Урок №
5 класс
Тема «Арифметические действия с десятичными дробями»
Цели урока:
Оборудование: проектор, презентация, плакат 1 «Разряд дроби», плакат2 «Десятичные дроби», карточки условий, приложение 1 «Карта маршрута», приложение 2 «Тестирование», сигнальные карточки, карта оценивания.
Структура урока
І. Организационный этап,
Психологический настрой.
ӀӀ. Сообщение темы , цели урока.
ӀӀӀ. Актуализация опорных знаний
IV. Закрепление умений и навыков учащихся.
V. Домашнее задание
VI. Итог урока.
Ход урока:
І. Организационный этап,
Психологический настрой.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём
Узнаете вы скоро.
В стране далёкой мы найдём
Помощников весёлых.
Наш урок я хочу начать со строчек….
...Три десятых...Скажи про такую ошибку,
И,пожалуй,на лицах увидишь улыбку.
...Три десятых -и стены возводятся косо!
Три десятых- и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись лишь на три десятых аптека -
Станет ядом лекарство ,убьет человека...
О каких числах здесь говориться?.
(О десятичных дробях)
Как вы думаете, почему это все может произойти ?
(Незнание десятичных дробей может привести к непоправимым ошибкам.)
А мы с вами умеем выполнять действия с десятичными дробями?
Догадались, какова тема нашего урока?
ӀӀ. Сообщение темы , цели урока.
Тема нашего урока «Арифметические действия с десятичными дробями.
Открыли тетради, записали число, классная работа, тему урока.
Мы будем совершенствовать навыки сложения десятичных дробей и вырабатывать умение использовать эти знания в повседневной жизни. закрепим сравнение, чтение и запись десятичных дробей.
ӀӀӀ. Актуализация опорных знаний.
Перед вами «Математическое лото».
Проверка домашнего задания. Дети читают ответы, все сверяются, два примера с комментированием.
Все смогли заполнить таблицу перевода десятичной дроби в обыкновенную (или в смешанное число) и наоборот ?
Десятичная дробь |
6,83 |
0,007
|
23,068 |
145,0809
|
3,9 |
Обыкновенная дробь(смешанное число) |
|
|
|
|
|
После каждого правильного ответа, командир выдает вам фишки, которые вы прикрепляете на карту знаний. В конце урока, я учту фишки и ваше тестирование при оценивании.
Учитель: А сейчас немножко поиграем. Ваша задача следить за движением мухи, которая перелетает с клетки на клетку.
Я называю только координаты клетки, а число не произношу вслух. Вы должны найти сумму чисел, на которые «садилась муха». При этом если вы согласны с ответом ученика, поднимите карточку Зеленой стороной, если нет, то обратной- Красной
|
А |
Б |
В |
1 |
1,3 |
2,5 |
5,2 |
2 |
7,3 |
1,5 |
4,4 |
3 |
3,3 |
4,9 |
1,1 |
А1 Б2; Б1 А2; В1 В2; Б2 А3; Б3 В3; В3 А3; Б2 В3
2,8; 9,8; 9,6; 4,8; 6; 4,4; 2,6;
Давайте вспомним алгоритм сложения десятичных дробей.( ученик)
Фрагмент из мультфильма ( просмотр)
Так бывает в сказке, а в математике что-то от запятой зависит?
(В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.)
(От положения запятой изменится число) Прочитайте число (плакат1)
Задание: восстановите запятые ( устно)
Вооружитесь сигнальными карточками. Они нам потребуются для сравнения дробей. Если вы согласны с ответом ученика, поднимите карточку зеленой стороной, если нет, то обратной- красной ( Устно)
«История возникновения десятичных дробей»
В начале XV века математик и астроном Джемшид ибн-Масуд аль-Каши из (Узбекистана) в своей книге "Ключ к арифметике" впервые сформулировал правила действий с десятичными дробями
Широкое распространение десятичных дробей
в Европе началось только после выхода в свет книги «Десятая» фламандского математика Симона Стевина (1548-1620). Его и считают изобретателем десятичных дробей.
Запятую после целой части десятичной дроби предложил ставить немецкий математик Иоган Кеплер (1571-1630).
Как вы думаете, почему же люди перешли от обыкновенных дробей к десятичным?
(Да потому, что действия с ними более простые, особенно сложение и вычитание.
-Десятичные дроби очень удобны в расчетах.)
IV. Закрепление умений и навыков учащихся.
А вы знаете легенды?
Сейчас мы вспомним одну из легенд….
Над рекой Днепром, на крутых берегах жили-были три брата:. И была у них сестра Жили они дружно и непраздно. Вставали рано и ложились рано. Весь день работали: ставили избы и терема, пахали землю и сенокосничали.
Давайте угадаем, что же это за легенда?
(Класс работает в командах)
1задание.
Расшифруйте, имена героев ?
Каждой команде необходимо записать дроби в порядке возрастания, подставить соответствующие буквы и прочитать имя брата справа налево
Команда 4 расшифровует имя сестры
Задание 1.
Расшифруйте, имена героев ?
Каждой команде необходимо записать дроби в порядке возрастания, подставить соответствующие буквы и прочитать имя брата справа налево
Задание 1.
Расшифруйте, имена героев ?
Каждой команде необходимо записать дроби в порядке возрастания, подставить соответствующие буквы и прочитать имя сестры справа налево
Вы догадались, что это за легенда ?
Легенда об основании Киева.
Фрагмент фильма.( просмотр)
2задание.
Вычислите расстояние от Киева до горы братьев.
. Выдаются маршрутные листы каждой команде.(приложение 1)
Команда 1 Киев-Собор София Киевская---Хоревица
2,99+2,3=5,29 (км)
Команда2 Киев—Контрактовая площадь---Щекавица
1,3+2,49=3,79 (км)
Команда3 Киев –-Хоревица --Щекавица
2,1+2,09=4,19 (км)
Команда4 Вычислите длину реки Лыбедь, применяя законы сложения.
4,307 + (2,143 + 9,55 )= =( 4,307+2,143)+9,55=6,450+9,55=16 (км)
3задание.
А ВЫ любите собирать пазлы ?
Вы узнаете где жили три брата и сестра?
Как называется государство в наше время7
а) Пазл 1 ( ученик решает у доски)
Ширина прямоугольника равна 9,56 см, а его длина на 3,3 см больше. Найти периметр прямоугольника?
б) Пазл 2
Практическое задание Начертите в тетради треугольник. измерьте его стороны в сантиметрах и найдите его периметр в метрах.
в) Пазлы 3-6
Продолжение работы в группах
Давайте разгадаем последние пазлы.
Командиры выбирают пазл
Сумма всех корней 280,55
Командиры собирают пазл «Украина» .Дети разгадывают ребус
V. Домашнее задание №1217 Измерьте свою тетрадь
№1218 Запишите свой рост
№1219 Измерьте свою комнату Параграфы 29-30
Vi. Итог урока.
Над чем мы работали на уроке?
(Мы повторили некоторые действия с десятичными дробями.) (Плакат 2)
Рефлексия.
Возьмите в руки сигнальные карточки и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Было ли тебе интересно?
- Сумел ли ты закрепить свои знания и умения?
- Ты был активен на уроке?
Мне было очень приятно работать с вами.
Оценивание учащихся.
Спасибо за урок!
Подготовила
учитель математики
Петропавловской СШ №2
Кочеткова С.В