мир сказок. Прошу прослушать вас небольшое стихотворение и выписать одинаковые по звучанию слова. Как они называются? (омонимы)
Бобер, в Лисе души не чая,
К ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: «Не помешал?»
Лиса в ответ: «Ах, что вы, друг,напротив»
И села в кресло мягкое напротив
И ложечкою чай он помешал.
Задание 6(работа в парах)
Составить с парами слов-омонимов словосочетания.
Голубей-голубей;
Потолок-потолок
Мой-мой
Посол-посол
Стекло-стекло
Завод-завод
Ласка-ласка
Ключ-ключ
Лук-лук
Слово учителя
И опять возвращаемся в сказку. Прослушайте стихотворение и найдите слова-антонимы.
У прохожих на виду
Висело яблока в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что НИЗКО,
А мышонок-ВЫСОКО.
Воробей сказал, что близко,
А улитка-ДАЛЕКО.
А теленок озабочен,
Тем, что яблоко МАЛО.
А цыпленок тем, что очень
ВЕЛИКО и ТЯЖЕЛО.
А котенку все равно.
КИСЛОЕ! -зачем оно?
-Что вы? -шепчет червячок?
СЛАДКИЙ у него бочок!
Задание 7. Подобрать антонимы к словосочетаниям (игра с мячом)
Свежий хлеб
Свежий воздух
Свежая газета
Свежий овощ
Свежие мысли
Полный мужчина
Полный стакан
Мелкий дождь
Мелкий ручей
Острое зрение
Острая пила
Тонкая работа
Тонкий лед
Задание 8.
Возвращаемся к нашим ассоциативным кустам. С помощью вами придуманных слов составьте мини сочинение (или просто предложения) на тему «Волшебство зимнего леса» или «Осенняя сказка». (можно использовать предложения из домашней работы).
Проверка работ.
Осенние листья.
Сегодня я урок хочу закончить стихотворением Николая Рыленкова
Горят, как жар слова.
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты.
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им душевной теплоты.
9.Подведение итогов.
10.Выставление оценок.
11.Домашнее задание.
Задание.
Восстановить текст, подобрав подходящие по смыслу слова из скобок.
Утром к дому прилетела (стая, стадо, стайка) воробьев. Они уселись на крыше и весело (пели, щебетали, чирикали). Маленькая Нина (вышла, вылетела, выбежала) на крылечко и насыпала на землю хлебных крошек.
Они (бегали, ходили, скакали, прыгали) и (ели, клевали, глотали, кушали) крошки.
Вдруг незаметно (пришла, прибежала, подкралась, приползла) кошка. Она (поймала, взяла, схватила, цапнула) одного воробья и убежала.