Математика. 5 класс
Урок № 3 § 23
Тема: Обыкновенная дробь. Сравнение дробей
Цель урока:
Образовательная: научить сравнивать дроби, используя шкалу линейки; усовершенствовать умения работы с дробями; закрепить умения сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
Развивающая: развивать логическое мышление и творческие способности учащихся; практические навыки применения теоретического материала.
Воспитательная: воспитывать учащихся настоящими гражданами своей страны; воспитывать чувство коллективизма, трудолюбия, прилежания, ответственности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: раздаточный материал, учебник, мел, доска, школьные принадлежности.
Ход урока
Организовать детей для работы на уроке; проверить наличие учебных принадлежностей.
проверку домашнего задания провести по решениям с ошибками, приведёнными заранее учителем на доске.
Например, рассмотреть задание № 889:
Учащиеся находят ошибки, если они есть, исправляют их, обосновывая свои ответы.
№ 885(устно).
Даны дроби:
Выпишите те, которые: 1) меньше 1; 2) больше 1; 3) равны 1.
№ 905 Рассмотреть устно.
Используя числа 5, 9, 11, запишите все возможные дроби, каждая из которых:
1) равна единице; 2) меньше 1; 3) больше 1.
Подвести итоги проверки домашнего задания и готовность учащихся к восприятию новых элементов материала.
№ 886 Рассмотреть устно.
При каких значениях а верны равенства:
Задача. Начертите отрезок АВ длинной 6 см. Разделите его на три равные части. Отдельно от отрезка АВ начертите отрезки, которые составляют АВ, АВ, АВ. Сравните длины полученных отрезков.
Эту задачу можно было решить и с помощью линейки с делениями.
Сколько сантиметров составляет АВ, АВ, АВ?
Какой отрезок длиннее, а какой короче?
Посмотрите на рисунок 206. Вы видите линейку из ваших школьных принадлежностей.
На ней сантиметровое деление соответствует 1см, а миллиметровое – см. Отрезки, длина которых от см до см, меньше отрезка длиной 1см.
Отрезок длиной см равен отрезку длиной 1 см. А отрезки длиной, например, см, см, см, больше отрезка длиной 1 см.
Как и натуральные числа, дроби можно разместить на координатном луче. На рисунке 207 вы видите, что единичный отрезок разделён на 5 равных частей.
Поэтому цена меньшего деления равна . Если эту шкалу нанести на координатный луч, то можно определить и дробные координаты точек на нем. Например, на рисунке 208 точки А, В и С имеют координаты:
4. Физкультминутка
1. Мы зарядку начинаем,
Наши руки разминаем,
Разминаем спину, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче
2. Крутим-вертим головой.
Разминаем шею, стой!
Раз, два, три –наклон направо,
Раз, два, три- теперь налево.
3.А теперь остановись!
Поднимаем руки выше,
Вдох и выдох. Глубже дышим.
А теперь за парты сядем.
№ 890 Решить с помощью линейки с делениями.
Запишите в порядке возрастания дроби:
.
Назовите наибольшую и наименьшую из них.
№ 895 (коллективно с учителем)
Начертите координатный луч, приняв за единичный отрезок 9 клеток. Отметьте точки, соответствующие дробям:
Какая из точек лежит дальше всех от начала координат, а какая – ближе всех?
№ 897 (коллективно, по одному ученику у доски по принципу «микрофона»)
Каким дробям на рисунке 211 соответствуют точки А, В, С, D, Е? У какой из этих точек наибольшая координата? У какой – наименьшая?
№ 873 (самостоятельно, один ученик на закрытой части доски)
Какую часть года составляет:
1) 1 месяц; 2) 2 месяца; 3) 6 месяцев; 4) 11 месяцев;
- Что нового узнали на уроке?
- Как ещё можно сравнивать обыкновенные дроби?
- На сколько частей разделён единичный отрезок, если точка имеет на координатном луче точка имеет координату ?
Выставление оценок с коментированием.
упражнения № 874, № 891, № 896 (письменно), стр.199 – 201.