9 класс
Тема: Сложное предложение с различными видами связи
Цели урока:
Обучающие: обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; закрепление умения определять на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.
Развивающие: развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.
Воспитательные: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи;воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.
Личностная цель: помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности.
Задачи межпредметные:
- обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
-осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;
- обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;
-обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности.
Задачи предметные:
-организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий.
Здоровьесберегающий компонент:
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности. Создание атмосферы психологического комфорта учащихся на уроке, сохранение здоровья детей с разным типом психического восприятия информации
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: урок закрепления и изучения нового материала.
Оборудование урока: учебник «Русский язык, 9 класс» ( Баландина Н. Ф.),раздаточный материал с текстом для письменного задания с выполнением грамматических заданий, презентация на тему «Сложные предложения с разными видами связи (программаPower Point), критериальные карточки для самооценивания, плакаты, фломастеры, стикеры.
9 класс
Тема: Сложное предложение с различными видами связи
Цели урока:
Обучающие: обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; закрепление умения определять на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.
Развивающие: развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.
Воспитательные: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи;воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.
Личностная цель: помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности.
Задачи межпредметные:
- обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
-осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;
- обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;
-обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности.
Задачи предметные:
-организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий.
Здоровьесберегающий компонент:
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности. Создание атмосферы психологического комфорта учащихся на уроке, сохранение здоровья детей с разным типом психического восприятия информации
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: урок закрепления и изучения нового материала.
Оборудование урока: учебник «Русский язык, 9 класс» ( Баландина Н. Ф.),раздаточный материал с текстом для письменного задания с выполнением грамматических заданий, презентация на тему «Сложные предложения с разными видами связи (программаPower Point), критериальные карточки для самооценивания, плакаты, фломастеры, стикеры.
Ход урока
І. Организационный момент: приветствие учителя, деление учащихся на группы путем «слепого» выбора названия группы: «ССП», «СПП», «БСП».
1. Прием «Мозговая атака»: учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по пройденным темам. Одна из групп отправной точкой для размышления может взять ключевое понятие – сложносочиненные предложения, другая группа – сложноподчиненные предложения, третья группа – бессоюзные сложные предложения.
«Мозговая атака» реализуется через коллективное обсуждение вопросов в группе и совместной подготовки презентации своих ответов в форме кластера.
Регламент: обсуждение – мин.
Защита – мин.
II. Синтаксическая разминка.
Регламент: мин.
Чтение стихотворения Н. Рыленкова "Хлеб" (текст на раздаточном материале,( Слайд №1)
ХЛЕБ
Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув на свежей скатерти узлом
Во дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шёл не прохожим по родному краю,
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.
Учитель: О чем стихотворение? Как вы понимаете последние две строчки стихотворения?
Задание:
произвести синтаксический разбор первого предложения - вторая группа: (Пов., нев., сложн., союзн., СПП с прид. изъяснит.,сост. из 2х частей,соед. союзн. сл. кто: гл. часть -двусост., распр., осложн. однородн. обособл. обст.,выраж. д/о; придат. ч. -двусост., распр.)
Второго предложения - первая группа: (Пов., нев., сложн., с разными видами связи:сочинит. и подчинит., сост. из 2 х частей, соед. И : 1часть - прост., двусост., распр., осложн. однородн.чл. ; 2 часть- СПП с прид. изъяснит., сост из 2 частей,соед. союзн. сл. как: гл. часть-односост., опр. -личн., распр., неосложн.; придат. часть - двусост.,распр., неосложн.)
Обозначить грамматические основы, построить схемы – третья группа
III. Работа по теме:
Запись темы урока в тетради. (Слайд №2)
Стадия осмысления.
Цель: дать возможность учащимся задуматься о природе изучаемого материала, сформулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Создать условия для формирования учащимися собственной позиции.
3.Работа в группах с информационным текстом по учебнику: тема № 44-46, стр. 179-181.
Регламент: чтение и обсуждение темы – мин.
Презентация темы через прием «Ты - мне, я - тебе» - мин.
(Примечание по приему «Ты – мне , я - тебе» - делегат от каждой группы презентует другой группе прочитанный материал и предлагает продолжить усвоенный материал по теме урока, вторая группа продолжает и предлагает закончить третьей группе. Группы слушателей обмениваются формативными оценками за качество преподнесенного материала по критериям: «круг» (критерии прилагаются)- «отлично», «квадрат»( критерии) – «хорошо», треугольник (критерии) – «удовлетворительно».)
4.Практикум.
Вопросы на выявление восприятия теоретического материала:
Какое предложение мы называем предложением сложной синтаксической конструкции?
(сложное предложение, которое состоит из нескольких предложений, одни из которых могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие - при помощи подчинительных союзов или союзных слов, третьи - без союзов)
На что нужно обратить внимание, чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения?
(нужно понять, из каких частей оно состоит, потому что два, три или более тесно связанных по смыслу предложения могут составлять одну сложную часть.)
5.Объяснительный схематический диктант.
Задание: записать предложение, аргументировать постановку знаков препинания, составить схемы. (Слайд №3)
Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился. (Слайд №3)
СПП с двумя придат.: придат обст. времени и придат. изъяснит. при параллельн. подчинении.
Мне поле дорого зимою, когда на нём лежат снега,мне поле дорого весною, когда на нём взошли хлеба. (Слайд №4)
Сложное предложение с разными видами связи:бессоюзн. и подчинит., сост. из 2 частей: 1 часть-СПП с прид. обст. времени; 2 часть-СПП с прид. обст.времени.
(Слайд №5)
Не зря в народе говорят: тот комбайнер уважаем,который дорожит урожаем. (Слайд №5)
Сложн. с разными видами связи: бессоюзн.,подчинит., состоит из 2 частей: 1 часть- прост.,односост, н/л., распр., неосложн.; 2 часть- СПП с придат. опред.
(обратить внимание учащихся на ударение в словекомбайнер)
По своей природе хлеб скромен, а мы, не замечая этого, полагаем, что так оно и должно быть. (Слайд №6)
Сложное предложение с разными видами связи:сочинит. и подчинит.: 1 часть - прост., двусост.,распр., неосложн.; 2 часть - СПП с придат. изъяснит.
Физкультминутка
6. Работа по упражнению учебника № 309.
Цели: развивать навыки письма с грамматическим заданием, умения находить в предложениях орфограммы и пунктограммы, объяснять их, уметь производить синтаксический разбор предложений.
Задание: объяснить орфограммы и пунктограммы, дать подробную характеристику сложным предложениям с разными видами связи с составлением схем.
Регламент: Работа по упражнению – мин.
Грамматические задания: записать предложения, объяснить правописание орфограмм, расставить пунктограммы и объяснить их постановку, сделать синтаксический анализ сложных предложений с разными видами связи. От каждой группы по 2 представителя пишут по 2 предложения на доске. Практикум. Проблемная ситуация по группам.
7.Работа в группах
Группа №1 - задание: найти грамматические основы, исправьте ошибки в схеме данного предложения.
Плакучие ивы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие желтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях. [ ] [ ( ), ].
Группа №2 - задание: восстановите порядок слов и знаки препинания в стихотворении С. Есенина. Дайте синтаксическую характеристику предложений текста.
Мы, уходим, понемногу, теперь.
В страну, ту, тишь, благодать, и, где
Мне, и, скоро, в дорогу, может быть
Пожитки, собирать, бренные.
Группа №3- задание: редактирование предложений. Из данных предложений составьте сложные предложения с разными видами связи, постройте схемы.
1. Уж зашло солнце. Начало смеркаться.
( Когда вошло солнце, начало смеркаться).
2. Глухо гремел гром. Подуло свежестью.
(Подуло свежестью, когда глухо гремел гром).
3. Далеко за Доном громоздились тяжелые грозовые тучи. Чуть слышно погромыхивал гром.
( Громоздились тяжелые грозовые тучи, которые были далеко за Доном, и чуть слышно погромыхивал гром).
Регламент – мин.
8.Прием «Кто быстрее?»
Задание: определить вид сложного предложения
1. А ландыши растут на круче, где папоротники дремуче, где ели хмуры, бородатые, где заблудилась я когда-то.
2. Тот день был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом на радость маленькому брату.
3. Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.
4. Я испугалась, огляделась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали.
5. И – ни тропинки, ни следочка!
( СПП → СПБ → СП разн. → ССП → простое).
Регламент - мин.
3 стадия Рефлексия.
Цель: закрепить полученные знания, формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Произвести анализ собственных мыслительных операций.
Регламент – мин.
Заполнение учащимися таблицы, используя прием «Фишбоун», отвечая на вопросы: « Какие темы мы сегодня повторяли?», « Так что же такое сложное предложение?», « Чему мы сегодня научились на уроке?», «Что было для вас интересным в изучении новой темы, в работе?», «Какое задание вызвало наибольшие трудности?», «Было непросто…», «У меня получилось…», « Хотелось бы…», «Хочу научиться…»
После заполнения таблицы учитель оглашает количество выставленных учащимися отметок.
IV. Инструктаж домашнего задания: выучить теорию на стр. 179 – 181,выполнить упр. № 313, 314 (А)