«Современный урок»
«Учитель, подготовь учеников, чтобы было, у кого учиться».
/ восточная мудрость/
Среди приоритетных отраслей науки и производства большое значение имеет химия, которая дает крепкие, системные знания о веществах – их составе, строении, свойствах, нахождении в природе, использовании, способах получения, а также знание экологии, необходимые людям будущего. Химия – сложная наука, которая может заинтересовать пытливый аналитический ум, сохранивший интерес к самому процессу познания. В наше время повальной экономизации и компьютеризации химия перешла в раздел не престижных наук, т.к. ее результаты труднодостижимы и не дают мгновенных головокружительных доходов и стремительной, блестящей карьеры. Но развитое общество не может состоять из одних экономистов и программистов. Ему нужны и химики. Химия, как школьный предмет, способствует воспитанию любознательности, трудолюбия, формированию научного мировоззрения, развитие интеллекта, логического, абстрактного, диалектического мышления. Для выполнения этих задач необходимо создавать оптимальные условия, под действием которых осуществляется процесс обучения и воспитания. Со времен Я.Каменского, да и сейчас, урок является основной формой организации учебного процесса в школе. Качество и прочность знаний учащихся зависит от усвоения материала на уроке. Если основной материал хорошо и всеми учащимися усвоен на уроке, то на следующих уроках учитель не будет терять время на то, чтобы устранить пробелы предыдущего урока. В зависимости от степени социально - экономического потенциала страны, образовательных парадигм, содержания образования, урок усовершенствуется и видоизменяется. Значительно улучшить качество обучения, воспитания и развитие учащихся можно лишь за счет систематического и последовательного усовершенствования урока, поиска новых его видов.
Современный урок химии должен обладать особенностями, обусловленными
стоящими перед ним задачами, а также спецификой содержания и методов
обучения.
Существует целый комплекс требований к современному уроку. Во - первых, дидактические требования, главное из которых – четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами . Дидактическая цель урока определяет, какое
звено будет главным. Различают шесть звеньев учебного процесса:
1) выдвижение и осознание познавательной задачи, создание у учащихся стимулов к изучению нового материала, другими словами, подготовку к восприятию новых знаний;
2) восприятие нового материала;
3) обобщение и формирование понятий,
законов и т. д;
4) закрепление и усовершенствование знаний, упражнения; 5)применение знаний, умений и навыков; 6) анализ достижений учащихся и проверка усвоения ими знаний и умений.
Решающую роль играет прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, формированию умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах.
Немаловажную роль играют и психологические требования к уроку - это и психологическая цель урока, его стиль, учет возрастных особенностей, организация познавательной деятельности.
Существуют и гигиенические требования, как уроку химии, так и к технике его проведения, т.к. урок химии связан с проведением демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ.
Тип, структура современного урока во многом определяется содержанием,
целью, что влияет на педагогическую технологию. Известны различные технологии: технология естественного обучения, модульно – рейтинговая технология
парацентрическая технология, технология полного усвоения знаний, адаптивная система обучения, интерактивная технология обучения. Все они имеют много общего, а именно; целенаправленность на максимальное обеспечение развитие личности учащегося, а в связи с этим обоснованность каждого элемента педагогического процесса, обеспечивает возможность проконтролировать результаты учебной деятельности различными способами. Необходимо совершенствовать не только преподавание теоретического материала, но и химического эксперимента. В учебный процесс надо вводить больше опытов развивающего характера, и, прежде всего проблемных и исследовательских, что позволяет вовлечь учащихся в активную деятельность, заставляет мыслить творчески, создают возможность применения теоретических знаний в различных ситуациях.
Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес и воспитывать потреб-
ность в знаниях. Для этого необходимо менять виды деятельности учащихся,
оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.
При проведении уроков я использую как классические, так и нестандартные типы уроков. Классификацию классических типов урока можно показать на
следующей схеме:
Тип урока |
Основной метод, определяющий вид урока
|
Вариант метода, определяющий разновидность урока |
Уроки изучения нового материала |
Лекция |
Повествовательное изложение. Проблемное изложение |
Лекция с демонстрациями |
Сочетание слова с наглядностью |
|
Рассказ |
Повествовательное изложение. Проблемное изложение |
|
Рассказ с демонстрациями |
Сочетание слова с наглядностью |
|
Беседа |
Эвристическая. Повествовательная |
|
Беседа с демонстрациями |
Сочетание слова с наглядностью |
|
Работа учащихся с книгой |
Чтение и заучивание. Нахождение ответов на вопросы. Составление планов, конспектов, схем, таблиц. |
|
Работа с раздаточным материалом |
Основные формы сочетания слова с наглядностью |
|
Ученический эксперимент |
Исследовательский Метод. Иллюстративный метод |
|
Уроки совершенствова- ния знаний и умений учащихся |
Лекция. Лекция с демонстрациями |
Обобщающая лекция. Повторные опыты. Опыты - задачи. Демонстрационные опыты, таблицы, экранные пособия, кинофильмы, слайды. |
Доклады учащихся |
Обзорные с демонстра циями: опытов, наглядных пособий, иллюстраций. |
|
Беседа |
Беседа – повторение. Упражнения и задачи. |
|
Беседа с демонстрациями |
Беседа с демонстрациями повторных опытов. Беседа с демонстрациями опытов – задач. |
|
Работа с книгой |
Повторение по учебнику, составление схем, таблиц. |
|
Лабораторно – практические работы |
Выполнение опытов для закрепления знаний и навыков. |
|
Работа с раздаточным материалом |
Задачи в работе с раздаточным материалом |
|
Уроки проверки, учета и оценки знаний и умений учащихся |
Экспериментальные контрольные работы |
Повторные опыты. Новые опыты. Повторные и новые опыты. Ответы и вопросы. |
Письменные контрольные работы |
Решение задач. Тестирование. Графические работы. Разные варианты: тесты, задачи, ответы и др. |
В последнее время в педагогической практике используются нестандартные
уроки, которые отличаются способами их проведения. Провожу их и я. Это
интегрированные уроки, уроки – диспуты, уроки – сказки, КВН, конференции, уроки открытых мыслей, ток шоу и др.
Успех каждого урока обеспечивается не только его содержанием, целесообразностью выбранного метода и педагогическим мастерством учителя, но и тем, насколько правильно было определено место данного урока в общей системе занятий. При подготовке к уроку необходимо помнить слова К. Ушинского:
« Учитель, который что-то хочет твердо закрепить в детской памяти, должен побеспокоиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаза,
уши, голос, мышечные движения, даже если это возможно, вкус и ощущение
запаха – приняли участие в процессе запоминания».
И как бы не менялись критерии современного урока, главным для педагога остается умение работать с учащимися и работать для них полный контакт во взаимоотношениях учителя и учащихся на уроке, атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. Уроки должны быть уроками социальной активности, уроками высокой научной компетентности, уроками творческого мышления, а также уроками высокой духовной культуры.