Урок математики. 2 клас. За підручником Скворцової С.О.( школа з російською мовою навчання)

Про матеріал
Матеріал можна використовувати на уроці математики за програмою Скворцової С.О. Тема уроку - Квадрат. Матеріал подано чітко, лаконічно, зрозуміло.
Перегляд файлу

Котик Д.Ю.

вчитель початкових класів

Запорізької гімназії № 11

ІІ кваліфікаційна категорія

 

МАТЕМАТИКА

( урок по учебнику Скворцовой С.А. 2 класс)

Тема. Квадрат

Цель: формировать понятие квадрата.

Дидактическая задача: актуализировать понятие прямоугольника, знание свойства противоположных сторон прямоугольника; ввести понятие квадрата, определить его существенные признаки, общие и отличительные признаки прямоугольника и квадрата; учить распознавать  квадраты по существенным признакам, строить квадраты в тетради в клеточку.

Развивающая задача: развивать умение логически рассуждать при выполнении заданий, развивать образное мышление, внимание, математическую речь.

Оборудование: мультимедийная презентация, геометрические фигуры,  схема к задаче,  иллюстрации фиксиков, наборы лего.

Ход урока

І. Организационный момент

- Сегодня на уроке математики у нас много гостей,  повернитесь, поприветствуйте их кивком головы.

- А теперь поприветствуйте своего соседа. Приготовились. Ручка в кулачок, начинаем с большого пальца.

Желаю (большой)

Большого (указательный)

Успеха ( средний)

Во всем (безымянный)

И везде (мизинец)

- Здравствуйте! (вся ладонь). Присаживайтесь.

- Успех обязательно ждет тех, кто будет внимательным, любознательным и активным.  Итак! За работу!

ІІ. Актуализация опорных знаний и способов действия

  • С какой геометрической фигурой мы знакомились на прошлом уроке? (прямоугольник)
  • Какая фигура называется прямоугольником? (четырехугольник, у которого все углы прямые)
  • Что вы можете сказать о сторонах прямоугольника? (противоположные стороны равны)

 

  1. Математический диктант

- У вас на партах лежат коробочки, найдите в этих коробочках прямоугольник. Какого цвета эта фигура? (желтая)

- Переверните прямоугольник, вы видите выражения, найдите значения выражений ,  записывая ответы прямо на карточке.

- Проверяем  выражения.

11 + 9 = 20

8 + (4 +5) = 17

16 – (11 - 6) = 11

11 – 7 = 4

27 – ( 5 +1) = 21

- Назовите числа в порядке возрастания/ в порядке убывания.

- Какое число в этом ряду лишнее? Почему? (4, 20)

 

2. Минутка каллиграфии

- С цифрой 4 мы будем работать на минутке каллиграфии. Напомним правописание цифры 4.

- Дайте характеристику числу 4.

- На что похожа цифра 4? Изобразите ее.

      3. Геометрическая минутка

 

 ?

- Назовите фигуры, изображенные на доске.

- По какому признаку изменяются фигуры? (форма, размер, форма, размер…)

- Какая фигура из предложенных  будет следующая? ( квадрат) Почему?

ІІІ. Мотивация учебно – познавательной деятельности

  • Сегодня на уроке мы с вами продолжаем путешествовать по стране «Геометрия». С давних пор люди использовали геометрические знания в быту. Вам уже известно о важности в строительстве и архитектуре такой геометрической фигуры, как прямоугольник. Сегодня мы познакомимся  с особым видом  прямоугольника – квадратом.
  • Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Сформулируйте задачи.
  • Ребята, все верно!  Я с Вами согласна.  А так же мы будем работать в парах, в группах, решать задачи, и говорить о такой фигуре, как квадрат.

IV. Формирование новых знаний и способов действия

  1. Ознакомление с понятием «квадрат»

-  Откройте свои тетради на странице 54.

- Какие фигуры изображены на рисунке?

- Назовите множество (многоугольники/прямоугольники)

- Работаем  с  зеленой фигурой АBZO.

- Измерьте длины сторон  этого прямоугольника. Нужно ли выполнять все 4 измерения. Почему? ( потому что у прямоугольника противоположные стороны равны и достаточно измерить всего 2 стороны )

- Посмотрите на следующую фигуру. Нужно ли измерять длины всех сторон? (нет, у этой фигуры все стороны одинаковые)

- Как  называются такие прямоугольники? (квадраты)

- Есть ли еще в задании 1 квадраты? Назовите их.

- Слово квадрат пришло к нам из латинского языка, в этом слове есть часть «квадр», которая означает четыре. Вспомните в каких словах встречается часть квадр?

Квадрига - греческая колесница, запряженная четверкой лошадей.

Квадрацикл – мотоцикл на четырех колесах.

В математике квадрат – это прямоугольник у которого все 4  стороны равны.

- Проверим это. Прочитаем правило все вместе.

- Давайте порассуждаем, если квадрат  - это прямоугольник, то будут ли квадрату присущи свойства прямоугольника? (да)

- Какие свойства прямоугольника мы изучили?

-  Заполним таблицу.

Прямоугольник

Квадрат

Четырехугольник

Четырехугольник

Все углы прямые

Все углы прямые

Противоположные стороны равны

Все стороны равны

- Какое свойство квадрата особенное? ( все стороны равны)

- Сверимся со стр. 55 правильно ли мы определили свойства квадрата.

- Какие предметы напоминают квадрат? (картина, кубик, телевизор, тумба, шкаф, розетка)

- А кто живет в розетке? (фиксики)

- Сейчас вместе с ними мы немного отдохнем

2. Физкультминутка (фиксики)

V. Формирование умений и навыков. Закрепление изученного.

1. Работа над задачей

- Только что мы отдыхали с фиксиками, помимо зарядки, они приготовили нам еще задачу.

- Посмотрите на экран.

В одном из жилых домов фиксики починили 89 розеток. Из них 16 розеток – круглых, 42 розетки – прямоугольные, а остальные –квадратные. Сколько квадратных розеток починили  фиксики?

- Перескажите задачу. О чем идет речь в задаче? (о розетках)

-  Какие ключевые слова мы можем выделить?  (круглые, квадратные, прямоугольные)

-   Известно ли что - то о круглых розетках?  (16) Прямоугольных? (42)

- Что сказано о квадратных? (остальные) Как мы обозначим остальные в краткой записи? (?)

- Все ли мы записали. Что еще дано в задаче? (нет, мы знаем что всего было 89 розеток)

- Как это показать? (фигурной скобкой)

- Запишем задачу схематически.

- Что обозначает целый отрезок, состоящий из трех частей?  (сколько розеток было всего)

- Что обозначает  красный отрезок? ( 16 – круглые розетки)

- Что обозначает зеленый отрезок? (42 – прямоугольные розетки)

-Фиолетовый отрезок? ( остальные – квадратные розетки)

- Какие математические компоненты иллюстрируют эти отрезки? (Красный – первое слагаемое, зеленый – второе слагаемое,  фиолетовый – третье слагаемое , общий отрезок включающий все три отрезка иллюстрирует сумму)

- Какой компонент неизвестен? (третье слагаемое)

- Значит тип задачи? (на нахождение третьего слагаемого)

- Какой вопрос задачи?

- Что достаточно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? ( сколько всего розеток починили и сколько вместе круглых и прямоугольных)

- Каким  арифметическим действием ответим на вопрос задачи? ( вычитанием)

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет) Почему? ( потому что мы не знаем сколько круглых и прямоугольных вместе)

- Что достаточно знать, что бы узнать сколько круглых и прямоугольных розеток вместе? (сколько отдельно круглых и сколько прямоугольных)

- Каким арифметическим действием об этом узнаем?  (сложением)

- Можно ли сразу ответить на этот вопрос? (да)

- Запишем решение задачи. Итак первым действием будем находить сколько всего круглых и прямоугольных.

1) 16 +42 = 58 ( р) – всего круглых и прямоугольн.;

-  Зная, что всего  89 розеток, и узнав, что круглые и прямоугольные вместе составляют 58. Я могу узнать, сколько составляют квадратные.

- Ищу неизвестное слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

2) 89 – 58 = 31 ( р)

-Запишем ответ.

- Ребята, как бы решалась задача вторым способом?  ( можно было из всех розеток сначала вычесть круглые, а потом из оставшихся вычесть прямоугольные и мы бы получили квадратные)

2.  Практическая работа

- Ребята, вы молодцы! Вы справились с задачей, которую приготовили фиксики!  В задаче они чинили розетки, в физминутке они  определяли приборы, которые могут им помочь. Теперь пришла наша очередь закрепить то, о чем мы с вами говорим на уроке. Сейчас вам нужно объединиться в 4 группы. Каждая группа получает набор инструментов. Ваша задача в течении 5 минут создать из конструктора любой  предмет квадратной формы, а потом представить его классу.

VI. Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что такое квадрат?

- Был ли интересным вам урок? Ответить на этот вопрос вы сможете при помощи нашего друга - квадрата (красный – очень, жёлтый - было интересно, зелёный - не понравился). Выберите квадрат, соответствующий по цвету вашему состоянию и поднимите над головой

На уроке вы все были внимательны, активны. Молодцы! Сегодня у нас был необычный урок и оценка ваших знаний будет также необычной. Не ленитесь, старайтесь, как можно больше узнать обо всём на свете, и тогда каждый урок будет для вас занимательным и не скучным.

 

 

 

 

docx
Додано
18 лютого
Переглядів
163
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку