Урок "О глаголе замолвите слово..."

Про матеріал
Це конспект підсумкового уроку з теми:"Глагол". Матеріал можна використати і для проведення позаурочного заходу.
Перегляд файлу

Тема урока:  урок повторения изученного о глаголе : «О глаголе замолвите слово…»

Цель урока: совершенствовать знания, умения и навыки, приобретённые учащимися при изучении темы «Глагол»;

способствовать обогащению речи учащихся;

развивать интерес и уважение к русскому языку, формировать эстетические вкусы учащихся.

 

                                                                     Человек нашёл слова для всего, что

                                                               обнаружено им во Вселенной.

                                                                                                                       С.Маршак

                                                                      Глагол – самая живая часть речи…

                                                                Да ведь и назначение глагола – выражать

                                                                само действие!

                                                                                                                            А.Югов

 

                                                   Ход урока

(Можно попробовать провести урок под классическую музыку)

І.Организационно-мотивационный момент.

1.Здравствуйте, ребята!

В самом начале нашего урока хочу обратить ваше внимание на первый эпиграф к нему. Это слова известного русского писателя Самуила Маршака. Как вы их понимаете?

Итак, слова есть, надо только уметь ими пользоваться в письменной и устной речи, то есть грамотно писать и говорить. Я предприму очередную попытку мотивировать вас к изучению русского языка и предлагаю посмотреть несколько фотографий (слайды №2-5).

2.Просмотр примеров неграмотных объявлений, вывесок и т.д. Чтоб не стать объектом смеха, как авторы этих «ляпов», учите русский язык! Это мотивация на перспективу.

3.Ведь на данный момент это не о вас. Потому что вы умны, когда надо, применяете смекалку, имеете хорошую память, поэтому сегодня, проявив единство и характер, добьётесь УСПЕХа (учитель на доске прикрепляет листы бумаги А-4 с написанными словами «ум, смекалка, память, единство, характер» и выделенными первыми буквами).

4. Пусть вы всегда по жизни будете успешны. Сегодня же на уроке успех поможет нам с вами повторить основные сведения о глаголе. Сделаем мы это не просто для проверки ваших знаний. Для работы во втором  семестре нам не обойтись без знаний, полученных вами в первом семестре. И убедимся мы в этом, если успешно проведём сегодняшнюю игру. Это ещё один мотивационный момент. А самый, возможно, убедительный – это подарок победителям от Снегурочки. Ведь скоро Новый Год!

 

                                                         - 1 –

 

 

 

  ІІ. Итак, чем же так важен глагол?

Представители команд «поют хвалу» глаголу, рассказывая о нём стихотворения.

1.Спорить со всеми вдруг начал Глагол,

Гневно ударив ладонью о стол:

- Разве не знаете, глупые вы,

То, что без действия вещи мертвы?

 

Ну так признайте же силу мою.

Всем вам я радость движенья даю.

Значит, я всех нужней,

Значит, я всех важней.

                                             Татьяна Рик, детская писательница.

 

2.Что без меня предметы? Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят здания,

Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

 

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом.

И счастливый мой удел таков –

В речи быть одним из главных слов.

                                           Павел Чесноков, детский писатель.

ІІІ.Слово учителя.

  Нельзя обвинить глагол в нескромности. Каждый день люди, общаясь, употребляют самые разные части речи. По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительного). В общий частотный список из 9000 слов глаголов входит около 2500 (сущ-х – 4000). И это понятно: ведь ни один умный человек практически ничего не сможет сделать, предпринять, совершить без действия. (Обращение ко второму эпиграфу)

 Итак, что обозначают глаголы? На какие вопросы они отвечают?

ІV.Ход игры. Учащиеся получают задания. Команда, которая раньше и правильнее его выполнит, получает право открыть букву в слове, «записанном» (оно помещено на доске и сверху буквы прикрыты листочками со снежинками. Верхние листочки снимаются по мере открывания букв. Буквы, которых в слове нет, записываются под словом  во избежание их повтора ), на доске. Оно должно объяснить необходимость изучения глагола в первом семестре.

 

1.Среди 2500 глаголов есть такие, которые мы употребляем чаще всего: найдите в таблице 10 «спрятанных» частотных глаголов: 1 команда – по вертикали, 2 – по горизонтали. (Слайд 6).

 

                                                          - 2 –

 

 

Ключ (Слайд     ):

По вертикали: смотреть, стоять, делать, говорить, пойти.

По горизонтали: сказать, знать, хотеть, дать, жить.

 

2.Художественный эффект усиливается, если  глаголы употреблять с другими частями речи. Кстати, какими?

«Глагол плюс …»: составьте  словосочетания (Слайд  7):

1 команда                                  2 команда

             + с кем?                                         + где?

             + о чём?                                     + с кем?

Говорить                                       Идти

                 + как?                                         + как?

             + когда?                                   + за чем?

 

3.Выразительность языка достигается также употреблением глаголов, различающихся префиксами.

 Образуйте новые глаголы (не менее 5) с помощью префиксов от глаголов:

            Писать                                 Давать

 

4. «Дальше, дальше, дальше…». Каждая команда по очереди  за 1 минуту должна ответить на как можно большее количество вопросов ( или кто быстрее ответит на свои 10 вопросов). Если команда не знает ответа, она может сказать: «Дальше!», но не более 2-х раз.

1 команда.

  1. Как чаще всего пишутся глаголы с «не»?
  2. Как определить вид глагола?
  3. Глагол «смеяться» переходный?
  4. Как называются глаголы с постфиксом –ся (-сь)?
  5. В глаголах какого спряжения в личных окончаниях пишется буква И?
  6. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
  7. Назовите временные формы глагола.
  8. В форме какого времени глаголы изменяются по родам?
  9. Форма какого наклонения образуется прибавлением к глаголу частицы БЫ ?

     10. Каким членом предложения чаще всего выступает глагол?

 

 

 

 

 

 

 

                                          - 3 -

 

 

 

2 команда.

  1. Как пишется глагол «негодовать»?
  2. На какой вопрос отвечают глаголы совершенного вида?
  3. Глагол «открыть» переходный?
  4. Он возвратный?
  5. В глаголах какого спряжения в форме 3 лица множественного числа пишутся окончания –УТ(-ЮТ)?
  6. К какому спряжению относятся глаголы «гнать, держать, слышать, дышать»?
  7. В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
  8. Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
  9. Глаголы какого наклонения выражают просьбу, совет, приказ?
  10. Каким членом предложения может быть инфинитив?

 

5. «Установите соответствие» (Слайд 8): найдите вторую часть пословиц, записав цифры и соответствующие буквы.

                                      1).Кто умеет веселиться,..

                                      2).Не плюй в колодец - …

                                      3).Не надо хвалиться,…

                                      4).Кто любит трудиться,…

                                      5).Кто хочет от жизни толку добиться,…

                                      6).Нечего тому страшиться,…

 а)…тот должен много трудиться.

 б)…который ничего не боится.

 в)…коли не знаешь, как рожь родится.

 г)…тому без дела не сидится.

 д)…того горе боится.

 е)…пригодится воды напиться.

 *Почему в одних глаголах пишем –тся, а в других –ться?

Ключ (слайд № 9): 1-г; 2-е; 3-в; 4-д; 5-а; 6-б.

 

6. «Скорая помощь» (Слайд  10 ): вставьте пропущенные буквы и запишите глаголы 1 спряжения (1 команда) и 2 спряжения (2 команда).

1.А над лугами ветер гон…т свинцовые тучи.

2.Лес дыш…т  прохладой.

3.А во ржи дорога стел…тся.

4.Не пен…тся море, не плещ…т  волна.

5.Гасн…т  вечер, даль сине…т.

6.Проход…т облака всё выше и нежней, и ветер суш…т сад и мягко в окна ве…т.

Ключ (слайд № 11): 1 спряжение: стелется, плещет, гаснет, синеет, веет.

             2 спряжение: гонит, дышит, пенится, проходят, сушит.

 

                                                                                                                 

                                                       - 4 –

 

Физкульминутка для глаз:

1.Зажмурьтесь на 5 секунд, затем откройте глаза как можно шире. Повторите 5 раз с перерывами в 20 секунд.

2.Представьте, что перед вами квадрат. Посмотрите в его верхний правый и левый углы. Затем в нижний правый и левый. Также повторить 5 раз с перерывами в минуту.

 

7. «Закончи предложение…» (Слайд   12): вставьте глагол «бежать» в нужной форме.

1.Годы …

2.Из крана … вода.

3.Куда вы так …?

4.Тропинка … по склону горы.

5.Из-под корней могучего дуба … ключ.

*Подберите синонимы к формам слова «бежать» в каждом предложении.

(Несутся, проходят; течёт; торопитесь; вьётся, сбегает; бьёт).

 

8. «Ударение-непоседа» (Слайд 13): правильно прочитайте глаголы.

1 команда.

Понять, понял, поняла, поняло, поняли.

2 команда.

Ждала, брала, спала, брало, спало.

 

9. «Ты – мне, я – тебе»: подберите антонимы к глаголам. Команда получает листок с глаголами, читает их своим соперникам, а те должны подобрать антонимы к этим глаголам. Потом то же самое с другой группой глаголов делает вторая команда.

1. Сохнуть – мокнуть,

Говорить – молчать,

Уменьшать – увеличивать,

Любить – ненавидеть,

Помогать – мешать.

 

2. Взлетать – падать,

Мириться – ссориться,

Находить – терять,

Забыть – вспомнить,

Облегчать – затруднять.

 

 

 

10 «Художественная галерея» ( Слайды 14-15): подберите  к рисунку фразеологизм и объясните его значение.

 

                                                     -5-

11 «Творческая лаборатория»:  за 1-2 минуты сочините небольшой рассказ, используя только глаголы. 1 предложение – один балл.

Например. Нездоровится. Решила прилечь. Не могу уснуть. Стала скучать. Попробовала почитать. Могу уснуть. Буду чаёвничать. Слышу: звонят. Пойду открывать.

 

  • «Заморочки» . Если не все буквы на доске открыты, то выполняются задания по материалам слайдов 16-17.

 

V. Подведение итогов урока.

Итак, мы открыли слово «ПРИЧАСТИЕ». Какое отношение оно имеет к глаголу? Ответ вы можете найти в учебнике на странице      . Значит, хорошее знание глагола поможет нам в успешном изучении причастия.

 

VI. Оценивание. Победившая команда получает соответствующие оценки и подарок.

 

VII.Рефлексия.1. Учитель показывает учащимся два листа А-4 с надписями: «Ура! Сейчас прозвенит звонок!» и «Жаль, что сейчас прозвенит звонок», предлагает выбрать тот, содержание которого нравится больше, и объяснить свой выбор.

2.Поздравление с предстоящими праздниками. Слайд 18.

 

VIII.Домашнее задание (слайд № 19): 1.Подготовьте устный развёрнутый ответ на один из вопросов: «Как я буду встречать Новый год?» или «Как я проведу зимние каникулы?».

2*.Составьте своё сочинение, используя только глаголы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

                                                              - 6 -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
2 березня 2021
Переглядів
357
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку