Котик Д.Ю.
вчитель початкових класів
Запорізької гімназії № 11
ІІ кваліфікаційна категорія
МАТЕМАТИКА
( урок по учебнику Скворцовой С.А. 2 класс)
Тема. Квадрат
Цель: формировать понятие квадрата.
Дидактическая задача: актуализировать понятие прямоугольника, знание свойства противоположных сторон прямоугольника; ввести понятие квадрата, определить его существенные признаки, общие и отличительные признаки прямоугольника и квадрата; учить распознавать квадраты по существенным признакам, строить квадраты в тетради в клеточку.
Развивающая задача: развивать умение логически рассуждать при выполнении заданий, развивать образное мышление, внимание, математическую речь.
Оборудование: мультимедийная презентация, геометрические фигуры, схема к задаче, иллюстрации фиксиков, наборы лего.
Ход урока
І. Организационный момент
- Сегодня на уроке математики у нас много гостей, повернитесь, поприветствуйте их кивком головы.
- А теперь поприветствуйте своего соседа. Приготовились. Ручка в кулачок, начинаем с большого пальца.
Желаю (большой)
Большого (указательный)
Успеха ( средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
- Здравствуйте! (вся ладонь). Присаживайтесь.
- Успех обязательно ждет тех, кто будет внимательным, любознательным и активным. Итак! За работу!
ІІ. Актуализация опорных знаний и способов действия
- У вас на партах лежат коробочки, найдите в этих коробочках прямоугольник. Какого цвета эта фигура? (желтая)
- Переверните прямоугольник, вы видите выражения, найдите значения выражений , записывая ответы прямо на карточке.
- Проверяем выражения.
11 + 9 = 20
8 + (4 +5) = 17
16 – (11 - 6) = 11
11 – 7 = 4
27 – ( 5 +1) = 21
- Назовите числа в порядке возрастания/ в порядке убывания.
- Какое число в этом ряду лишнее? Почему? (4, 20)
2. Минутка каллиграфии
- С цифрой 4 мы будем работать на минутке каллиграфии. Напомним правописание цифры 4.
- Дайте характеристику числу 4.
- На что похожа цифра 4? Изобразите ее.
3. Геометрическая минутка
?
- Назовите фигуры, изображенные на доске.
- По какому признаку изменяются фигуры? (форма, размер, форма, размер…)
- Какая фигура из предложенных будет следующая? ( квадрат) Почему?
ІІІ. Мотивация учебно – познавательной деятельности
IV. Формирование новых знаний и способов действия
- Откройте свои тетради на странице 54.
- Какие фигуры изображены на рисунке?
- Назовите множество (многоугольники/прямоугольники)
- Работаем с зеленой фигурой АBZO.
- Измерьте длины сторон этого прямоугольника. Нужно ли выполнять все 4 измерения. Почему? ( потому что у прямоугольника противоположные стороны равны и достаточно измерить всего 2 стороны )
- Посмотрите на следующую фигуру. Нужно ли измерять длины всех сторон? (нет, у этой фигуры все стороны одинаковые)
- Как называются такие прямоугольники? (квадраты)
- Есть ли еще в задании 1 квадраты? Назовите их.
- Слово квадрат пришло к нам из латинского языка, в этом слове есть часть «квадр», которая означает четыре. Вспомните в каких словах встречается часть квадр?
Квадрига - греческая колесница, запряженная четверкой лошадей.
Квадрацикл – мотоцикл на четырех колесах.
В математике квадрат – это прямоугольник у которого все 4 стороны равны.
- Проверим это. Прочитаем правило все вместе.
- Давайте порассуждаем, если квадрат - это прямоугольник, то будут ли квадрату присущи свойства прямоугольника? (да)
- Какие свойства прямоугольника мы изучили?
- Заполним таблицу.
Прямоугольник |
Квадрат |
Четырехугольник |
Четырехугольник |
Все углы прямые |
Все углы прямые |
Противоположные стороны равны |
Все стороны равны |
- Какое свойство квадрата особенное? ( все стороны равны)
- Сверимся со стр. 55 правильно ли мы определили свойства квадрата.
- Какие предметы напоминают квадрат? (картина, кубик, телевизор, тумба, шкаф, розетка)
- А кто живет в розетке? (фиксики)
- Сейчас вместе с ними мы немного отдохнем
2. Физкультминутка (фиксики)
V. Формирование умений и навыков. Закрепление изученного.
1. Работа над задачей
- Только что мы отдыхали с фиксиками, помимо зарядки, они приготовили нам еще задачу.
- Посмотрите на экран.
В одном из жилых домов фиксики починили 89 розеток. Из них 16 розеток – круглых, 42 розетки – прямоугольные, а остальные –квадратные. Сколько квадратных розеток починили фиксики?
- Перескажите задачу. О чем идет речь в задаче? (о розетках)
- Какие ключевые слова мы можем выделить? (круглые, квадратные, прямоугольные)
- Известно ли что - то о круглых розетках? (16) Прямоугольных? (42)
- Что сказано о квадратных? (остальные) Как мы обозначим остальные в краткой записи? (?)
- Все ли мы записали. Что еще дано в задаче? (нет, мы знаем что всего было 89 розеток)
- Как это показать? (фигурной скобкой)
- Запишем задачу схематически.
- Что обозначает целый отрезок, состоящий из трех частей? (сколько розеток было всего)
- Что обозначает красный отрезок? ( 16 – круглые розетки)
- Что обозначает зеленый отрезок? (42 – прямоугольные розетки)
-Фиолетовый отрезок? ( остальные – квадратные розетки)
- Какие математические компоненты иллюстрируют эти отрезки? (Красный – первое слагаемое, зеленый – второе слагаемое, фиолетовый – третье слагаемое , общий отрезок включающий все три отрезка иллюстрирует сумму)
- Какой компонент неизвестен? (третье слагаемое)
- Значит тип задачи? (на нахождение третьего слагаемого)
- Какой вопрос задачи?
- Что достаточно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? ( сколько всего розеток починили и сколько вместе круглых и прямоугольных)
- Каким арифметическим действием ответим на вопрос задачи? ( вычитанием)
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет) Почему? ( потому что мы не знаем сколько круглых и прямоугольных вместе)
- Что достаточно знать, что бы узнать сколько круглых и прямоугольных розеток вместе? (сколько отдельно круглых и сколько прямоугольных)
- Каким арифметическим действием об этом узнаем? (сложением)
- Можно ли сразу ответить на этот вопрос? (да)
- Запишем решение задачи. Итак первым действием будем находить сколько всего круглых и прямоугольных.
1) 16 +42 = 58 ( р) – всего круглых и прямоугольн.;
- Зная, что всего 89 розеток, и узнав, что круглые и прямоугольные вместе составляют 58. Я могу узнать, сколько составляют квадратные.
- Ищу неизвестное слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
2) 89 – 58 = 31 ( р)
-Запишем ответ.
- Ребята, как бы решалась задача вторым способом? ( можно было из всех розеток сначала вычесть круглые, а потом из оставшихся вычесть прямоугольные и мы бы получили квадратные)
2. Практическая работа
- Ребята, вы молодцы! Вы справились с задачей, которую приготовили фиксики! В задаче они чинили розетки, в физминутке они определяли приборы, которые могут им помочь. Теперь пришла наша очередь закрепить то, о чем мы с вами говорим на уроке. Сейчас вам нужно объединиться в 4 группы. Каждая группа получает набор инструментов. Ваша задача в течении 5 минут создать из конструктора любой предмет квадратной формы, а потом представить его классу.
VI. Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что такое квадрат?
- Был ли интересным вам урок? Ответить на этот вопрос вы сможете при помощи нашего друга - квадрата (красный – очень, жёлтый - было интересно, зелёный - не понравился). Выберите квадрат, соответствующий по цвету вашему состоянию и поднимите над головой
На уроке вы все были внимательны, активны. Молодцы! Сегодня у нас был необычный урок и оценка ваших знаний будет также необычной. Не ленитесь, старайтесь, как можно больше узнать обо всём на свете, и тогда каждый урок будет для вас занимательным и не скучным.