Урок літературного читання (російська мова) 4 клас на тему "Ф. Тютчев. Весенние воды"

Про матеріал
Урок літературного читання (російська мова) в 4 класі на тему " Ф. Тютчев " Весняні води"
Перегляд файлу

Тема. Ф. Тютчев. Весенние воды

Цель. Познакомить учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенние воды», ознакомить с биографией поета. Формировать понятия «лирика» и «олицетворение». Учить детей чувствовать красоту родного слова, уметь правильно выбирать средства выразительности речи: темп, интонационное ударение, тон. Развивать у детей поэтический вкус, образное и логическое  мышление. Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову, к выразительным средствам языка. Прививать детям любовь к родной природе, родному краю.

Оборудование: ученики, портрет Ф.И.Тютчева, видеофильм «Ф.И.Тютчев «Весенние воды», аудиозапись «Звуки природы», иллюстрации на тему «Весна»

Ход урока

І.Организационный момент

ІІ. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся

  1. Скороговорка

Песня, лейся,

Мечта, вейся!

Весне смейся,

На солнце грейся!

 

1.1.Беседа

  • Прочитайте скороговорку. Какое настроение она вызывает? Почему?
  • Сколько предложений в скороговорке? Какие они по цели  высказывания и по интонации? (Побудительные, восклицательные)
  • О каком времени года идет речь?
    1.          Чтение скороговорки (показательное и в парах)

 

  1. Звуки весны (Аудиозапись)

- Какие песни можно услышать весной? (Веснянки, заклички)

      - Какие весенние звуки мы можем услышать в природе?

      - Послушайте аудиозапись. (Звуки: капель, ручей, жаворонок, пчела, кузнечик)

      - Какие чувства, эмоции вы испытывали при прослушивании? Какие звуки вы слышали? Какие картины представили во время звучания?

          - Какие звуки можно отнести к ранней весне? Птичьи голоса, звон капели, весенние воды – это все вестники весны.

ІІІ. Сообщение темы и целей урока

     Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в чудесный мир русской поэзии. Весна – самое любимое время года многих поэтов. Она дарит чувство радости, обновления, заставляет взволнованно биться наши сердца.

    На уроке мы познакомимся с замечательным стихотворением Ф. И. Тютчева "Весенние воды", постараемся услышать и понять, о чем журчат ручьи. А еще мы постараемся понять, как Тютчеву удается передать весеннее настроение.

ІV. Работа по теме урока

  1. Ознакомление с биографией Ф.И.Тютчева

     Великий поэт Федор Иванович Тютчев родился в 1803 году в усадьбе Овстуг Орловской губернии и принадлежал к одному из старинных дворянских родов.

      Получил домашнее образование, как  это было принято в те времена. Его учителем был Раич С.Е., переводчик и поэт, отлично знавший античную поэзию. С ранних лет ребёнок проявлял интерес к языкам, литературе и истории. Он изучал греческий, латынь, старославянский и французский. Уже в подростковом возрасте успешно переводил Горация.

     Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.   Окончив университет 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт  проводит за границей 22 года.

    В 1844 году Тютчев вернулся в Россию. С 1848 года занимает должность старшего цензора в министерстве иностранных дел.

     В 50-ых годах к Тютчеву как к поэту пришло признание. Его стихотворения вышли отдельным сборником в 1854 г. и принесли ему славу одного из лучших российских поэтов. О его творчестве с восторгом говорили Тургенев, А. Фет, Чернышевский, Н. Некрасов.

     В 1872 г. со здоровьем у Тютчева наметились серьезные проблемы: отказала левая рука, сильно испортилось зрение, начались интенсивные головные боли.

15 июля 1873 года Федор Иванович умер от инсульта в Царском Селе. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

     Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. 

     Тема природы – одна из самых распространенных лирике поэта. Так пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева как «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других.

     Федор Иванович Тютчев – это поэт-художник, поэт-природолюб. Его пейзажная лирика впечатляет. Природа для него - дарительница жизни. Тема природы у Тютчева переплетается с темой родины. Он восторгался, воспевал и любил все, что его окружало, поэтому так красочно описывал то, что видел.

 

Физкультминутка

Солнце стало пригревать,

Стали капельки стучать,

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони!

 

  1. Ознакомление с понятим  лирика

 Федор Иванович Тютчев – непревзойденный поэт-лирик.

    Лирика – это род художественной литературы, в котором действительность отражается путем передачи переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме. Название произошло от слова лира. Лира – это древний музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни, стихи. Вот почему при чтении стихотворений слышится музыка.

  1. Работа над стихотворением Ф.И.Тютчева “Весенние воды”
    1.          Аудиозапись

– Давайте послушаем, как просыпается и наступает весна в стихотворении Ф.И.Тютчева “Весенние воды”.

     – Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

     – Поэт наслаждается весной, радуется весне, солнцу, теплу, чувствуется любовь поэта к весенней природе.

  1.          Словарная работа

Брег – берег
гласят – говорят, объявляют, возвещают
гонцы –  гонец - тот, кто является вестником, приносит весть

  1.          Самостоятельное чтение
  2.          Анализ стихотворения. Подготовка к выразительному чтению

- Какие признаки наступления весны описывает поэт? (Звон капели, журчание ручьев, таяние снега)

 – Как вы думаете, о каком месяце весны говорится в этом стихотворении? Почему? Докажите.

- Какие краски использует автор в своем стихотворении?

- Назовите все слова, которые передают действие весенних вод (шумят, бегут, будят, блещут, гласят)

- Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение: медленно и спокойно или радостно и активно? Почему? (Сами глаголы передают активное движение, поэтому читать нужно весело, с задором.)

 

  1.          Ознакомление с  понятием олицетворение

 

 - В стихотворении многим неодушевленным предметам приписаны свойства одушевленных. Этот прием называется олицетворением.

 - Давайте найдем в тексте примеры олицетворения (Весна идет; она выслала вперед ручьи; ручьи шумят, бегут, гласят; берег спит.)

- Почему поэт назвал берег реки сонным? (Потому что он еще во власти зимней спячки)

-  Зачем поэт использует олицетворение?

 - Прочитайте вторую строфу стихотворения. Кого славят ручьи? Как они себя называют?

-  А как вы понимаете последние три строчки? Какие чувства вызывают эти строки? Почему? Какое настроение они придают всему произведению?

- Назовите все слова, которые передают действие весенних вод. (Шумят, бегут, будят, блещут, гласят.)

- Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение: медленно и спокойно или радостно и активно? Почему? (Сами глаголы передают активное движение, поэтому читать нужно весело, с задором)

 

3.6. Выразительное чтение стихотворения

 

3.7. Работа с иллюстрациями

- Рассмотрите иллюстрации. Выберете те, которые подходят к стихотворению Ф.И.Тютчева “Весенние воды”. Докажите строчками стихотворения.

 

V. Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Каким приемом пользуется Федор Тютчев для передачи настроения?

 

VІ. Домашнее задание

  Выучить стихотворение "Весенние воды" наизусть. По желанию нарисовать пейзаж по мотивам произведения.

 

 

 

 


 

 

 


 

 

docx
Додано
19 жовтня
Переглядів
24
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку