Конспект урока
русского языка в 3 классе
Тема урока: Связь слов в предложении
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Цель: развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически.
Задачи: научить находить связь между словами в предложении; повторить умение находить грамматическую основу в предложении.
Материалы: учебник русский язык 3 класс Сильнова, Каневская 2014 г. (https://pidruchniki.in.ua/russkiy-yazyik-3-klass-silnova-kanevskaya/), презентация, карточки с заданиями (Приложение 1).
Ход урока
І. Организационный момент
( Слайд 1)
- Записываем число, классная работа.
1) Минутка чистописания
- Обратите внимание на слайд. (читаю стихотворение)
( Слайд 2)
-Прочитайте стихотворение про себя.
- Определите количество предложений. (2 предложения)
- Найдите первое предложение.
- Какие орфограммы встретились? ( длинной, красный, хорош)
- Запомните первое предложение и запишите его по памяти.
- Проверьте, верно ли вы записали?
2) Проверка домашнего задания.
ІІ. Определение темы, целеполагание
- Мы продолжаем работать по теме «Предложение»
- Что такое предложение?( предложение – это одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль)
- Рассмотрим два примера высказывания.
( Слайд 3)
–Какой пример не является предложением? (первый)
– Почему? (В предложении нет связи между словами, предложение построено неправильно.)
– О чем нужно помнить при составлении предложений? (Что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.)
- Как связаны слова в предложении? (по смыслу)
- Кто догадался, какая тема урока? (Связь слов в предложении)
( Слайд 8)
- Чему мы будем учиться на уроке? (учиться устанавливать связь между словами в предложении)
ІІІ. Открытие новых знаний
- Откройте учебник на странице 57.
- Прочитаем правило( вызываю ученика, который читает правило)
- Связь слов в предложении устанавливается с помощью вопросов. Солнце (что делает?) идёт.
- А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?
- Как вы думаете, какое слово поясняет подлежащее солнце.
- Поставим вопрос: солнце(какое?) красное.
- В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос, от того слова и ведем стрелку.
- К какому слову зададим вопрос от сказуемого?(идёт (откуда? Из чего?) из ворот)
- Вопросы можно задавать не только от главных членов предложения. Но и от других слов ( из ворот (каких?) распахнутых)
- Выполним упражнение 101 стр.57.
- Прочитайте стихотворение.
- Найдите грамматическую основу первого предложения. (месяц тает)
- Найди с помощью вопросов слова, которые в предложениях связаны между собой. (аналогично работаю с 2 и 3 предложением, выборочно вызываю учеников к доске, они пишут предложение и указывают вопрос, стрелочки)
2) Проблемная ситуация
- Давайте подумаем, с помощью чего устанавливается связь слов в предложении? (учащиеся затрудняются ответить)
- Чтоб ответить на этот вопрос для начала выполните задание на карточках. (Приложение 1)
3) Работа в парах
Исправьте ошибки, допишите предлоги и союзы так, чтобы получились предложения.
Осенью звери готовятся __ (зима). Белка __ (ветка) сушит грибы. Нагуливают сало медведь __ бурундук. Слышится __ (лес) (прощальный) песня птиц.
- Поменяйтесь тетрадями и оцените работу. (к зиме, на ветке, и бурундук, в лесу, прощальная)
- С помощью чего устанавливается связь слов в предложении?
(Связь слов в предложении устанавливается с помощью окончаний, предлогов, союзов, вопросов.)
- Прочитаем, что написано об этом в нашем учебнике, правило на ст.58. (вызываю ученика, который читает правило)
IV. Физминутка
(Слайд 5)
Руки подняли и показали: это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем:
Крылья сложили назад.
VI. Закрепление изученного
- Выполним упражнение 103. (Первые 4 предложения ученики выполняют у доски( с комментированием), остальные в тетради самостоятельно.)
- Выполним устно упражнение 104.
-Прочитайте текст молча.
- Из какой сказки отрывок? ( Снежная королева)
- Кто автор сказки? ( Ханс Кристиан Андерсен)
- Какое предложение лишнее? (второе)
- Какой заголовок можем подобрать к тексту?
- Определи главные члены второго предложения и поставь вопросы ко всем словам предложения. От какого к какому слову ставим вопрос?
- Рассмотрим рисунок на странице 59.
- Подходит ли к нему второе предложение?
- Вспомни сказку и расскажи как жилось Герде у старушки.
VII. Итог урока
- А теперь вспомним что нового мы узнали…
- Чему учились на уроке?
- Как связаны слова в предложении?
- С помощью чего они могут быть связаны?
- Вы все справились с новым материалом.
- Открываем дневники и запишем домой упр.106 стр.60
- В домашнем упражнении вам нужно будет списать предложения, вставляя слово месяц в нужной форме. А также подчеркнуть подлежащее и сказуемое в каждом предложении.
- Объяснить значение слова месяц в каждом предложении моно устно.
- Вы все отлично поработали на уроке. Молодцы! Урок окончен.
Приложение 1
Задание: Исправьте ошибки, допишите предлоги и союзы так, чтобы получились предложения.
Осенью звери готовятся __ (зима). Белка __ (ветка) сушит грибы. Нагуливают сало медведь __ бурундук. Слышится __ (лес) (прощальный) песня птиц.
Задание: Исправьте ошибки, допишите предлоги и союзы так, чтобы получились предложения.
Осенью звери готовятся __ (зима). Белка __ (ветка) сушит грибы. Нагуливают сало медведь __ бурундук. Слышится __ (лес) (прощальный) песня птиц.
__________________________________________________________________
Задание: Исправьте ошибки, допишите предлоги и союзы так, чтобы получились предложения.
Осенью звери готовятся __ (зима). Белка __ (ветка) сушит грибы. Нагуливают сало медведь __ бурундук. Слышится __ (лес) (прощальный) песня птиц.
__________________________________________________________________
Задание: Исправьте ошибки, допишите предлоги и союзы так, чтобы получились предложения.
Осенью звери готовятся __ (зима). Белка __ (ветка) сушит грибы. Нагуливают сало медведь __ бурундук. Слышится __ (лес) (прощальный) песня птиц.
__________________________________________________________________
Задание: Исправьте ошибки, допишите предлоги и союзы так, чтобы получились предложения.
Осенью звери готовятся __ (зима). Белка __ (ветка) сушит грибы. Нагуливают сало медведь __ бурундук. Слышится __ (лес) (прощальный) песня птиц.
__________________________________________________________________