Урок "Буква Ё,ё, её звуковое значение" ( 5 клас, за підручником В. Корсакова. Київ, Оріон, 2018).

Про матеріал

Матеріал допоможе учителям російської мови у підготовці до уроку з теми "Буква Ё,ё, её звуковое значение" ( 5 клас, за підручником В. Корсакова. Київ, Оріон, 2018).

План-конспект містить цікаві матеріали, різноманітні методи і прийоми роботи на уроці.

Урок відповідає віковим особливостям учнів 5 класу, які перший рік вивчають предмет

Перегляд файлу

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

ТЕМА: БУКВА Ё ё, её звуковое  значение

ЦЕЛЬ:

ознакомить учащихся с чтением и написанием слов с буквой ё, её                  звуковым значением; формировать соответствующие практические              умения и навыки;

совершенствовать лингвистическую компетенцию учащихся,        обеспечивающую свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;

воспитывать коммуникативно-компетентную личность.

Оборудование:

учебник, тексты,раздаточный материал (карточки),презентация     

 Тип урока: урок формирования и закрепления речевых умений и навыков с  введением нового материала

                                                 ХОД УРОКА

І. Организационный момент

1. Проверка готовности к уроку. Установка на работу.

  Начинаем наш урок.

  Время не теряем.

  К новым знаниям шагаем,

  Трудности преодолеваем.

2. Упражнение «Ожидание».(приём «Микрофон»)

Учитель:

- Какие ожидания вы возлагаете на сегодняшний урок? Каким он должен быть, по-вашему? ( Ответы учеников: интересным, насыщенным, полезным, организованным,содержательным,загадочным).

Учитель:

-А что для этого требуется? Какими вы должны быть? (Ответы детей:дисциплинированными, внимательными, собранными, активными, умелыми, настойчивыми в овладении знаниями).

  Учитель:

- Возьмите на вооружение слова выдающегося полководца А.В. Суворова:

«Тяжело в ученьи — легко в бою». А я бы чуть перефразировала:   ...легко в жизни».

3. Орфоэпическая разминка .”Рифмовка” ( повторяем вслед за мной) :

Ря-ря-ря  -ра-ра-ра — начинается игра.

Ры-ры-ры — ры-ры-ры — надуваем мы шары. (имитация надувания шаров).

Рё-рё-рё —ро-ро-ро —обронил гусак перо.

Ри-ри-ри —ри-ри-ри-- прилетели снегири.

Рю-рю-рю -ру -ру-ру —продолжаем мы игру.

Яр-яр-яр — ар-ар-ар- закипает самовар.

Ярь-ярь-ярь-арь-арь-арь- зажигается фонарь.

Ря-ря-ря  - ра-ра-ра -  вот и кончилась игра.

4. Проверка домашнего задания.

5. Наблюдение над языковым материалом (работа со словом «берёза»)

а) разгадывание ребуса с помощью загадки:

БЕ   (рисунок розы) ( О)Ё      Ответ: берёза.

Загадка :               Стоит Алёна, платок зелёный,

                             Тонкий стан, белый сарафан.

б) толкование слова

Берёза — лиственное дерево с тонкими розовато- коричневыми веточками,с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками.

в) этимологическая справка

Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что означает «светлый,  ясный, белый»,от которого образовалось сначала берза,а впоследствии берём.

Берёза- берза, бер =»светлый, ясный, белый».

г) Задание : придумайте предложение с этим словом.

Учитель:

- В слове «берёза» есть буква, о которой мы ещё не говорили.Что это за буква?(ученики называют букву ё).  Слайд 1

 

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

1. Сообщение темы и цели урока ( слово учителя). Слайд 2

– Сегодня мы познакомимся с новой буквой русского алфавита ( выставляется карточка с этой буквой).

Вы научитесь читать и писать слова с этой буквой, узнаете о звуковом значении буквы ё, пополните свой лексический багаж новыми словами .

ІІІ.Первичное восприятие изучаемого материала.

1. Учитель:

- В печатных текстах, художественной литературе вы эту  букву не найдёте ( кроме учебников, словарей, т. е. учебной литературы). Как вы думаете, ребята, какую букву используют в печатных текстах вместо Ё?( ответ:е).

Е  и  Ё- родные сёстры,       Слайд 3

Различать сестёр непросто,

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Учитель рассказывает сказку о букве Ё:

- Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на Е упали 2 шишки, от которых на голове у неё образовались 2 точки. От этого она превратилась в другую букву, букву Ё. Вот оказывается, почему у Ё всегда 2 точки.

2.  Историческая справка  Слайд 4

Учитель:

- А теперь о букве ё поговорим серьёзно. Ё - самая молодая буква в русском алфавите. Она появилась в Петербурге в 1784 году. Использовать её предложила княгиня Екатерина Романовна Дашкова, директор Петербургской  академии наук. Во время обсуждения проекта «Славянского русского словаря» на одном из заседаний Российской академии она поинтересовалась, правильно ли изображать один звук двумя буквами. Например, в слове «миод». Учёные решили, что использование новой буквы ё будет целесообразно.

3. Работа в тетрадях — письмо Ё ё.

ІV. Вторичное восприятие изучаемого материала.

1.Дидактическая игра «Придумай словечко» ( ученики работают за карточкой).

ЛЁ -...(д), тё -...(тка), мё -...(д), щё-...(тка), вё-...(з), пё-...(с),сё-...(ла).

2. Объяснение учителя о звуковом значении буквы Ё. Слайд 5

- Ребята, обратите внимание на то, что ё стоит в средине слова после согласного. В таких случаях она обозначает [o] и влияет на мягкость предыдущего согласного. Например, мёд    -  [м'от]. Притом , следует заметить, что эта буква всегда ударна. Поэтому ударение над ней не ставится.

3.Наблюдение. Слайд 6

Ёжик — [й'ожык ] , поёт— [пай'от ], льёт— [л'й'от].

- От чего зависит  ё- [й'о] ?

Ответы учащихся. Буква ё обозначает 2 звука, если: Слайд 7

1) стоит в начале слова;

2) стоит после гласных;

3) стоит после ь, ъ знаков.

V. Закрепление изученного.

1. Игра «Хлопни в ладоши». Условие игры: надо хлопнуть в ладоши, если в слове есть ё.

Ёлка, ежевика, юркий, енот, ёршик, яблоко, юла, споём, песенка, тигрёнок, ёжик.

 -Запишите по памяти 3 услышанных во время игры слова с буквой ё.

2. Работа с текстом «Как живёт ёжик». Слайд 8

А) чтение текста цепочкой ( по 1 предложению);

Б) обсуждение:

-Что нового вы узнали о жизни этого зверька?

- Чем питается ёж ? А зимой?

- Что ещё знаете?

В) задание:

- Подчеркнуть в тексте слова с буквой ё — одной линией, если ё обозначает один звук [о], двумя линиями, если эта буква обозначает два звука [й'о].

3. Письменное выполнение упражнения 2, стр. 39   ( по учебнику   В. А. Корсакова).

4. Игра «Мама -детёныш» (используем иллюстрации животных)

Жил- был маленький щенок.

Он подрос однако.

И теперь он не щенок, взрослая  ...(собака).

Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал ...(конём).

Бык-могучий великан,

В детстве был ...(телёнком).

Толстый увалень баран -

Тоненьким -...(ягнёнком).

Этот важный кот Пушок -

Маленьким ...(котёнком).

Образуйте названия детёнышей таких животных: слон, тигр, утка, гусь, курица, лев, свиньяСлайд 9-15

-Какой звук обозначает буква ё в образованных вами словах?

VІ. Подведение итогов урока.

1.Закончите предложения:  Слайд 16

- Я узнал(а) ...

- Мне понравилось …

- Я научился (лась)...

2. Слово учителя. Выставление и мотивация оценок.

3. Самооценка.

- Оцените как вы чувствовали себя на уроке?( по смайликам., выражающим разные эмоции). Слайд 17

-Оправдались ли ваши ожидания?

                                              Домашнее задание: упр.5, стр.39 учебника 

                                               В.А.Корсакова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Олександрівська ЗОШ І-ІІІ ступенів

 

План - конспект

відкритого

уроку російської мови у 5 класі

Тема: “Буква Ё,ё, її звукове значення”

                 Підготувала вчитель російської мови

та зарубіжної літератури

Кушніренко Віра Вікторівна

 

 

 

 

 

листопад 2020 р.

 

 

                      

 

 

 

 

 

                          

                  

           

 

docx
Додано
26 листопада 2020
Переглядів
605
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку