Розробка уроку з курсу "Я у світі", 4 клас, тема "Родословная"

Про матеріал

Конспект уроку містить цікаві завдання та форми роботи. Заняття можна провести у вигляді тренінгу. Урок насичений веселими руханками, завданнями у групах, індивідуальними заняттями. Гарно підібране відео, розкриває тему уроку.

Перегляд файлу

КУ «Лисичанская ОШ І-ІІІ ст. №5»

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА ПО «Я В МИРЕ»

4-Б КЛАСС

«РОЛЬ СЕМЬИ В МОЕЙ ЖИЗНИ.

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Кравец Юлия Ивановна

 

 

 

 

2017-2018 уч. год

Тема: «Роль семьи в моей жизни. Моя родословная»

Цель урока: формирование представления о семье, как ячейке общества, ее роли в жизни человека, влиянии семьи на человека, познакомить детей с терминами ближайшего родства; различать степени родства; осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества, на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.

 

Оборудование: изображение дерева, фонограммы песен, компьютер, семейные фотографии учащихся, раздаточный  материал, толковый словарь

Девиз урока: В семье лад – не надобен и клад. 

ХОД УРОКА:

І. Орг. момент

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся

Звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина».

Учитель: Родина – это страна, в которой мы живем. А как она называется?

 В народе говорят: «От Родины теплом веет».

-Почему так говорят? На доску помещаю слово РОДИНА

- У каждого из нас есть и малая родина. Это то место, где родился каждый из нас. Есть такая поговорка «Где родился, там и сгодился».    

-Как понимаете эту поговорку? На доску помещаю слово РОДИЛСЯ.

- Мне очень нравится поговорка «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

-Как её понимаете? На доску помещаю слово РОДИТЕЛИ

- Внимательно посмотрите на эти три слова: родина, родился, родители. Что общего в этих словах? (Все эти слова прикреплены на доску. У них общий корень род)

-Посмотрите в словаре значение слова род.

-Ваши бабушки, дедушки, как по маминой, так и по папиной линии – кто они для вас? (Родственники)

-Можем поместить это слово в группу данных слов? На доску помещаю слово РОДСТВЕННИКИ

- Вы, ваши родители, бабушки, дедушки, прадедушки и прабабушки – все эти люди принадлежат к одному семейному роду рода.

 -Что образуют все члены семьи? (Родословную)

- Найдите в словаре значение слова родословная.

- Проще сказать родословная – это перечень всех членов наших семей.

ІІІ. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы поговорим о семье, о роли семьи в жизни каждого человека, будем говорить о родственниках семьи, об отношениях в семье, о родословном дереве. Эта тема очень важна.

ІV. Изучение нового материала

 (На доске яблоня, фото семей, пословицы о семье).

- Рассмотрите изображение яблони с плодами, части дерева: корни, ствол, ветви, плоды.

- Возможна ли жизнь дерева без этих частей? Что будет, если у дерева обрубить корни, ствол, лишить его листвы? (Оно погибнет)

 -Ребята закройте глаза и представьте себе, что в жаркий день, после долгого, утомительного пути по пыльной дороге вы оказались в тени этого дерева. Вы садитесь к его корням, прислоняетесь  спиной к крепкому теплому стволу, ветви и листва закрывают вас от палящих лучей и обвевают теплым ветерком. В ветвях поют птицы. Представьте, что вы сорвали с веток по яблоку. Яблоко утолит ваш голод и жажду.

-Что вы будете чувствовать в это время? (Благодарность, чувство покоя, отдыха, защищенности).

Работа с родословным деревом. 

- У вас в семьях тоже есть дерево. Как оно называется? «Родословным деревом»  или, еще торжественнее, «древом».

- Родословное древо — что это значит? Т. е. рассказывающее об истории рода, семьи. Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти окошки? Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Родственники бывают ближние и дальние.

- Мы с вами сейчас вспомним некоторых родственников, разгадав кроссворд.

Разгадывание кроссворда.

- Сейчас, ребятки, у вас будет возможность познакомить нас со своими родственниками. (Презентация семейных фотографий)

- Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее. Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? будущее? настоящее? Конечно, настоящее. Теперь подумайте, почему окошко для вашего имени отведено на самом верху дерева. Потому что дерево продолжает расти вверх, дети вырастают, и у них появляются свои дети — свежие веточки на родословном дереве. Но пока вы еще дети, и самые новые побеги на семейном дереве — это вы, ваши братья и сестры. Ребята, стоит добавить, что генеалогическое древо бывает двух видов – восходящее и нисходящее.

- А сейчас предлагаю перенестись в одну семью и посмотреть на один день из их жизни.

СЦЕНКА «ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ»

Дома. Мама и папа «спят» на стульях. Дети спят рядом.

Вед. Утро начинается, дети просыпаются!

         Идет к маме детвора!

Дев. Мамочка, вставать пора!

Вед. Мама, глаз не открывая, отвечает ей зевая.

Мама. Отойдите, не до вас! Дайте мне поспать хоть час!

Папа. В другую комнату идите, чем-нибудь себя займите!

Вед. Дети тут же удалились, трогать маму не решились!

Дев. Мы капризничать не будем, мы сюрприз готовить будем!

Мал. Да, сюрприз готовить маме – это очень интересно!

         Мы замесим тесто  в ванне! Или выстираем кресло!

Дев. А еще, представьте, сами разрисуем шкаф цветами!

Мал. Хорошо б и потолок! Жаль я ростом не высок!

Дев. Не глядит никто!  Ура! За работу, детвора!

Звучит озорная музыка из к\ф «Усатый нянь». Дети «безобразничают» - рисуют, месят тесто, разбрасывают игрушки…

Дев. Ой! Шаги по коридору!

Мал. Кто идет?

Дев. Узнаем скоро!

Вед. Папа наш очки надел. Папа кухню оглядел.

Папа. Что такое? Что случилось?!

Дев. Банка с красками разлилась! Так уж папа получилось!

Папа. Быстро все убрать на место! А это что?

Дети хором. Это тесто!

Мал. Вас хотела детвора пирогом кормить с утра!

Папа. Ну тогда, друзья, за дело! Испечем пирог мы смело!

Под веселую музыку семья принимается за работу. Кто-то заметает, месит тесто, убирает игрушки.

Мама. Что такое? Что случилось? Все так чисто и красиво! Стало лучше, чем вчера!

Папа. Постаралась детвора!

Мама обнимает детей и папу. Все берутся за руки.

Папа. Может всякое случиться. Так зачем кричать и злиться?

            Понапрасну волноваться? Друг на друга обижаться?

            Ведь давно известно всем. Криком не решить проблем!

Мама. Мы друг другу улыбнемся. Дружно за руки возьмемся!

Дев. Ведь мы все одна семья! Мама, папа, брат и я!

- Понравилась вам эта семья? Чем? Как же нужно поступать в семье, чтобы был лад и взаимопонимание? (Любить друг друга, уважать, делать все вместе и сообща)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ПОМОГАТОР»

VІ. Закрепление полученных знаний

- Наш народ издавна говорил о семье мудрые пословицы и поговорки, только вот они рассыпались, а собрать их я не успела. Помогите собрать пословицы.

Пословицы (найди соответствие)

 

1. Яблоко от яблони…                                                        …с ложкой.

 2. Яйцо курицу…                                                             …там и горя нет.

 3. В гостях хорошо,…                                                     …пуд соли съесть.

 4. Где любовь и совет…                                                 …а дома лучше.

 5. Жена приласкает, а мать…                                        …недалеко падает.

6. Чтобы узнать человека, надо с ним…                       …пожалеет

7. Не красна изба углами,…                                           …не учит.

8. Один с сошкой, а семеро…                                        …а красна пирогами.

 

- А есть и еще одна пословица «Относись  к другим так, как хочешь чтобы относились к тебе». Как вы ее понимаете? Можно ли эту пословицу применить в семейных отношениях?

-ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «ДОМАШНИЙ ЦИРК»

- Почему животные так отнеслись к мальчику?

- Какой совет мы можем дать мальчику? Как изменить своё поведение?

- Почему животные изменили свое отношение к Тимочке?

- Сейчас, ребята, как раз подошло время обратиться к девизу нашего урока «В семье лад – не надобен и клад». Как вы можете объяснить смысл пословицы? 

- Что значит слово «лад» и происходящий от него глагол «ладить»? (дружить, жить в согласии,  договариваться,  уметь уступать).

Вывод.  Семья – наш дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

- Давайте еще раз с вами повторим волшебные слова семейного счастья (на доске) выберите:

любовь     народ    уважение   культура   помощь

согласие     дело       лад

- Как говорится: всё в наших руках…

VІІ. Итог урока

ИГРА «АПЛОДИСМЕНТЫ»

- Встаньте те, кто похож на папу…                                          Аплодисменты!

- Хлопните в ладоши три раза те, кто похож на маму…        Аплодисменты!

- Сядьте на корточки те, кто скучает по родителям, уезжая из дома…                                                            Аплодисменты!

- Встаньте те, в чьей семье занимаются спортом…                 Аплодисменты!

- К кому приходят друзья в гости…                                            Аплодисменты!

 - Кто помогает родителям по дому…                                        Аплодисменты!

- Кто любит семью и дорожит ею …                                           Аплодисменты!

ИГРА «КЛУБОЧЕК ДОБРЫХ ПОЖЕЛАНИЙ»

- А у меня в руках клубочек. Давайте зарядим его волшебной силой… Скажем добрые пожелания всем семьям наших учеников, семьям наших гостей. А ниточки от клубочка возьмём домой. Пусть они оберегают наши семьи.

 Итак, начинаем…

- Я хочу, чтобы в ваших семьях были любовь и согласие… (Передаю клубочек ученику)

-Возьмите ниточки. Можно сделать из них закладку в книгу, повязать на любимую игрушку или просто положить в укромное местечко. А члены вашей семьи тоже могут зарядить эту ниточку своей волшебной силой – добрыми пожеланиями.

 

- Какова была тема нашего урока?

- Что вы запомнили?

- Что из урока понравилось больше всего?

- Какой секрет счастливой и дружной семьи?

 

docx
Додано
27 березня 2018
Переглядів
1215
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку