Відкритий урок у 6 класі на тему «Розповсюдження плодів і насіння»
Тип уроку: комбінований.
Мета:
а) навчальна: ознайомитися із способами розповсюдження плодів і насіння, із різними пристосуваннями, що виникли в ході еволюції до розповсюдження, біологічним значенням пристосувань і саме розповсюдження;
б) розвивальна: розвивати учбові вміння працювати із живими об'єктами, визначати причинно-наслідкові зв'язки, робити висновки;
в) виховна: виховувати бережливе відношення до живої природи, формувати комунікативні вміння співпрацювати у групах.
Обладнання: проектор, презентації, відео, кошики, газетні шапки, натуральні плоди і насіння різних рослин, таблиці і ілюстрації, лупи, вивіски для команд, маркери, інструктивні картки для команд.
Начало:
- Доброе утро, дорогие друзья! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Он сегодня необычный. Уважаемые ребята я приглашаю вас в увлекательное путешествие в загадочный и интересный мир растений, а именно в мир плодов и семян.
У вас на столах лежат газетные панамы путешественников. Думаю, что наша совместная работа будет полезной, плодотворной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на активную работу и начнем наш урок.
Самые совершенные растения на Земле, как известно, это Семенные, или Цветковые растения. Потому, что у них появился цветок - самый совершенный орган полового размножения, даже оплодотворение у них двойное, чтобы обеспечить зародыш питательными веществами, их органы-корни, листья, стебли, цветки могут видоизменяться, чтобы приспособиться к разным условиям обитания. А ещё они господствуют на Земле во многом и потому, что имеют разнообразные плоды и разные способы распространения плодов и семян.
И сегодняшний урок посвящён способам распространения плодов и семян.
-Запишем тему урока….
Проблемный вопрос:
-Что произойдет, если все семена упадут возле материнского растения и прорастут?
( Ответ: Чем дальше от материнского растения вырастет дочернее растение, тем меньше они между собой будут конкурировать за ресурсы. Например, если молодая поросль деревьев появляется под материнским деревом, то она скорее всего погибнет из-за недостатка солнечного света).
-Как решает эту проблему природа?
( Ответ: Растениям было важно выработать приспособление для эффективного распространения семян. И этим приспособлением у покрытосеменных оказался плод. Он к тому же ещё и защищает семена. Таким образом, говоря о распространении семян покрытосеменных, можно иметь в виду распространение их плодов).
Поскольку плоды распространяются разными способами, то и выглядят они по - разному. У каждого вида цветкового растения плод отличается своими особенностями. На предыдущем уроке мы ознакомились с разновидностями плодов у Цветковых растений.
Итак, проверим, как вы усвоили знания о типах плодов.
Проверка Д/з:
- Плоды являются конечным этапом развития цветка, как генеративного органа. По образному выражению американского ботаника А. Имса, плод-это “зрелый цветок”. На нашей планете огромное разнообразие плодов и они являются результатом длительной эволюции.
-Давайте вспомним, на какие группы делят плоды - как их классифицируют?
( Ответ: по строению околоплодника - сухие и сочные; по кол-ву семян - много- и односемянные; сухие делятся на вскрывающиеся и невскрывающиеся)
Дидактическая игра «Собери плоды в корзину»
- Сейчас мы проверим, как вы усвоили виды плодов. Работать вы будете в группе (команде). Перед вами корзины с плодами. Вам нужно рассортировать их на сочные и сухие (I группа), на односемянные и многосемянные (II группа), на вскрывающиеся и невскрывающиеся (III группа). Время 1 минута.
- По представителю от группы по очереди выходят к доске и показывают свою работу. Учащиеся из других групп могут исправлять ошибки.
-У каждого из вас лежит лист самооценивания, куда каждый ставит себе плюс за участие в работе на уроке.
Игра с классом по сказкам (со слайдопрезентацией):
- Ребята, а какие сказки связанные с плодами вы знаете?
Плод боб - «Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсен, «Боб, соломина и уголек» братьев Грим, «Петушок и бобовое зернышко» русская народная сказка.
Плод зерновка – «Мужик и медведь» русская народная сказка (рожь), «Конек - Горбунок», П. Ершов (пшеница).
Плод стручок – «Мужик и медведь» русская народная сказка (репа)
Плод тыквина – «Золушка» Ш. Перро (тыква)
Плод костянка – «Приключения Чиполлино» Дж. Родарри (вишня)
------------------------------------------------------------------------------
- Вот и повторили Д/з, а теперь пора получать новые знания о плодах и семенах.
Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена часто оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям. Кто же им в этом помогает? Выясним сегодня на уроке.
- Как распространяются плоды с семенами?
Существуют четыре основных способа распространения плодов. Это распространение с помощью 1) животных (в том числе птиц и человека), 2) ветра, 3) воды, 4) саморазбрасывания. Бывает, что в природе плоды одного и того же растения распространяются несколькими способами, однако приспособлены они в основном все-таки к одному.
(Уч-ся переписывают схему с доски).
Рассмотрим эти способы подробнее.
Карина Щукина
В крошке-семечке подсолнух
Так задумано в природе:
А зимой природа дремлет,
|
Или:
Это — с носиком пушинки, |
Способы распространения плодов и семян:
При этом способе распространения плод устроен так, что вскрываясь при созревании, он сам обеспечивает разброс семян. В одних случаях для этого используется ветер, и тогда семена мелкие, как у мака. В других — семена из плода выталкиваются с силой. С помощью ветра разбрасываются семена, заключенные в плод коробочку. Созрев, коробочка вскрывается щелями, дырочками и на ветру колышется, а из нее в разные стороны высыпаются семена (мак). Можно конечно сказать, что это распространение с помощью ветра, а не саморазбрасывание. Однако ветер лишь перемещает семена, а не плод. Сам плод — коробочка - остается на растении, и именно он приспособлен для саморазбрасывания.
Другим примером саморазбрасывания является плод боб. При созревании створки боба высыхают, скручиваются в разные стороны, плод растрескивается по шву, и семена разбрасываются, иногда с силой (фасоль, горох, акация). Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов жёлтой акации можно услышать лёгкое потрескивание – это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы. Поэтому плоды этих растений собирают до их полного высыхания.
А у таких растений, как каштан и дуб плоды отскакивают при падении.
Саморазбрасывание следует считать самым неэффективным способом распространения семян, так как далеко от родительского растения они не отлетают.
а) Бешеный огурец: в Крыму и на Кавказе можно встретить сорное растение бешеный огурец. При отделении зрелого плода от плодоножки в месте отрыва образуется отверстие, через которое выбрасывается смесь из клейкого сока и семян. Это вызвано тем, что содержимое плода находится под давлением 6 атм. Слизь прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами. Дальность стрельбы бешеного огурца исключительно высока: 12 м – обычное дело. А скорость полета семян достигает почти 10 м/с! Если плод случайно сбивается проходящим мимо животным, то семена вместе со слизью попадают на его шерсть, прилипают, а когда подсохнут, постепенно отпадают (т.е. в этом случае возможно комбинированное распространение семян).
(Просмотр видеоролика о бешенном огурце).
б) Недотрога обыкновенная: плод недотроги - 5-тистворчатая длинная зелёного цвета многосемянная коробочка. Когда семена созревают, слой крупных клеток, находящихся непосредственно под кожицей, сильно набухает и оказывается в напряженном состоянии и если притронуться к стручку в процессе созревания, то он начнет растрескиваться, створки закручиваются и семена с силой выстреливают.
(Просмотр видеоролика про недотрогу).
в) Некоторые самораспространяющиеся растения умеют не только стрелять, но и ползать. Их щетинки способны поглощать водяной пар из атмосферного воздуха. В результате этого щетинки изменяют свою форму и, отталкиваясь от земли, передвигают семя на некоторое расстояние. Щетинки то высыхают, то набухают вновь, и семена могут отодвинуться от родительского растения на довольно большое расстояние. Так распространяются, например, семена ковыля и овса.
(Просмотр видеоролика про ковыль).
Павлова Аня:
Каждый год на клёне с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
Письмами летят крылатки
На дорожки и площадки
И не знает почтальон
Для кого их пишет клён.
Для распространения ветром плоды должны быть легкими, чтобы как можно дольше лететь на ветру. Это достигается не только за счет уменьшения массы семени и плода, но и за счет различных образований, которые увеличивают площадь плода. Ведь чем больше поверхность и меньше вес, тем легче лететь.
Катя Панкова:
Одуванчик
Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На стройных стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки.
Но лишь пройдется осенью
Других ветров волна,
Срываются, взвиваются
На воздух семена.
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес...
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
Распространение плодов и семян ветром осуществляется благодаря наличию у них пленчатых выростов-крылаток, летучек - парашютиков. Такие приспособления характерны для сухих односемянных плодов: березы, ясеня, одуванчика, ковыля, рогоза, клена, хлопчатника. Семена могут быть покрыты волосками или пушком, как, например у ивы, тополя. У вяза и клена семена снабжены крыловидными выростами.
Аксёнова Настя:
Тополиный белый пух
|
Алёна:
По доpожке в сад бегу,
|
а) Тополь – растение двудомное. Он образует тычиночные (мужские) и пестичные (женские) экземпляры. Тополиные «метели» образуют женские экземпляры. Семена снабжены парашютом из волосков (тополиный «пух»). Тополиный «пух» гонимый ветром, кружится, как снег. А затем медленно опускается на землю, устилая улицы.
б) Перекатиполе: характерно для пустынных и степных ландшафтов. Оно представляет собой шары, катающиеся по ветру. Распространяются эти семена своеобразным способом. Плод – коробочка с загнутыми внутрь зубцами, внутри которой находится множество мелких семян. Семена выпадают из коробочки только при очень сильных встряхиваниях или порывах ветра. Осенью, когда созревают семена, стебель ветром отрывается от корня (а иногда корень вырывается из земли вместе со стеблем) и образует своеобразный шар, который в народе называют перекати-полем. Такие шары во множестве носит ветром по степи. При этом семена растения разносятся на большие расстояния, медленно покидая коробочки. За это свойство растение и получило название перекати-поля.
Водой распространяются плоды водных покрытосеменных растений, а также многих тех, которые растут вдоль берегов. Приспособлением плода к распространению водой является увеличение его плавучести. Это достигается за счет образования воздушных полостей внутри плода. Так, например, у плода кокоса волокнистая мякоть, в ней много воздуха. Поэтому кокосы не тонут и отплывают далеко. У кувшинок семена окружены губчатым плодом, который также не дает им возможности утонуть.
С помощью воды распространяются плоды ольхи, осоки, кувшинки, кубышки, стрелолиста. Плавучие семена имеются также у наших сорных растений: подорожника, спорыша. Они разносятся струйками воды после дождя.
а) Но всё же рекордсменами по дальности водных путешествий можно считать плоды кокосовой пальмы — кокосовые орехи. Они дольше всего способны находиться в соленой воде без потери всхожести семян - до нескольких лет. Это свойство позволяет пальмам заселять отдаленные острова. Кокосовая пальма растет на побережьях тропических морей, на островах и атоллах. Её стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы - волокнистые костянки массой 1,5—2 кг. Содержимое незрелой костянки сначала совсем жидкое - знаменитое кокосовое молоко загустевает по мере созревания. Созревшие и упавшие в море орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся к близлежащим островам. Проросшие кокосовые орехи находили на островах, удаленных на 4800 км от места их созревании, даже после 100 дней плавания по морским волнам эти плоды не теряют всхожести.
Существуют два основных варианта, как животное может распространить семена. Если плоды сухие и имеют различные мелкие крючки, зацепки, колючки, то они могут прикрепляться к шерсти или коже животных. Позже животное их сбрасывает в другом месте. Если плоды сочные, то животные поедают их. Однако в их пищеварительных трактах семена плодов не перевариваются и выходят наружу, причем окруженные удобрением. А могут принимать участие и хищники: например, спелые арбузы включают в свой рацион лисы и шакалы, медведи охотно кормятся на ягодниках, и т.д.
Растения для распространения животными также имеют сочные плоды с яркой окраской, чтобы быть хорошо заметными, или с сильным ароматом, чтобы привлекать животных с большого расстояния, особенно в темное время суток. Также такие семена обладают прочной оболочкой, предохраняющей их от переваривания.
Дима:
Рябина осенью
Что там за ягода алеет,
Когда уже прохладой веет
И осень мчит на всех парах,
Сметая листья во дворах?
Она еще горчит и вяжет…
Но только снег на землю ляжет,
Мороз ударит не слегка
И льдом покроется река:
Она уже на вкус иная…
И птицы, будто понимая,
Клюют замерзшие дробины
Зимой алеющей рябины.
Примерами растений, которые распространяются с помощью зацепок, являются череда, лопух. Особенно много растений распространяют птицы (рябина, бузина, черёмуха, клюква, черника).
Однако существует еще третий вариант распространения. Орехи едят многие грызуны (например, белки, мыши, бурундуки) или птицы сойки. Некоторые животные делают на зиму запасы из плодов и семян, пряча их в укромных местах. Суровой зимой они питаются своими летними запасами, но не всегда съедают их полностью или потом не находят их, поэтому часть семян прорастает, давая жизнь новым растениям. Таким образом, благодаря их забывчивости, плоды растений и распространяются.
Следует отметить роль человека в распространении плодов и семян. Человек переезжает на большие расстояния, перевозит многочисленные грузы. Часто вместе с ними случайно перевозятся семена и мелкие плоды растений. В результате на одном континенте могут появляться растения, родиной которых является совсем другой континент. Плоды и семена некоторых растений прилипают или прицепляются к мешкам или тюкам с грузом и попадают в вагоны, в трюмы кораблей, в автомобили и самолеты. При разгрузке семена попадают на землю, прорастают, и выросшие из них растения часто находят на новых территориях хорошие условия для жизни. Так из Европы в Америку в свое время был завезен подорожник – обычное растение тропинок и дорог. Коренные жители Америки – индейцы – назвали подорожник «следом белого человека», т.к. его появление – результат передвижения по континенту белых людей.
а) (муравьи) Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. Не раз, как муравьи тащат к своему муравейнику семена разных растений, например чистотела, хохлатки, чистяка, душистой фиалки. Но муравьёв чистотеле -лекарственном растении привлекают не золотистые цветки, не плоды в виде длинных стручковых коробочек, а семена с придатками. Придаток содержит масла – лакомство для муравьёв.
б) Лопух он же репейник:
Самер:
Под забором у края степей
|
По дороге на ручей
|
Мог бы обидеться на людей. «Пристал, как репейник», - «Вот лопух!», но репейник не обижается. Тем более что он изрядно преуспел в жизни. Под натиском человека репейник только говорит человеку спасибо. Ведь это его, лопуха, корзинки с плодами крепко держаться за одежду человека – куда человек, туда и они! Оттого – то и растёт лопух повсюду. Но вот что любопытно: людям лишь сравнительно недавно удалось изготовить ленту – застёжку, действующую по образцу репейника. В ткань заделывают множество крошечных пластмассовых крючочков. И если эту ткань приложить к другой, ворсистой ткани, крючочки прочно «схватят» её. Такие застёжки – «липучки» применяют на одежде и обуви вместо молний. В самолётах с их помощью укрепляют чехлы на креслах, в магазинах подвешивают занавески. Новая застёжка удобна, проста в употреблении. А у репейника она есть с незапамятных времён. Это приспособление к распространению семян.
в) Сойка обожает поедать и запасать желуди, не зря она у лесоводов давно пользуется славой "сеятеля дуба. Роль этих птиц в благородном деле распространения дуба трудно переоценить. В отличие от своих конкурентов — белок и лесных мышей, прячущих желуди не далее 30—40 метров от места сбора, — сойки обеспечивают дальнюю транспортировку. Птица набирает в подклювную полость пять-семь желудей и относит их на расстояние до трехсот метров. Держатся при этом птицы крайне осторожно – будто прячут золотые самородки. Для тайников они выбирают густые заросли молодых елочек и сосенок, под которыми и зарывают желуди. За два месяца одна сойка устраивает до 2500 кладовых, запасая до 4 килограммов желудей. Часть спрятанных желудей птица выкапывает из-под снега, часть остается и прорастает.
г) Дикие арбузы: задумывался ли кто-нибудь из вас над тем, отчего арбузы такие круглые и какое значение имеет для самого растения обильный сладкий сок его плода? Арбуз – это растение пустыни Калахари в Южной Африке. Это стелящаяся лиана, засухоустойчивая. Дикий арбуз здесь размером с теннисный мяч и весом 250 граммов. Его с удовольствием поедают слон, носорог, антилопа, лев, гиена, шакал, мышь. Когда животные едят арбуз, семена падают, и обильный сок течёт на землю, увлажняя её. К тому же сладкий сок прилепляет семена к увлажнённой земле, и они прорастают. В пустыне Калахари в период дождей бывают обильные ливни, сильные ветры и потоки воды перекатывают арбузы на далёкие расстояния. При перекатах арбузы подпрыгивают, как мячи, раскалываются. Семена высыпаются, и, увлажнённые вытекающим соком, тоже прорастают.
Подведение итогов урока:
- Какое значение имеет распространение семян?
Практическое задание:
Высказывание Цицерона “Практика – лучший учитель” (древнеримский политический деятель, оратор и философ) будет вам напутствием перед выполнением этой работы.
(Учащиеся внимательно читают задание из конверта и приступают к исследованию. Парам предоставляются плоды и семена (натуральные и муляжи). Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп).
Инструктивная карточка.
Название растения
|
|
Способ распространения
|
|
Приспособления к распространению
|
|
Сочный или сухой плод
|
|
Количество семян
|
|
Тип (название) плода
|
|
(уч-ся пишут маркерами тезисы на бумажках и команды по очереди прикрепляют свои тезисы на магнитную доску)
ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ
В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
-развитие семени; -защита семян от высыхания и повреждения; -расселение растений (освоение новых территорий); -пища животным |
-в медицине; -в пищу человеку; -на корм скоту; -в косметологии; -в пищевой промышленности (р.масло…) -в лёгкой пром-сти (хлопчатник); -ядовиты (белладонна, дурман) |
-Внесите плюсы за работу в листы самооценивания и подведём итоги урока.
Пусть плоды вашей учёбы приносят вам только пользу.
Стих Левитана:
Растенья-все большие домоседы,
Но молодость манит в далёкий край:
И крылышки на семена надеты
У лип и клёнов – действуй, улетай!
А одуванчик – сам с одной ногой
Одел своих детишек в парашюты,
И понесутся вдаль они гурьбой,
Осваивая новые маршруты…
- Осваивайте и вы ребята новые маршруты благодаря напористости и знаниям, которые нужно жадно впитывать на каждом новом уроке.
Д/З: стр. 143 читати.