Черепицкая Лариса Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы Мариупольской общеобразовательной школы № 10.
Тема урока: Интервью с Джоан Роулинг.
Цели урока: познакомить учащихся с биографией Джоан Роулинг,
дать представление об истории создания книг о Гарри Поттере,
провести викторину по первой книге о мальчике-волшебнике,
воспитывать интерес к литературе в жанре «фэнтези».
Оборудование: романы Д.К.Роулинг, художественный фильм «Гарри Поттер и философский камень» (режиссёр Кр. Коламбус, 2001), фотографии из журнала «Мой кумир».
Ход урока
Эпиграф к уроку:
«Джоан Роулинг сумела создать обаятельных, интересных персонажей, близких читателям. Писательница соединила самое обыденное, что может быть, - школу, и самое необычное – волшебство».
Марина Дяченко, писательница
Дорогие ребята, мы познакомимся сегодня с творчеством прекрасной британской писательницы, сценаристки и кинопродюсера Джоан Кэтлин Роулинг. Её книги о Гарри Поттере переведены на 60 языков и продаются в 200 странах мира. Их тиражи превысили 180 миллионов экземпляров.
Подростки стали больше читать, лучше учиться, многие признали, что стали чувствовать себя увереннее в общении со своими друзьями.
Сегодня мы проводим читательскую конференцию. В гостях у нас Джоан Роулинг (Одна ученица играет роль писательницы, несколько учеников – корреспонденты школьных газет).
1 ученик: Уважаемая Джоан Роулинг, мечтали ли Вы стать писательницей с детства?
- Да, я мечтала об этом всю сознательную жизнь. Английский язык и литература всегда были моими любимыми предметами в школе. Я очень любила и французский язык и получила научную степень по французскому языку.
2 ученик: Что Вы можете рассказать о своём детстве?
- Родилась 31 июля 1965 года в Чиппинг, Сотбери, Глостершир, Англия. Моя сестра, Диана, родилась двумя годами позже. В детстве дважды переезжали. Оба раза в города рядом с Бристолем: сначала в Эйт, потом в Винтербурн. В Винтербурне мы с сестрой играли с девочкой и мальчиком по фамилии Поттеры. Одной из любимых забав была игра с мётлами. Мы представляли, как летаем над родным городом.
3 ученик: В какой школе и как Вы учились?
-В середине 70-х годов наша семья переехала в Татшилл. В то время я была тихой, веснушчатой, близорукой и ужасно неспортивной. Мои любимые предметы – английский и французский языки. Обычно я рассказывала истории своим друзьям, в которых они совершали смелые и героические подвиги.
4 ученик: Сколько лет Вам было, когда Вы начали писать? Ваша первая книга?
- Свою первую полноценную историю я написала, когда мне было около 6 лет. Это была повесть о кролике по имени Кролик. Он заболел корью, и его навещали друзья, включая гигантскую пчелу по имени мисс Пчела.
И со времён Кролика и мисс Пчелы мне хотелось стать писателем, хотя я редко говорила об этом кому-либо.
5 ученик: Где Вы учились после школы? Ваша первая профессия?
- Я поступила в университет в Эксетере сразу после школы и изучала французский, по настоянию своих родителей, которые говорила, что я смогу сделать карьеру как секретарь с двумя языками.
В 1991 году я отправилась в Португалию преподавать английский язык. Давала уроки после обеда и вечером, а утром сочиняла.
6 ученик: Как возник замысел романов о Гарри Поттере?
- Замысел «Гарри Поттера» пришёл ко мне в поезде «Манчестер-Лондон». Весь, целиком, - с героями, сюжетными линиями и даже именами второстепенных персонажей. Чтобы не забыть, я всю дорогу лихорадочно записывала.
Первую книгу «Гарри Поттер и философский камень», почти всю, я написала в кафе «Николсон», расположенном рядом с домом (Эдинбург, Шотландия). Пока маленькая дочурка Джессика спала в коляске, я исписывала целые страницы.
7 ученик: Когда к Вам пришла мировая известность?
- В 1995 году я закончила роман «Гарри Поттер и философский камень». Чудо случилось в 1997 году, и пришло оно в облике литературного агента Кристофера Литтла, сумевшего продать «Гарри Поттера» издательству «Блумсбери» (Великобритания).
В этот момент пришло признание. «Гарри Поттер» завоёвывает британскую награду как Книга Года.
8 ученик: Был ли у Гарри Поттера прототип?
- Это моё любимое мужское имя. И если бы у меня был сын, а не дочь, то его бы звали именно так. Но тогда бы пришлось искать другое имя для героя. А Поттер – фамилия семейства, которое жило по соседству, когда мне было 7 лет. Вполне возможно, какие-то черты соседского мальчишки Яна Поттера я подарила своему герою.
9 ученик: Сколько вышло книг о Гарри Поттере?
- Всего книг будет семь. В Школе чародейства и волшебства учатся семь лет, и каждому году я решила посвятить отдельное повествование.
1 книга – «Гарри Поттер и философский камень» (1997 год)
2 книга – «Гарри Поттер и Тайная комната» (1998 год)
3 книга – «Гарри Поттер и узник Азкабана» (1999 год)
4 книга – «Гарри Поттер и Кубок огня» (2000 год)
5 книга – «Гарри Поттер и Орден Феникса» (2003 год)
6 книга – «Гарри Поттер и Принц- полукровка» (2005 год)
7 книга – «Гарри Поттер и Дары Смерти» (2007 год).
10 ученик: Чего Вам будет больше всего не хватать после того, как Вы закончите серию о Гарри Поттере?
- Всего. Мне нравится писать книги о Гарри Поттере, и я буду просто ужасно скучать без них. Но я с самого начала планировала, что книг будет именно семь, и давно уже продумала, чем всё закончится. И если я сделаю всё, как надо, как решила, я буду очень горда своей работой. Потом я какое-то время погрущу и займусь чем-нибудь другим.
5. Следующий этап урока – викторина по книге «Гарри Поттер и философский камень». Проводит учитель.
1. Кто родители Гарри Поттера? (Волшебники Джеймс Поттер и Лили Поттер).
2. Сколько лет Гарри прожил в семье Дурслей? (Десять).
3. Злой колдун, убивший родителей Гарри? (Волдеморт).
4. Как называется школа волшебства? (Хогвартс).
5. Назовите факультеты в Хогвартс. (Гриффиндор, Слизерин, Когтевран, Пуффендуй).
6. Какие волшебные уроки преподавались в школе? (Травология, зельеварение, защита от тёмных искусств, трансфигурация, астрология).
7. Что такое квиддич? (Вид спорта для волшебников: летают на мётлах, бросают мячи – Снитче, Бланджере и Кваффле).
8. Какие волшебные существа живут в романе? (Гоблины – маленькие человечки, хранители банка «Гринготтс», Буклея – сова, Короста – крыса Рона, миссис Норис – кошка, Пушок – пёс, Тролль).
9. Какие волшебные предметы присутствуют в романе? (Мантия-невидимка, волшебная Шляпа, зеркало Еиналепс, летающие мётлы, волшебные палочки, «живые» портреты).
10. Кто такие маглы и маги? (Маглы – не волшебники, маги – волшебники).
11. Назовите друзей Гарри Поттера. (Рон Уизли и Гермиона Грейнджер).
12. Назовите свойства Философского камня. (В книге Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» камень давно создан Николасом Фламелем, алхимиком, который действительно жил в Европе в XIV-XV веках. Камень из книги обладает не только свойством превращать любой металл в золото, но и является средством создания эликсира жизни, что ещё больше увеличивает его ценность).
6. Технология «Микрофон».
Учащимся предлагаются вопросы для обсуждения. Самое главное, коротко, до пяти предложений.
7. Заключительное слово учителя.
В чем же секрет настоящего успеха романов о Гарри Поттере?
Может быть, в том, что Гарри – никакой не супермен? Но хоть и бывает в двух мирах (маглов и магов), всё же остаётся тем самым мальчиком-сиротою. А может, в том, что Гарри храбро борется против зла, каким бы могущественным оно не было или не казалось? Может, также в том, что у мальчика доброе сердце и добрые друзья, а об этом мечтают все люди?!
И самое главное – в книгах о Гарри Поттере воспевается победа добра над злом.
8. Итоги урока.
9. Домашнее задание: нарисуйте иллюстрации к произведению «Гарри Поттер и философский камень». На следующем уроке будет защита обложки книги.