Даний урок допоможе вчителеві подати навчальний матеріал у пізнавальній формі, пов'язаній з історією рідного краю, зокрема м. Харкова, але історичні числа можна замінити іншими.
Тема урока: Сложение и вычитание многозначных чисел.
Цель урока: закрепить приемы устного и письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Закрепить умения решать составные задачи, примеры, выражения. Продолжить формировать у учащихся вычислительные навыки, умения оценивать учебные действия, учить делать выводы и обобщения.
Воспитывать культуру общения на уроке, умение слушать других, приучать к доброжелательному общению, взаимопомощи, патриотизм и любовь к малой родине.
Развивать познавательный интерес, смекалку, навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Ход урока
1.Организационный момент.
Итак, друзья, внимание,
Вновь прозвенел звонок,
Садимся поудобнее –
Начнем сейчас урок.
- Урок будет проходить в форме заочного путешествия, поэтому возьмите с собою в путь внимание, смекалку, наблюдательность и, конечно же, хорошее настроение. Итак, начинаем. Послушайте внимательно стихотворение и скажите, о каком городе идет речь?
Говорят, что этот город –
первая столица.
Очень важный город –
знает вся страна.
Для меня он лучший -
Я же здесь родился
И теперь мой город
в сердце навсегда.
2. Устные упражнения.
(Включить слайд№1)
- Посмотрите внимательно на слайд, числа нужно расположить в порядке возрастания. Сядьте правильно, запишите в тетрадях красиво данные числа.
- Кто справился с заданием, покажите сигнал учителю. А теперь внимательно сверьте свою работу с эталоном на слайде №1.
Продолжаем работу. Путешествуя по родному городу ,мы повторим чтение и запись многозначных чисел, будем совершенствовать навыки решения примеров и задач, учиться работать дружно, активно, продуктивно, потому что все это необходимо для большого путешествия в будущем – путешествия по жизни.
3. Повторение изученного материала.
- С какими числами мы работали на предыдущих уроках?
- Какие действия выполняли с ними?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (слайд №2)
- С какой целью будем работать? (слайд №3)
- Что должны знать по этой теме? (слайд №4)
- Все числа, записанные в начале урока, являются значимыми для нашего города. Выполнив следующее задание, вы узнаете значение первого числа.
- Я предлагаю поиграть в игру «Верю – не верю». Если вы согласны с утверждением, показываете пальчиками «+», если нет « - «.
Если число 6800 уменьшить на 100, то получим 680.
Если из числа 1000 вычесть 4, то получится 996.
Число 4200 больше 4000 на 200.
Если уменьшаемое 64000 , вычитаемое 4, то разность 64000.
В 1 часе 50 минут.
1см больше 1мм на 9мм.
- Молодцы, вы отлично выполнили это задание, и мы можем узнать, что значит для Харькова число 7.(слайд №5) ( 7 чудес Харькова.Показывая кадры слайда, учитель называет каждую достопримечательность.)
4. Работа с учебником.
- Откройте учебники стр.51№88.Сравните числа и объясните, какое число больше и почему?
- Очень хорошо потрудились и можем открыть тайну следующего числа. (слайд №6)
5. Работа над темой урока.
- Приступая к следующему заданию, необходимо вспомнить алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел. (слайд №7)
- Замечательно ответили, продолжаем работу. Пользуясь алгоритмом, найдите значение выражений №96 стр.52(Дети по одному выходят к доске и с объяснением решают примеры.)
- Предлагаю закрепить ваши знания, поработав самостоятельно. (слайд №8)
(Дети работают самостоятельно)
- Проверьте по эталону. (слайд №8) Поставьте себе на полях «+», у кого правильно. У кого есть ошибки не отчаивайтесь, вам нужно быть внимательнее и еще потренироваться.
- Значение какого числа мы должны отгадать?(50)(слайд №9).(Комментарий учителя о 50 параллели . Именно на этой широте расположен наш город. В 2007г. установлен л памятный знак).
6. Физкультминутка.
- Давайте немного отдохнем. Физкультминутка математическая и на внимание. Если выражение верно – встали, если нет – сидим.
В записи числа одна тысяча два нуля.
В записи числа один миллион 6 нулей.
Число 2015 четырехзначное.
Последующее число больше предыдущего на 1.
Вам известны только 2 класса многозначных чисел.
Вы умеете решать задачи.
7. Решение задач.
- Продолжаем путешествие по родному городу. Что обозначает следующее число, вы узнаете, решив устно задачу. Будьте внимательны.
Задача
В университете им. В. Каразина учится 15000 студентов, это на 2996 больше, чем всех иностранных студентов в нашем городе. Сколько иностранных студентов учится в нашем городе.(12004) .
- Запомните это число, оно нам еще пригодится.
- Обратили ли вы внимание, чье имя носит университет? Почему? (2 слова про В. Каразина . Харьковщина знаменита многими людьми и в честь этого на домах, где они жили или работали установлены мемориальные доски. 376 мемориальных досок есть в Харькове.) (слайд №10)
- Молодцы. Надеюсь и вы после успешного окончания школы станете студен тами какого- либо вуза Харькова.
- Вы отлично справились с заданием. Продолжаем путешествие и узнаем, что обозначает число 6700. (слайд №11). Именно столько видов животных разных пород есть в Харьковском зоопарке.
- У вас на партах есть задача. Прочитайте ее внимательно.
Задача.
Слон, верблюд и свинья съедают за месяц в зоопарке 6т 935кг корма. Слон съедает 6т, верблюд – 560кг, а остальное свинья. На сколько килограммов больше съедает верблюд, чем свинья?
(Проводится анализ задачи, решается коллективно- запись решения столбиком, смотрим по времени, если оно есть, предлагаем устно найти другой способ решения или составить обратную задачу. Провести кратко беседу о животных.)
- На какие знания опирались, решая задачу? (на +,- многозначных чисел, на знания разрядов и классов)
8. Физкультминутка. (про жирафа)
- Какое следующее число в нашем задании?(12004)(слайд №12).
- Я просила его запомнить после устного решения задачи.
- О ком мы решали задачу?
- Как вы думаете, что обозначает число 12004 ?(Количество иностранных студентов в городе.)
9 .Решение уравнений.
- Дети, назовите следующее число. (223700) Хотите узнать, что оно обозначает?
- Возьмите конверты, достаньте содержимое и внимательно рассмотрите. Вам дано уравнение, его нужно решить. Предлагаю поработать в группах. ((Напомнить правила работы в малых группах.)
- После решения представители групп будут защищать ответы. (Вызываются представители каждой группы заслушивается 1-2 объяснения.)
- Вы согласны с мнением товарищей? (Оцените свою работу «+» и сверьте по эталону.) (слайд №13)
- Корнем уравнения получилось число 223700.(слайд №14) Именно столько легковых автомобилей зарегистрировано в нашем городе. Подсчитали, что на 6 жителей Харькова приходится 1 автомобиль.
- А сможете ли вы подсчитать, сколько людей живет в городе?
- Этому вы научитесь на следующих уроках математики, а пока воспользуемся подсказкой. (слайд № 15) Это последнее число нашего путешествия.
10. Подведение итогов работы
- Кто догадался, что оно обозначает? Это количество жителей нашего города по данным 2011 года. Харьков второй после Киева город по количеству населения.
- Прочитайте число хором.
- Сколько классов можно выделить в нем?
- Назовите их.
- Назовите разрядные единицы первого класса, второго класса, третьего класса.
- Зачем нужно знать разряды и классы чисел?
- Какие арифметические действия с многозначными числами мы выполняли на уроке?
- Пригодились ли вам знания о разрядных единицах?
- Давайте повторим алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.
- Какие умения мы обобщили?
- Как вы считаете, достигли мы цели урока?
- Благодаря чему мы справились со всеми заданиями?
- Какое у вас настроение в конце урока?
- Чем запомнился урок?
- Я благодарна вам за работу, мне было приятно с вами работать. Завершилось наше путешествие по родному городу. Оцените свою работу по лестнице успеха. Если у вас все получилось на уроке и вы довольны работой, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если у вас были ошибки – на вторую ступеньку, если вам надо еще потренироваться , вам трудно прибавлять и вычитать многозначные числа – на нижнюю ступеньку.
- Всем спасибо за урок. Если вас заинтересовала информация, полученная на уроке и вы хотите узнать больше о родном городе, обратитесь к книгам. (на столе выставка книг о Харькове.)
(Включить песню о городе)
- Урок окончен.