5 класс «Решение текстовых задач»
Цель урока: создание условий для осознанного и уверенного владения навыком решении текстовых задач.
Образовательные задачи урока:
Развивающие задачи урока:
Воспитательные задачи урока:
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
2. Мотивация урока.
Цель: формирование и повышение учебной мотивации.
Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле?
Выслушиваются варианты ответов учеников.
Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал - Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
3. Постановка целей урока.
Цель: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся.
Итак, сегодня мы займемся решением задач с помощью уравнений. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться правильно составлять уравнения? Такой приём мы уже применяли при решении задач «по действиям».
Ученики в процессе обсуждения приходят к мнению, что нужно попробовать самим составлять задачи.
Значит, сегодня на уроке перед нами стоят следующие задачи.
С помощью учеников учитель формулирует задачи урока. Вот возможные варианты.
Запишите в тетради тему урока: «Решение текстовых задач».
4. Устная работа.
Цель:
Задание 1. Какое слово лишнее?
А) Линейка, циркуль, транспортир, треугольник, километр.
Б) Тонн, километр, килограмм, грамм
В каком отношении находится лишнее слово в каждом из списков?
Задание 2.
В одном бидоне х л, а в другом – у л молока.
1. Расшифруйте выражения:
а) х + у
б) x + 3
в) y – 2
г) x – y
5. Решение задач
а) Поле площадью 24 га разделили на два участка. Найдите площадь каждого участка, если известно, что один из участков на 4 га больше другого.
Разбор задачи.
О чем говориться в задаче? (Предполагаемый ответ: в задаче говорится о поле)
На какие части можно условно разделить поле в задаче? (I участок, II участок)
Какая величина характеризует поле? (Площадь поля)
В чем она измеряется? (Гектарах)
Какова площадь поля? (24 га)
Какова площадь первого участка? (Неизвестна)
Какова площадь второго участка? (Неизвестна)
Какова зависимость между неизвестными величинами? (Площадь первого поля на 4 га больше площади второго участка)
Если в задаче неизвестны значения каких-либо величин, но известна зависимость между ними, то задачу можно решать с помощью составления уравнения. Для этого необходимо ввести переменную и составить уравнение.
Решение.
Пусть х га площадь второго участка, тогда х + 4 площадь второго участка. Зная что, площадь всего поля 24 га, составим уравнение.
х + х + 4 = 24
х + х = 24 – 4
2х = 20
х = 20 : 2
х = 10
Значит 10 га площадь второго участка.
10 + 4 = 14 (га) площадь первого участка.
Ответ. 10 га и 14 га.
Физкультминутка № 2
Цель: предупреждение нарушений осанки, профилактика заболеваний.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
б) Мотоциклист движется навстречу автобусу. Сейчас между ними расстояние 90 км. Они встретились через 1 час. Найдите скорость автобуса, если она больше скорости мотоциклиста в 2 раза.
Проверим решение задачи.
Пусть х км/ч- скорость мотоциклиста, тогда 2х км/ч – скорость автобуса.
Путь, который прошёл автобус: х∙1= х (км).
Путь, который проделал мотоциклист 2х∙1= 2х (км).
По условию задачи весь путь равен 90 км.
Возможные уравнения:
2х + х = 90
3х = 90
Х = 90:3
Х=30
30 км/ч – скорость мотоциклиста
2) 30*2 = 60 (км/ч) – скорость автобуса
Работа с дидактическим материалом
№ 120 стр.69
6. Домашнее задание
№ 121 стр.69 дидактический материал, А
+ Б № 447 ( 3) стр.122
7. Подведение итогов. Оценивание
8. Рефлексия
Цель: способствовать формированию умения анализировать собственную деятельность по достижению поставленной цели.
Наше занятие подходит концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).
Вам для этого помогут слова:
Я узнал…
Я почувствовал…
Я увидел…
Я сначала испугался, а потом…
Я заметил, что …
Я сейчас слушаю и думаю…
Мне интересно следить за…
9. Домашнее задание.
10. Конец урока.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.