26 січня о 18:00Вебінар: Співпраця вчителя з батьками дитини з особливими освітніми потребами

Урок внеклассного чтения в 9 классе на тему: "Строка, оборванная пулей" (стихи поэтов, погибших во время войны)

Про матеріал

Урок внеклассного чтения по стихам, поэтов погибших во время Второй мировой войны, можно провести в форме урока-концерта в 9 классе после изучения произведения Г.Белля "Путник, когда придешь в Спа...". Такой урок должен стать для ребят праздником, взлетом чувств. Материал также можно использовать для литературно-музыкальной композиции во внеклассной работе.

Перегляд файлу

Строка, оборванная пулей

(Стихи поэтов, погибших во время Второй мировой войны)

 

(Конспект урока-концерта)

 

ЧТЕЦ. Д.Самойлова «Перебирая наши даты».

 

Перебирая наши даты,

Я обращаюсь к тем ребятам,

Что в сорок первом шли в солдаты

И в гуманисты в сорок пятом.

 

А гуманизм не просто термин,

К тому же, говорят, абстрактный.

Я обращаюсь вновь к потерям,

Они трудны и невозвратны.

 

Я вспоминаю Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.

Я сам теперь от них завишу,

Того порою не желая.

 

Они шумели буйным лесом,

В них были вера и доверье.

А их повыбило железом,

И леса нет — одни деревья.

 

И вроде день у нас погожий,

И вроде ветер тянет к лету…

Аукаемся мы с Сережей,

Но леса нет, и эха нету.

 

А я все слышу, слышу, слышу,

Их голоса припоминая…

Я говорю про Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.

Ведущий 1.

Поэт Давид Самойлов вспоминает трудные и невозвратные потери. Поэт Павел Коган, поэт Михаил Кульчицкий, поэт Николай Майоров, поэт Георгий Суворов...

 

Фото

Звучит начало 6 сюиты Свиридова «Время, вперед!» На фоне музыки

Ведущий 2.

 Павел Коган. Погиб 28 сентября 1942 года на сопке Сахарная под Новороссийском во время поисков разведчиков.

Ведущий 3.

Николай Майоров. Погиб 8 февраля 1942 года на Смоленщине.

Ведущий 4.

Михаил Кульчицкий. Погиб 19 января 1943 года под Сталинградом.

Ведущий 5.

Георгий Суворов. Погиб 13 февраля 1943 года на переправе через Нарву.

Ведущий 2.

Они были немного старше нас.

Ведущий 3.

Они были, наверное, чем-то похожи на нас.

Ведущий 4.

Но они росли в другое время: когда в воздухе уже пахло порохом, когда коричневая чума уже хзастилала небосвод Европы.

Ведущий 5.

Они были романтиками, но мечтали о подвиге.

 

ЧТЕЦ .  Отрывок из стихотворения Н.Майорова «Мы»

 

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Когда б не бой, не вечные исканья

Крутых путей к последней высоте,

Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,

В столбцах газет, в набросках на холсте.

 

Но время шло. Меняли реки русла.

И жили мы, не тратя лишних слов,

Чтоб к вам прийти лишь в пересказах устных

Да в серой прозе наших дневников.

Мы брали пламя голыми руками.

Грудь раскрывали ветру. Из ковша

Тянули воду полными глотками

И в женщину влюблялись не спеша.

 

И шли вперёд, и падали, и, еле

В обмотках грубых ноги волоча,

Мы видели, как женщины глядели

На нашего шального трубача.

А тот трубил

 

Звучит часть 4 симфонии №7  Шостаковича.

Ведущий 1.

Поколение 40-х... В то время по Москве ходило множество молодых поэтов. Поэты были в Литинституте, в Институте философии, литературы и истории, в университете, были в педагогическом и юридическом. Лет им было от 18 до 20, мало кто из них успел напечататься, но нельзя сказать, что никто их не знал. Во-первых, они хорошо знали друг друга и жили не розно. Во-вторых, их знали многие сотни московских студентов, аудитория строгая и живая.

Ведущий 2.

В ИФЛИ самым известным был Павел Коган. Это был сухощавый и угловатый юноша, удивительно жизнелюбивый и страстный в своих жестах и суждениях. У него была поразительная память. Он знал наизусть не десятки, а сотни стихотворений самых разных поэтов, не считая своих собственных. Читал он их всегда вдохновенно и страстно. Это были стихи, осмысляющие время.

Павел Коган: один из портретов поколения | РОТ ФРОНТ

 

ЧТЕЦ. Стихотворение «Гроза»

 

Косым, стремительным углом

И ветром, режущим глаза,

Переломившейся ветлой

На землю падала гроза.

И, громом возвестив весну,

Она звенела по траве,

С размаху вышибая дверь

В стремительность и крутизну.

И вниз. К обрыву. Под уклон.

К воде. К беседке из надежд,

Где столько вымокло одежд,

Надежд и песен утекло.

Далеко, может быть, в края,

Где девушка живет моя.

Но, сосен мирные ряды

Высокой силой раскачав,

Вдруг задохнулась и в кусты

Упала выводком галчат.

И люди вышли из квартир,

Устало высохла трава.

И снова тишь. И снова мир.

Как равнодушье, как овал.

Я с детства не любил овал!

Я с детства угол рисовал!

Ведущий 3.

«Я с детства не любил овал.

Я с детства угол рисовал» - вот кредо всей жизни Павла Когана.

 

Ведущий 4.

…Он был поэтом и романтиком, видящим жизнь возвышенно и взволнованно, в ярком свете любви к жизни и решимости к действию. Любил громко смеяться. Очень любил петь, хотя и перевирал мелодию изрядно. «Ну и что ж, - говорил он, - не всякий должен уметь петь, но любить песню должны все». Стивенсоновско-гриновская бригантина в стихах П.Когана неожиданно оснащается заново и летит по свободным и бурным волнам нашего воображения.

Все поют песню «Бригантина» (караоке)

Надоело говорить, и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина подымает паруса...

 

Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас,
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.

 

Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевый уют.
Вьется по ветру "Веселый Роджер",
Люди Флинта песенку поют.

 

И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза —
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина подымает паруса.

 

Надоело говорить, и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина подымает паруса...

 

Ведущий 5.

На первый взгляд кажется странным выбор героев «Бригантины». Но в них нетрудно угадать условную романтику, за ними видятся те, кто жаждет действий и подвигов, кому «надоело говорить и спорить», кто остается верен долгу и дружбе « и в беде, и в радости, и в горе».

Ведущий 1.

Поколение 40-х годов предчувствовало надвигающуюся бурю. Предчувствие этой схватки накладывает трагический отпечаток не только на их судьбу, но и на их поэзию. Не зря Павел Коган писал:

 

ЧТЕЦ. Стихотворение «Нам лечь, где лечь…»

 

Нам лечь, где лечь,

И там не встать, где лечь.

И, задохнувшись "Интернационалом",

Упасть лицом на высохшие травы.

И уж не встать, и не попасть в анналы,

И даже близким славы не сыскать.

Ведущий 2.

И вторил ему Михаил Кульчицкий:

На двадцать лет я младше века,

Но он увидит смерть мою,

Захода горестные веки

Смежив.

Звучит музыка

Михаил Кульчицкий - Русская поэзия

Ведущий 3.

Самое невероятное в жизни Михаила Кульчицкого – это ранняя смерть. Представить Кульчицкого мертвым невозможно. Казалось, он вот-вот объявится в наших партизанских отрядах или в восставшей Словакии, выйдет из окружения, прорвется через смерть. Недаром в 43-м с отчаянной надеждой Сергей Наровчатов написал:

Я верю – невозможное случится,

Я чарку подниму еще за то,

Чтоб объявился лейтенант Кульчицкий

Поручиком у маршала Тито!

Невозможного не случилось. Кульчицкий погиб.

Ведущий 4.

Михаил Кульчицкий был захватывающе талантлив не только как поэт. В нем жило мощное человеческое обаяние, заставлявшее тех, кто столкнулся с ним хоть однажды, вспоминать его долгие годы с восхищением и благодарностью.

Ведущий 5.

Было в нем что-то молодецкое. Высокий, со светлыми глазами навыкате, с прямыми, каштанового цвета, чуть улыбающийся, он производил впечатление человека здорового и беззаботного. На самом деле он был работяга. Он принадлежал поэзии целиком. Поэзия была  его призванием. Он бродил по улице, слагая стихи. Днем и ночью он отыскивал точные рифмы и метафоры. Он любил производить эксперименты со словами, любил слушать стихи и спорить о них.

 

ЧТЕЦ. Стихотворение «Мечтатель, фантазер, лентяй, завистник»

 

«Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!..»

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!

Что? Пули в каску безопасней капель?

И всадники проносятся со свистом

вертящихся пропеллерами сабель.

Я раньше думал: «лейтенант»

звучит «налейте нам».

И, зная топографию,

он топает по гравию.

Война ж совсем не фейерверк,

а просто трудная работа,

когда

черна от пота

вверх

скользит по пахоте пехота.

Марш!

И глина в чавкающем топоте

до мозга костей промерзших ног

наворачивается на чеботы

весом хлеба в месячный паек.

На бойцах и пуговицы вроде

чешуи тяжелых орденов.

Не до ордена.

Была бы Родина

с ежедневными Бородино.

 

 

Ведущий 1.

Эти стихи и сейчас лежат рядом со строчками, написанными рукой Маяковского. Это были последние слова Кульчицкого, дошедшие до нас. Через 3 недели командир минометного взвода младший лейтенант Кульчицкий был убит под Сталинградом…

Ведущий 2.

На Мамаевом кургане, в списке бойцов, освобождавших город от фашистов, есть имя нашего земляка, поэта Михаила Кульчицкого.

Ведущий 3.

Николай Майоров… Он говорил, чуть окая, глуховато, неторопливо. Откидывая со лба русые прямые  волосы, мягко и вдумчиво взглядывая на собеседника серыми небольшими глазами. Ничего броского, ничего необыкновенного во внешности.

 

Майоров, Николай Петрович (поэт) — Википедия

Ведущий 4.

Николай Майоров был необычайно работоспособен. Постоянно размышляя о стихах, своих и чужих, не один год совмещал учебу на историческом факультете МГУ с занятиями в Литинституте.

Ведущий 5.

В творчестве видел активный процесс, который связан с огромным трудом, преодолением лишений, ограничением желаний и обязательно с вдохновением, радостью созидания.

ЧТЕЦ. Стихотворение «Творчество»

 

Есть жажда творчества,
Уменье созидать,
На камень камень класть,
Вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
Вставать до звёзд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим навек,
Идти с собой, с своей эпохой вровень
И воду пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник,
Весь мир вместить в дыхание одно,
Одним мазком весь этот лес и камни
Живыми положить на полотно.
Не дописав,
Оставить кисти сыну,
Так передать цвета своей земли,
Чтоб век спустя всё так же мяли глину
И лучшего придумать не смогли.

Ведущий 1.

Он честно и бескорыстно служил поэтическому искусству. Ради него поэт готов был «не спать ночей, по суткам голодать», «остаться нищим и глухим навек». Это были не фразы, а убеждения художника, способного пожертвовать всем ради жажды творить, возможности созидать.

Ведущий 2.

Поэзия не была мачехой для Майорова и его сверстников-поэтов. Она была доброй, хотя и строгой матерью и как бы ждала: вот дети окончательно вырастут, окрепнут, тогда и выпущу их в свет. И они не торопились печататься, довольствуясь признанием друзей и учителей. Стихи Майорова высоко ценили Сельвинский, Антокольский, Луговской, и их одобрение он принимал со спокойной гордостью. Газеты, журналы, сборники – все это пришло намного позже, когда на Смоленщине вырос безымянный холмик.

Ведущий 3.

И если они – Майоров и его сверстники – ушли из жизни «не долюбив поэзию», не долюбив жизнь. Но страну свою они долюбили до конца. В этом они расписались уже не стихами, а кровью, хлынувшей из смертельных ран под Нарвой и Новороссийском, в Сталинграде и на Смоленщине. И Родина одарила их ответной любовью.

 

ЧТЕЦ.  «Нам не дано спокойно сгнить в могиле»

 

Нам не дано спокойно сгнить в могиле -
Лежать навытяжку и приоткрыв гробы,-
Мы слышим гром предутренней пальбы,
Призыв охрипшей полковой трубы
С больших дорог, которыми ходили.
Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.

Ведущий 4.

Майоров создал необычайно сильный образ бессмертия. Ушедшие в землю слышат, «когда о них потомки говорят». Ушедшие рядом. Поколение военных лет – это поколение героев, которые не думали о героизме совершаемых ими дел.

Ведущий 5.

В одном ряду с Павлом Коганом, Михаилом Кульчицким, Николаем Майоровым стоит Георгий Суворов.

Ведущий 1.

Георгий Суворов... Он был просто хорош собой.

Стихотворцы обоймы военной: Георгий Суворов, Евгений Березницкий, Георгий  Доронин - Новости - 400 Знаменитых Новокузнечан

Ведущий 2.

Высокого роста, стройный, широкоплечий, он будто сошел с эстампов еще той, Отечественной войны 1812 года, со смелым взглядом серых глаз из-под правильно очерченных бровей, смуглым румянцем щек, и наконец, с отличными гвардейскими усами.

Ведущий 3.

Он глубокой любовью любил свой сибирский край... Он никогда не видел Ленинграда. Война привела его в окопы под городом, о котором он знал только из книг, из стихов.

Ведущий 4.

Его полевая сумка была переполнена стихами. Он читал стихи в блиндажах, окопах, перед атакой, на тех пятачках, что простреливались насквозь, в болотах, на отдыхе под соснами, расщепленными осколками бомб и снарядов.

Ведущий 5.

Он писал свои строки, как дневник непрерывной борьбы с врагом, писал с предельным волнением патриота, настоящего сына замечательной Родины.

Главный мотив творчества Георгия Суворова – вера в победу над врагом, вера в людей, воюющих рядом с ним, вера в жизнь, ради которой осмысленной является даже смерть.

 

ЧТЕЦ.  «Еще на зорях черный дым клубится»

 

Еще на зорях черный дым клубится

Над развороченным твоим жильем.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнем.

 

Еще ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

 

Еще война. Но мы упрямо верим,

Что будет день – мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь откроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

 

Последний враг. Последний меткий выстрел.

И первый проблеск утра, как стекло.

Мой милый друг, а все-таки как быстро,

Как быстро наше время протекло!

 

В воспоминаньях мы тужить не будем,

Зачем туманить грустью ясность дней?

Свой добрый век мы прожили как люди –

И для людей…

Ведущий 1.

Все лучшие черты поэзии Георгия Суворова нашли отражение в этом стихотворении. Это стихи огромного душевного и духовного простора. Прощальные слова уходящего навек человека.

 

На фоне музыки Шостаковича. Симфония №7 «Ленинградская».

 

Ведущий 1.

Около 1000 поэтов и писателей по первому зову Родины ушли на фронт, 500 из них были награждены орденами и медалями, 18 – стали Героями, почти 300 не вернулись с поля боя.

Звучит песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя».

 

 

docx
Додано
22 листопада 2020
Переглядів
37
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку