Літературно - музична композиція (російською мовою) доречна під час проведення зустрічі учнів школи з ветеранами Великої Вітчизняної війни або як літературно-музичної композиції до свята у класі або актовій залі школи, оскількі містить уривки та повний текст віршів, припускається використання фонограм або виконання пісеньвокальними групами учнів школи.
СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ КОМПОЗИЦИИ КО ДНЮ ПОБЕДЫ
«ВСЁ У СЕРДЦА НА СЧЕТУ…»
1-Й УЧЕНИК
ВСЁ, ВСЁ У СЕРДЦА НА СЧЕТУ,
ВСЁ СТАЛО ПАМЯТНОЮ МЕТОЙ.
СТОЯЛО ЮНОЕ, В ЦВЕТУ,
ЕДВА С ВЕСНОЙ РАССТАВШИСЬ, ЛЕТО;
СТОЯЛА УТРЕННЯЯ ТИШЬ,
БЫЛ СМЕШАН С МЁДОМ ВОЗДУХ СОЧНЫЙ;
СТЕКАЛА КАПЕЛЬКАМИ С КРЫШ
РОСА ПО ТРУБАМ ВОДОСТОЧНЫМ;
И РОГ ПАСТУШИЙВ ЭТОТ ЧАС,
И ПЕРВЫЙ РАННИЙ ЗАПАХ СЕНА –
ВСЁ, ВСЁ НА ПАМЯТИ У НАС,
ВСЁ ДО ПОДРОБНОСТЕЙ БЕСЦЕННО:
2-Й УЧЕНИК
КАК ДОЛГО НЕПРОСОХШИЙ САД
ДЕРЖАЛ ПРОХЛАДНЫЙ СУМРАК ТЕНИ;
КАК ЗАТЕВАЛСЯ ХОР СКВОРЧАТ –
ВЕСНЫ ВЧЕРАШНЕЙ ПОКОЛЕНЬЕ;
КАК ГДЕ-ТО РАДИО В ДОМУ
В ИЮНЬСКИЙ ЭТОТ ДЕНЬ ВСТУПАЛО
ЕЩЁ НЕ С ТЕМ, О ЧЁМ ЕМУ
ВЕЩАТЬ РОССИИ ПРЕДСТОЯЛО;
КАК У СТОЛИЦ И ДЕРЕВЕНЬ
ПЕКЛО В ТРУДЕ НАЧАЛО СУТОК;
КАК МЫ ТЕРЯЛИ ЭТОТ ДЕНЬ
И МИР – МИНУТУ ЗА МИНУТОЙ;
КАК МЫ ВСТУПАЛИ ЗА ЧЕРТУ,
ГДЕ ТРУД ИНОЙ НАМ БЫЛ НАЗНАЧЕН,-
ВСЁ, ВСЁ У МИРА НА СЧЕТУ,
И СЧЁТ ДОНЫНЕ НЕ ОПЛАЧЕН.
3-Й УЧЕНИК
КАЗАЛОСЬ, БЫЛО ХОЛОДНО ЦВЕТАМ,
И ОТ РОСЫ ОНИ СЛЕГКА ПОБЛЁКЛИ.
ЗАРЯ, ЧТО ШЛА ПО ТРАВАМ И КУСТАМ,
ОБШАРИЛИ НЕМЕЦКИЕ БИНОКЛИ.
ЦВЕТОК, В РОСИНКАХ ВЕСЬ, К ЦВЕТКУ ПРИНИК,
И ПОГРАНИЧНИК ПРОТЯНУЛ К НИМ РУКИ,
А НЕМЦЫ, КОНЧИВ КОФЕ ПИТЬ, В ТОТ МИГ
ВЛЕЗАЛИ В ТАНКИ, ЗАКРЫВАЛИ ЛЮКИ…
ТАКОЮ ВСЁ ДЫШАЛО ТИШИНОЙ,
ЧТО ВСЯ ЗЕМЛЯ ЕЩЁ СПАЛА, КАЗАЛОСЬ.
КТО ЗНАЛ, ЧТО МЕЖДУ МИРОМ И ВОЙНОЙ
КАКИХ-ТО ПЯТЬ МИНУТ ОСТАЛОСЬ!
ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА песни «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
4-Й УЧЕНИК
ВОЙНА – ЖЁСТЧЕ НЕТ СЛОВА,
ВОЙНА – ПЕЧАЛЬНЕЙ НЕТ СЛОВА,
ВОЙНА – СВЯТЕЕ НЕТ СЛОВА
В ТОСКЕ И СЛАВЕ ЭТИХ ЛЕТ,
И НА УСТАХ У НАС ИНОГО
ЕЩЁ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, И НЕТ.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО.
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ВЕТЕРАНАМ, ГОСТЯМ ШКОЛЫ, УЧИТЕЛЯМ И УЧАЩИМСЯ.
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ с информацией «АРИФМЕТИКА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ» - ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ о погибших, раненых, сиротах.
5-Й УЧЕНИК
В ОТВЕТ ПОДНИМАЛИСЬ ОТВАЖНЫЕ РУКИ,
ГОТОВЫ НА БИТВЫ, НА ГОДЫ РАЗЛУКИ,
ГОТОВЫ НА РАДОСТЬ ПОБЕДНЫХ ОГНЕЙ,
НА ГОЛОД, НА ХОЛОД МОГИЛЬНЫХ КАМНЕЙ.
ГОТОВЫ НА ВСЁ РАДИ ЗАВТРАШНИХ ДНЕЙ!
6-Й УЧЕНИК
ВЕРНЁШЬСЯ – ТЫ БУДЕШЬ ГЕРОЕМ,
ТЫ БУДЕШЬ БЕССМЕРТЕН – ИДИ!
И СТАЛО ТРЕВОЖНО, НЕ СКРОЮ,
И ЧТО-ТО КОЛЬНУЛО В РУДИ,
И РУХНУЛ ВЕСЬ МИР ЗА ПЛЕЧАМИ:
ПОЛШАГА ВПЕРЁД – И В ВЕКА…
КАК ЭТО НЕПРОСТО – В МОЧАНЬЕ
КОСНУТЬСЯ РУКОЙ КОЗЫРЬКА,
РАСПРАВИТЬ ШИНЕЛЬНЫЕ СКЛАДКИ,
ПРИСЛУШАТЬСЯ К ДАЛЬНЕЙ СТРЕЛЬБЕ,
ВЗЯТЬ СВЕТЛУЮ СУМКУ ВЗРЫВЧАТКИ
И ТУТ ЖЕ ЗАБЫТЬ О СЕБЕ…
ФОНОГРАММА ПЕСНИ «ЭХ, ДОРОГИ…»
ВЕДУЩИЙ. ВПЕРЕДИ БЫЛИ ЕЩЁ ДОЛГИЕ ГОДЫ ВОЙНЫ, ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ ВОЕННЫХ ДОРОГ… О ТРУДНОСТЯХ ВОЕННЫХ ДОРОГ НАМ СЕГОДНЯ РАССКАЖЕТ НАШ ГОСТЬ…(СЛОВО ВЕТЕРАНАМ).
ФОНОГРАММА ПЕСНИ «МОЯ ЛЮБИМАЯ»
7-Й УЧЕНИК
Я В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВОЙНЫ ЖЕСТОКОЙ
ВОИ ВСЕ ПИСЬМА ВЗЯЛ И СЖЁГ,
ЧТОБ ВРАГ СЛОВА ЛЮБВИ ВЫСОКОЙ
ТОПТАТЬ ПОДМЁТКАМИ НЕ МОГ.
НО И ТЕПЕРЬ, КОГДА СЛУЧИТСЯ
НАЗАД В ТЕ ГОДЫ БРОСИТЬ ВЗГЛЯД,
Я ВИЖУ: ТАМ ЕЩЁ ДЫМИТСЯ,
КАК БУДТО ПИСЬМА ТЕ ГОРЯТ…
ФОНОГРАММА ИЛИ ПЕСНЯ В ИМСПОЛНЕНИИ РЕБЯТ «КАТЮША»
УЧЕНИК ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ К. СИМОНОВА «ЖДИ МЕНЯ…»
ФОНОГРАММА «В ЗЕМЛЯНКЕ»
ВОЙНА, ЖЕСТОКАЯ ВОЙНА
НЕ ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ДЛИТСЯ.
ЖИЗНЬ, КАК СТРУНА, НАПРЯЖЕНА:
В ОПАСТНОСТИ СТОЛИЦА.
ВЕДУЩИЙ. В ТО НЕЛЁГКОЕ ВРЕМЯЖЕНЩИНЫ ШАГАЛИ РЯДОМ С МУЖЧИНАМИ РКА ОБ РУКУ (ВЫСТУПЛЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ-ВЕТЕРАНА).
ГОСПИТАЛЬ…ВОКРУГ – ВСЁ В БЕЛОМ,
СТЕНЫ ПАХНУТ СЫРОВАТЫМ МЕЛОМ,
И, ЗАВЁРНУТЫЕ ТУГО В ОДЕЯЛА,
СПЯТ БОЙЦЫ, СОЛДАТЫВ СВЕТЕ БЕЛОМ.
ЗА ОКОШКОМ ЛИВЕНЬ ЗАМЕР,
ТИШИНА. И НА ПОСТУ
МЕДСЕСТРА СИДИТ В ХАЛАТЕ БЕЛОМ,
ОХРАНЯЕТ ЭТУ ТИШИНУ…
ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСНИ «ВАЛЬС» СОФИИ РОТАРУ («ФРОНТОВОЙ САНБАТ У ЛЕСНЫХ ДОРОГ…»)
ВЕДУЩИЙ. 1418 ДНЕЙ ВОЙНА ЭТА ДЛИЛАСЬ, ЖИЗНЬ ОБРЫВАЛАСЬ, СЕКУНДЫ ДЛИЛАСЬ…
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «АЛЁША» В ИСПОЛНЕНИИ ВОКАЛЬНОЙ ГРУППЫ РЕБЯТ ШКОЛЫ
ЛЕС В ОСЕННИХ ПОДПАЛИНАХ,
ЛИСТ, НЕСУЩИЙСЯ ПРОЧЬ,
В ТРАВАХ, НАЗЕМЬ ПОВАЛЕННЫХ,
ВЕТЕР СВИЩЕТ ВСЮ НОЧЬ.
НИ ДОМОВ, НИ ОКОЛИЦЫ,
ДАЛЬ ГЛУХА И ТЕМНА.
БРОДЯТ ШЕЛЕСТІ, ШОРОХИ,
ЧТО-ТО ШЕПЧУТ РУЧЬИ.
ПОЖЕЛТЕВШИЕ ВОРОХИ
РАЗМЕТАЛИСЬ В НОЧИ.
ИНСЦЕНИРОВКА ПОД ФОНОГРАММУ «В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ»
8-Й УЧЕНИК
ПОБЕДА – СЛАДКА, ГОВОРЯТ.
ТІ О НЕЙ СПРОСИ У СОЛДАТ.
ГУЛКИЙ ПЛАМЕНЬ, НОЧИ БЕССОННІЕ,
НА ГУБАХ – КРОВЯНОЙ ПРОКУС…
ПОТ И ИСЛЁЗІ,
И КРОВЬ – СОЛЁНЫЕ.
У ПОБЕДІ – СОЛЁНЫЙ ВКУС.
1-Й УЧЕНИК
ОСЕННЕЙ НОЧЬЮ ПАДАЕТ ЗВЕЗДА.
В ХОЛОДНОМ НЕБЕ – СВЕТА БОРОЗДА.
ПРИМЕТА ЕСТЬ: ЗВЕЗДЫ ЛЕТУЧЕЙ СВЕТ –
ТРЕВОЖНЫЙ ПРИЗНАК, ЧЬЕЙ-ТО СМЕРТИ СЛЕД.
ПРИМЕТА ЕСТЬ. НО КАК ПОВЕРИТЬ ЕЙ?
МЫ ПЕРЕЖИЛИ ТЫСЯЧУ СМЕРТЕЙ.
БЕЗЗВЁЗДНОЙ НОЧЬЮ, В ОКРУЖЕНЬИ ТЬМЫ,
ДРУЗЕЙ В ПОХОДЕ ХОРОНИЛИ МЫ,
И ДАЛЬШЕ ШЛИ – В СНЕГУ, В ЧАДУ, В ПЫЛИ…
АХ, ЕСЛИ Б ЗВЁЗДЫ СКОРБНЫЙ СЧЁТ ВЕЛИ
И ПАДАЛИ Б ПОД ТЯЖЕСТЬЮ УТРАТ,
КАКОЙ БЫ РАЗРАЗИЛСЯ ЗВЕЗДОПАД!
ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА ПЕСНИ «ГДЕ ЖЕ ВЫ ТЕПЕРЬ, ДРУЗЬЯ-ОДНОПОЛЧАНЕ»
2-Й УЧЕНИК
ВОЗВРАЩАЛИСЬ СОЛДАТЫ С ВОЙНЫ
ПО РАЗБИТЫМ ДОРОГАМ СТРАНЫ.
ДЕНЬ И НОЧЬ ПОЕЗДА ИХ ВЕЗЛИ.
ГИМНАСТЁРКИ ИХ БЫЛИ В ПЫЛИ
И ОТ ПОТА ЕЩЁ СОЛОНЫ
В ЭТИ ДНИ БЕСКОНЕЧНОЙ ВЕСНЫ…
ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА ПЕСНИ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ», УЧАСТНИКИ КОМПОЗИЦИИ ВРУЧАЮТ ПОД ФОНОГРАММУ ЦВЕТЫ ВЕТЕРАНАМ.