Комунальний заклад «Нікопольська середня загальноосвітня школа I-III ступенів №21».
Урок литературного чтения. 4 класс
Тема. Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..», О.Мандельштам «Смутно – дышащими листьями…», А.Ахматова «Поздней осенью свежий и колкий…».
Вчитель Медведєва Наталя Олександрівна
Тема. Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..», О.Мандельштам «Смутно – дышащими листьями…», А.Ахматова «Поздней осенью свежий и колкий…».
Цель: ознакомить учащихся с произведениями русских поэтов, посвященных осени; работать над выразительностью чтения стихотворений; развивать речь учащихся, память, внимание, обогащать их словарный запас; продолжить работу над чистоговорками и загадками; прививать любовь к родной природе, чувство бережного отношения к ней.
Оборудование: портреты Ф.Тютчева, А.Пушкина, О.Мандельштама, А.Ахматовой, игра «Собери пословицу», презентация к уроку.
Ход урока
I. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.
- Пересказ сказки «Золотой венок» по плану.
План
- Подведение итогов проверки домашнего задания. Оценивание.
- Работа над скороговоркой.
Справа от дорожки – Я сверну с дорожки -
Заросли морошки. Наберу морошки.
- Хоровое чтение стихотворения П.Грабовского «Осень».
Листьев желтая метелица Небо слезы льет горючие,
Все засыплет без следа… Медленно, издалека
Даже птица не осмелится Над землей стадами тучными
Показаться из гнезда. Проплывают облака.
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Какие приметы осени названы в стихотворении?
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
II. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с другими стихотворениями, посвященными красавице осени, ее приметам и богатствам.
III. Мотивация учебной деятельности.
- Установка на внимание.
Осень пришла в город. Художники сразу принялись за работу: стали рисовать картины. Два художника нарисовали две похожие картины. Найдите, чем отличаются эти картины между собой.
- Кто из вас найдет больше отличий? Кто в классе самый внимательный?
- Молодцы, ребята, вы нашли много отличий.
- Игра. «Узнай слова с одного взгляда».
далеко свежая синяя
голубой сладкая новая
желтый темная сильная
осень ливень белка
летят дождь ветка
гуси ветер олень
лист вечер осень
воздух солнце падает
утка грустно небо
- Работа с чистоговоркой.
Ор – ор – ор – созрел в поле помидор.
Да – да – да – чистая в реке вода.
Ку – ку – ку – висит листик на суку.
Ши – ши – ши – идут в школу малыши.
IV. Актуализация опорных знаний учащихся.
Беседа.
- О каких приметах осени говорится в чистоговорке?
- Докажите свою мысль.
Работа над загадкой.
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила
Все листья.
(Осень)
V. Восприятие и осознание нового материала.
Рассказ учителя.
Чтобы красиво рассказать о природе, нужно любить ее, быть очень наблюдательным. И уметь находить такие слова, чтобы мы, читатели, как бы увидели то, что открылось глазу поэта, и вместе с поэтом удивились, задумались, обрадовались открытию.
Посмотрите: ведь, действительно, осенний лес будто одет в золотые, багряные одежды (иллюстрации ). А какие тихие и ясные дни бывают осенью! Мы с вами любовались ими не раз, а вот сказать так поэтично, как сказал поэт, не каждый сможет.
Словарная работа.
Дивная пора – здесь: удивительная пора, прекрасная.
Лучезарны вечера – как луч зари.
Праздный – отдыхающий, не работающий.
Лазурь – светло-синий цвет.
Прослушивание и просматривание видеозаписи стихотворения Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Чтение стихотворения учащимися.
«Жужжащее» чтение стихотворения.
Вопросы и задания.
- Какое чувство вызывает у самого поэта описание осени в стихотворении «Есть в осени первоначальной…»? (Восторг, огорчение, радость, удивление, восхищение, грусть, страдание, изумление, тревога, угнетение)
- К данным существительным подберите образные слова из стихотворения «Есть в осени первоначальной…», выраженные прилагательными.
Пора__________________ Волос______________________
День__________________ Борозда____________________
Вечера________________ Бури_______________________
Серп__________________ Поле_______________________
- Составьте словесные картины ранней осени, данные в стихотворении Федора Тютчева.
Физкультминутка. «Осень» (имитация: шуршание листьев, шум ветра, дождя)
Работа над стихотворением А.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..».
Чтение стихотворения учителем.
Словарная работа.
Багрец (багрянец) – багровый цвет(темно-красный).
Сень – то, что покрывает, укрывает что-либо.
Чтение стихотворения учащимися.
- Какие картины, нарисованные поэтом, вам запомнились?
Чтение стихотворений А.Ахматовой «Поздней осенью свежий и колкий…» и
О.Мандельштама «Смутно-дышащими листьями…».
- Какие строки в стихотворениях вам особенно понравились? Почему?
- В каких стихах чувствуется присутствие человека?
- Какие слова из стихотворений вам не совсем понятны?
VI. Закрепление и осмысление знаний.
Работа над выразительностью чтения стихотворения А.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованья!..» по плану.
План
Словесное рисование.
- Нарисуйте иллюстрацию к одному из стихотворений (А.Ахматовой и О.Мандельштама). Помните, что иллюстрация должна соответствовать содержанию поэтического текста.
Конкурс на лучший пересказ прозой стихотворения О.Мандельштама «Смутно-дышащими листьями…».
- Перескажите текст стихотворения прозой. Начните свой пересказ словами: «Посмотри, какое чудо!»
VII. Обобщение и систематизация знаний
Дидактическая игра «Соберите пословицу».
- Какая пословица у вас получилась?
- Объясните смысл этой пословицы.
Отгадывание загадок.
- Какие дары приносит осень человеку?
Ножки наши тонкие, Что копали из земли,
На ножках перепонки, Жарили, варили?
Растем мы под пеньками, Что в золе мы испекли,
Зовемся мы … (опенки). Ели да хвалили?
(Картофель)
Я в красной шапочке расту За кудрявый хохолок
Среди корней осиновых. Лису из норки поволок.
Меня увидишь за версту – На ощупь – очень сладкая,
Зовусь я … (подосиновик). На вкус, как сахар, сладкая.
(Морковь)
На сучках висят шары –
Посинели от жары!
(Виноград)
- Какие подарки осени человеку мы не назвали?
VIII. Итог урока.
Итоговая беседа.
- С какими стихотворениями вы познакомились?
- Кто их автор?
- Какое стихотворение понравилось вам больше других? Почему?
У каждого человека - у поэта, музыканта, читателя, слушателя, зрителя – осень своя: и по приметам и по настроению. Настроение может меняться, смешиваться и иметь много оттенков.
Большая удача, если вам встретились стихи, музыка, картины очень близкие вашей осени.
Дома нарисуйте картину «Моя осень», а мы попробуем угадать, какое настроение вы хотели выразить.
Оценивание ответов учащихся.
IХ. Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений, нарисовать картину «своей осени», подобрать загадки о подарках осени человеку.