Курс – история Украины
Класс – 7
ТЕМА5 «УКРАИНСКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ В XV веке»
Урок 30 Образование Крымского ханства и его отношения с Украиной
Цель урока: охарактеризувати процесс образования Крымского ханства, показать последствия татарских походов на украинские земли; продолжать усовершенствование умений работать с картой, анализировать; содействовать формированию умений и навыков самостоятельной работы и развития критического мышления учеников.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, атлас, тексты источников, иллюстрация (гравюра «Татары ведут ясыря»).
Основные понятия: улус, ханат, янычары, ясырь, бей.
Персоналии: Хаджи- Гирей, Менгли-Гирей.
Даты: 1428—1430 гг. — образование Крымского улуса ( от 1502 г. — Крымский ханат), 1478 г. — признание Менгли-Гиреем вассальной зависимости от Турции, 1482 г. — разгром крымскими татарами Киева.
Структура урока
І. Организационный момент - 5 мин.
Актуализация опорных знаний учащихся
ІІ. Изучение нового материала - 30 мин.
ІІІ. Закрепление знаний учащихся на уроке - 5 мин.
IV. Подведение итогов урока – 3 мин.
V. Домашнее задание – 2 мин
Ход урока
План урока
1. Образование Крымского ханства и его зависимость от Османской империи.
2. Общественное устройство ханства.
3. Начало татарских походов на украинские земли и их последствия.
І. Организационный момент
Актуализация опорных знаний
На прошлом уроке, мы изучили тему «Украинские земли под властью Венгерского, Молдовского и Московского государств». Для проверки изученного материала на прошлом уроке, я предлагаю выполнить самостоятельно следующие задания. Задания у вас разложены на партах. На выполнение отводится 5 минут. (приложение) – в, г, в, г.
Обращаю ваше внимание на критерии оценивания за каждый правильный ответ.
Проверить ваши работы я попрошу присутствующий из гостей, незавсисимого эксперта, вчителя истории
Объявление темы и ожидаемых результатов
Сегодня на уроке мы должны узнаем как образовалось Крымское ханство, о правлении Хаджи и Менгли Гирея, о признании зависимости Крымским ханством Османской империи, научимся анализировать общественное устройство ханата.
Еще ставлю перед вами проблемный вопрос. Докажите, что нападения татар стали большой трагедией для Украины и украинского народа. Этот вопрос у нас будет проходить красной нитью через весь урок. ( слад 2)
ІІ. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя. Приступая к изучению новой темы, ознакомимся с планом урока (зачитать). (слад 3)
Запишите в тетрадях тему урока и план урока.
1. Образование Крымского ханства и его зависимость от Османской империи
Рассказ учащегося о «Образовании Крымского ханства»
Материал для сообщения «Визитная карточка»
Весомый вклад в процесс образования Крымского ханства сделали крымские ханы Хаджи-Гирей и Менгли-Гирей.
Я, предлагаю вам ознакомиться с историческими портретами Хаджи-Гирея и Менгли-Гирея, которые подготовили самостоятельно ребята.
Просмотр видеофильма ребята
У вас на партах лежит задание записывать сравнительную таблицу «Внешняя политика Хаджи Гирея и Менгли-Гирея».
Хаджи-Гирей |
Менгли-Гирей |
|
В 1497 г. отряды Менгли Гирея были разбиты К. Острожским |
Какой ребята можно с этого сделать вывод, анализируя деятельность крымских ханов Хаджи-Гирея и Менгли Гирея.
Вопрос учащимся
1) Дайте вашу собственную оценку деятельности ханов Хаджи Гирея и Менгли Гирея.
2) Проанализируйте внешнюю политику Крымского ханства.
2. Государственное устройство ханства
В Крымском ханстве сложилась своеобразная система управления, которая частично была заимствована из исламских стран. Во главе государства стоял хан.
Основную часть прибыли хана составляли поступление от торговли трофеями и людьми, которые были захвачены в плен во время походов.
Ханат - ограниченная монархия во главе с ханом. Все важнейший вопросы в жизни ханства (войны и мира, затрат на удержание ханского двора и т.п.) решались на государственном совете — диване, к которому входили наивысшие должностные лица ханства. Диван – государственный совет. Курултай – съезд родов, который решал главнейшие вопросы
Вторым и третьим по значению после хана были официально объявленные наследники — калга-султан и нурреддин-султан, которые имели значительные владения. Их власть отличалась от ханской лишь тем, что они не имели права чеканить собственную монету.
Особое место в управлении ханством занимал бей(князь) — «глаза и уши хана». Он командовал личной гвардией, следил за порядком в столице — Бахчисарае, утверждал все судебные дела.
За внешнюю безопасность ханства и отношения с ордами, которые кочевали за пределами Крыма, отвечал орбей.
Важную роль в управлении ханством отыгрывал религиозный лидер — муфтий, который заведовал судами, церковными владениями, образованием.
Основную массу населения ханства представляли простые свободные люди, которые занимались преимущественно скотоводством (особенно коневодством).
Словарная работа (записать в тетрадь):
Улус – владения монгольского хана на территории Центральной Азии и Восточной Европы
Фактории – торговые и военно-административные пункты.
Ясир — пленники, которых захватывали турки и татары во время своих нападений.
Ханат - ограниченная монархия во главе с ханом.
муфтий, религиозный лидер, который заведовал судами, церковными владениями, образованием.
Бей — командовал личной гвардией, следил за порядком в столице
калга и нурреддин - официально объявленные наследники
Задание
Проанализируйте состав населения Крымского ханства, которое отображало государственное и общественное устройство Крымского ханства.
3. Начало татарских походов на украинские земли и их последствия
Работа с историческим источником.
Исследовательница Наталья Яковенко отмечает: «Идя в поход, татарский воин брал с собой по трое-четверо коней, пересаживаясь с одного на второго на бегу. Это позволяло одолевать за день до 100 км, то есть представляло рекорд, недосягаемый ни для одной из европейских армий. Кроме того, каждый татар, отправляясь в поход, обязательно вез трех-четырех месячный запас сушенных продуктов, итак войско никогда не было отягощено обозом, а поскольку не употребляло артиллерии (и вообще — не любило и боялось огнестрельного оружия, полагаясь лишь на стрелы и саблю), это прибавляло ему еще большей маневренности».
Вопрос учащимся
1) Как вы объясните понятия: обоз, артиллерия.
2) В чем состояли преимущества татарского войска? В чем были его слабые стороны?
Для украинских земель Крымское ханство оказалось очень опасным соседом. На протяжении следующих десятилетий оно превратилось на главный источник снабжения рабов на невольничьи рынки черноморского побережья. От времени образования Крымского ханства до конца ХV ст. на украинские земли было содеяно не менее чем 41 нападение, в том числе 31 — на Подолье, девять — на Русское воеводство, семь — на Волынь, четыре — на Киевщину, два — на Белзкое воеводство. Вследствие этих нападений, которые имели характер больших военных походов, было частично или полностью опустошены отдельные города и регионы, захвачено в плен 220 тыс. лиц ( при общему количеству населения украинских земель приблизительно 3,7 млн).
В ХVІ ст. зафиксировано 69 нападений на протяжении 63 лет: 32 — на Подолье, 18 — на Волынь, 17 — на Русское и Белзкое воеводства, два — на Левобережную Украину. Демографические потери составляли 353 тыс. лиц. На протяжении второй половины ХV — ХVІ ст. было осуществлено около 110 больших татаро-турецких набегов, в результате которых украинские земли на юг от Киева были почти опустошены. Эти земли стали называться Дикое Поле.
Работа с картой
Покажите на карте территорию Крымского ханата и украинских земель. (Карта «Украинские земли в XV — в начале XVI ст.»
(слайд 13)
Хронология событий (записать в тетрадь):
1428-1430 гг. – образование крымского улуса ( с 152 г. – Крымский ханат)
1449 г.- Создание Крымского ханства
1475 г.- Вторжение турецких войск в Крым. Захват Кафы, Судака и других генуэзских крепостей на южном побережье полуострова
1478 г.- хан Менгли Гирей признал себя вассалом турецкого султана.
1482 г. - Опустошение Киева ордой крымского хана Менгли Гирея
(слайд 14)
Творческое задание. Работа с учебником
Рассмотрите изображение гравюры XV ст. на с.202 «Ханские воины ведут ясырь», расскажите от лица мальчика или девочки, о татарском набеге которые жили в украинском селе. Чем закончилось это нападение? Если бы оказались на их месте ? Как сложилась бы ваша судьба, судьба вашей семьи, друзей, если бы вы оказались на месте этих детей?
Задание –ответит на поставленный в начале урока проблемный вопрос:
«Докажите, что нападения татар стали большой трагедией для Украины».
(Литва и Польша не заботились о защите края. Из-за этого юго-восточные украинские земли Приднепровья, Побужье, Полесье,Западное Пололье – систематически опустошались. Захват пленников, грабеж имущества. Торможение развития экономики и культуры украинских земель).
ІІІ. Закрепление знаний учащихся на уроке (блиц-опрос)
Ребята сейчас мы с вами проведем блиц-опрос, я задаю вопросы вы сразу отвечаете.
1. В каком году началось завоевание монголами Крыма? ( 1223 г.)
2. Творцом Крымского улуса был ___. (Хаджи Гирей)
3. Как называлось Крымское государство во второй половине XV столетие? (Большой улус)
4. Определите, о каком городе речь идет.
Город (современная Феодосия), основанное генуэзцами в 60-х гг. ХІІІ ст., где находился самый большой невольничий рынок в Крыму. (Кафа)
5. Какова главная цель набегов крымских татар на украинские земли?
6. В каком году состоялся первый большой поход крымских татар на украинские земли? ( Первое большое нападение крымских татар на украинские земли состоялся 1474. Во время этого нападения были значительно ограблены Подолья и Галичина.)
7. Что такое Дикое поле? (украинские земли на юг от Киева, опустошенные татарами)
IV. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.
V. Домашнее задание :
1 группа - с.200-204, составить конспект
2 группа - подготовить дополнительно информацию о Константине Острожском
3 группа - Творческое задание Составьте небольшой рассказ, используя предложенные слова и дать название к нему.
Перечень слов и дат: Причерноморье; татары; Золотая Орда; Крымский улус; ХV ст.; Хаджи-Гирей; 1443 г.; Бахчисарай.