Урок-игра "Счастливый случай"

Про матеріал
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ученика новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости школьника. На протяжении нескольких лет работы я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика. Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках. Директор ОШ № 25 г. Мариуполя учитель русского языка и литературы Киор Елена Владимировна
Перегляд файлу

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ученика новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости школьника.

На протяжении нескольких лет работы я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

Директор ОШ № 25 г. Мариуполя учитель русского языка и литературы

Киор Елена Владимировна

 

ИГРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» 8 класс

 

Тема игры: Повторение. Синтаксис. (Перед ходом урока скажите читателю все-таки, что Вы предполагаете повторить. У меня как читателя, например, возникли вопросы по поводу заданий 1-го гейма: там предполагается вспомнить и общие сведения о языке, и фонетику, и состав слова и т. п. А был заявлен синтаксис!)

Цель: повторение изученного материала по теме, развитие монологической речи учащихся, умение работать в паре, воспитывать любовь и интерес к родному русскому языку.

 

Игра проводится среди 2–3 команд (в данном случае – 3). Каждая команда состоит из 4 человек. К игре команды готовят по 2 вопроса по повторению (любой раздел языка за 5–7 класс).

Материалы, которые нужно подготовить к игре: секундомер, отпечатанные предложения для 2 гейма (3 экз.), рисунок (3) большой, погоны для Темной лошадки, на одном надпись «Словосочетание», на другом – «Предложение» (4 гейм), фишки от 1 до 9 (2 гейм), музыка, 3 диплома, награды подковки.

 

 

Мотивация познавательной деятельности учащихся в игровой форме.

1 гейм (Общие сведения)

Звучит музыка. Объявляется начало разминки. За минуту нужно ответить на наибольшее количество вопросов. Если учащиеся не знают ответа, то говорят: «Дальше». За каждый верный ответ – 1 балл. Каждая команда, состоящая из 4 человек, опрашивается отдельно.

 

1. Автор стихотворения «Русский язык»? (И. Тургенев)

2. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика)

3. Часть слова, графически обозначаемая квадратом или прямоугольником. (Окончание)

4. Раздел науки о языке, изучающий правила произношения. (Орфоэпия)

5. Совокупность правил об употреблении знаков препинания. (Пунктуация)

6. Способ связи слов в словосочетании, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. (Согласование)

7. Основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, или вопрос, или побуждение. (Предложение)

8. Главные члены предложения. Скажите по-другому. (Грамматическая основа)

9. Какие части речи могут примыкать? (Наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)

10. По цели высказывания предложения бывают… (Повествовательными, вопросительными, побудительными)

 

2 гейм. Совещательный.

Каждая команда по очереди вытягивает 3 номера вопросов. Совещается команда 1 минуту – 1 вопрос, после чего дает ответ. За правильный ответ – 2 балла. Если ответ неправильный, то может ответить другая команда и получить 1 балл. Если команда вынимает подкову, это счастливый случай – можно воспользоваться подсказкой из зала в любой момент игры (1 раз).

 

1. Как изменится тип предложения: Скоро в магазин привезут новые товары, если глагол привезут заменить глаголом поступят? (Предложение станет двусоставным)

2. Запишите 3 пословицы или поговорки, представляющие собой обобщенно – личные предложения. (1. Цыплят по осени считают. 2. Без труда не выловишь рыбку из пруда. 3. По одежке встречают, по уму провожают.)

3. Перед вами предложение: Дело не обходилось без столкновений и перестрелок. Какое слово надо опустить, чтобы это предложение превратилось в безличное? (Дело)

4. Выберите названия стихотворений Некрасова, которые начинаются назывными предложениями, вспомните их начало. «Сеятелям», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», «Школьник», «На смерть Шевченко». («Железная дорога» - «Славная осень!» «Размышления у парадного подъезда» - «Вот парадный подъезд»)

5. Какие члены предложения пропущены в следующей шуточной реплике: Я никогда никому ничего, но если я что-нибудь такое, то что же тут такого. Какой порок высмеивает шутка? (Пропущены сказуемые; трусость)

6. Два товарища подошли к чертежу. Один воскликнул «Какое изобретение!» А другой сказал: «Какое изобретение?». Что высказал каждый из них? (Первый восхищение, второй – вопрос)

7. Напишите 10 вводных слов или выражений. (Вероятно, безусловно, конечно, к счастью, к сожалению, итак, во-первых, может быть, например, по – моему)

8. В каких известных произведениях какого автора есть такие предложения с вводными словами: Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…Известно, что Слоны в диковинку у нас… (И. Крылов, «Волк на псарне», «Слон и Моська»)

9. Какие ненародные определения проиллюстрированы данной картиной. (маленький белый домик; высокий каменистый берег; широкая темная река) (Картины подготовлены заранее).

 

3 гейм. Ты мне – я тебе.

Каждая команда задает по очереди по 2 вопроса. За правильный ответ – 2 балла. (Поскольку команды придумывали вопросы, подбирали материал, желательно их дать)

 

4 гейм. Темная лошадка.

Загадывается какое-то понятие (в данном случае – синтаксис). Даются подсказки. С каждой последующей подсказкой теряется балл за ответ. Рассказывает учащийся, находящийся за занавеской:

 

- По происхождению я родом из Греции. Дословно перевожусь как сопостроение, сочетание. Первая буква у меня такая же, как и у этих слов. Часть моего слова принадлежала в древнегреческом языке к военным терминам. (4 балла) (В скобках нужны не баллы, а ответы)

- Мой товарищ – пунктуация, мы помогаем друг другу. (3 балла)

- Я изучаю предложения и способы сочетания слов в предложении. (2 балла)

- Однокоренное мне слово – синтаксический. (синтаксис - 1 балл)

 

5 гейм. Гонка за лидером.

Вопросы задаются по одному по очереди каждой команде, начиная с самой слабой. Время на выполнение задания – 3 минуты.

 

1. Выделение слова усилением голоса. (Логическое ударение)

2. Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа. (Подлежащее)

3. Сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части. (Составное именное сказуемое)

4. Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным или числительным в именительном падеже, то … продолжите (Ставится тире)

5. Второстепенные члены предложения, которые бывают согласованными и несогласованными. (Определения)

6. Когда вопросительные предложения не требуют ответа? (Риторический вопрос)

7. Анютины глазки росли около крыльца. Подлежащее? (Анютины глазки)

8. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, второй не нужен вообще или не обязателен. (Односоставные)

9. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения, относятся к одному и тому же слову. (Однородные)

10. Соединительные, разделительные, противительные – это … (Союзы)

11. Простое глагольное, составные глагольное, составное именное… это? (Сказуемое)

12. Второстепенные члены предложения, которые бывают прямыми и косвенными. (Дополнения)

13. Односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. (Безличные)

14. Между однородными членами при отсутствии союза… продолжите. (Ставится запятая)

15. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение)

 

В конце игры суммируются баллы за всю игру, награждаются победители и участники.

(Цель школьного курса языка – научить детей пользоваться его средствами в различных речевых ситуациях. Тема, которая повторяется, тоже должна способствовать реализации этой цели. А на Вашем уроке представлены только теоретические знания. И то не все. Где проверка функциональных особенностей синтаксических средств? В государственной программе это отмечено. А где речь? Почему бы не дать, например, задание посоревноваться в составлении связных высказываний, выявить при этом умение пользоваться изученными синтаксическими средствами? И представить лучшие работы участников соревнования)

 

doc
Додав(-ла)
Кіор Олена
Додано
25 лютого 2020
Переглядів
796
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку