Урок "Антарктида. Інклюзивне навчання"

Про матеріал
Аннотация. Статья представляет собой технологическую карту урока географии по теме «Путешествие по Антарктиде» для обучающихся с ООП с задержкой психического развития. Ключевые слова: инклюзивное образование, технологическая карта урока, дети с ограниченными возможностями здоровья, задержка психического развития.
Перегляд файлу

 

Использование игровых технологий

на уроках географии в рамках инклюзивного обучения

 

 

Урок по географии

«Путешествие по Антарктиде»

 для учащихся с ООП в рамках инклюзивного образования

 

Аннотация. Статья представляет собой технологическую карту урока географии по теме «Путешествие по Антарктиде» для обучающихся с ООП с

задержкой психического развития.

Ключевые слова: инклюзивное образование, технологическая карта урока, дети с ограниченными возможностями здоровья, задержка психического развития.

 

Под задержкой психического развития (далее ЗПР) в современной литературе описываются довольно разные категории детей, для которых характерно временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности, часто осложненное рядом расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанных с постоянным ощущением неуспеха и неадекватного родительского отношения.

Многочисленными исследованиями установлены следующие основные черты детей с ЗПР: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована также не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с ЗПР страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.

У большинства детей с задержкой психического развития отсутствует учебная мотивация или она выражена крайне слабо, снижена познавательная активность. Одним из путей формирования познавательного интереса к предмету является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру – это важнейший путь включения школьников с ЗПР в учебную работу. Использование игровых технологий на уроках географии способствует успешному усвоению знаний учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока по географии

«Путешествие по Антарктиде»

Класс: 7 (ЗПР).

Тема:  «Путешествие по Антарктиде».

Тип учебного занятия: усвоение новых знаний.

Цель: формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Антарктиды.

Задачи урока:

1. Образовательные: рассмотреть специфику природы и населения материка;

познакомить с представителями растительного и животного мира материка; раскрыть причины уникальности природы и населения материка.

2. Коррекционно-развивающие: создать условия для развития логического мышления, произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти; умения рассуждать и делать выводы.

3. Воспитательные: способствовать осознанию роли путешественников в открытии Антарктиды, формированию гордости за историческое наследие.

Технологии: проблемно-диалоговое обучение.

Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, наглядные.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная.

Основные понятия: Антарктида, планктон, ледник, айсберг, научно-исследовательская станция.

Таблица

Технологическая карта урока

 

п/п

Этапы урока / Время

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Планируемые результаты

1.

Организационный: приветствие учеников, проверка готовности к уроку, настрой на плодотворную работу

 

Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами продолжаем наше путешествие по материкам. Проверьте, пожалуйста, все ли принадлежности у вас лежат на парте, нет ли ничего лишнего, чего не стоит брать в наше воображаемое путешествие? Сегодня я вам предлагаю роль сотрудников научно-исследовательской станции. Давайте отправимся в путь!  Дорога будет сложной, но интересной. В пути мы встретим много преград, прежде чем достигнем своей цели.

Приветствие учителя, оценка своей готовности к уроку

Эмоциональный настрой

2.

Актуализация знаний.

 

Цель: создание условий для активизации знаний через размышление, работу с наглядностью

 

 

 

Рис. 1.

 

Прежде чем отправимся в дальнее путешествие сыграем игру, которая называется: «Кто такой, что такое?»

- Посмотрите внимательно на эти фотографии и ответьте на вопрос - что объединяет эти изображения?

- Дайте небольшую характеристику каждому изображению.

- Какие еще слова ассоциации по Австралии вы знаете? Молодцы, вы справились с первой преградой в нашем пути!

Размышляют, отвечают на вопросы. Приводят доводы и делают вывод, что все эти изображения характерны для ранее изученного  материка Австралия.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

3.

Создание проблемной ситуации

 

Цель: создание условий для усвоения материала по теме через выполнение практического задания, работу с картами атласа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующая игра будет называться: «Что, где, когда?». Посмотрите на изображения и скажите, для какого материка характерны данные останки теплолюбивых организмов?»

Рис. 2.

 

Даю вам подсказку. Все эти останки найдены на материке, контур которого перед вами. Что это за материк? Можете воспользоваться картами атласа и найти знакомый силуэт.

Рис. 3.

 

Как эти теплолюбивые растения и животные обитали в суровых условиях Антарктиды?

Сегодня на уроке мы найдем ответы на эти и другие вопросы.

Сформулируйте тему урока. По какому материку мы совершим свое путешествие?

Тема урока: «Путешествие по Антарктиде»

 

Размышляют, отвечают на вопрос. Скорее всего назовут теплые материки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с картами атласа, ищут по силуэту – какой материк? Отвечают на вопрос и приходят к выводу, что это -Антарктида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

 

 

Коммуникативные:

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

 

 

 

 

 

 

Познавательные: выявление характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сопоставлять и сравнивать

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

 

4.

Работа по теме.

 

 

Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск решения проблемы (открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

Цель: создание условий для снятия утомляемости у учащихся, релаксация.

На какие вопросы вы хотели бы сегодня найти ответы? Свои вопросы запишите в первом пункте бортового журнала (рис. 4.). Прочитайте свои вопросы.  Найти ответы на эти и другие вопросы и будут нашей задачей сегодняшнего урока.

Первая остановка на материке – это определение географического положения Антарктиды. Для успешной работы используйте рисунок 80 – стр.139 учебника. Ответы занесите в бортовой журнал (см. приложение).

Давайте прочитаем свои записи и сделаем вывод о географическом положении Антарктиды.

Вывод №1: самый южный; самый отдаленный; за полярным кругом.

Вопрос для «сотрудников научной станции»: на какие особенности материка влияет его географическое положение?

 

Рис. 5.

 

Следующее задание для «сотрудников научной станции»: какие факты подтверждают суровость климата?   Запишите климатические показатели в бортовом журнале. Используйте данные с учебника.

Рис. 6.

 

 

 

 

 

Вопрос на засыпку: могут ли обитать живые организмы при таких суровых условиях?

Пользуясь текстом учебника перечислите живых обитателей Антарктиды.

Рис. 7.

 

Прослушайте интересный факт про самых распространённых обитателей материка – пингвинах.

Рис. 8.

 

Повторите движения пингвинов, которые вы видели в фильмах, мультфильмах, картинах.

 

Возвращаемся к обитателям Антарктиды и отвечаем на вопрос: если кругом одни льды, чем же питаются обитатели материка?

 

Рис. 9.

 

О каких еще обитателях Антарктиды, кроме животных и птиц, вы знаете?

Ответы найдите в учебнике, используйте рисунки 80 на стр.139

 

Рис. 10.

Составляют вопросы, записывают в бортовой журнал.

 

 

 

 

 

Работают с учебником, отвечают на вопросы.

 

Делают вывод.

 

 

 

 

Работа с атласом и текстом учебника

 

Делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника

 

 

Ответы заносят в бортовой журнал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника.

Ответы заносят в бортовой журнал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают рассказ учителя.

Высказывают свое мнение по вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

проводят физкультминутку

 

 

 

Высказывают свои предположения и при помощи слайда приходят к правильному выводу. Узнают, что такое «планктон».

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника

Делают вывод о населении материка, научно-исследовательских станциях.

 

Регулятивные:

-умение ставить задачи по теме урока под руководством учителя

 

 

Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания, -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, -усвоение географических понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: выявление характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сопоставлять и сравнивать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: выявление характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сопоставлять и сравнивать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: -решение проблемы, постановка логической цепи рассуждений, постановка выводов.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

-владение устной и письменной речью;

-умение работать с различными источниками информации;

-умение мыслить.

5.

Первичное закрепление

А сейчас давайте вернемся к вопросу, который мы задавали в самом начале урока: «Как эти теплолюбивые растения и животные обитали в суровых условиях Антарктиды?»

 

Рис. 11.

 

Все ли ваши вопросы, которые вы писали в бортовых журналах мы рассмотрели?

Повторим главное:

  1. Антарктида – самый холодный материк Земли.
  2. Антарктида – материк, покрытый толстым ледяным щитом, средняя толщина которого 2 км.
  3. Антарктида оказывает огромное влияние на климат нашей планеты.
  4. Животный мир Антарктиды своеобразен. Жизнь всех животных материка связана с морем.
  5. Антарктида не принадлежит ни одному государству. На материке нет постоянного населения. Здесь ведутся только научные работы.

Высказывают свои предположения.

Слушают правильный ответ – в те времена, когда обитали эти живые существа, Антарктида находилась в составе материка Гондваны, который располагался недалеко от экватора. В результате раскола и последующего движения Антарктида оказалась у южного полюса. Есть еще одна гипотеза…

 

 

Вспоминают проблему, задачи урока.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

6.

Домашнее задание

 

Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности, повышения мотивации обучения через выполнение нестандартного домашнего задания.

Прочитать параграф. Найти ответ на вопрос: почему белые медведи не едят пингвинов?

Рис. 12.

 

Записывают домашнее задание.

Личностные:

-формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению.

7.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Проведем рефлексию.

Сегодня на уроке:

Рис. 13.

 

Рис. 14.

 

Высказывают свое мнение по уроку. Заполняют бортовой журнал. Выполняют самооценку.

Регулятивные:

-владение навыками самоконтроля, самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АНТАРКТИДЕ

  1. Вопросы к уроку по теме «Антарктида»:
    1.         ________________________________________________________
    2.         ________________________________________________________
    3.         ________________________________________________________

 

  1. План определения географического положения:
    1.         Материк расположен в  ______________________полушарии.
    2.         Почти весь материк лежит а пределах __________________круга.
    3.         В центре находится ______________________________________
    4.         Материк омывается водами _________________________океана.
    5.         Пролив Дрейка отделяет Антарктиду от материка ______________

 

  1. Климат:
    1.         Средняя суточная температра летом ________________________
    2.         Температура  зимой ______________________________________
    3.         Самая низкая температура ________________________________

 

  1. Жизнь а Антарктиде:
    1.         Растительный мир представлен ____________________________
    2.         Воды океана богаты ______________________________________
    3.         В Антарктиде обитают около 20 видов _______________________

 

Ф.И. учасника путешествия

Самооценка

Оценка учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Пов’язані теми
Географія, Розробки уроків
Інкл
Додано
10 січня 2020
Переглядів
533
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку