Урок литературы в 9 классе на тему: "Молчалины блаженствуют на свете..."(по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума")

Про матеріал

Конспект урока литератури (интегрированний курс) для 9 класса "Молчалины блаженствуют на свете... " (по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"). Учитель показывает нравственный облик и жизненные идеалы Молчалина. Воспитывает гневное, непримиримое отношение к лицемерию, подлости, карьеризму.

Перегляд файлу

Конспект урока

"Молчалины блаженствуют на свете…"

(по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")

Цель: показать нравственный облик и жизненные идеалы Молчалина, противопоставить ему свободолюбие, независимость, порядочность Чацкого; использовать в воспитательных целях гневное, непримиримое отношение писателя к лицемерию, подлости, карьеризму.

Эпиграф:

О, счастливые, о стократ блаженные Молчалины! Они бесшумно, не торопясь, переползают из одного периода в другой, никому не бросивши слова участия, но и никого не вздернувши на дыбу.

М. Е. Салтыков - Щедрин

ХОД УРОКА

  1.                Оргмомент.
  2.                Проверка домашнего задания.

 

  • Мы продолжаем изучение комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".
  • Как В. Г. Белинский отзывался о комедии?

"Стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разнеслись между образованными людьми по всем концам земли Русской".

  • Мы с вами тоже люди образованные и знаем афоризмы из комедии. Проведём конкурс "Кто больше знает крылатых выражений из комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" (класс делится на две команды. Ученики из каждой команды по очереди называют афоризмы. Побеждает та команда, которая назвала больше крылатых выражений).
  • Подведём итоги конкурса.

3.  Новый материал.

  • Тема нашего сегодняшнего урока – "Молчалины блаженствуют на свете!"
  • Какое слово ключевое?

Блаженствуют.

-Каково его лексическое значение?

Блаженствовать - испытывать наслаждение, блаженство.

Блаженство - безграничное счастье.

  • Почему эта фраза употреблена во множественном числе?

Фамилия героя стала нарицательной.

  • Случайно ли глагол употреблён в настоящем времени?

Нет, не случайно. И в настоящее время Молчалиных предостаточно. Они были, есть и будут.

- Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске. (Чтение эпиграфа). Это слова М. Е. Салтыкова-Щедрина. Они написаны во второй половине девятнадцатого века.

- Как вы думаете, прав ли Салтыков-Щедрин? Да

-Что же мы сегодня на уроке попытаемся доказать?

Молчалины современны.

- Да. Молчалинство неотъемлемая часть любого общества. И нашего с вами, к сожалению, тоже.

- Итак, Молчалин.

  • Как Фамусов утром называет Молчалина?
    Деловой.
  • А что мы слышим о нём вечером?
    Подлец!

- Молчалин утром и Молчалин вечером. Как они непохожи друг на друга! Итак, два мнения.

Попытайтесь соединить их в одно. Что получилось? Деловой подлец.

- В процессе работы над темой мы попытаемся с вами доказать, что это именно так.

- Кто такой Молчалин?

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, обличенный его доверием в служебных делах. По происхождению он не принадлежит к московской знати.

  • Что о нём говорит Фамусов? А Софья? А Чацкий?
    Ученики читают действие 1 явл. 4, действие 2 явл. 5.
  • Как в речи Молчалина отражаются черты его характера?
    Он немногословен, в 1 действии он произносит 32 слова. Софья говорит: "Ни слова вольного" (чтение действие 1 явл. 5).

Чацкий отмечает: "Впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных" (чтение действие 1 явл. 7)

- Какова цель жизни Молчалина?

Блестящая карьера, чины, богатство. "И награжденъя брать, и весело пожить".

- Чему он учит Чацкого?

Ученики читают по ролям действе 3 явл. 3.

  • Отметьте ключевые фразы из этого диалога.
  • Кто же оказался победителем, а кто - побеждённым?

Каждый остался при своём мнении.

  • Итак, как же Молчалин достигает своей цели?

Низкопоклонством, связями с влиятельными особами, с помощью лести.

  • Где истоки низкопоклонства Молчалина?

В завете отца.

  • Что завещал отец Молчалину?

Чтение завета. Действие IV явление 12.

  • А в каком произведении русской литературы отец тоже дает наказ сыну?
    "Капитанская дочка" Пушкина.
  • Выполняет Петруша наказ отца? Да.
  • Оказывается, домашнее воспитание и семейные духовные ценности имеют огромное значение для формирования личности.
  • За что же Софья полюбила человека, который всем умеет угождать?
    Чтение III действия 2 явления.
  • Софья искренне это говорит?

Она видит только достоинства в своем Молчалине. Она создала в воображении достойного своей любви человека.

  • В какой сцене Софья увидела истинное лицо своего возлюбленного? Инсценировка IV действия 12 явления.
  • Как назвал Чацкий Молчалина?

Подлец.

  • А вы с этим согласны?
  • В чем проявляется эта подлость?

Молчалин заведомо знает, что Софью никогда не полюбит, но делает вид влюбленного. Это низко, подло. Когда появляется Софья, он бросается на колени, потому что боится за свою карьеру. Когда появляется Чацкий, сбегает, как трус. Он поступает подло.

- О чем в первую очередь сожалеет Молчалин?

О карьере. Он деловой подлец!

- Запишите в тетради черты характера Молчалина, которые характеризуют его как делового и как подлеца.

 

На доске и в тетради учащихся появляется таблица.

 

ДЕЛОВОЙ ПОДЛЕЦ

приспособленчество ничтожество

изворотливость лицемерие

практичность низкопоклонство

служение лицам  подхалимство

карьеризм трусость

  циничность

  хитрость

 

- Чем опасны молчалины?

Молчалины опасны своим умением действовать лестью, использовать слабые стороны людей, лицемерно прикидываться порядочным человеком, действовать скрытно, незаметно. Это оплот реакции.

  • Одинок ли Молчалин?
  • К сожалению, молчалины блаженствуют на свете. С "деловыми подлецами" мы встретимся в "Мертвых душах" Н. В. Гоголя (Чичиков), в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" (Лужин), в романе     Л. Н. Толстого "Война и мир" (князь Василий, Борис Друбецкой). Великий русский сатирик Салтыков-Щедрин увидел в Молчалине поистине "вселенские черты". Образ, созданный Грибоедовым, стал для Салтыкова-Щедрина во второй половине 19 века олицетворением обширной, не поддающейся напору времени среды. Салтыков-Щедрин назвал ее "средой умеренности и аккуратности". Феликс Кривин, украинский поэт и прозаик, написал стихотворение, которое называется "Молчалины". Послушайте и ответьте на вопрос, какова основная мысль этого стихотворения?

Чтение учащимся стихотворения.

МОЛЧАЛИНЫ

Молчалину невмоготу молчать,

Лакействовать, чужих собачек гладить.

Невмоготу с начальниками ладить,

На подчиненных кулаком стучать,

В нем тайно совершается процесс,

Невидимый, но давний и упорный.

Сейчас он встанет, выразит протест,

Оспорит все, что почитал бесспорным.

Куда там Чацкому, герою громких фраз,

Которые достаточно звучали!

Но ждите, слушайте, настанет час,

Придет пора – заговорит Молчалин!

Нет, не придет...

Он знает их тщету

Всех этих фраз, геройства и бравады.

Молчалину молчать невмоготу,

Но он смолчит, минуя все преграды.

И будет завтра так же, как вчера,

Держать своё бунтарство под запретом.

Когда со сцены уходить пора,

Молчалиным не подают карету.

 

 - А всегда ли плохо быть "умеренным и аккуратным"?

Дискуссия.

 

4. Домашнее задание.

Написать эссе на одну из тем:

1. Молчалины наших дней.

2. Каким будет Молчалин через несколько лет?

 

docx
Додано
22 листопада 2020
Переглядів
1400
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку