Тема: « Волшебная нить»
Цели урока:
Методическое оснащение урока:
Методы обучения: Рассказ, демонстрация, использование компьютера при изучении нового материала.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: беседа, создание проблемной ситуации, сравнение, практическая работа , самостоятельная работа.
Словарная работа: нитяная графика, изонить.
Тип урока: Формирование и совершенствование знаний.
(Слайд 1, 2) Тема нашего урока «Волшебная нить». И в чем заключается её волшебство, мы с вами узнаем сегодня на уроке, но немного позже.
(Слайд 3) Прежде чем приступить к изучению новой темы мы вспомним какие виды вышивок вы помните и знаете. Их большое количество. В помощь вам будут представлены картины.
(Слайд 4) Вышивка крестиком
(Слайд 5) Вышивка мережкой
(Слайд 6) Вышивка атласными лентами
(Слайд 7)Вышивка гладью
(Слайд 8) Вышивка бисером
(Слайд 9) Существует еще один вид вышивки, который мы с вами начнем изучать. Это изонить, графическая техника, выполненная нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе.
Она имеет несколько названий:
Как вы думаете нитяная графика отличается от остальных видов вышивки?
В чем особенность этой техники и чем она отличается от остальных, на этот вопрос вы ответите в конце урока, после изучения этой техники.
(Слайд 10) Задачи:
(Слайд 11) Этот вид творчества так же как и остальные виды развивает в детях воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус.
(Слайд 12) Для того чтобы лучше узнать нитяную технику, мы должны узнать её историю. Белоус Вика подготовила сообщение.
Согласно одной версии, технику изонити придумали английские ткачи около 400 лет назад. Они вбивали в деревянную поверхность гвоздики и натягивали меж ними нити в различной последовательности, создавая причудливые графические узоры. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. Затем возникла мысль качественно изменить эту технику, оставив тот же принцип натяжения нити, но используя картон, вместо доски.
(Слайд 13) Вторая версия гласит, что создательницей техники изонить является Мэри Эверест Буль, известная английская исследовательница и математик, автор книги «Подготовка ребёнка к восприятию науки» (1904). Технику заполнения нитками различных форм Мэри Эверест Буль применяла для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии.
(Слайд 14) Искусство нитяной графики находит и сегодня применение, для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и поздравительных открыток, сувенирных обложек. В этой технике можно выполнять закладки для книг, декоративные панно и даже оформить элементы одежды.
Что необходимо иметь, чтобы выполнить такие работы? (Инструменты и материалы)
(Слайд 15) А какие именно мы сейчас с вами рассмотрим.
Может ли этот список инструментов и материалов меняться?
(Слайд 16) Давайте сравним эти две работы. Какие для них необходимы инструменты и материалы?
(Слайд 17) Теперь необходимо разобраться из каких геометрических фигур и элементов состоят выполненые картины?
(Слайд 18) Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла и окружности.
(Слайд 19) Используя основные приемы заполнения угла, окружности, овала, дуг, можно создать различные варианты выполнения изонити. Готовые работы можно украсить бусинками, бисером, дополнить аппликацией, рисунком.
(Слайд 20) Для практической работы нам необходимо научиться заполнять окружность. Заполнение начинается с разметки.
(Слайд 21) Ещё для выполнения практической работы нам понадобятся инструменты и материалы. Проверьте, все ли инструменты и материалы есть у вас в наличии?
(Слайд 22) Помните! Вы будете оценивать свою работу самостоятельно! (максимально 10 баллов)
(Слайд 23) Для этого вы должны соблюдать критерии самоконтроля:
(Слайд 24) Перед началом работы необходимо вспомнить правила техники безопасности. Для этого необходимо поделиться на 3 команды. Каждой команде присваивается буква (А, Б, В – вариаты ответов) соответственно. Вам необходимо выбрать те вопросы, вариант ответа которых это ваша буква. Сначала каждый отвечает самостоятельно, а затем команда приходит к одному мнению, и один кто-то из команды отвечает. Та команда, которая ответит правильно, получит 1 дополнительный балл.
(Слайд 25, 26)
1. Расстояние от глаз до изделия должно быть
А)20-25см
Б)30-40см
В)50-60см
2.Иголки и булавки должны храниться
А) В кармане
Б) На столе
В) В игольнице
3.В конце занятий булавок и иголок в игольнице должно быть
А)Столько же, сколько и в начале занятия
Б) Больше
В) Меньше
4. Сломалась игла. Как поступить.
А) Сообщить учителю
Б) Вставить в игольницу
В) Оставить на столе
Г) Завернуть в плотную бумагу и выбросить
5. Свет при работе должен падать
А) Слева
Б) Справа
В) Спереди
Г) Сверху
6. Ножницы надо передавать
А) Лезвиями вперёд
Б) С сомкнутыми лезвиями
В) Кольцами вперед
7. Нитку для работы надо
А) Откусить зубами
Б) Отрезать ножницами
В) Оторвать руками
Ответы:
1. Б 2. В 3. А 4. А 5. А 6. В 7. Б
(Слайд 27) А теперь сравним, что у вас получилось.
(Слайд 28) Используя инструкционную карту (приложение 1) и образец (приложение 2) выполнить новогодний колокольчик.
Где можно применить выполненный вами новогодний колокольчик?
3 человека, которые справятся первыми получат 1 дополнительный балл.
Текущий инструктаж
Формирование новых умений
Усвоение новых знаний
Целевые обходы
Заключительный инструктаж
Самоанализ выполнения самостоятельной работы учащихся.
Критерии самоконтроля:
№ п/п |
Технологическая последовательность |
Изображение |
1 |
Подготовить все необходимые инструменты и материалы. |
|
2 |
Сделать разметку на заготовке (колокольчике) с изнаночной стороны с помощью карандаша. Сначала разделить пополам, далее каждую сторону разделить на одинаковое количество отрезков. Расстояние между ними должно быть примерно одинаковым. |
|
3 |
Сделать неглубокие прорези (глубина 3 мм) по краю заготовки по намеченным точкам с помощью ножниц. |
|
4 |
Закрепить нить с изнаночной стороны с помощью скотча. |
|
5 |
Выполнить наматывание нитей стежком через центр колокольчика, используя схему. Для декорирования колокольчика через несколько стежков нанизывать на рабочую нить бусины. |
|
6. |
С изнаночной стороны стежки должны проходить по контуру колокольчика. |
|
7. |
Продолжать обматывать заготовку, соединяя между собой диаметрально противоположные точки до тех пор, пока нитка не будет продета во все прорези. Закончив обматывание, закрепите нитку с изнаночной стороны скотчем и обрежьте нитку. |
|
8. |
В специальное отверстие с изнаночной стороны вставить узкую атласную ленту. С лицевой стороны положить бантик и затянуть петлю. Новогодний колокольчик готов!!! |
|