Цели урока:
Оборудование:Видеомагнитофон , телевизор , магнитофон , карты Черного и Азовского морей, линейки, маршрутные листы.
Ход урока:
Хотя бы скорлупу природы.
(Гете)
Учитель: Всего две строки из стихотворения Гете, а какой глубокий в них смысл! Действительно, у природы много тайн, загадок и раскрывает она их неохотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира.
Сегодняшний урок физики я назвала: «По следам одной катастрофы…» и это не случайно. Я приглашаю вас в научно-исследовательскую экспедицию в прибрежную зону города Измаила, что недалеко от Одессы. Как было передано по центральному телевидению телеканалом «Интер», именно здесь 12 ноября этого года обнаружено нефтяное пятно в акватории Черного моря.
Одной из наших целей является выяснение экологического состояния местности.
От Бердянсках до тех мест далеко, и нам предстоит долгий и трудный путь. В состав экспедиции можно зачислить тех, кто справится с 1 заданием:
Учитель: Запишите в таблицу маршрутного листа ответы:
(Взаимоконтроль-каждый правильный ответ – 1 б.).
Учитель: Мы готовы и отправляемся в путь.
Четыре отряда добираться будут на следующих видах транспорта:
Самолет: Vс = 648 км/ч = 180 м/с;
Катер: Vк = 54 км/ч = 15 м/с;
Автобус: Vа = 72 км/ч = 20 м/с;
Поезд: Vn = 81 км/ч = 22,5 м/с;
У вас на столах лежат карты Азовского и Черного морей, воспользовавшись масштабом, найдем время движения:
tс =
tк =
tа =
tn =
Учитель:Вот все отряды встретились.Что же мы видим вокруг себя?
(Демонстрируется видеофильм).
Учитель( во время демонстрации видеофильма): В океан сбрасывается огромное количество отходов. Загрязнения выстраиваются в цепи питания: крупные животные поедают уже отравленных мелких. Одним из загрязнителей является нефть. Ежегодно в океан попадает около 3,5 млн.т нефти, 10% из которых дают потерпевшие крушения танкеры. Остальное - это утечки с нефтяных месторождений, умышленные сбросы.
Пройдет немало лет, пока изгладятся последствия этих катастроф.Нефть губит множество морских птиц. Она может отравлять планктон, рыбу, моллюсков, а также животных и людей, которые едят морепродукты. Нефть склеивает перья и уничтожает их водозащитные свойства. Птица не может ни согреться, ни держаться на воде. Испачканная нефтью птица может утонуть, захлебнуться или погибнуть от голода, так как не сможет добывать пищу. Животные – трупоеды, которые съедают этих птиц, отравляются нефтью.
Учитель:А сейчас задание № 3- маршрутные листы.
(Руководитель каждого отряда выходит к доске и объясняет решение Делается вывод)
2 уровень: Рассчитать куба;
3 уровень: Рассчитать шоколадных монеток круглой формы;
4 уровень: Рассчитать насыпную плотность чая, кофейных зерен, риса,
манной крупы.
Комментарии к рисункам:
Задача № 1.
«Горящая нефть» - рисунок;
Иногда пытаются поджечь нефтяное пятно, чтобы нефть на поверхности выгорела. Но дым от горящей нефти может причинить больше вреда, чем сама нефть.
Задача № 2.
Ограничение нефтяного пятна специальными пластиковыми трубками; сбор нефти скиммерами.
Задача № 3.
Распыление моющих средств над нефтяным пятном с самолета, чтобы рассеять нефть. А ведь иногда моющие средства еще опаснее для жизни в океане, чем сама нефть.
Задача № 4.
Сегодня мы рассмотрели один из видов нарушения экологического равновесия в природе. Но очень часто случается и загрязнение с суши через систему рек и подземных вод и подземные методы разработки угольных месторождений и т.д. Причина всему – человек.
Каждый из вас выберет свой путь в жизни: кто-то станет врачом, кто-то инженером, кто-то учителем или сельскохозяйственным работником. И если вам придется делать выбор, вмешиваясь в мир природы, мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили ту птицу, перья которой залиты нефтью, уже обреченную на смерть: ведь все в ваших руках, и вы в силах предотвратить, либо что-то изменить.
А сейчас домашнее задание «Моряк – водитель».
« Первоначальные сведения о строении вещества»
1.Почему мелкие пылинки, которые находятся в воздухе, очень долго опускаются вниз?
2.С поверхности листьев живых растений всегда испаряется вода. Подсчитано, что 1 кв. м овсяного поля на протяжении лета испаряет 240 л воды.
а) Сколько это составляет кв.м на 1гектар?
б) Сколько времени текла бы эта вода струей в метрах за секунду?
3.Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным
4.Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?
5.Бактерии одного из видов имеют длину 0,5 мкм. Сколько таких бактерий уложится в 1 см?
6.Одним из способов очищения и обеззараживания воды находящейся в водоемах и водопроводах, - озонирование, т.е. насыщение воды озоном. На каком явлении базируется озонирование питьевой воды?
1.Если внезапно бы исчезло трение, что нужно было бы кричать – «Ура! » или «Спасите!»?
2.Одинаковую ли массу имеют ведро с питьевой водой и такое же ведро, заполненное морской водой?
3.За каждые из 15 вздохов, которые делает человек в 1 минуту, в его легкие поступает воздух объемом 600куб.см. Вычислите массу воздуха, проходящего через легкие человека за 1 час. Какую роль играют лесополосы, скверы, парки в жилой зоне?
4.Сколько кубометров газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль – такси, израсходовав за день 20 кг бензина? Плотность газа при этом равна 0,002 кг/кв.м.
« Механическое движение»
1.В чем основная причина разрушений при землетрясениях?
2.Может ли водитель автомобиля использовать для экономии бензина?
Каким образом? Зачем это нужно с экологической точки зрения?
« Силы в природе»
1.Какая сила вызывает оползни, сели, камнепады в горах?
2.Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах земли?
3.Зачем покрышки автомобильных шин делают узорчатыми?
4.Почему в гололед посыпают дороги солью? Какой вред и какую пользу это оказывает?
5.Приведите примеры, когда трение приносит пользу, а когда вред?
6.Для чего у косилок, соломорезок и у других сельскохозяйственных машин
режущие части должны быть остро отточены?
7.Черное и Азовское моря представляют собой сообщающиеся сосуды (т.е. соединенные Керченским проливом). Причем одно почти пресное, а другое соленое . Не может ли вода перетекать из одного моря в другое и пагубно сказываться на жизни морского мира ?
8.Как во время засухи и суховеев сохранить влагу на полях , чтобы спасти посевы от гибели ?
«Давление твердых тел, жидкостей и газов»
1.В Баренцевом море для выяснения причин аварии подводной лодки « Курск»
водолазы опускались на глубину 100 метров. Какое давление действовало на водолазов? Какую роль сыграла эта катастрофа на окружающую среду?
2.Двухосный прицеп с грузом имеет массу 2,5 т. Определите давление, оказываемое прицепом на грунт , если площадь соприкосновения каждого колеса с дорогой равна 125 кв.см .Насколько вредно для грунта его утрамбование?
3.Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих в воде
организмов?
4.Рассчитайте давление воды:
а) на самой большой глубине Тихой океана 10035 м;
б) на наибольшей глубине Азовского моря –14 метров.( -1020 кг/куб.м.)
5.Какими физическими причинами обусловлены вдох и выдох воздуха легкими человека? Какую роль играет «свежий воздух» для здоровья человека?
1.Почему нельзя тушить горящую нефть, заливая ее водой?
2.Для отделения зерен ржи от ядовитых рожков спорыньи смесь высыпают в воду и зерна ржи и спорыньи в ней тонут. Затем в воду добавляют соль и рожки начинают всплывать а рожь остается на дне. Объясните это явление.
3.Как изменился бы уровень воды в океане, если бы растаяли все айсберги? К чему бы это привело?
4.Много водорослей имеют длинные, но очень тонкие и гибкие стебли. Что произойдет с водорослями , если из водоема , в котором они находятся , спустить воду? Ответ обосновать.
« Работа и мощность. Энергия »
1.Охарактеризуйте обновляемые и необновляемые источники энергии ?
2.Дайте экологические характеристики разных источников энергии.
3.Почему вопросы энергосбережения стают актуальными для человечества?
4.Почему ветровые и солнечные электростанции не получили широкого распространения в энергетике? Присущи ли экологически нежелательные факторы гидроэлектростанциям?
5.В Крыму работает солнечная электростанция мощностью 3 МВт. Площадь ее солнечных батарей 1200 кв.м . Определите КПД станций.