На уроке рассматриваются химические свойства кислот. Проблемно-поисковый подход реализуется при проведении химического эксперимента. Содержание урока связано с жизнью, интересами учащихся.
Тема урока: «Химические свойства кислот»
Цели:
Образовательные:
углубить знания о кислотах и их значении в природе и жизни человека, сформулировать понятие об индикаторах, исследовать поведение индикаторов в различных средах, изучить химические свойства кислот;
формировать навыки и умения проведения химического эксперимента и анализа наблюдаемых явлений;
Развивающие:
формировать умение грамотно применять знания по химии в быту и в нестандартных ситуациях,
пробудить потребность в самостоятельной поисковой деятельности, способствовать развитию творческих способностей учащихся
Воспитательные:
воспитывать любознательность, формировать интерес к изучению предмета
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения: урок – путешествие.
«То, что мы знаем, - ограничено
То, что не знаем, - бесконечно»
Лаплас
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
Добрый день! Вы улыбаетесь, значит, день действительно добрый. Пусть наш урок прибавит вам тепла и добра.
Прием «Связь поколений»
Сегодня необычный урок. Нам предстоит увлекательнейшее путешествие в мир КИСЛОТ. Начну урок со слов великого мыслителя П. Лапласа:
«То, что мы знаем - ограничено;
То, что не знаем - бесконечно».
Пусть эти замечательные слова станут девизом путешествия в «Страну кислот».
Мы сделаем остановку на станциях: Информационная, Дегустационная, Техника безопасности, Индикаторная, Практическая, Творческая.
IІ. Актуализация опорных знаний
Проверим, все ли готовы к уроку.
Прием «Химическая разминка»
- Что такое кислоты?
- Как кислоты классифицируют по основности?
- На какие группы можно поделить кислоты по составу?
- Вспомним названия кислот. Работа по карточкам (устно по цепочке): ученик называет кислоту, которую показывает учитель.
Прием «Найди лишнее»
Цель: проверить знание названий кислот, их формул, умения классифицировать.
Написаны формулы трех кислот, одна из которых лишняя. Надо выбрать формулу лишней кислоты, дать ей название, обосновать ответ.
HCl HBr HNO3
HNO3 HСl HClO4
H2SO4 H3PO4 H2CO3
Проверка осуществляется комментированием правильных ответов.
III. Мотивация учебной деятельности
Прием «Знаете ли вы что?»
Сегодня мы рассмотрим, где встречаются кислоты в повседневной жизни и как их используют. Вспомним правила техники безопасности при работе с кислотами.
Некоторые ученики получили домашнее задание, которое дало им возможность проявить умение не только находить необходимую информацию, но и продемонстрировать свои практические навыки.
IV. Изучение нового материала
Итак, отправляемся в путешествие в «Страну кислот».
Станция «Информационная»
Виртуальная экскурсия.
Сообщения творческих групп.
1. Кислоты очень распространенные вещества. В своей жизни мы часто с ними сталкиваемся. Во многих овощах, фруктах, ягодах содержатся органические кислоты – щавелевая, винная, бензойная, янтарная. Мы расскажем вам о кислотах.
Если ты проглотил аскорбинку,
Твой организм получил витаминку,
Она закрывает болезням врата – аскорбиновая кислота!
Ну и, бесспорно, полезен лимон,
Кислотой лимонной наполнен он.
Жуйте лимон, если горло болит.
Сок чудотворный вас исцелит!
Яблоко ешь – кислый вкус, красота,
В яблоке – яблочная кислота!
Уксус столовый на кухне хранится –
Для консервации он пригодится.
Но и компресс из него помогает,
Быстро он жар при простуде снижает!
Думаю, что не приукрашу,
Если хвалить буду я простоквашу.
Есть в ней молочная кислота –
Молодость ваша и красота!
Стоит совет всем хороший дать:
Свойства кислот обязательно изучать!
Как видим, наше самочувствие в значительной степени зависит от кислот.
Однако есть и минусы, возникающие при употреблении кислот.
2. Домашний эксперимент «Чудо – напиток»
По телевизору мы постоянно видим рекламу напитков «Кока-кола», «Фанта», «Спрайт». Мои одноклассники постоянно их употребляют.
Я решила сама узнать, чем вредна «Кока – кола», и провести эксперимент.
Опыт 1.
Для первого эксперимента понадобился стакан «Кока – колы» и кусочек куриного мяса. Спустя сутки напиток стал практически прозрачным, на дне стакана образовался темный осадок, а мясо стало мягким.
Значит, «Кока – кола» может приводить к разрушению желудка.
Опыт 2.
Для второго эксперимента я взяла ржавую, загрязненную монету и опустила в «Кока – колу». Через сутки монета очистилась от загрязнений и стала как новая. Значит, «Кока-кола» разъедает даже ржавчину!
Вывод. В состав «Кока-колы» входит ортофосфатная кислота, которая
очистила монету, разрушила мясо, кроме того, она разрушает зубы и вымывает кальций из костей. Любители напитков, задумайтесь!
Станция «Дегустационная»
Помните! Пробовать вещества на вкус в кабинете химии – это грубейшее нарушение правил техники безопасности. Поэтому только вспомним вкус некоторых кислот, известных в повседневной жизни: уксусная, лимонная, яблочная, витамин С.
Кислоты назвали так, потому что они кислые на вкус. Но не все кислоты кислые. Салициловая кислота сладкая, а никотиновая горькая.
Вывод: Большинство кислот на вкус кислые.
Станция «Техника безопасности»
Кислоты относятся к едким веществам. Их нельзя пробовать на вкус, нельзя нюхать, надо следить за тем, чтобы кислота не попадала на кожу. Потому что можно получить химические ожоги.
Не разливать, т.к. при попадании на одежду появляются дыры. Поэтому с кислотами нужно вести себя крайне осторожно. Если кислота попала на кожу, ее нужно немедленно смыть большим количеством воды, а затем смочить слабым раствором соды.
Станция «Индикаторная»
Проблемный вопрос: Как кислоты отличить от других веществ?
Сообщение ученика «Открытие индикаторов».
Индикаторы были открыты английским химиком Робертом Бойлем в ХVII веке. Однажды Роберт Бойль, изучая свойства хлоридной кислоты, случайно пролил ее. Кислота попала на фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко - красными. Это явление удивило Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными цветками растений. Оказалось, что и васильки, и розы изменяли свою окраску при действии кислот. Бойль назвал такие вещества индикаторами, что в переводе с латинского означает «указатели». Эти вещества стали использовать химики для распознавания кислот.
Вывод: Индикатор – вещество, изменяющее свой цвет в растворах кислот и щелочей. Известны такие индикаторы: метилоранж, лакмус, фенолфталеин, универсальный.
Лабораторный опыт № 1 «Действие растворов кислот на индикаторы»
Прием «Мини-практикум»
Работа в группах по вариантам.
1 группа исследует действие метилоранжа на хлоридную кислоту,
2 группа – лакмуса, 3 группа - универсального индикатора на хлоридную кислоту. Как изменилась окраска индикаторов? Продемонстрируйте результаты опыта.
Результаты исследования ученики записывают в таблицу.
Индикатор |
Цвет индикатора |
Цвет индикатора в кислоте |
Метилоранж |
Оранжевый |
Розовый |
Лакмус |
Фиолетовый |
Красный |
Универсальный |
Желтый |
Красный |
Фенолфталеин |
Бесцветный |
Бесцветный |
Вывод. Индикаторы изменяют цвет под действием кислот.
Проблемный вопрос: Как можно определить наличие кислоты в лимоне?
(с помощью индикатора). Исследуем действие индикаторов на его сок.
Демонстрационный эксперимент
Выходит учащийся и проводит исследование действия метилоранжа и универсального индикатора на сок лимона.
Проблемный вопрос: Иногда нам необходимо определить среду раствора в домашних условиях. А под руками нет индикаторной бумаги. Что делать?
Оказывается, некоторые овощи и фрукты проявляют индикаторные свойства – являются природными индикаторами. Они содержат чувствительный пигмент - антоцианин. Дома можно воспользоваться плодами растений темно-синего, фиолетового цвета: соком свеклы, чёрной смородины, вишни, черного винограда, краснокочанной капусты.
Я предоставляю слово ученику, который получил домашнее задание исследовать «Природные индикаторы».
Презентация результатов проведения исследовательской работы.
Сообщение ученика «Природные индикаторы в быту».
1. В приготовлении пищи.
а) Каждая хозяйка знает: чтобы борщ был ярко - красным, в него перед окончанием варки надо добавить уксус. Цвет меняется буквально на глазах. Свекла выполняет роль индикатора.
б) Если в стакан с крепким чаем положить кусочек лимона, то чай сразу становится светлее. Чай указывает нам, что в лимоне есть кислота. Чай играет роль индикатора.
2. При выведении пятен от ягод и фруктов.
С помощью лимонной кислоты можно избавиться от темных пятен ягод и фруктов на руках и ткани. Для этих целей нельзя использовать мыло.
Станция «Практическая»
Лабораторный опыт № 2 «Взаимодействие хлоридной кислоты с металлами»
Прием «Мини-практикум»
Работа в группах. Каждая группа получает задание экспериментально исследовать взаимодействие кислоты с разными металлами.
Дано: хлоридная кислота, магний, железо, медь.
Исследовали взаимодействие кислот с металлами.
1. HCl + Mg = (бурное выделение газа)
2. HCl + Fe = (медленное выделение газа)
3. HCl + Cu = (не взаимодействует)
Вывод. Выяснили, что не все металлы реагируют с кислотами.
По активности металлы разместили в электрохимический ряд напряжений металлов. Этот ряд составил Н.Н. Бекетов. Металлы расположены в порядке уменьшения их активности: сначала стоят активные металлы, потом менее активные, а затем неактивные. Ряд разделен водородом.
Учитель: Найдите в ряду напряжений металлов Mg, Fe, Cu.
Вывод. Кислоты взаимодействуют с металлами стоящими до Н
в электрохимическом ряду напряжений металлов.
Вы должны всегда обращаться к этому ряду, чтобы правильно писать уравнения химических реакций.
Кислоты взаимодействуют с металлами с образованием соли и газа Н2.
1. 2 HCl + Mg = MgCl2 + H2 (бурное выделение газа)
2. 2 HCl + Fe = FeCl2 + H2 (медленное выделение газа)
3. HCl + Cu = (не взаимодействует)
V. Обобщение и закрепление знаний
Станция «Творческая»
Теперь вы вооружены информацией о кислотах. Можно переходить на станцию Творческая и применить свои знания!
Прием «Химическая эстафета»
«Проблемный експеримент»
Вы решили очистить сантехнику от загрязнений, используя «Мистер Мускул». Как узнать содержит ли средство кислоту? Подходит ли оно для чистки поверхности от ржавчины?
Демонстрация.
Наливаем в пробирку раствор «Мистер Мускул», добавляем индикатор метилоранж. Наблюдаем изменение цвета на розовый. Значит, данный препарат содержит кислоту.
Добавляем бурый осадок Fe(OH)3 (ржавчина). Наблюдаем растворение осадка. Значит средство подходит.
VІ. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Прием «Незаконченное предложение»
Я довольна вашей работой на уроке, вы молодцы!
Попробуйте оценить свою работу, продолжив предложение:
Я узнал …..
Было интересно ……
Я понял, что …..
Теперь я могу ……
Я научился …..
Урок мне хотелось бы закончить арабской пословицей:
Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний;
он постоянно расширяется.
VІІ. Домашнее задание
1. § 9 выучить, упражнения 1 – 5 с. 48 письменно.
2. Домашний эксперимент: экспериментально доказать наличие кислот в «Фанте», «Пепси – коле».