Урок "Членистоногі. Павукоподібні"

Про матеріал
Комбінований урок, з використанням фронтальної бесіди, розповіді вчителя, повідомлень учнів, самостійної роботи з підручником. В кінці уроку, на етапі рефлексії демонструється відеоролик "Павуки"
Перегляд файлу

Тема: «Паукообразные»

                                                                     Одежды не шью, а ткать - тку.

 

 Обучающая цель: раскрыть особенности строения паукообразных в связи со средой обитания; расширить знания о признаках членистоногих и их  разнообразии;  учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Развивающая цель:продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; сформировать интерес к использованию в процессе обучения информационных технологий; продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника, таблицей; развивать творческие способности учащихся.

Воспитывающая цель: формировать у учащихся научное мировоззрение, бережное отношение к окружающей среде.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: фронтальная беседа, рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы,

сообщения учеников.

Оборудование:  видеоролик, картинки с изображением Паукообразных.

 

Ход урока:


І. Организационный момент

Приветствие учителя, настрой на работу.

 

ІІ. Актуализация опорніх знаний.

 

1. Тест "Знаете ли вы ракообразных?"
Правильное утверждение – рука поднята, неправильное – руку не поднимать

1) Членистоногие - самый крупный по количеству видов тип животных.
2) К членистоногим относятся дождевые черви, нереиды, раки, пауки, насекомые.

3) Тело членистоногих членистое.

4) Хитиновый покров тела членистоногих хорошо пропускает воздух, но не пропускает воду.

5) Кровеносная система членистоногих замкнутая.

6) Сердце у членистоногих находится в передней части тела, ниже подглоточногого узла.
7) Органы дыхания членистоногих зеленые железы.

8) У циклопа как и у рака 5 пар ходильных ног.

9) Все ракообразные ведут водный образ жизни.

10) У десятиногих раков есть  цидильный и жевательный желудок.

11) Взрослые  раки, крабы, креветки не линяют.

12) Камчатский краб - не краб, а крабоед.

13) Дафнии в воде передвигаются прыжками с помощью ножек.

14) Дафнии - фильтраторы воды.

15) Промышленное значение из ракообразных имеют лишь камчатский краб и некоторые виды крупных крабов.

2. Биологические задачи

1) В океанах много красноногих рачков-калянусов, составляющих пищу усатых китов и многих морских рыб. Почему, несмотря на маленькие размеры рачков, ими наедаются огромные киты?

Ответ: рачки очень питательны. Содержат много белка.

 2) На основании греческой мифологии сложился выражение "одноглазый циклоп". Правильно ли  это выражение в использовании в пресноводных рачков циклопов?

Ответ: да, правильно. Циклопы – ракообразные , которые имеют один простой глаз.

 

IІІ. Мотивация учебной деятельности.

 

Отгадайте загадку. Кто будет героем нашего урока?

 

Нашел укрытие в цветке

И в восемь глаз глядит,

Заметив муху на листке,

К ней в восемь ног спешит.

Его собратья сети ткут –

Тончайшая работа.

А он, как волк: то там, то тут –

На мух идет охота! (Паук)

Сказка (рассказывает ученик).

   Жил был ПАУК в своем королевстве. Все дворцы были сотканы из тонкой, но прочной паутины. Его владения находились между двух сосен, и были очень красивые. Паук был умным. Он много знал о мире из книг в его библиотеке. Жил Паук один. В его королевстве были все удобства и он никогда не покидал его границы. Иногда на свет хрустальных замков к нему прилетали разные насекомые. Красивая бабочка, запуталась в нитях забора, и Паук помог пробраться ей внутрь королевства.   Вечерами они долго беседовали о прочитанных книгах.  Однажды Бабочка решила пригласить Паука в свой дом, но он наотрез отказался лететь вместе с ней. Он НИКОГДА не покидал своего королевства. Она рассказывала ему о небе, о том, какую красоту можно увидеть на Земле. Показывала свои мощные крылья, намекая на то,что они могут выдержать и его. Паук нахмурился, а утром проводил Бабочку до ворот и закрыл за ней дверь  Вернулся в комнату, и увидел что бабочка оставила ему на столе красный сверкающий камень. Он открыл шкатулку и положил его к другим камушкам. Их было много. Вот этот большой рубин-оставила Стрекоза. Маленький сверкающий камушек оставила Муха-простушка.   Самый мелкий камень был от Осы.     Поигрался с драгоценностями, закрыл шкатулку. У него в жизни было все для счастья. Но чего-то все таки не хватало. Он стал перебирать в памяти всех посетительниц своего царства. Такие они разные. Внезапно вселенская тоска накрыла его огромной волной и он понял. Что объединяло всех его гостей и чего не было у него. Они умели летать...(Летать)

 

ІV. Тема и цель урока

 

V. Изучение нового материала.


1. Общая характеристика паукообразных.

   Учитель.

   Общая численность паукообразных около 70 тысячи видов. Наука, изучающая пауков называется арахнология.
   Ученик читает легенду о происхождении пауков.

Легенда.

В древнейшие годы Арахна жила

Из тоненьких нитей полотна ткала.

И возгордилась своими трудами,

Твердо решив состязаться с богами

С богиней Афиной спор завела,

Что лучше ее полотна плела!

Решила Афина выткать людей.

Арахна сплела море божих страстей!

Работа Арахны прекрасней была.

Богиня со злости ее порвала!

Арахну она в паука превратила,

Чтоб вечно ткачиха плела паутину,

Чтоб люди труды ее вечно срывали,

Паучьи глаза ее, чтобы пугали...

Столетья прошли, но Арахна живет!

И с тем же уменьем полотна плетет!

    Многообразие  паукообразнях   (Рассказ учителя)

    Размеры пауков сильно варьируют: от самых маленьких (0,48 мм – Пату диква ) до самых крупных (30 см – тарантул-голиаф). Кстати, именем Patu digua назван программный продукт для сжатия HTML, CSS и JavaScript файлов, который позволяет уменьшить размер сайта, улучшить его производительность и сделать исходные коды JavaScript более сложными для копирования.

    Пауки — одни из самых распространенных животных. Наиболее богаты пауками области с обильным растительным покровом, но встречаются они во всех ландшафтных и климатических зонах, от полярных областей и высоких гор до сухих степей и раскаленных пустынь. Пауки найдены в Гренландии близ ледников и на антарктических островах, многие виды обычны в горах на высоте 2—3 тыс. м, а один вид скакунов найден на Эвересте на высоте 7 тыс. м.

   Среды обитания  паукообразных  (Рассказ учителя, беседа).

   Места обитания пауков чрезвычайно разнообразны. Они живут в почве и на ее поверхности, в лесной подстилке, во мху, на травянистой и древесной растительности, под корой, в дуплах, под камнями, в трещинах скал, в пещерах, в норах и гнездах других животных, в жилище человека.

2.Особенности внешнего строения паукообразных.

   Задание. Найдем признаки сходства и отличия Паукообразных от Ракообразных во внешнем строении 

   Беседа:

1. На какие отделы делится тело у Ракообразных?

2. Сколько пар ходильных ног у рака?

3. Что расположено на головогруди у рака?

4. Сколько у рака усиков?

5. Сколько у паука усиков?

6. Сколько глаз у рака?

7. Сколько глаз у паука?

8. Какие вы знаете видоизменённые конечности у рака?

У пауков есть тоже видоизменённые конечности- хелицеры и ногощупальцы (педипальпы).

   Работа с учебником.

   Откройте учебник, найдите и прочитайте определение «хелицеры», «ногощупальцы» и выпишите в тетрадь.

Хелицеры - крючкообразные , твердые челюсти, хватают пищу, прокалывает жертву.

Педипальпы - короткие, чувствительные с волосками -органы осязания и обоняния.

9. Что расположено на брюшке у рака?

   У пауков на брюшке расположены 3 пары паутинных бородавок и 600 паутинных желёз. Паутина в толщину с карандаш может остановить боинг.

3.Ловчая сетка

   Учитель.

   Ловчая сетка - визитная карточка паука. Ловчая сетка состоит из  рамы, радиальных и спиральных нитей (клейких).
   Сообщения ученика.

   Применение паутины

   В прошлом пауки и паутина использовались людьми для различных целей. Известный путешественник Миклухо-Маклай писал, что жители одного из островов Тихого океана использовали паутину местного паука в качестве рыболовной сети. Одна паутинка такой паутины могла выдержать до 90 грамм, а вся паутина - 3-5 кг веса.
   В Китае в древности из паутины изготавливали красивую, тонкую и прочную ткань, которую в Европе называли «сатином восточного моря». Китайские художники использовали паутину как холст для своих картин.
   Еще раньше люди паутину использовали для лечения, в виде пластырей для остановки крови и исцеления ран.

   Сейчас ученые выяснили, что стерильная паутина действительно обладает бактерицидными свойствами, однако в природе стерильной паутины не бывает, она практически вся покрыта пылью и грязью.
4. Особенности внутреннего строения Паукообразных.

   Внутренне строение мы с вами изучим с помощью текста в учебники и рисунка  

   Критическое чтение текста в парах. Один  ученик называет главную мысль прочитанного, а второй – ключевые   прочитанной части текста.

   Задание. Используя текст учебника и рисунки учебника заполните сравнительную таблицу  группы  Членистоногих.

1 пара -  пищеварительная система.

2 пара - дыхательная система.

3 пара - выделительная система.

4 пара - кровеносная система.

5 пара - нервная система.

6 пара  - половая система.

Заполняем таблицу.

Системы органов

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Пищеварительная

Сквозная, двухкамерный желудок

Сквозная, сосательный желудок

 

Дыхательная

Жабры

Дыхательные отверстия  на брюшке, трахеи, 1 пара легочных мешков

 

Выделительная

Зелёные железы

Мальпигиевы сосуды

 

Кровеносная

Незамкнутая, сердце есть

Незамкнутая, сердце есть

 

Нервная

Надглоточный нервный узел, окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка

Головогрудной узел, нервы, нервная цепочка

 

Половая

Раздельнополые, оплодотворение внешнее, развитие прямое

Раздельнополые, оплодотворение внутреннее, развитие прямое 

 

   При ответе делаем вывод о чертах сходства и различия Ракообразных и Паукообразных.

VII. Закрепление знаний учеников

 

   Сообщения учеников 

   Сообщение №1.

   Живые барометры .

     Паук-прогнозист - животное, по наблюдением за которым строились долговременные прогнозы погоды. Свою первоначальную известность прогнозисты получили в 18 веке. В 1794 году один из наполеоновских полководцев генерал Пишегрю вел армию в поход на Голландию. Погода вдруг испортилась, дождь размыл дороги, идти дальше было невозможно и полководец принял решение временно прекратить поход, вскоре получил информацию о том, что настанут морозы, и лед скует реки. Предсказание сбылось. Через неделю опять испортилась погода. Но генерал получил снова донесение об изменении в погоде, которое сбылось. И генерал выполнил свою задачу, вовремя продвинувшись вглубь  территории по замерзшим рекам. Откуда приходили прогнозы? Из тюрьмы присылал донесения  опальный генерал Катремер, который вскоре был освобожден по ходатайству Пишегрю. В течении 7 лет Катремер наблюдал в тюрьме за паучками. Вот выводы, котрые сделал генерал из своих наблюдений.

 

Если пауки не плетут свои сети – к дождю с сильным ветром.

Радиальные паутинные нити – к окончанию бури через полсуток.

Если паук остановился и разрушил треть паутины – будет ветрено без осадков.

Большая паутина – к ясной и солнечной погоде.

Короткие тонкие нити не исключают возможности изменения погоды несколько раз за сутки.

Паук сидит неподвижно в центре паутины - к непогоде.

Вечером паук спускается по своей паутине вниз - к теплу.

Пауки перед морозами усиленно плетут паутину.

Паук сидит посредине паутины – к непогоде, прячется, перед дождем.

Паук прячется в углу - к дождю.

Если паук вечером вышел из своего убежища и стал делать новые сети, значит завтра будет теплая хорошая погода.

 Вышел паук на охоту в жару - к ненастью.

Паук крестовик перед сильным ветром разрывает основные нити, с той стороны, откуда подует ветер.

Уползает в свой домик к дождю.

Летит много паутины - лето будет жаркое.

Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.

К потеплению паутина плетется в южном направлении , к похолоданию в северном. 

   Сообщение №2.

   Блюда из паукообразных.

   «Жаренные во фритюре хмельные скорпионы со спаржей».

     Малопонятное для европейцев блюдо - жареные в кипящем масле скорпионы готовят в Китае. Ядовитое животное теряет свою страшную силу благодаря высокой температуре, и потому тайские, камбоджийские и прочие юго-восточные аборигены с удовольствием и без опаски кушают хрустящий и немного подсоленный деликатес. Раскаленный фритюр обезвреживает почти любой яд: подобным образом готовят и ядовитых пауков, и тарантулов, и другую малоаппетитную, на первый взгляд, живность.

    Пауков едят чаще, чем скорпионов. Наиболее широко они употребляются в пищу индейцами Южной Америки, бушменами юга Африки и австралийскими аборигенами. В Китае же и в других регионах Азии ценят не только их пищевые достоинства, но и целебные. Некоторые верят, что тем, кто ест пауков, прибавляется десять лет жизни.

    В Камбодже водятся пауки, которых местные называют "а-пинг", они достигают размера ладони взрослого человека, а живут в норах.
    После поимки паука убивают, обваливают в муке, добавляют сахар и соль, и жарят во фритюре с чесноком. Жарят до тех пор, пока ножки не станут ломкими, это значит, что паук совершенно готов к употреблению.

    В Лаосе и Камбодже этих пауков жарят на открытом огне насаженными на бамбуковые шампуры и подают либо целиком с солью, либо нарезанное мясо смешивают с чили. В первом случае хрупкий панцирь разламывают и мясо высасывают, это похоже на то, как едят крабов.

    Мясо тарантула по вкусу напоминает мясо креветок. Яйца тарантула считаются деликатесом.

 

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

    Учитель

    В древности люди были уверены, что абсолютно все пауки ядовитые, именно так про пауков писали древнегреческие, древнеримские врачи и арабские ученые, поэтому страх перед пауками был так велик, что даже присутствие паука могло вызвать болезнь, а его укус наверняка считался смертельным.
    В Южной Европе «паукобоязнь» (арахнофобия) была настолько велика, что породила узкую специализацию медиков, которые лечили только от укусов пауков. А лечили они ...музыкой.
    Особенно популярным такое лечение было в Италии, где распространен паук тарантул. Считалось, что этот паук вызывает заболевание «тарантизм», которое можно вылечить только музыкой. Врач являлся к больному с музыкантами и заставлял его танцевать под музыку, так как считалось, что чем быстрее танцует больной, тем больше потеет, а вместе с потом выходит яд тарантула, значит больной быстрее выздоравливает. Быстрых мелодий в то время было немного, поэтому музыканты сочиняли специальные пьесы, называемые «тарантеллами» и на нотной бумаге или указывали назначение произведения, или рисовали паука.

   Видеоролик «Пауки»

 

ІХ. Домашнее задание.

  Общее задание: выучить параграф , ответить на вопросы для самоконтроля.

  Творческие задания: подготовить сообщения «Пауки», «Клещи», «Скорпионы», «Первая помощь при укусах пауков и клещей».

 

 

docx
Додано
17 січня 2019
Переглядів
1531
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку