«Условия плавания тел»
Цель урока: используя интерактивные методы обучения и эксперимент, выяснить условия плавания тел, формирование на их основе умения описывать и объяснять физические явления, связанные с действием выталкивающей силы
Тема: УСЛОВИЕ ПЛАВАНИЯ ТЕЛ"
Характеристика особенностей учащихся 8 класса
Класс общеобразовательный, учащихся 11 человек. Из них 6 девочек и 5 мальчиков. Среди них есть дети разной подготовленности и разных способностей Основное количество учащихся относится к основной группе здоровья. Учащиеся 8 класса ведут активный образ жизни. Физику читаю в классе второй год. По уровню развития учащиеся класса не очень отличаются. Из общего коллектива выделяются два ученика.. Этих учащихся можно отнести к более сильным ученикам. Все остальные имеют средний уровень развития Дети больше гуманитарии. Однако в классе есть и ученики, испытывающие трудности при изучении физики, замкнутые, стесняющиеся показать свои затруднения, хотя будучи вовлечёнными в общий ход урока, умеют высказывать свою точку зрения, умеют рассуждать, логически мыслить В целом класс отличается открытостью в общении, дети идут на контакт с учителем, хорошо работают в группах. Интересы учащихся очень разнообразны. Наблюдая за их отношениями видно, что ученики дорожат дружбой. Судя по успеваемости учеников, у большинства все же есть проблемы с учебой, поэтому следует направить деятельность учителей-предметников, родителей и самих учеников на решение данной проблемы. В данный урок были включены различные формы подачи учебного материала.
Основной проблемой класса остается проблема чрезмерной активности,
Краткая аннотация
Урок – исследование условий плавания тел в жидкостях входит в программный материал 8 класса. К этому моменту обучающиеся уже имеют понятие: о выталкивающей сила, знают причины ее возникновения. Тема урока имеет прикладное значение. Урок проведен в форме исследования с элементами метода проектов. На основе актуализации знаний и создания проблемной ситуации учащиеся сформулировали тему урока и поставили цели. Тему самостоятельно изучают теоретически и проверяют изученное путем самостоятельного исследования. . При самостоятельном исследовании выяснено два условия плавания тел:
1) сравнение плотностей тела и жидкости;
2) силы тяжести и архимедовой силы.
Основное внимание в разработке урока уделено обучению в сотрудничестве (обучение в малых группах) как одной из наиболее эффективных и приемлемых в основной школе технологий личностно ориентированного обучения.
Урок вышел за рамки стандарта, насыщен индивидуальными заданиями, работой в группах, чтобы показать красоту опытов, которые были доступны, понятны и интересны своим парадоксом. Урок представлен как мультимедийный конспект, содержащий текст, основные формулы, видеофрагменты, анимации в форме презентаций с использованием программы Power Point из пакета Microsoft Office. Этот метод позволяет объективно отражать действительность. Исследовательский характер заданий, использование занимательных опытов создают атмосферу творческой работы детей.
В ходе урока ученики ответили на проблемный вопрос, поставленный в начале урока
Урок № 31
Тема «Условия плавания тел»
Цель урока: используя интерактивные методы обучения и эксперимент, выяснить условия плавания тел, формирование на их основе умения описывать и объяснять физические явления, связанные с действием выталкивающей силы
Задачи=--
Образовательные:
1. Актуализировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела.
2. Способствовать формированию прочных связей «теория — практика»;
3 Сформировать знания и умения объяснять условия плавания тел, предсказывать поведение тел, погруженных в жидкость.
4 Способствовать укреплению метапредметных связей с биологией, историей, литературой, географией, информатикой.
Развивающие:
1. Формирование навыков самостоятельного приобретения новых знаний, самоконтроля.
2.Развивать навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач.
3. Развития умения анализировать результаты эксперимента
4.Развивать способность к творческому мышлению и анализу.
5.Расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике.
6.Развивать умение логически мыслить.
Воспитательные:
1.Формирование навыков самостоятельной работы над общей проблемой.
2.Формирование патриотического воспитания
3.Воспитание тактичности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
4.Воспитание убежденности в возможности познания природы.
5.Воспитывать интерес к предмету, потребность в познании нового
Тип урока: комбинированный урок с элементами эвристической беседы и исследования
Вид занятия: урок исследования с использованием мультимедийной презентации и интерактивной модели обучения
Методы и приемы обучения: эвристический , проблемно – поисковый, демонстрационный, исследовательский , творческий методы
Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, в группах, индивидуальная, фронтальная, проведение эксперимента, предварительная
подготовка сообщений.
Используемые технологии:
Технические и дидактические средства:
• компьютер, проектор, экран;
• презентация к уроку;
• компьютеры с тестами , интерактивными задачами, видеороликом ;
• лабораторные сосуды с водой, маслом; набор тел разной плотности; пробирка, соль; пластилин; мензурки, плакат с изображением айсберга, инструкции к лабораторному практикуму,
• шарики, разноцветные вырезанные шляпки ,корзинка , наклейки- корабликов
Опережающее задание:
1.Исследовательский мини-проект «Условие плавания тел в жизни»
На данном уроке они представляют результат своей работы.
2.Презентация "Условия плавания тел в жизни" "
Ожидаемые результаты:
• повышение познавательного интереса детей к изучению физики;
• учащиеся познакомятся с условием плавания тел в новой форме;
• научатся описывать и объяснять плавание тел;
• повысится качество усвоения материала.
Структура урока
1.Организация учащихся на урок 0,5 мин
2.Мотивации к учебной деятельности . 2,5 мин
3.Активизация знаний учащихся: 7 мин
4.Вхождения в тему и создание условий для осознанного восприятия нового материала .
Постановка учебной проблемы 3 мин
5.Постановка темы, цели и задач урока. 3 мин
6. Изучение и первичное закрепление нового материала по теме урока
Организация самостоятельной деятельности учащихся по изучению и освоению новой учебной информации 17 мин
7.Осмысление и закрепление изученного материала. 6 мин
8.Контроль и самоконтроль 3 мин
9.Подведение итогов урока 1,5 мин
10.Рефлексия 1 мин
11.Домашнее задание 0,5 мин
Плановые образовательные результаты |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
|
||
Знать: определение силы Архимеда, выяснить условия плавания тел, сформулировать эти условия. |
Постановка учебной задачи на основе |
Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ. |
Умение формулировать собственное мнение и позицию.
|
Рефлексия собственной деятельности. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
|
Ход урока (Презентация к уроку)
Эпиграф:
Я буду умным,
Я буду знающим,
Я буду стараться,
И всё получится!
Организационный момент
Методическое обоснование: подготовить учащихся к активному восприятию нового материала предмета естественнонаучного цикла, вызвать их интерес к физическим явлениям, которые происходят вокруг нас в окружающей природе, побудить учащихся к активной познавательной деятельности.
Ребята! (слайд 2)
Этот урок - урок Добра, Мудрости, Радости музыка Г.Свиридова «Время вперед»).
Под звуки музыки учитель говорит слова
Во всем мне хочется дойти до самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности истекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Все время, схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.
Б.Пастернак
Мотивация учебной деятельности . Эмоциональный настрой
Методическое обоснование: подготовить учащихся к восприятию нового материала и проведению кратковременной экспериментальной работы, посредством подбора вопросов связанных с научным обоснованием природных явлений, в соответствии с данной темой.
Слайд № 3
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
-Друзья, как вы думаете, что сближает в обществе человека с человеком? Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха на урок Вижу у всех хорошее настроение, на улице прекрасная погода. Предлагаю каждому ученику взять шляпку своего настроения на урок .
Всем нам известно, что за весной наступит лето. Лето – одно из прекрасных времен года. С чем оно у вас ассоциируется? Тепло, солнечно, вода плещется и вы купаетесь. На мели вы оперлись на руки. Ноги вытянули вперед, подняли и хлюпаетесь в воде. А смогли бы вы это упражнение сделать на берегу?
А что вы наблюдаете, играя на воде с мячом?
Ребята, а кто умеет плавать?
|
Улыбка Улыбаются друг другу и желают успеха на урок Показывают шляпку настроения на урок (вырезанная картинка шляпки солнце, тепло, вода, купание... .
Он не тонет, а плывет. На него действует выталкивающая сила
|
Слайд №5
Вода – удивительное вещество. Сегодня мы продолжим знакомство с волшебными свойствами воды. Надеюсь, на сегодняшнем уроке вы еще раз оцените достоинства уникальной науки о природе - физики. Физика учит хозяйку, Как пищу готовить быстрей. Зимою выращивать розы, Тепло сберегать в квартире своей. Физика учит плавать Тяжёлый морской теплоход, Летать воздушный лайнер, Космический звездоход. Физика в жизнь воплощает Все замыслы и мечты. Загадки природы она объясняет, Всем, кто с нею на ты. Адам Мицкевич |
Слушают учителя.
|
Слайд №6
Актуализация опорных знаний учащихся
Методическое обоснование: активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся, развивать зрительное и слуховое восприятие материала с помощью презентации и объяснения преподавателя.
А свой урок я хотела бы начать словами:
«Дорога та, кто сам искал, вовек не позабудется».
Приглядывайтесь к облакам
Прислушивайтесь к птицам,
Притрагивайтесь к родникам -
Ничто не повториться
За мигом миг, за часом час
Впадайте в изумленье.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье.
В дорогу мы возьмем багаж
Учебник, ручку, карандаш,
Тетрадь и знаний саквояж.
А знания по теме «Архимедова сила». На предыдущем уроке мы познакомились с действием жидкости на погруженные в нее тела. Для проверки домашнего задания и готовности класса к выполнению задач урока предлагаю учащимся разделиться на две группы по рядам:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
І Гр-1 ряд Выполняет компьютерный тест, который выполнен с помощью сервиса Learning Apps.org. в виде интерактивного задания «Найди пару» |
Ученики выполняют тест на ПК(1 ПК-1 ученик) интерактивное задание «Найди пару»
|
ІІ Гр.-2 ряд Слайд №7
Ребятам второго ряда я предлагаю поиграть в игру «Мяч по кругу» Однако – это не просто игра: необходимо быстро реагировать и правильно отвечать на поставленные вопросы Учитель пускает мяч по кругу. И задает вопросы: |
(Ученики образуют круг)
Ученик ,который получил мяч старается быстро и четко ответить на вопрос блиц-опроса: |
1.Какие силы возникают при погружении тела в жидкость |
архимедова сила и сила тяжести. |
2.Что является причиной возникновения архимедовой силы? |
Сила тяжести, возникшая в результате погружения тела в жидкость |
3.Как направлены эти силы? |
Архимедова сила направлена вертикально вверх, а сила тяжести направлена вертикально вниз.
|
4.От чего зависит Архимедова сила? |
Она зависит от объема тела и от плотности жидкости. |
5.Какая сила называется Архимедовой силой? |
Силу, выталкивающую тело из жидкости или газа, называют архимедовой силой. |
6.Какими способами можно на опыте определить Архимедову силу? |
1) Рассчитать по формуле FА =ρжgVт 2) Опытным путем. Взвесить тело в воздухе Р и в воде Р1, найти разность веса. FА = P - P1 3) Взвесить жидкость, вытесненную телом. |
Заканчиваем работу. Занимаем рабочие места . На столах у вас лежат оценочные листы- оцените свои знания. И после каждого задания не забываете выставлять оценки |
Вхождения в тему. Создание условий для осознанного восприятия нового материала . Постановка учебной проблемы
Прием «Вызов» Слайд №8 1.Егорушка... разбежался и полетел с полутора саженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Вопрос: о какой силе идет речь в отрывке А.П.Чехова «Степь» Почему и какая сила понесла его наверх? |
О выталкивающей силе Выталкивающая сила. Высказывают предположения |
Слайд №9 Ребята! Обратите внимание на воздушный шарик , висящий в классе. На шарике надпись «Привет от Архимеда» Почему шарик не падает? |
Высказывают предположения
|
Итак, мы с вами уже знаем , что на все тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила.
Метод загадки (слайд№10) Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь. Сегодня над морем Большая жара; А в море плывёт Ледяная гора. Плывёт и, наверно, считает: Она и в жару не растает. |
Айсберг. |
Предлагает ученикам вспомнить закон Архимеда
Почему не тонет? |
Читают закон Архимеда: на тело, погружённое в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу жидкости (или газа) в объёме данного тела.
Плавает, часть над водой, часть под водой) Высказывают предположение |
Слайд №11 Посмотрите на рисунок: красивое явление — айсберг, плавающий в океане. Нашим глазам предстает лишь 1/10 часть всего айсберга, а 9/10 — скрыты водой. Но если в воде будет плавать бревно, то оно будет погружено примерно до половины — взгляните на фото. Почему же вода скрывает от нас только половину бревна, а айсберг — почти целиком?
|
Слайд №12 Молодцы, пока Вы не можете точно ответить на этот вопрос, но у вас уже появляются идеи, гипотезы А у нас уже появились проблемы |
Проговаривают их |
Ребята! Если внимательно присмотреться, можно заметить великое множество событий происходящих вокруг нас. С некоторыми из них мы сталкиваемся крайне редко. Мало кому удается в жизни увидеть такое величественное зрелище, как этот айсберг, или наблюдать солнечное затмение. С другими явлениями мы встречаемся ежедневно, и в силу их привычности и обыденности едва ли обращаем на них внимание. Вот зашумел на кухне закипающий чайник, упало с ветки в саду созревшее яблоко. Человек издавна пытался увидеть невидимое, услышать неслышимое, объяснить необъяснимое.
Но за всеми этими явлениями – и уникальными, и обыденными – внимательный взгляд и пытливый ум человека способны увидеть действия удивительных законов природы, достойных нашего внимания и восхищения. Закон этот вам уже известен, но у него так много проявлений.
Мозговой штурм Слайд №13
Учитель разворачивает фольгу из-под шоколада, предлагает смастерить кораблик из фольги и пускает его в кювету с водой, после наблюдения плавания кораблика, бросает в кювету скомканный кусочек алюминия из такой же фольги.
Почему два одинаковых кусочка алюминия ведут себя по- разному? Если взять два разных тела, В жидкость опустить одну Видно, что одно всплывает, А другое – в миг ко дну. Жидкость та же, сомненья нет, Ну, а в чем же тут секрет?
Если тело в жидкость опустить, Будет жидкость снизу на него давить Почему же тело погружается? Может быть, здесь физика кончается? |
Учащиеся участвуют в складывании кораблика и пуска его на воду, наблюдают за поведением второго кусочка алюминия. Предлагают свои версии ответа на вопрос . |
Скажите, пожалуйста, что вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Ребята, а достаточно ли нам только наблюдений , чтобы ответить на вопрос: Почему все так происходит. Таким образом, мы приходим к мысли, о том, что нам необходимо физическое обоснование, того, что происходит. |
Мы использовали наблюдение
Нет |
Постановка темы, цели и задач урока
Вы заметили, что ведут себя тела в жидкости по-разному. Одни – всплывают, другие плавают внутри жидкости, третьи – тонут. Почему? Сегодня нам всем вместе предстоит решить эту проблему . А какую же? Решение проблемы — изучение нового материала Итак, изучению какой физической величины мы посвятим наш урок? Любое тело может плавать в жидкости или газе? Давайте определимся с целью нашего урока и вместе ее сформулируем : -исследовать силу Архимеда ; -на конкретных примерах выяснить, от чего зависит поведение тел, погруженных в жидкость; -установить условие плавания тел Слайд №14 Попробуем на основе тех ответов, которые получили, сформулировать тему урока. Отлично, предлагаю озвучить свои ожидания от урока. Предложите название темы урока
И начинаем шагать к нашей цели маленькими шажками. |
Выяснить, каковы условия плавания тел в жидкости.
Архимедовой силе
Предполагаемый ответ: нет, необходимы определённые условия). Формулируют цели урока Ожидаемый ответ 1. Выяснить, как ведут себя тела, погруженные в жидкость. 2.Выяснить, от чего зависит поведение тел, погруженных в жидкость. 3.Научиться предсказывать поведение тел, погруженных в жидкость. 4.Сформулировать условия плавания тел.
(предлагают название, корректируем и выбираем наиболее оптимальное в соответствии с целью урока). Условия плавания тел»
|
Прикрепите наклейки- корабликов (лежат на партах) на плакате с изображением айсберга на тот уровень, на котором находятся ваши знания в этом вопросе на данный момент. . Подводная часть айсберга символизирует опасения, а надводная- ожидания. |
Прикрепляют кораблик на картинку на то место, на котором находятся их знания в этом вопросе на данный момент. |
Слайд №15 Вот плот и корабль Поплавок рыбака – Плывут как по небу, Плывут облака Но камень в воде Не плывет как бревно И камнем бревно Не уходит на дно. В чем сущность явлений |
|
Слайд №16
На это ответ искал сиракузский мудрец Архимед
Сегодня я приглашаю вас мысленно перенестись в город Сиракузы
Экспертная группа «Историки» подготовила сообщение об Архимеде.
Правдива ли эта история? Почему Архимед поднимал груз только до пояса?
…
Можно назвать Архимеда патриотом своей Родины? |
Исторические данные об Архимеде (сообщает ученик- (опережающее задание) Ученица: рассказывает стихотворение http://dfiles.ru/files/8uhq5volu
Далеко от нашего Союза И до нас за очень много лет В трудный год родные Сиракузы Защищал ученый Архимед…
«Пожилые греки рассказывали, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался» Две тысячи двести лет тому назад великий физик и математик Архимед в трактате “О плавающих телах” объяснил причины, по которым одни тела плавают в жидкости, а другие тонут.
Да |
Изучение и первичное закрепление нового материала по теме урока. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала
Методическое обоснование: Убедить учащихся в том, что самые загадочные явления природы можно объяснить, опираясь на известные законы физики. Обеспечить более полное понимания разнообразных физических явлений путем исследовательской деятельности самих учащихся: выдвижением гипотезы, ее экспериментальной проверки, анализа полученного результата и формулировки вывода.
Слайд №17
Со всеми рассмотренными явлениями вы часто встречаетесь в жизни, наверняка наблюдали за ними и поэтому эпиграфом к нашему уроку взяты слова:
“Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз.” (Античный афоризм)
Значит, наша задача выяснить, почему разные тела по- разному ведут себя в жидкости. Попробуем все сведения об условиях плавания тел получить из разных источников
Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника”. Последуем совету великого мыслителя Абу-ль-Фараджа, посмотрим видеоролик о плавании тел в жидкости; 1.Изучите материалы о явлениях и условиях плавания тел . Также воспользуйтесь материалом учебника «Физика -8» §31-
2.Выясните: "Почему одни тела в жидкости тонут, другие всплывают, а третьи способны плавать внутри жидкости? 3.Сформулируйте условия плавания тел, используя характеристики жидкости и веществ , из которых изготовлены тела. 4.Результаты работы представьте в виде опорного конспекта, который составьте самостоятельно Вы уже сможете ответить на некоторые наши проблемные вопросы? |
Слайд №18 Открывают Обучающий видеоролик «Что плавает? Что тонет? Почему?»
Делают вывод. Заполняют опорный конспект
Если ρж < ρт то тело тонет если ρж = ρт то тело плавает Если ρж > ρт то тело всплывает |
А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин? |
Учащиеся с лёгкостью правильно отвечают на вопрос, используя таблицу плотности веществ |
Слайд №20
Одинаковы ли условия плавания тел в разных жидкостях?
Как вы думаете, где легче плавать в пресной или в соленой воде? Предлагаю посмотреть озвученные иллюстрации “Выталкивающая сила в соленой воде”. |
“Выталкивающая сила в соленой воде”.
|
Слайд №21
А в жизни есть ли применение этому условию? Слово экспертной группе |
|
Делаем выводы
|
Делают выводы: глубина погружения тела в жидкость зависит от плотности жидкости. Чем больше плотность жидкости ,тем больше выталкивающая сила, а значит и архимедова сила стала больше. |
Слайд №22 Волшебное яйцо Однажды учитель продемонстрировал ученикам волшебное яйцо, которое умело плавать, а точнее всплывать со дна стакана и загадала ученикам загадку: как не трогая стакана с водой и яйцом и не используя никаких инструментов, достать яйцо из стакана? Кто из вас смог бы достать яйцо? |
Высказывают мнение, что у соленой воды большая выталкивающая сила, значит надо добавить солевой раствор
|
Слайд №23 «Жизнь — это мечта, проверенная физикой»? Верно ли? Давайте проверим объяснение этому явлению Интерактивное задание» Плавание тел» Сравните увиденное по видео с выполненным с помощью интерактивной практической работы. Правильные ли выводы? |
С помощью интерактивной модели проводят опыт по выявлению зависимости глубины погружения плавающего тела в жидкостях различной плотности 4.18 Плавание тел (пункты 2- 4)
|
Слайд №24 А теперь посмотрим , как ведут себя тела различной плотности в жидкости. Интерактивный тренинг с использованием флеш-анимации 1.Сравните глубину погружения в жидкость различных тел 2.Используя таблицы плотностей твердых тел и жидкостей, ответить на вопросы:
Сделайте выводы |
(2 ученика – 1 ПК) Наблюдают за глубиной погружения тел в жидкость Поведение тел разной плотности в жидкости
Вывод: Таким образом, глубина погружения тела в жидкость зависит от плотности самого тела |
Задание Объясните, как используя условия плавания, определить долю погруженного тела..в жидкость.
С помощью интерактивной модели Плавание тел исследуйте условия плавания тел различной плотности в жидкостях с различной плотностью
Как зависит сила Архимеда от плотности жидкости, в которую погружено тело?
Сделайте выводы |
Применяя таблицу плотностей распологают тела в жидкостях в правильном порядке, делают выводы
4.18.Плавание тел (пункт 6) Слайд №25 Поведение тел в жидкостях с различной плотностью Вывод: Таким образом, глубина погружения тела в жидкость зависит не только от плотности самого тела , но и от плотности жидкости |
Ребята! Вы сказали , что не достаточно только наблюдений , чтобы ответить на вопрос: Почему все так происходит?
Попробуем все полученные сведения об условиях плавания тел подтвердить экспериментально на практике. Исследуем эти условия. Прислушаемся к словам Конфуция:
Слушаю – забываю, смотрю – запоминаю, делаю – понимаю» Слайд №26
“Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью” советовал нам Аристотель. Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. М.В. Ломоносов когда-то сказал: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением» Проверим справедливость выводов на опытах. |
Слушают учителя Смотрят на портреты ученых
|
|
Итак, давайте вернемся к нашим проблемным вопросам. которые требуют исследования. Попробуем сформулировать их Предлагаю ученикам взять по одному шарику с учительского стола и объединиться в мини группы (по 3 человека) по цвету шариков. Таким образом сформированы исследовательские группы, которые исследуют проблемные вопросы и подтвердят или опровергнут изученные нами условия плавания тел.
Сделать выводы и сравнить их с раннее полученными |
Гр №1 -красные шарики Гр №2 -желтые шарики, Гр №3 -зеленые шарики,
Проблемные вопросы групп 1 группа: Почему одни предметы плавают, а другие тонут? 2 группа: Зависит ли архимедова сила от силы тяжести погруженного тела? 3 группа .Как зависит сила Архимеда от плотности жидкостей Каждая группа проводит демонстрационный эксперимент, результаты эксперимента заносят в таблицу. |
|
Прежде чем приступить к выполнению работы вспомним Правила ТБ: |
Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторного практикума, подготовить рабочее место и убрать посторонние предметы, приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание, проверить исправность оборудования и приборов. По окончании работы: привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы и оборудование. |
|
Значит, наша задача выяснить, почему разные тела по разному ведут себя в жидкости.
О, сколько нам открытий чудных Удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. И мы, сегодня на уроке, также попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия, попробуем перепроверить закон Архимеда об условиях плавания тел. |
Слушают учителя |
|
Метод «Лаборатория». Самостоятельная работа в группах
Методическое обоснование: вовлечь учащихся в процесс обучения посредством экспериментальной деятельности, снять возникающие в процессе обучения познавательные трудности, подвести учащихся к осмыслению нового материала.
Ребята получили карточки с заданиями, созданы группы. Каждая имеет свое задание.
Нужно:
- выполнить опыт по инструкции;
- проверить правильность сделанных теоретических выводов
- подготовить сообщение для устного ответа;
- сделать вывод.
Слайд № 27 Группа № 1
Проблемный вопрос: Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Цель: проверить верно ли, что одни предметы плавают, а другие тонут? Оборудование: сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, сосновая спичка, парафиновая свеча, пластилин
рисунок в виде схемы
|
Выполняют эксперименты, наблюдают за поведением тел, погруженных в жидкость , заполняют таблицу, делают выводы
|
Слайд №28 Почему кусок пластилина тонет в воде? (Группа №1)
Группа № 2 Слайд №29
Опыт №2 Проверка плавучести пробирки
Цель работы: Сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки Оборудование: мензурка, динамометр, пробирка, закрытая пробкой, песок а) Сравните архимедову силу, действующую на пустую пробирку, и пробирку с песком с силой тяжести каждой пробирки. б)Изобразите схематически в)На основании результатов опытов самостоятельно сделайте выводы об условии плавания тел в зависимости от соотношения архимедовой силы и силы тяжести
|
Ход работы
1.Закройте пробирку плотно пробкой и опустите в воду. 2.Наблюдайте за ее поведением на воде. 3.Добавьте в пробирку песка столько , чтобы она погрузилась на разную глубину. |
Группа № 3 Слайд №30 Проблемный вопрос Почему жидкости не смешиваются?
Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы. Оборудование: сосуды с маслом, водой, пипетка. |
Ход работы 1.Налейте немного воды в сосуд с маслом 2.Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла. 3.Опустите пипетку на глубину 3 – 4 см в стакан с водой. 4.Выпустите масло и пронаблюдайте , как оно ведет себя в жидкости 5.Сделайте вывод и рисунок |
Защита эксперимента
Прием "Генераторы и критики" ( "теоретики" и "экспериментаторы")
Заканчиваем свою работу, приборы отодвинули на край стола. Переходим к обсуждению результатов. Сначала выясним, какие тела плавают в жидкости, а какие – тонут, какие всплывают.
Вопросы учителя |
Ответы ученика |
|||||||||||||||||||||
1.Проверим, как ведут себя тела, погруженные в жидкость. Ребята, которые проверяли ,как ведут себя сосновая спичка, гвоздь и парафиновая свеча в одной и той же жидкости. Что вы заметили?
Сделайте вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности погруженного тела. |
Каждая группа подтверждает теоретические выводы Глубина погружения тел разная. спичка плавает на поверхности, а парафиновая свеча немного погрузился в воду, гвоздь утонул.
|
Слайд №31
А как же заставить плавать пластилин на поверхности воды ?
Выводы |
Из пластилина сделали лодочку с широким дном, т.е. увеличили объем тела |
Таким образом, глубина погружения тела в жидкость зависит от плотности жидкости, плотности вещества тела и от объема тела . В этом мы убедились. При этом изменяется и Архимедова сила, действующая на тело
Группа № 2
Проверка плавучести пробирки
Сделайте выводы на основании результатов опытов, сделать рисунок .
|
Пробирка плавает на поверхности.
Мы погрузили в воду закрытую пробирку - она плавала. Регулируя массу песка в пробирке ( силу тяжести) ,можно заставить пробирку погрузиться на разную глубину Соотношения между силой тяжести и силой Архимеда
FА > FТ FА= FТ FА < FТ Делают вывод:
если Fарх = Fтяж, то тело плавает, Fтяж < Fарх, то тело всплывает; Fарх < Fтяж, то тело тонет.
|
А что же с маслом? |
|
Ребята! Дома одна экспертная группа выполняла интересное исследование о плавании шоколадки в газированной воде. Послушаем их
Дома найдете этому явлению применение в жизни
|
Опыт Проверка плавучести шоколадки
Цель работы: наблюдение за плаванием шоколадки в газированной воде Оборудование: стакан , кусочек шоколадки, газированная вода В стакан с газированной водой мы опустили кусочек шоколада. Шоколад опустился на дно, т.к. его плотность больше, чем у воды. Но облепленный пузырьками газа, кусочек всплывает на поверхность. На поверхности пузырьки лопаются, шоколад опускается и так будет продолжаться, пока весь газ из газировки не выйдет. |
Итак, чтобы заставить плавать обычно тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела При этом изменяется и Архимедова сила, действующая на тело.
Общие выводы Слайд №32
Записать в опорный конспект
Молодцы |
Условия плавания тел можно сформулировать 2 способами: 1.Сравнивать плотности жидкости и вещества. 2.Сравнивать архимедову силу и силу тяжести.. Записывают в опорный конспект
|
Итак ,законы Архимеда мы перепроверили и убедились в их справедливости.
Условие плавания тел в жизни
Слайд №34 На принципе плавания тел устроен принцип работы прибора, с помощью которого измеряют плотность жидкости Показ флеш-ролика «Ареометр» (слайд№ ) Действие прибора - Ареометр (демонстрируем определение плотности воды и масла)
А представитель экспертной группы расскажет нам об этом приборе |
|
А, есть ли практическое применение данной темы
Слайд №35 А как же плавает человек? Ведь не все моря (Азовское, на пример) имеет такую соленость или в реке вообще пресная вода.
Сообщение от участника экспертной группы»Плавание человека
|
|
Слайд №36
Ребята! Мы сегодня на опытах показывали плавание кораблика, лодочек. А как вы думаете, плавание судов имеет какое-нибудь к этому отношение? Послушаем сообщение экспертной группы
|
|
(Слайд № 37 )
Ребята! Мы уже много знаем из об условиях плавания тел в жидкости, а как вы думаете . а в газах выполняется закон Архимеда? Пример тому висящий шарик в классе.? Как можно регулировать высоту подъёма воздушного шара А где в жизни встречается это явление? Сообщение нам подготовила экспертная группа
Тому, кто знает физику, Нетрудно дать ответ: |
Отвечают
|
Физкультминутка Слайд №39
Игра на внимание “паровозик”
1 ряд – 1 вагон делает один хлопок, один притоп;
2 ряд – 2 вагон делает два хлопка, два притопа;
3 ряд – 3 вагон делает три хлопка, три притопа;
Делают по команде: первый вагон, второй, третий, третий, первый, второй, одновременно
Осмысление и закрепление изученного материала
Блиц – турнир
Прием "Проверь свои знания»
А сейчас приглашаю вас принять участие в блиц турнире
Слайд №40 Два соседа решили путешествовать на воздушных шарах.кто из них хорошо знает физику?
|
силу
Чтобы шар летел ,умный сосед выбрасывает лишний груз, тем самым уменьшая силу тяжести и увеличивая выталкивающую
|
Слайд №41
Что общего и чем отличаются рисунки между собой. Дайте обоснование вашему ответу.
|
В более соленой воде выталкивающая сила больше , чем в менее соленой и айсберг в такой воде выступает над водой больше. |
Слайд №42
Пагубные последствия судоходства.
Почему катастрофа плавающих судов, перевозящих нефть, бензин и т. д. грозит экологической катастрофой Охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в результате эксплуатации подводных , надводных и воздушных транспортных средств.
|
Плотность нефти , бензина меньше плотности воды и они всплывают на поверхность. Нет доступа кислорода для живых существ, живущих в воде
В последнее время приобретает катастрофических размеров загрязнения Мирового океана нефтепродуктами и другими вредными примесями. |
Слайд № 43 Н.А. Некрасов. “Дедушка Мазай и зайцы”
…Мимо бревно суковатое плыло,
Вопрос: Почему Мазай зацепил бревно, а не посадил зайцев в лодку? |
Под действием увеличившейся силы тяжести лодка может утонуть
|
Слайд № 44 Почему нельзя тушить горящий бензин водой?
|
Заливая бензин, плотность которого меньше плотности воды, он всплывает на поверхность воды и продолжает гореть. |
Слайд №45
Почему не тонет ребенок , уцепившись за круг?
|
Плотность воздуха легче плотности воды
|
||
Слайд №46 С какой целью ботинки для водолаза делают с тяжёлыми свинцовыми подошвами
|
Тяжёлые ботинки помогают преодолевать выталкивающую силу
|
||
Почему орехи кокосовых пальм не тонут в воде, а с течениями достигают далеких материков? |
Слайд №46
Они подобны плотно закрытой деревянной бочке Плотность коры ореха меньше плотности воды
|
Слайд №47
Этап контроля и самоконтроля
А сейчас пройдите интерактивные тесты Выясните условия плавания тел
|
Работают с тестами (1 ученик-1 ПК)
|
Слайд №48
Подведения итогов занятия
Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и научились использовать закон Архимеда, выяснили , при каких условиях тела плавают и при каких – тонут. Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование Прием “Корзина идей” Вспомните и запишите на своих корабликах все, что вы узнали об условии плавания тел и что хотели бы еще узнать и бросьте в корзину |
Слушают |
Прием "Райтинг Учитель согласовывает оценки с оценками учеников
|
Ученики работают с оценочными листами Завершив работу, ученик ставит себе оценку |
Рефлексия
В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, на сколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. Пожалуйста, сдайте мне оценочные листы, которые вы заполняли на протяжении урока
Покажите свое настроение после изученной темы
При выходе из класса приклейте на айсберге , пожалуйста, свой кораблик на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок, если она изменилась
Да, мир познания не гладок.
И знаем мы со школьных лет
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет!»
Домашнее задание Слайд №49
§ 31
Задача Шар массой 300 г имеет объем 600 см3 . Плавает шар в воде или тонет?
Творческое задание:
Выяснить, где находит применение движение кусочка шоколада в жизни.
Любителям биологии. Объясните, как рыбки легко могут изменять глубину погружения.
Дополнительные сведения на раздумье:
Любителям литературы. Какой писатель в своём произведении описал поведение животных и человека в Большом Соленом озере, расположенном в США.
Литература
1. Учебник . Физика Сиротюк 8 ,Киев «Зодиак –ЕКО», 2008
2. Ж.В. Иванова«Уроки физики -8 класс» Мастер класс, изд. Утро
3. Г. Разумовского и Л. С. Хижняковой «Современный урок физики». «Просвещение» 1993г.»
4. Книга для чтения по физике 6-7 класс. Составитель В. Г. Кириллова.
5.Внеклассная работа по физике. Автор: И. Я Ланина.
6.Нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия. Автор: Л. А. Горлова
7.Картинки взяты из Интернета
Интернет-ресурсы
Приложение1
Экспериментальные задания
Задание группе № 1 Опыт №1 Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Цель: проверить верно ли, что одни предметы плавают, а другие тонут? Оборудование: сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, сосновая спичка, парафиновая свеча, пластилин 1.Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде. 2.Найдите в таблице форзаца учебника плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды 3.Добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта. 4.Результаты оформите в виде таблицы. Показать рисунок в виде схемы
|
Задание группе № 2 Опыт №2 Проверка плавучести пробирки Цель работы: Сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки Оборудование: мензурка, динамометр, пробирка, закрытая пробкой, песок а) Сравните архимедову силу, действующую на пустую пробирку, и пробирку с песком с силой тяжести каждой пробирки. б)Изобразите схематически в)На основании результатов опытов самостоятельно сделайте выводы об условии плавания тел в зависимости от соотношения архимедовой силы и силы тяжести
|
Ход работы
1.Закройте пробирку плотно пробкой и опустите в воду. 2.Наблюдайте за ее поведением на воде. 3.Добавьте в пробирку песка столько , чтобы она погрузилась на разную глубину. |
Задание группе № 3
Опыт №3 Почему жидкости не смешиваются?
Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы. Оборудование: сосуды с маслом, водой, пипетка. |
Ход работы 1.Налейте немного воды в сосуд с маслом 2.Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла. 3.Опустите пипетку на глубину 3 – 4 см в стакан с водой. 4.Выпустите масло и пронаблюдайте , как оно ведет себя в жидкости 5.Сделайте вывод и рисунок |
1