Криворожская общеобразовательная школа №15 им. Н. Решетняка
Единый урок для 4-Г класса
Тема: «Украина на карте Европы»
Подготовила: Классный руководитель 4-Г класса – Федющенко Ксения Витальевна
Цель:
Оборудование: Карта Украины, Конституция Украины, изображение государственных символов, вышитые полотенца, украинскую национальную одежду, грамзапись, каравай, цветы вырезанные из цветной бумаги, плакаты с надписями.
Ход урока
І. Организация класса
II. Основная часть
1. Вступительное слово учителя:
- Я сегодня всех вас искренне поздравляю в нашем дружеском кругу, желаю счастья, радости и крепкого здоровья, дорогие мои. Вот и снова сентябрь наступил, позвал всех детей Украины за школьные парты, чтобы вы могли получать знания, учиться мудрости жизни.
- Прозвенел первый звонок, все ребята сели за парты, начинается новый учебный год.
- С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро - как начало новой жизни. Оно сулит погожий день. Итак, ребята, вы уже поняли, чему будет посвящен наш урок. Какова его тема?
-Нам прочитает стихотворение Саша Куруджи
1. Є в центрі Європи чудова країна,
Сягає корінням у сиві часи.
І це – незалежна моя Україна!
Тут гори Карпати, степи і ліси.
О чем будем говорить на первом нашем уроке?(о Родине, об Украине)
2. Ассоциативный куст:
- Что значит Родина? Как вы понимаете смысл этого слова? (ответы детей)
Послушайте инсценировку
- Поспорили однажды дети, какая дорожка лучше?
1 - В магазин - там конфеты есть.
2 - Нет, в школу - там дети есть.
3 - Нет, к речке, - там купаться можно.
4 - Нет, в сад - там полно яблок и груш.
5 - Нет, в поле, там простор широкий.
- Но здесь вошла мама. Дети её спрашивают:
- Какая дорожка лучше?
- Мама посмотрела на детей, ласково улыбнулась и ответила: « Та, что ведёт к родному дому»
3 . Предлагается закончить предложение
- Закончите предложение:
(Учащиеся на цветных листах записывают определение слова, называя его вслух, приклеивают свой лист на доску)
• СЕМЬЯ - это ...
3.Обобщение высказываний детей
Семья, Украина, родной край - это все, что нас окружает, это все то, что с первых дней нашей жизни становится для нас таким же дорогим, как воздух, вода, хлеб, как улыбка близкого и родного края. Это место, где живет наш народ, где мы растем, учимся, трудимся. Семья - это то, что есть сегодня: наши города и села, наши луга и леса, наш народ, наша школа. Но это и то, что было здесь у нас раньше: наша древняя история и культура, наши памятники и традиции.
Семья - это и наше будущее; то, что будет на нашей Земле. Это надежда на радость и счастье. Это, наконец, уверенность: здесь нам лучше всего будет жить.
Итак, Семья - это все то, без чего человек просто не может жить.
- Украина. Именно так называется страна, в которой мы родились и живём.
А что вы знаете об Украине? Ответим на вопросы викторины.
Викторина
1) Украина - одно из самых больших европейских стран. Её площадь - 604 тыс. кв. км .;
2) Численность населения Украины - около 47 млн. чел .;
3) На территории Украины проживает более 110 национальностей;
4) Столица Украины- г. Киев.
-О Нашей Родине расскажут Саша Влах, Игорь Кысса и Максим Мошул.
Учень
2. Моя Батьківщина – велика країна.
Весь Всесвіт для мене вона.
Найкраща у світі моя Україна.
У цілому світі одна.
3. Я тут народився у добру годину,
Тут світ пізнавати учусь.
Люблю я всім серцем своюУкраїну!
І нею пишаюсь, горджусь.
4. Що краще у світі за рідну місцину?
Вкраїна, як ненька – одна.
Люблю я всім серцем свою Батьківщину,
Для мене – найкраща вона.
Учитель: Итак, родной дом, дом, отчий дом, семья, семья, родители - все это наша Родина, наша родная Украина - единственная страна, наш родной край, наш путь и мыла Отчизна, земля, где мы услышали колыбельную песню, родной язык, почувствовали любовь и ласку.
Звучит песня об Украине, которая сопровождается иллюстративным материалом.
2. Работа с картой. Назвать и показать столицу Украины, большие реки.
«Украина - единственная страна». (Презентация, слайд 1)
Государственные символы.
-Назовите мне государственные символы Украины.
Гімн - головна пісня країни (слайд 2).
Повторення правил поводження під час звучання гімну. Співання гімну стоячи
-Каксебянужно вести, корда звучитГимн?
Прапор – що ви знаєте про кольори прапора?(слайд 3)
Відповіді дітей, уточнення вчителя.
Прапор наш, як літо,
В сонці майорить.
По долині – жито,
По горі – блакить
Д. Павличко
Герб – тризуб. Різні теорії походження і значення знака: магічний знак, оберіг, знак Володимира Великого, триєдиний бог, сокіл, якір, слово «воля» тощо.
Тризуб, немов сім'я єдина,
Де тато, мама і дитина
Живуть у мирі і любові
На Україні вольній, новій.
В. Паронова
Народные символы. (Слайд 4)
Дети перечисляют, какие народные символы знают. Затем рассматривают рисунки и называют те, которые еще не называли. Беседа о народных символы, почему эти предметы являются символами Украины.
Ученики читают стихи
5. Моя Родина - это вишенки цвет
И ивы над прудом, и калина.
Моя Родина - это мечты полет,
Это родная моя Украина!
6. Моя Родина - это наша семья,
Уютный уголок и дом.
Это мама, папа, бабушка дед и я,
Все родные и друзей много.
7. Моя Родина - леса и поля.
От них у нас и радость и сила.
Это и святая и родная земля,
Что каждый из нас родила.
Выдающиеся Украинцы. (Слайд 5,6, 7)
На каждом слайде подписи появляются не сразу, учитель спрашивает учеников:
- Кого из изображенных людей вы узнаете? Что о них знаете?
Затем коротко рассказывает учитель
Владимир Великий - Великий князь Киевский, окрестил Киевскую Русь, первым начал чеканить монеты.
Ярослав Мудрый - сын Владимира, составил сборник законов, при Софийском соборе основал школу и библиотеку, начал перевод книг с других языков, Киевская Русь достигла наивысшего развития.
Богдан Хмельницкий - Гетман Войска Запорожского, украинский военный, государственный деятель, защищал независимость Украины.
Григорий Сковорода - известный украинский поэт, педагог, мудрец. 30 лет путешествовал по Украине, помогал бедным, учил простых людей, его называли «представитель великой правды».
Тарас Шевченко - великий украинский поэт и художник.
Леся Украинка - украинская писательница, переводчик, культурный деятель.
- Какие еще украинских писателей, поэтов вы знаете?
Николай Амосов - известный украинский врач, ученый, кардиохирург.
Сергей Королев - украинский ученый, конструктор первых искусственных спутников Земли и космических кораблей.
Леонид Каденюк - первый космонавт независимой Украины, Герой Украины.
Музыкальная страница. Слушания песни «Мой родной край»,
Динамическая пауза. Дети танцуют под песню, движения показывает учитель или выбранные дети.
Украинцы - защитники своей страны. (Слайд 9, 10)
Рассказ учителя о том, что Украинцы всегда вставали на защиту своей Родины и часто ценой собственной жизни защищали ее, о современных событиях в Киеве на Майдане, в Крыму, на Донбассе. Просмотр фотографий.
-Каждый Украинец должен быть настоящим гражданином своей страны: любить ее, защищать, делать богаче и красивее.
Ученики читают стихи
5. Моя Батьківщина – цевишенькицвіт
І верби над ставом, й калина.
МояБатьківщина – цемріїполіт,
Церідна моя Україна!
6. Моя Батьківщина – це наша сім'я,
Затишнийкуточок і хата.
Це мама, татусь, бабцядідо і я,
Всірідні і друзівбагато.
7. МояБатьківщина – ліси і поля.
Від них в нас і радість, і сила.
Це та найсвятіша і рідна земля,
Щокожного з нас народила.
8. Я маленький українець, не цураюсь свого роду,
Знаю мову, люблю пісню рідного народу.
Виростатиму швиденько, як у дощ грибочок,
Україна – моя ненька, я її синочок.
Слушания песни «Украина - это мы», сл. Ю. Рыбчинского, муз. Николо, поет Екатерина Бужинская. Во время звучания песни можно двигаться по кругу.
Игра «Готовим сюрприз».
- А сейчас намного отдохнём.
Класс объединяется в группы: ребята. Каждая группа получает лист формата А4 и лепестки цветка по количеству детей в группе. За минуту дети в группе должны приклеить лепестки так, чтобы получился цветок в подарок другой группе.
Учитель. - Мы с вами знаем, как сотрудничать в группе, как жить в школе, чтобы всем было хорошо. А теперь я предлагаю вам попробовать составить правила для граждан нашего государства, для украинцев и других народов, живущих на территории Украины. Составлять правила будем вместе, уважая мнение других, не перебивая, не повторяясь.
Правила для граждан Украины:
1. Уважать друг друга.
2. Не оскорблять ни словом, ни делом другого человека, какой бы национальности он ни был.
3. Относиться с пониманием к другим людям.
4. Помогать друг другу.
5. Быть чутким и внимательным.
6. Воспринимать человека таким, какой он есть.
Читают стихотворения наши девочки-украиночки
Учениця в українському віночку
9. Знаю, бо казала мені моя ненька,
Що я українка правдива маленька.
Знаю, Україна серцю моєму мила,
Я по-українськи молитися вчила.
Учениця в українському віночку
У маленькі свої долоньки
Я промінчики сонця ловлю.
Україну мою, рідну неньку,
Я усім своїм серцем люблю
Учениця в українському віночку
11. Я народилась в Україні
І почала життя своє.
Тут небеса високі й сині,
На що не глянеш – все моє!
Трава для мене зеленіє,
Для мене світлі дні ясні.
Учениця в українському віночку
12. І сонце пестить та леліє,
Летять до серденька пісні.
Тут кожна квіточка співає,
Струмочок ніжно жебонить.
І краю кращого немає,
Де б я могла так вільно жить
Игра «Волшебная шкатулка» (на столе лежит шкатулка, ученики подходят и получают из конверта листы с вопросами и отвечают на них.)
- А сейчас мы проверим как хорошо вы знаете страну, в которой живете.
• Как называется наша Родина? ( Украина)
• Какое важное город Украины? (Киев)
• Самый длинный в мире музыкальный инструмент. (Трембита)
• Герб Украины. (Тризуб)
• Дерево - народный символ. (Верба)
• Как называется торжественная песня, является символом государства? (Гимн)
• Самая высокая гора Украины. (Говерла)
• Братья- боксеры в Украине. (Братья Кличко)
• Денежная единица Украины. (Гривна)
• Цвет флага Украины. (Сине - желтый)
• Расписные пасхальные яйца. (Писанки)
• Крупнейшая река Украины. (Днепр)
• Быстрый украинский танец. (Гопак)
• Кто из украинских писателей взял себе псевдоним - название своей национальности. (Леся Украинка)
• Куст - символ родного края. (Калина)
• На какой улице находится твоя школа?
• Какая река протекает через твое село? (Кара-Сулак)
- Детки, вы настоящие украинцы, еще маленькие, а уже так много знаете о стране, в которой живете. Но мы не останавливаемся на достигнутом, а уверенно поднимаемся вверх и стремимся еще больше узнать родной край.
13. Я люблю кожну квіточку в полі
І струмок, що до річки біжить.
І високі, до неба тополі,
Й чисту-чисту небесну блакить.
14. Обереги мої українські,
Ви прийшли з давнини в майбуття.
Рушники й сорочки материнські
Поруч з нами ідуть все життя.
-Украина - страна, где больше всего любят свободу, страна долгой вековой борьбы за нее.
В этом году 24 августа мы отметили 25 лет независимости Украины.
24 августа 1991 Верховная Рада провозгласила Акт независимости и создания самостоятельного государства.
Украина имеет свою Конституцию - Основной закон, правила, по которым живут Украинцы.
15. Для мене усе тут найкраще, єдине
І серденьку миле, чарівне, своє.
І думкою кожен в куточок свій лине,
Дорожче за край свій, ну, що в світі є?
16. Мені Україна за все наймиліша –
Це рідна Вітчизна, як мати, – одна!
Для кожного мила, ясна, найсвятіша,
Найкраща у цілому світі вона!
Робота в групах
- А теперь поработаем в группах. Составьте пословицы из «рассыпанных» слов и объясните их содержание.
1-а група
• калини, України, нема, і, Без, верби. (Без верби і калини нема України.)
2-а група
• земля, в, жмені, і, Рідна, мила. (Рідна земля і в жмені мила.)
3-я група
• без, як, Батьківщини, людина, без, пісні, соловей. (Людина без Батьківщини — як соловей без пісні.)
- Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство, пожалуй, больше и ценнее богатство - Родину. Ее выбирают по вкусу и желанию, так же, как и не выбирают себе мать. Отчизна, как родная мать, - это наша судьба.
Упражнение «Микрофон»
Ученики формулируют ответ на вопрос
«Если бы я был президентом Украины я бы ...»
Учитель. Правильно, дети, вы должны настойчиво идти к своей цели и помнить, что один в поле не воин. Мы должны быть едины, совместно приносить нашей стране пользу. Вы будете строить свое будущее. Только тогда солнышко будет улыбаться и мягкими лучиками согревать Украины.
Работа в парах - родители
-Уважаемые родители! Ваши дети выдержали экзамен. А выдержите его вы?
- Надо найти пару, составив части высказываний.
Заходить к учителю в школу ... домашнюю работу.
Никогда не делать за детей ... не менее 2-х раз в неделю.
Ругать своих детей ... обязательно.
Не раскрывайте тетрадь и дневник ... в плохом настроении.
Бывать на родительском собрании ... только в крайнем случае.
- Молодцы! Справились с экзаменом! Я надеюсь, вы не будете забывать делать того, что пообещали только.
- А сейчас наши дети должны нам несколько пообещать.
До того, как проснется в школе звонок,
Всегда приходить в класс на урок.
Обещаете?
Во время урока дружно
И активно работать,
Учить все, что нужно вам знать.
Обещаете?
Кстати дома не забывать,
Друзьями хорошими, верными стать.
Обещаете?
А лень, неопрятность, подсказки, ложь
Не пустите в класс ни за какую цену.
Обещаете?
- У каждого на парте лежит ладошка, напишите пожелание а потом прикрепить лучик-ладошку к солнышко.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с задачей. В добрый час, мои дорогие третьеклассники! Учитесь настойчиво! Не бойтесь трудностей! Преодолевайте их с честью. Пусть зажгутся новые лучики добра и любви, сбудутся в будущем ваши светлые солнечные мечты.