Світлодарська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів
Розробка циклу уроків за темою
Опис природи на уроках російської мови
Уроки розроблено вчителем
Російської мови та літератури
Бугою О.П.
Осень Урок №1
Тема. Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень»
Цель. Развивать речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления. Создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения , высказывать и аргументировать ее.
Обеспечивать ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу
Самостоятельные открытия учащихся.
Учить составлять сложный план.
Воспитывать лучшие человеческие качества; пробуждать интерес к искусству; развивать этическое чувство.
Оборудование
Портрет И.И. Левитана, репродукция картины «Золотая осень», картины художника, музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена года», высказывания поэтов и писателей, слайдо-презентация.
Тип урока Формирование коммуникативных компетентностей
Эпиграф урока (слайд)
Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерний зари, багровый закат перед ветреным днем… Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство.
(из журнала)
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний
- Как вы понимаете то, что хотел передать автор в данном тексте (эпиграф урока)
2. Знакомство с художником И.И. Левитано(информационная компетентность, д/з)
ІІІ. Вступительное слово учителя:
Левитан, так же как и Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого доброго и мимолетного времени года. Чем ближе к зрелости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Художник оставил около ста «осенних картин», не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи : стог сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед…
Но во всех этих пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.
Левитан написал несколько превосходных весенних пейзажей, но почти всегда весна, похожая на осень (используются репродукции картин Левитана, сообщения учащихся)
ІV. Работа по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
- Какое время года изображено на картине?
- Какими красками пользуется художник? Почему? Аргументируйте свой ответ.
- Каким изображено небо? Видели ли вы такое небо осенью? Когда?
- Что мы видим на переднем плане картины?
- Что виднеется ближе к горизонту?
- Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?
(При ответах учащиеся пользуются высказываниями, записанными на слайдах известных поэтов. Указывают на эпитеты, метафоры и сравнения, которые используют С.А. Есенин, Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин. Предлагается учащимся подобрать эпиграф к своему сочинению из предложенных текстов)
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубровах опустелых;
Там день и ночь кружится
Желтый лист… А.С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса… А.С. Пушкин
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… Ф.И. Тютчев
…Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Молчит стыдливая печаль… А.А.Фет
Прекрасна ты, осенняя пора!
Задумчивой природы увяданье,
Седой туман в час раннего утра,
Лучей и птиц прощальная игра-
Все будит грусть и сны очарованья!
Прекрасна ты, осенняя пора! К.М. Фофанов
Пустеет воздух, птиц не слышно боле.
Но далеко еще до первых зимних бурь-
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле… Ф.И. Тютчев
Слово учителя: Прежде чем приступить к словарной работе, хочется еще раз напомнить вам, что Левитан любил природу как-то особенно. «Это была даже не любовь, а какая – то влюбленность», - так вспоминал А.П. Чехов о Левитане. Да и сам художник, вспоминая работу над этой картиной любил говорить: «Я никогда не любил еще так природу, не был так чуток к ней».
Давайте же проникнемся красотой картины, представим, что мы зрители этой осенней красоты, почувствуем запах осенних листьев…
Итак, какие бы опорные слова для сочинения использовали вы? (работа в парах)
- Ответы:
Радостное восприятие жизни, сверкающее золото берез, вспыхнувшая багрянцем осинка, побуревшая трава, зелень озимых, прозрачный воздух, изумрудные поля, лазурное небо.
- Объясните правописание слов:
Прекрасная (картина), светло-голубое(небо), разбросаны, облака, осеннее солнце, свинцовая (вода), одинокая береза, на фоне желтых листьев, торжественная грусть, представляешь.
V. Составление сложного плана (примерный план)
І. И.И. Левитан – художник – пейзажист ХІХ века.
ІІ. Описание картины И.И. Левитана «Золотая осень»
ІІІ. Мысли и чувства, которые вызывает картина.
VІ. Заключительное слово учителя. Рефлексия.
Ребята! Наша работа над картиной завершается. Сейчас вы самостоятельно попробуете передать свое чувство, свое настроение, которое вызывает у вас картина Левитана «Золотая осень».
Попробуйте передать ваши чувства так, чтобы, читая ваше сочинение мы услышали шелест осенних берез, увидели, как опадающие листья кружатся в прощальном вальсе. Почувствовали запах осени в чистом и прозрачном воздухе. Вспомните свои прогулки в осеннем лесу, ваши чувства и от прикосновения к прекрасному…
Желаемый ответ:
Эпитет – (греч. -определение). Художественное определение, подчеркивающее характерную черту.
Сверкающее золото берез, побуревшая трава, синяя гладь речки и т. д.
Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.
Одинокая березка стоит, как сказочное дерево.
Метафора – (греч. – перенесение). Признаки одного предмета переносятся на другой.
Грусть охватывает нас, мое сердце поет.
VІІ. Учитель зачитывает примерный вариант написанного сочинения.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора. Ф.И. Тютчев
Писатели и художники очень любят природу. Они воспевают ее в своих стихотворениях, изображают на картинах. Замечательный русский художник И. Левитан создал прекрасные картины: «Март», «Березовая роща», «Овраг», «Золотая осень» и другие.
На картине «Золотая осень» художник неяркими, светлыми красками изобразил «пышное природы увяданье».
По высокому светло- голубому небу разбросаны рыхлые, белые облака. Щедрые лучи осеннего солнца делают все предметы светлыми, прозрачными.
На переднем плане картины – речка с темной, свинцовой водой в тени и голубой в лучах солнца. К воде нагнулись кустики и будто любуются собой. Одинокая березка с белой ножкой стоит, как сказочное дерево, вся в золотом уборе.
Березовая роща сверкает насквозь. Она нарядна: одета в багрянец и золото. Среди берез затерялась елочка, которая выделяется на фоне желтых листьев зеленым нарядом.
Два деревца приготовились встретить зиму. Их желтые листья расселись отдохнуть на землю, и только несколько листочков висит на бурых сучьях.
На горизонте виднеются домики неизвестного селения. Воле них зеленеют поля озимых. Картина вызывает восхищение. Красиво все на картине, но эта красота увядающая. Смотришь на нее, и торжественная грусть охватывает тебя. Представляешь, что ты стоишь один на берегу и вместе с птицами и листьями куда – то летишь. И так хорошо на сердце…
VІІІ. Итог урока. Выводы. Рефлексия.
- чувствую вдохновение- чувствую подавленность;
- интересно – не интересно;
- доволен собой – не доволен собой.
2. Методика незаконченного предложения
- Самым интересным сегодня на уроке для меня было…
- Мне это необходимо знать для…
- У меня возникли на сегодняшнем уроке трудности…
- Скажи комплимент художнику…
ІХ. Оценивание учащихся
- Самооценивание (критический комментарий)
Х. Закончить работу дома.
Разноуровневые задания:
Начальный и средний уровень – пользуясь опорными словами, составленными на уроке, написать сочинение.
Достаточный уровень – включите в свое сочинение стихотворение об осени.
Высокий уровень – оформить свое сочинение творчески, написать личное стихотворение об осени.
Урок № 2
Тема Систематизация и сбор материала для сочинения по теме :
«Описание природы по личным впечатлениям. Зима в моем городе».
Цель Совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова, собирать материал для связных высказываний, уметь систематизировать его.
Учить описывать пейзаж на основе личных наблюдений.
Совершенствовать умение составлять план к сочинению. Развивать наблюдательность. Внимание к окружающему миру. Способствовать развитию творческого воображения школьников.
Прививать любовь к природе, к прекрасному; чувство гордости за свою страну и родной город.
Оборудование
Иллюстрации с зимними пейзажами, слайдо-презентация «Светлодарск мой», дополнительный материал, приготовленный учениками к уроку, музыкальный альбом П.И. Чайковского «Времена года», ассоциативные карточки.
Тип урока Формирование коммуникативных компетентностей. Урок-исследование.
Эпиграф урока (слайд)
Не то, что мните вы, природа…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. Тютчев
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Вступительное слово учителя:
Ребята! Я думаю, что все мы любим наш город. Таких городов, как Светлодарск, в Украине мало. Город наш уютный, чистый, гостеприимный. Светлодарск – это частичка нас. Это – наша малая родина. Многие из вас здесь родились, многие свяжут свою дальнейшую жизнь с нашим городом. Наш город прекрасен всегда: и летом, когда он утопает в зелени, и осенью, когда изобилием ярких красок удивляет нас. Это все говорит о величии Светлодарска. Но зима – особое время года. И о красоте нашего города зимой мы сегодня и будем говорить.
ІІІ. Прием мотивации
Тематическое задание классу:
- Сформулируйте тему и цель нашего сегодняшнего урока
(ответы учеников)
- Что вы хотите сегодня получить от урока?
(ответы учащихся)
- Поднимите ассоциативную карточку вашего настроения на сегодняшнем уроке.
Учитель: Меня радует то, что вы все показали карточку розового цвета. Я думаю, что по-другому не могло и быть, ведь сегодня мы будем говорить о родном городе, о неповторимой его красоте, о нашей любви к нему.
ІV. Практическая деятельность учащихся
- Как выглядит Светлодарск зимой в разное время суток, в разную погоду?
- Как выглядят деревья, кусты, дома, небо?
- Какие для вас в городе особенно красивые места? Почему? Аргументируйте ответ.
К данному уроку проводится подготовка. Прием формирования информационной компетенции. Задание на поиск информации в сети Интернет, работа с литературными первоисточниками.
- Обсуждение собранных материалов, выступление учащихся
- Организация работы по анализу и систематизации
4. Работа над планом сочинения
Напомнить учащимся. Что последовательное и логическое изложение материала возможно при условии, если продуман и составлен план к сочинению.
В сочинении должна быть четко раскрыта основная мысль. Которой подчиняется все высказывание.
V. Словарно – семантическая работа
Словарный диктант
Картина, пейзаж, вид; красивый, очаровательный, прекрасный; наряд, убор, убранство, одеяние; Белоснежный, белый, молочный; блистать, блестеть, сиять, сверкать, светится, гореть.
VІ. Материал для работы над усвоением норм русского литературного языка: ударение в словах: КрасИвее, одеЯние,убрАнство
VІІ. Метод формирования информационной и коммуникативной компетенции
Что я видел |
Как можно об этом сказать |
Мой дом в зимнем наряде |
Двор выглядит совсем по-новому, будто я его увидел первый раз. Почему-то раньше я не замечал, как здесь может быть красиво. Двор стал уютнее. Наряднее и как будто меньше. |
Снег |
Белое покрывало снега. Снег нетронутый, очень чистый. Снежная белая шапка на качелях, на беседке. Снежный ковер, снежное одеяло, ослепительная белизна. Белые пушистые шапки на деревьях. |
Небо |
Очень синее, ослепительное. Больно смотреть, как оно сияет. Праздник лазурного неба. Яркий, ослепительный свет лучей. |
Деревья |
Черные стволы. На нижних ветках хлопья снега нет, его уже сдул ветерок. |
То я чувствую |
Верхушки деревьев выглядят как черное кружево на фоне яркого неба. На душе радостно. Весело, как будто какой-то праздник. Красота радует и удивляет. Хочется смеяться. |
Детям предлагается подвести итог сегодняшнего урока и сделать вывод
Вопросы по группам :
VІІІ. Рефлексивное пространство урока
- Я много узнал нового
- Мне это пригодится в жизни
- На все вопросы, возникшие в ходе урока я получил ответы
- На уроке я работал добросовестно и цели урока достиг
2. Методика незаконченного предложения
- У меня на сегодняшнем уроке получилось…
- Я встретился с трудностью при …
- Скажи комплимент сегодняшней теме…
3. «Дневник открытий»
Зафиксируйте в дневнике открытия. Которые вы сделали на сегодняшнем уроке.
ІХ. Самооценивание, оценивание результатов деятельности одноклассников на уроке.
Х. Домашнее задание.
Разноуровневые задания
Начальный и средний уровень – написать сочинение, используя материал урока.
Достаточный уровень – описать вечернюю прогулку по городу.
Высокий уровень – оформить творчески работу на формате А – 4
Урок№3
Тема Сочинение – описание картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Цель Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения. Высказывать и аргументировать ее.
Учить развивать свою речь на основе образного ассоциативного мышления.
Ориентировать на развитие личности.
Учить «читать» картину, осмыслив ее содержание.
Способствовать развитию творческого воображения ребят.
Учить создавать собственный текст: сначала устно, затем письменно.
Воспитывать чувство прекрасного, интерес к окружающему миру.
Учить наблюдать за природой, восхищаться ее красотой.
Прививать интерес к предмету. Следить за аккуратностью при выполнении работы.
Оборудование
Учебник, репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», музыкальный альбом с записью инструментальной музыки, схемы, таблицы.
Ожидаемый результат
После урока ученики смогут:
Тип урока Формирование коммуникативных компетентностей
Эпиграф урока
Есть в природе бесконечной тайные мечты,
Осеняемые вечной силой красоты.
Есть волшебного эфира тени и огни,
Не от мира, но для мира родились они.
И бессильны перед ними кисти и резцы
И созвучьями живыми вещие певцы.
К. М . Фофанов
Ход урока
ІІІ. Вступительное слово учителя:
Русскую зиму любили и изображали многие художники. С одним из таких художников ХІХ века мы сегодня и познакомимся. Это Грабарь Игорь Эммануилович. Он был живописцем и искусствоведом. Выдающийся художник, педагог, ученый. Несколько лет он жил за границей. «Вернувшись в Россию,- писал Грабарь,- я был несказанно потрясен красотой русского пейзажа. Нет нигде таких чудесных березовых рощ, таких восхитительных весен, золотистых осеней, сверкающих инеев».
Восхищением красотой русской природы полны картины художника. Игорь Эммануилович горячо пропагандировал русское искусство, был директором Государственной Третьяковской галереи.
Сегодня я вам предлагаю поработать над одной из картин великого художника. Эта картина «Февральская лазурь». Грабарю хотелось найти в этой картине что-то свое, и на мой взгляд, ему это удалось.
Художник написал картину прямо с натуры и запечатлил на ней «небывалый праздник природы».
ІV. Работа с учебником
Учитель:
Давайте сейчас, ребята, прочтем воспоминание И.Э.Грабаря о его работе над картиной (Учебник, упражнение № 438.Чтение «цепочкой»)
Метод формирования информационной компетентности. Обработка информации
V. Задание на поиск и сбор информации (метод формирования информативной компетенции)
1. А теперь заглянем в словарь, потому что. Я уверена, в тексте вы встретили новые слова
ЛазУрь – светло-синий цвет, синева.
ЛазОревый – в поэзии- лазурный.
КорАлловый – ярко-красный, цвет коралла.
СапфИровый – синий или голубой, цвет сапфира (драгоценный камень)
ЭмАль – непрозрачная стекловидная масса.
БирюзОвый – (лат. Бирюза) – драгоценный камень зеленовато- голубого цвета. Голубой с оттенком зеленого.
VІ. Мотивация учебной деятельности учащихся. Метод «Мозговой штурм»
Учитель:
А теперь давайте внимательно рассмотрим картину «Февральская лазурь»
Графическое изображение картины
Задний план
|
|
Передний план |
10)Как художник нарисовал небо, снег около деревьев?
VII Составление плана сочинения.
Вопрос к классу:
Ребята! Как вы считаете, зачем в сочинении нужен план?
(для последовательного изложения текста)
Задание: На странице 251 есть план к этой картине, однако его нужно отредактировать. Отвечая на вопросы, вы составите план своего сочинения. Работаете парами. Затем мы вас послушаем. Перед вами черновики. У вас должно быть 4 пункта в плане. Работаем (2 минуты).
VIII. Лексическая работа
Учитель: Для того, чтобы наша речь была красивой и сочинение получилось без лексических ошибок. В своей речи мы должны использовать какие слова?
(Предполагаемый ответ: прилагательные помогут нам передать красоту и настроение картины, синонимы – сделают наш рассказ литературно красивым, однородные члены- будут нашими помощниками при составлении красивых предложений)
ІХ. Практическая деятельность учащихся
Художник – (автор, живописец, пейзажист)
Картина – (произведение искусства, полотно)
Восхищаться – (удивляться, любоваться)
(Лазурный, голубой, сиреневый, нежно-лиловый, жемчужный, голубой, сапфировый, белый, серый, черно-коричневый)
(Чудесный зимний пейзаж, белоствольная красавица, праздник неба, появляется ощущение счастья, создает радостное настроение, низкий горизонт, снег искрится, снег переливается под солнцем, тени яркие, цветные, праздник лазоревого неба, жемчужные березы, деревья пронизаны солнцем, кружатся на свету в хороводе и др.)
Х. Рефлексивное пространство урока.
1. Метод «Микрофон»
Учитель: Игорь Эммануилович Грабарь подарил нам праздник зимы. Пейзаж чудесный. Картина долго не отпускает нас. Когда смотришь на нее, так и хочется погрузиться в эту картину. Сейчас методом «Микрофон» вы скажите нам свое отношение к этой картине. Ассоциация. Ваше настроение, ваше впечатление.
Грустно - весело
Хочу улыбаться – равнодушен
Мне эта работа нравится – работаю для оценки
4.Начало письменной работы
Первые строки…
На картине И.Э. Грабаря мы видим березовую рощу…
Продолжение самостоятельной работы. Предлагается спокойная, тихая музыка из музыкального альбома «Времена года», которая поможет передать настроение и незабываемые ощущения от этой картины.
ХІ. Домашнее задание
Закончить работу дома
Высокий уровень – оформить работу творчески
Урок № 4
Тема В.Г. Перов и его картина «Тройка». Сочинение – миниатюра.
Цель Способствовать развитию творческого воображения учащихся.
Формировать умения и навыки при создании текста по картине.
Учить «читать» картину, осмыслив ее содержание. Развивать языковое чутье.
Учить работать в группах, доказывать свою собственную точку зрения.
Учить анализировать выступления, делать выводы.
Воспитывать сострадание, уважение, внимание к проблемам других людей.
Прививать интерес к живописи, к литературе, к прекрасному.
Оборудование
Репродукции картин В.Г. Перова, репродукция картины «Тройка». Карточки для работы в группах
Формы работы
Задания на поиск информации в справочной литературе.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Вступительное слово учителя
В.Г. Перов – замечательный русский художник, творчество которого повествует о тяжелой жизни народа в эпоху самодержавия. Его картины так правдивы. Что зритель не может оставаться равнодушным. Каждый, кто смотрит на картины Перова. Проникается негодованием к жестокому хозяину, пославшему детей в лютый мороз за водой. К монаху, равнодушно отвернувшемуся от инвалида и его маленького поводыря.
Картины Перова изымались с выставок, так как художник резко обличал в них отталкивающий мир черствости, лицемерия.
ІІІ. Метод формирования информационной компетенции
(задание на поиск информации в справочной литературе)
Сообщения детей о В. Г. Перове.
IV Работа по карточкам (задание разноуровневое)
Карточка 1
Задание:
Списать предложения, вставить пропущенные, расставить знаки препинания.
Тройка одна (из)п..пулярн..йших к..ртин В.Г.Перова к..тор..я вызывает сочу..твие и (не)нав..сть к х..зя..вам губ..щим д..тей в п..гоне за пр..былью.
Карточка 2
Задание:
Из простых предложений составить сложносочиненные. Записать в правый столбик. В левый столбик записать сложноподчиненные предложения, составленные из этих же простых предложений.
V. Составление плана к сочинению.
VI. Метод формирования коммуникативной компетенции
Коллективная работа:
- выбор соответствующего ситуации речевого жанра;
- степень значимости картины;
Ученики высказывают свое личное отношение к увиденному на картине, добавляя свое выступление примерами из жизни (собственные наблюдения, ситуации из жизни)
VII Развитие языкового чутья.
Под диктовку записывается начало сочинения ( в каждом предложении при этом объясняется постановка знаков препинания)
Хмурый зимний день клонится к вечеру. Колючий ветер кружит поземку, насквозь пронизывает троих детей, которые, изнемогая от усталости, тащат обледеневшую бочку.
Затем учитель зачитывает примерный образец этой работы.
Хотя очень холодно, дети одеты легко. Одежда на них ветхая, с чужого плеча, она совсем не согревает измученных детей.
Дети выбились из сил. И пусть помог им случайный прохожий – дети не чувствуют этой помощи.
Страшная усталость. Мука, тоска и боязнь побоев – вот что можно прочесть на лицах этих детей.
Несмотря на то, что бочка очень тяжелая, они не оставят ее. Хозяин жестоко накажет их, если они не привезут воду.
Самая большая тяжесть легла на плечи мальчика, который едет посередине.
Девочка от усталости вот-вот ничком упадет на дорогу. А крайний мальчик, как ни слаб, из последних сил старается помочь своим товарищам.
VIII. Метод формирования ценностно – смысловой компетенции.
- Ученики (работая в группах) предлагают заключительное предложение к данному сочинению.
- мнение обсуждается, подводя итог, дети самостоятельно выбирают лучший вариант из предложенного группами.
Непосильный труд. Голод, побои отняли у этих детей детство. И Перов правдиво рассказал об этом на картине, которая никогда и никого не сможет оставить равнодушным.
ІХ. Рефлексивное пространство урока. Итог урока. Выводы.
- Я узнал на уроке новое…
- Мне это пригодится в жизни…
- На уроке я работал добросовестно и цели урока достиг
2. Рефлексия в цвете:
- определите цвет картины(ассоциация), настроение детей;
- цвет вашего настроения после написания сочинения. Аргументируйте ответ.
3. Рефлексия «Классическая»
Х. Сочинение зачитывается учениками.
(ученики сдают тетради)
ХІ Домашнее задание
Повторить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.