Урок математики 5 класс «Арифметические действия с десятичными дробями»

Про матеріал
Урок математики 5 класс «Арифметические действия с десятичными дробями». Мы будем совершенствовать навыки сложения десятичных дробей и вырабатывать умение использовать эти знания в повседневной жизни. Закрепим сравнение, чтение и запись десятичных дробей.
Перегляд файлу

Урок №

5 класс

  Тема «Арифметические действия с десятичными дробями»

 

Цели урока:

  •  образовательная: закрепить и усовершенствовать навыки сложения  десятичных дробей; отработать навыки устного счёта;     выработать  умения по применению полученных знаний;
  • развивающая: развивать логическое мышление, познавательный интерес, любознательность, умение анализировать, наблюдать и делать выводы; 
  • воспитательная: привить интерес к изучению предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности, показать роль математических знаний и умений в жизни.

Оборудование: проектор, презентация, плакат 1 «Разряд дроби», плакат2 «Десятичные дроби», карточки условий, приложение 1 «Карта маршрута», приложение 2 «Тестирование», сигнальные карточки, карта оценивания.                                                        

Структура урока

І. Организационный  этап,

    Психологический настрой.

ӀӀ. Сообщение темы , цели урока.

ӀӀӀ. Актуализация опорных знаний

IV. Закрепление умений и навыков учащихся.

V. Домашнее задание

 

VI. Итог урока.

Ход урока:

І. Организационный  этап,

    Психологический настрой.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём

Узнаете вы скоро.

В стране далёкой мы найдём

Помощников весёлых.

Наш урок я хочу начать со строчек….

 ...Три десятых...Скажи про такую ошибку,

    И,пожалуй,на лицах увидишь улыбку.

...Три десятых -и стены возводятся косо!

   Три десятых- и рухнут вагоны с откоса!

    Ошибись лишь на три десятых аптека -

    Станет ядом лекарство ,убьет человека...

О каких числах здесь говориться?.

(О десятичных дробях) 

Как вы думаете, почему это все может произойти ?

(Незнание десятичных дробей может привести к непоправимым ошибкам.)

А мы с вами умеем выполнять действия с десятичными дробями?

Догадались, какова тема нашего урока?

 

ӀӀ. Сообщение темы , цели урока.

Тема нашего урока «Арифметические действия с десятичными дробями.

Открыли тетради, записали число,  классная работа, тему урока.

Мы будем совершенствовать  навыки сложения десятичных дробей и вырабатывать умение использовать эти знания в повседневной жизни. закрепим сравнение, чтение и запись десятичных дробей.

 

ӀӀӀ. Актуализация опорных знаний.

  1. Педагогический прием «Математическое лото»

Перед вами  «Математическое лото».

 

             

 

                                                       

 

                            

 

 

                        

 

 

  1. Я выбираю « Проверка»

Проверка домашнего задания. Дети читают ответы, все сверяются, два примера с комментированием.

Все смогли заполнить таблицу перевода десятичной дроби в обыкновенную (или в смешанное число) и наоборот ?

 

 

Десятичная дробь

6,83

0,007

 

23,068

145,0809

 

3,9

Обыкновенная дробь(смешанное число)

 

После каждого правильного ответа, командир выдает вам фишки, которые вы прикрепляете на карту знаний. В конце урока, я учту фишки и ваше тестирование при оценивании.

  1. « Муха»  Устный счет

Учитель: А сейчас немножко поиграем. Ваша задача следить за движением мухи, которая перелетает с клетки на клетку.

Я называю только координаты клетки, а число не произношу вслух. Вы должны найти сумму чисел, на которые «садилась муха». При этом  если вы согласны с ответом ученика, поднимите карточку Зеленой стороной, если нет, то обратной- Красной

 

 

А

Б

В

1

1,3

2,5

5,2

2

7,3

1,5

4,4

3

3,3

4,9

1,1

 

А1 Б2;    Б1 А2;    В1 В2;    Б2 А3;    Б3 В3;    В3 А3;    Б2 В3

2,8;          9,8;          9,6;         4,8;         6;               4,4;       2,6;

  1. «Алгоритм»

Давайте вспомним алгоритм сложения десятичных дробей.( ученик)

 

  1. «В гостях у сказки»

Фрагмент из мультфильма ( просмотр)

Так бывает в сказке, а в математике что-то от запятой зависит?

(В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.)

(От положения запятой изменится число)  Прочитайте число (плакат1)

Задание:  восстановите запятые    ( устно)

  1. «Найди ошибки»

Вооружитесь сигнальными карточками.    Они нам потребуются для сравнения дробей.  Если вы  согласны с ответом ученика, поднимите карточку зеленой стороной, если нет, то обратной- красной   ( Устно)

  1. Информационные минутки

«История возникновения десятичных дробей»

В начале XV века математик и астроном Джемшид ибн-Масуд аль-Каши из  (Узбекистана)  в своей книге "Ключ к арифметике"  впервые сформулировал правила действий с десятичными дробями

Широкое распространение десятичных дробей

в Европе началось только после выхода в свет книги «Десятая» фламандского  математика Симона Стевина (1548-1620). Его и считают изобретателем десятичных дробей.

 

Запятую после целой части десятичной дроби предложил ставить немецкий математик Иоган Кеплер (1571-1630).

 

 Как вы думаете, почему же люди перешли от обыкновенных дробей к десятичным?

(Да потому, что действия с ними более простые, особенно сложение и вычитание.

 -Десятичные дроби очень удобны в расчетах.)  

IV. Закрепление умений и навыков учащихся.

  1. Работа в группах.

А вы знаете легенды?

Сейчас мы вспомним одну из легенд….

 

 Над рекой Днепром, на крутых берегах жили-были три брата:. И была у них сестра  Жили они дружно и непраздно. Вставали рано и ложились рано. Весь день работали: ставили избы и терема, пахали землю и сенокосничали.

Давайте угадаем, что же это за легенда?

(Класс работает в командах)

 

1задание.

Расшифруйте, имена героев ?

Каждой команде  необходимо записать дроби в порядке возрастания, подставить соответствующие буквы и прочитать имя брата  справа налево

Команда 4   расшифровует имя сестры

Задание 1.

Расшифруйте, имена героев ?

Каждой команде  необходимо записать дроби в порядке возрастания, подставить соответствующие буквы и прочитать имя брата  справа налево

Задание 1.

Расшифруйте, имена героев ?

Каждой команде  необходимо записать дроби в порядке возрастания, подставить соответствующие буквы и прочитать имя сестры справа налево

 

 Вы догадались, что это за легенда ?

Легенда об основании Киева.

Фрагмент фильма.( просмотр)

 

2задание.

Вычислите расстояние от Киева до горы братьев.

. Выдаются маршрутные листы каждой команде.(приложение 1)

Команда 1 Киев-Собор София Киевская---Хоревица

 2,99+2,3=5,29 (км)

Команда2 Киев—Контрактовая площадь---Щекавица

                      1,3+2,49=3,79 (км)

Команда3  Киев –-Хоревица --Щекавица

                       2,1+2,09=4,19 (км)

Команда4  Вычислите длину реки Лыбедь, применяя законы сложения.

 4,307 + (2,143 + 9,55 )=                                                               =( 4,307+2,143)+9,55=6,450+9,55=16 (км)

 

 

  1. Физминутка (просмотр и выполнение )
  2. Работа по учебнику

3задание.

 

А ВЫ любите собирать пазлы ?

Вы узнаете где жили три брата и  сестра?

Как называется государство в наше время7

 

а)  Пазл 1  ( ученик решает у доски)

Ширина  прямоугольника  равна 9,56 см, а его длина на 3,3 см больше. Найти  периметр прямоугольника?

 

б)  Пазл 2  

 

Практическое задание Начертите в тетради треугольник. измерьте его стороны в сантиметрах и найдите его периметр в метрах.

 

в) Пазлы 3-6

Продолжение работы в группах

 Давайте  разгадаем последние пазлы.

Командиры выбирают пазл 

 

Сумма всех корней 280,55

Командиры собирают пазл  «Украина» .Дети разгадывают ребус

 

V. Домашнее задание №1217 Измерьте свою тетрадь

 №1218  Запишите свой рост

                                   №1219  Измерьте свою комнату   Параграфы 29-30

 

 Vi. Итог урока.

Над чем мы работали на уроке?

(Мы повторили некоторые действия с десятичными дробями.) (Плакат 2)

Рефлексия. 

Возьмите в руки сигнальные карточки и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

- Было ли тебе интересно?                                                                                  

- Сумел ли ты закрепить свои знания и умения?

- Ты был активен на уроке?

Мне было очень приятно работать с вами.

Оценивание учащихся.

Спасибо за урок!

                                                                            Подготовила

                                                                            учитель математики

                                                                            Петропавловской СШ №2

                                                                            Кочеткова С.В

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
4.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
4.7
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Самікова Ірина Олександрівна
    Загальна:
    4.7
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    4.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
15 жовтня 2020
Переглядів
1344
Оцінка розробки
4.7 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку