Урок на тему "Оксиген: химический элемент, свойства, получение, применение"

Про матеріал
Урок предполагает и получение учениками новых знаний, и закрепление уже полученных ранее. Содержатся задания на воспроизведение материала.
Перегляд файлу

Тема: Оксиген: химический элемент, свойства, получение, применение. 

 

Цель: систематизация и расширение знаний учащихся о химическом элементе кислороде и простых веществах — кислороде и озоне, их нахождение в природе; знакомство с историей открытия простого вещества — кислород и способы его лабораторного получения и собирания; формирование представлений о катализаторах.

   обучающие: обеспечить усвоение учащимися теории, признаков, особенностей и т.д.; повторить, систематизировать, обобщить знания; сформировать умения, навыки; устранить пробелы в знаниях.

 

   развивающие: развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал ; развитие познавательных умений - слушать, выделять главное, составлять план, тезисы, конспекты, наблюдать, ставить проблемы и решать их, выдвигать гипотезы и т.д.

 

воспитательные: формирование у учащихся таких черт характера, как аккуратность, трудолюбие, гуманность, положительное отношение к учёбе.

 

Основные понятия: химический элемент, простое вещество, физические свойства, катализаторы.

Планируемые результаты обучения: уметь различать понятия “химический элемент” и “простое вещество” на примере кислорода. Уметь характеризовать физические свойства кислорода и способы собирания кислорода.

Опыт: получение кислорода из пероксида водорода и подтверждение его наличия.

Ход урока

I. Организационный этап.

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку (фронтальный опрос).

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель: Эпиграф урока

Кислород — это вещество, вокруг которого вращается земная химия”.

Я. Берцелиус.

Познакомившись с первичными химическими понятиями и типами реакций, сегодня знания расширим. Узнаем много интересного о кислороде как о веществе,  состав углекислого и угарного газов, мела, песка…

Итак, на доске составляем план характеристику химического элемента кислорода. \

План характеристика химического элемента (план записан на доске)

  1. Символ — О
  2. Положение в ПСХЭМ — VI Г (А)

II период

Порядковый номер — 8.

  1. Химическая природа — неметалл.
  2. Относительная атомная масса — Ar (O) = 16
  3. Валентность — II.

 Далее идет презентация учащихся: “Нахождение кислорода в природе. Кислород и озон (5-6 мин.)

 Перед вами на столе лежит таблица. Для того, чтобы ее заполнить, немного обсудим эти вопросы.

  • Какова химическая формула простого вещества — кислорода?
  • Какова химическая формула простого вещества — озона?

 Распространение кислорода в природе:

III. Изучение нового материала

Первое место по распространенности в земной коре, т.е. литосфере, занимает кислород – 49%, далее следуют кремний – 26%, алюминий – 7%, железо – 5%, кальций – 4%, натрий – 2%, калий – 2%, магний – 2%, водород – 1%.

В биосфере около 65% от массы живых организмов приходится на кислород.

В гидросфере на его долю приходится 89%.

В атмосфере: 23% по массе, 21% по объему.

История открытия Оксигена.

Теперь познакомимся с кислородом на опыте. Так как мы будем использовать нагревательный прибор (спиртовку), необходимо вспомнить ТБ при работе со спиртовкой:

  1. Пользуясь спиртовкой, нельзя ее зажигать от другой спиртовки, так как может пролиться спирт и будет пожар.
  2. Чтобы погасить пламя спиртовки, еенужно закрыть колпачком.

Налейте в химический стакан раствор Н2О2 (перекись водорода).

Зажгите спиртовку, поднесите лучину в пламя и затушите лучину. Потом добавьте оксид марганца (IV) в химический стакан и поднесите тлеющую лучину к стакану – что наблюдается?

Учитель: В данном опыте оксид марганца (IV) является катализатором – веществом, которое ускоряет процесс химической реакции, но сам при этом не расходуется.

Демонстрационный эксперимент: “Получение кислорода из перманганата калия”.

Задание – составить уравнения реакций и расставить коэффициенты.

IV. Обобщение знаний учащихся

(Работа с дидактическим материалом, выполнение индивидуальных заданий разного уровня)

1-я часть

1. Самый распространённый химический элемент в земной коре:

а) водород

б) кислород

в) сера

г) железо

2. Ученый, получивший кислород и первый описавший это:

а) Дж.Дальтон

б) Г.Кавендиш

в) Дж. Пристли

г) А.Лавуазье

3. Кислород и водород можно получить, разложив вещество:

а) воду

б) соль

в) кислоту

г) марганцовку

4. В промышленности кислород можно получить из:

а) воды

б) воздуха

в) марганцовки

г) соли

5. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород это:

а) оксиды

б) соли

в) кислоты

г) основания

6. В медицине, а так же, для сварки и резке металлов применяют:

а) водород

б) кремний

в) алюминий

г) кислород

 - Обсуждение сделанных заданий (в том числе и из учебника)

- Оценивание и сообщение результатов.

V. Домашнее задание

Подготовить сообщение “Роль кислорода в жизни человека, сельском хозяйстве, промышленности”

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Пов’язані теми
Хімія, 7 клас, Розробки уроків
Додано
13 березня 2020
Переглядів
1698
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку