Урок-обобщение по теме: « Плотность вещества»

Про матеріал
Цели урока: 1. Повторение и обобщение знаний о механическом движении и плотности вещества. 2. Выработка умения пользоваться масштабом и решать задачи. 3. Акцентировать внимание на единстве и взаимосвязи человека и природы.
Перегляд файлу

Урок-обобщение

 по теме: « Плотность вещества»

 

Тема урока: «По следам одной катастрофы»

 

Цели урока:

  1. Повторение и обобщение знаний о механическом движении и плотности вещества.
  2. Выработка умения пользоваться масштабом и решать задачи.
  3. Акцентировать внимание на единстве и взаимосвязи человека и природы.

 

Оборудование:Видеомагнитофон , телевизор , магнитофон , карты           Черного и Азовского морей, линейки, маршрутные листы.

 

Ход урока:

 

  1. Приветствие. Мотивация.

 

Блажен, кто явственно узрел

Хотя бы скорлупу природы.

(Гете)

 

Учитель: Всего две строки из стихотворения Гете, а какой глубокий в них смысл! Действительно, у природы много тайн, загадок и раскрывает она их неохотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира.

         Сегодняшний урок физики я назвала: «По следам одной катастрофы…» и это не случайно. Я приглашаю вас в научно-исследовательскую экспедицию в прибрежную зону города Измаила, что недалеко от Одессы. Как было передано по центральному телевидению телеканалом «Интер», именно здесь 12 ноября этого года обнаружено нефтяное пятно в акватории Черного моря.

  Одной из наших целей является выяснение экологического состояния        местности.

От Бердянсках до тех мест далеко, и нам предстоит долгий и трудный       путь. В состав экспедиции можно зачислить тех, кто справится с 1 заданием:

  1. Работа по карточкам (поднимают попарно физическую величину – физический измеритель).

     Учитель: Запишите в таблицу маршрутного листа ответы:

(Взаимоконтроль-каждый правильный ответ – 1 б.).

    Учитель: Мы готовы и отправляемся в путь.

Четыре отряда добираться будут на следующих видах транспорта:

 Самолет:  Vс = 648 км/ч    =    180 м/с;

    Катер:  Vк =  54 км/ч     =     15 м/с;

 Автобус:  Vа = 72 км/ч       =    20 м/с;

Поезд:  Vn = 81 км/ч       =   22,5 м/с;

                У вас на столах лежат карты Азовского и Черного морей,                 воспользовавшись масштабом, найдем время движения:

              tс =

              tк =

              tа =

             tn =

 

Учитель:Вот все отряды встретились.Что же мы видим вокруг себя?

емонстрируется видеофильм).

Учитель( во время демонстрации видеофильма): В океан сбрасывается огромное количество отходов. Загрязнения выстраиваются в цепи питания: крупные животные поедают уже отравленных мелких. Одним из загрязнителей является  нефть. Ежегодно в океан попадает около 3,5 млн.т нефти, 10% из которых дают потерпевшие крушения танкеры. Остальное -  это утечки с нефтяных месторождений, умышленные сбросы.

  • В1989 г. в водах Аляски наскочил на мель танкер «Экссон Вальдез», в море вылилось 35000 т. нефти. Погибло 400000  морских птиц,5500  морских выдр,22  касатки.
  • В 1993 г. у Шотландских островов затонул танкер «Брайер». 84000 т. нефти оказались в океане.

Пройдет немало лет, пока изгладятся последствия этих катастроф.Нефть губит множество морских птиц. Она может отравлять планктон, рыбу, моллюсков, а также животных и людей, которые едят морепродукты.  Нефть склеивает перья и уничтожает их водозащитные свойства. Птица не может ни согреться, ни держаться на воде. Испачканная нефтью птица может утонуть, захлебнуться или погибнуть от голода, так как не сможет добывать пищу. Животные – трупоеды, которые  съедают этих птиц, отравляются нефтью.

 

Учитель:А сейчас задание № 3- маршрутные листы.

 

(Руководитель каждого отряда выходит к доске и объясняет решение Делается вывод)

 

Домашнее задание

 

       2 уровень: Рассчитать   куба;

  3 уровень: Рассчитать   шоколадных монеток круглой формы;

4 уровень: Рассчитать насыпную плотность чая, кофейных зерен, риса,

манной   крупы.

 

 

 

 

Комментарии к рисункам:

 

Задача № 1.

 

 «Горящая нефть» - рисунок;

Иногда пытаются поджечь нефтяное пятно, чтобы нефть на поверхности выгорела. Но дым от горящей нефти может причинить больше вреда, чем сама нефть.

 

Задача № 2.

 

Ограничение нефтяного пятна специальными пластиковыми трубками; сбор нефти скиммерами.

 

Задача № 3.

 

      Распыление моющих средств над нефтяным пятном с самолета, чтобы рассеять нефть. А ведь иногда моющие средства еще опаснее для жизни в океане, чем сама нефть.

 

Задача № 4.

 

Символ загрязнения Мирового океана

 

      Сегодня мы рассмотрели один из видов нарушения экологического равновесия в природе. Но очень часто случается и загрязнение с суши через систему рек и подземных вод и подземные методы разработки угольных месторождений и т.д. Причина всему – человек.

     Каждый из вас выберет свой путь в жизни: кто-то станет врачом, кто-то инженером, кто-то учителем или сельскохозяйственным работником. И если вам придется делать выбор, вмешиваясь в мир природы, мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили ту птицу, перья которой залиты нефтью, уже обреченную на смерть: ведь все в ваших руках, и вы в силах предотвратить, либо что-то изменить.

 

 

А сейчас домашнее задание «Моряк – водитель».

 

 

 

 

 

 

 

Тема

« Первоначальные сведения о строении вещества»

 

1.Почему мелкие пылинки, которые находятся в воздухе, очень долго опускаются вниз?

2.С поверхности листьев живых растений всегда  испаряется вода. Подсчитано, что 1 кв. м овсяного поля на протяжении лета испаряет 240 л воды.

                а) Сколько это составляет кв.м  на 1гектар?

б) Сколько времени текла бы эта вода струей в метрах за секунду?

3.Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время              пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным

4.Почему после дождя пыль на дороге не      поднимается?

5.Бактерии одного  из видов имеют длину 0,5 мкм. Сколько таких бактерий уложится в 1 см?

6.Одним из способов очищения и обеззараживания воды находящейся в водоемах и водопроводах, - озонирование, т.е. насыщение воды озоном. На каком явлении базируется озонирование питьевой воды?

 

 

 

 

Тема

 « Движение и взаимодействие»

 

 

1.Если внезапно бы  исчезло трение, что нужно было бы кричать – «Ура! » или «Спасите!»?

2.Одинаковую ли массу имеют ведро с питьевой водой  и такое же ведро, заполненное морской водой?

3.За каждые из 15 вздохов, которые делает человек в 1 минуту, в его легкие поступает воздух  объемом 600куб.см. Вычислите массу воздуха, проходящего через легкие человека за  1 час. Какую  роль играют  лесополосы, скверы, парки в жилой зоне?

4.Сколько кубометров газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль – такси, израсходовав за день 20 кг бензина? Плотность газа при этом равна 0,002 кг/кв.м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема

« Механическое движение»

 

 

1.В чем основная причина разрушений  при землетрясениях?

2.Может ли водитель автомобиля использовать для экономии бензина?

Каким образом? Зачем это нужно с экологической точки зрения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема

« Силы в природе»

 

1.Какая сила вызывает оползни, сели, камнепады в горах?

2.Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах земли?

3.Зачем покрышки автомобильных шин делают узорчатыми?

4.Почему в гололед посыпают дороги солью? Какой вред и какую пользу это оказывает?

5.Приведите примеры, когда трение приносит пользу, а когда вред?

6.Для чего  у косилок, соломорезок и у  других сельскохозяйственных машин

режущие части должны быть остро отточены?

7.Черное и Азовское моря представляют собой сообщающиеся сосуды (т.е. соединенные Керченским проливом). Причем одно почти пресное,  а другое соленое . Не может ли вода перетекать из одного моря в другое и пагубно сказываться на жизни морского мира ?

8.Как во время засухи и суховеев сохранить влагу на полях , чтобы спасти посевы от гибели ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема

«Давление твердых тел, жидкостей и газов»

 

1.В Баренцевом море для выяснения причин аварии подводной лодки « Курск»

водолазы опускались на глубину 100 метров. Какое давление действовало на водолазов? Какую роль сыграла эта катастрофа на окружающую среду?

2.Двухосный прицеп с грузом имеет массу 2,5 т. Определите давление, оказываемое прицепом на грунт , если площадь соприкосновения каждого колеса с дорогой равна 125 кв.см .Насколько вредно для грунта его утрамбование?

3.Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих в воде

организмов?

4.Рассчитайте давление воды:

  а) на самой большой глубине Тихой океана 10035 м;

  б) на наибольшей глубине Азовского моря –14 метров.(           -1020 кг/куб.м.)

5.Какими физическими причинами обусловлены вдох и выдох воздуха легкими человека? Какую роль играет «свежий воздух»  для здоровья человека?

 

 

 

 

 

 

 

Тема

« Архимедова сила»

 1.Почему нельзя тушить горящую нефть, заливая ее водой?

2.Для отделения зерен ржи от ядовитых рожков спорыньи смесь высыпают в воду и зерна ржи и спорыньи в ней тонут. Затем в воду добавляют соль и рожки начинают всплывать  а рожь остается на дне. Объясните это явление.

3.Как изменился бы уровень воды в океане, если бы растаяли  все айсберги? К чему бы это привело?

4.Много водорослей имеют длинные, но очень тонкие  и гибкие стебли. Что произойдет с водорослями , если из водоема , в котором они находятся , спустить воду? Ответ обосновать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема

« Работа и мощность. Энергия »

 

 

1.Охарактеризуйте обновляемые и необновляемые источники энергии ?

2.Дайте экологические характеристики разных источников энергии.

3.Почему вопросы энергосбережения стают актуальными для человечества?

4.Почему ветровые и солнечные электростанции не получили широкого распространения в энергетике? Присущи ли экологически нежелательные факторы гидроэлектростанциям?

5.В Крыму работает солнечная электростанция мощностью 3 МВт. Площадь ее солнечных батарей 1200 кв.м . Определите КПД станций.

 

 

doc
Пов’язані теми
Фізика, 7 клас, Розробки уроків
Додано
28 серпня
Переглядів
69
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку