Тема: Оксиген: химический элемент, свойства, получение, применение.
Цель: систематизация и расширение знаний учащихся о химическом элементе кислороде и простых веществах — кислороде и озоне, их нахождение в природе; знакомство с историей открытия простого вещества — кислород и способы его лабораторного получения и собирания; формирование представлений о катализаторах.
обучающие: обеспечить усвоение учащимися теории, признаков, особенностей и т.д.; повторить, систематизировать, обобщить знания; сформировать умения, навыки; устранить пробелы в знаниях.
развивающие: развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал ; развитие познавательных умений - слушать, выделять главное, составлять план, тезисы, конспекты, наблюдать, ставить проблемы и решать их, выдвигать гипотезы и т.д.
воспитательные: формирование у учащихся таких черт характера, как аккуратность, трудолюбие, гуманность, положительное отношение к учёбе.
Основные понятия: химический элемент, простое вещество, физические свойства, катализаторы.
Планируемые результаты обучения: уметь различать понятия “химический элемент” и “простое вещество” на примере кислорода. Уметь характеризовать физические свойства кислорода и способы собирания кислорода.
Опыт: получение кислорода из пероксида водорода и подтверждение его наличия.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учитель: Эпиграф урока
“Кислород — это вещество, вокруг которого вращается земная химия”.
Я. Берцелиус.
Познакомившись с первичными химическими понятиями и типами реакций, сегодня знания расширим. Узнаем много интересного о кислороде как о веществе, состав углекислого и угарного газов, мела, песка…
Итак, на доске составляем план характеристику химического элемента кислорода. \
План характеристика химического элемента (план записан на доске)
II период
Порядковый номер — 8.
Далее идет презентация учащихся: “Нахождение кислорода в природе. Кислород и озон (5-6 мин.)
Перед вами на столе лежит таблица. Для того, чтобы ее заполнить, немного обсудим эти вопросы.
Распространение кислорода в природе:
III. Изучение нового материала
Первое место по распространенности в земной коре, т.е. литосфере, занимает кислород – 49%, далее следуют кремний – 26%, алюминий – 7%, железо – 5%, кальций – 4%, натрий – 2%, калий – 2%, магний – 2%, водород – 1%.
В биосфере около 65% от массы живых организмов приходится на кислород.
В гидросфере на его долю приходится 89%.
В атмосфере: 23% по массе, 21% по объему.
История открытия Оксигена.
Теперь познакомимся с кислородом на опыте. Так как мы будем использовать нагревательный прибор (спиртовку), необходимо вспомнить ТБ при работе со спиртовкой:
Налейте в химический стакан раствор Н2О2 (перекись водорода).
Зажгите спиртовку, поднесите лучину в пламя и затушите лучину. Потом добавьте оксид марганца (IV) в химический стакан и поднесите тлеющую лучину к стакану – что наблюдается?
Учитель: В данном опыте оксид марганца (IV) является катализатором – веществом, которое ускоряет процесс химической реакции, но сам при этом не расходуется.
Демонстрационный эксперимент: “Получение кислорода из перманганата калия”.
Задание – составить уравнения реакций и расставить коэффициенты.
IV. Обобщение знаний учащихся
(Работа с дидактическим материалом, выполнение индивидуальных заданий разного уровня)
1-я часть
1. Самый распространённый химический элемент в земной коре:
а) водород
б) кислород
в) сера
г) железо
2. Ученый, получивший кислород и первый описавший это:
а) Дж.Дальтон
б) Г.Кавендиш
в) Дж. Пристли
г) А.Лавуазье
3. Кислород и водород можно получить, разложив вещество:
а) воду
б) соль
в) кислоту
г) марганцовку
4. В промышленности кислород можно получить из:
а) воды
б) воздуха
в) марганцовки
г) соли
5. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород это:
а) оксиды
б) соли
в) кислоты
г) основания
6. В медицине, а так же, для сварки и резке металлов применяют:
а) водород
б) кремний
в) алюминий
г) кислород
- Обсуждение сделанных заданий (в том числе и из учебника)
- Оценивание и сообщение результатов.
V. Домашнее задание
Подготовить сообщение “Роль кислорода в жизни человека, сельском хозяйстве, промышленности”