Урок №2 в теме «Вступление» (учебник Григорович О.В., 7 кл)
Тема урока: Правила поведения учащихся в химическом кабинете. Знакомство с оборудованием кабинета химии и лабораторной посудой.
Цель: Подробно ознакомить учащихся с правилами техники безопасности в кабинете химии. Познакомить с оборудованием кабинета химии. Рассмотреть лабораторное оборудование и посуду, изучить его назначение, приемы обращения с ним. Установить логическую связь «устройство прибора – назначение деталей и узлов».
(конкурс "Вчительська десятка")
Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо.
Урок №2 в теме «Вступление»
Тема урока: Правила поведения учащихся в химическом кабинете. Знакомство с оборудованием кабинета химии и лабораторной посудой.
Цель: Подробно ознакомить учащихся с правилами техники безопасности в кабинете химии. Познакомить с оборудованием кабинета химии. Рассмотреть лабораторное оборудование и посуду, изучить его назначение, приемы обращения с ним. Установить логическую связь «устройство прибора – назначение деталей и узлов».
Задачи:
Образовательные: Создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний. Расширить знания учащихся по данной теме и приобрести новые знания, способствующие расширению кругозора и развитию эрудиции.
Воспитательные: Воспитывать коллективизм, умение работать в парах, проводить рефлексию собственной деятельности. Воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность. Формировать химическую культуру.
Развивающие: Развивать учебные умения и навыки (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике). Развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, логическое мышление. Развивать у учащихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно.
Методы: информационно - иллюстративный, частично - поисковый, проектный и репродуктивный.
Форма работы: групповая, парная работа, фронтальная.
Тип урока: комбинированный урок (объяснительно – иллюстративный и эвристический). Урок формирования новых знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала с элементами исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения: Знать и уметь применять правила поведения учащихся в химическом кабинете. Знать устройство и правила пользования лабораторным штативом. Уметь обращаться с нагревательными приборами, знать строение пламени. Ознакомиться с химической посудой.
Оборудование: Презентация к урокам №2,3 «Правила ТБ в хим. кабинете», таблицы «Правила ТБ»; рисунки с запрещающими, предупреждающими знаками; лабораторная посуда (пробирки, стеклянные и фарфоровые стаканы, колбы круглодонные, плоскодонные и конические, мерная посуда (цилиндры, стаканы, пробирки), воронки, чашки фарфоровые, тигли, ступки с пестиками, пробиркодержатели, горелка, лабораторные штативы, штативы для пробирок; спички); инструктивная карта.
Структура урока:
Ход урока:
1. Что изучает химия?
2. Краткие сведения из истории химии.
3. Представление результатов учебного проекта №1 «Химические знания в разные эпохи».
Правила поведения учащихся в химическом кабинете. Знакомство с оборудованием кабинета химии и лабораторной посудой.
Это должен каждый знать:
Спирт в спиртовке поджигать
Спичкой только можно
И очень осторожно.
Чтобы пламя погасить
Спиртовку следует закрыть.
И для этого, дружок,
У неё есть колпачок.
Приложение 1. Правила техники безопасности.
Повторение правил ТБ и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии.
Выучить: §3 Правила ТБ во время работы в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторной посудой, штативом, нагревательными приборами; строение пламени.
Зарисовать: Лабораторное оборудование и подписать названия.
Приложение 1. Правила техники безопасности:
Вещества бывают разные:
Едкие и взрывоопасные
Бывает, что они сами воспламеняются
А есть, такие, которыми отравляются.
Если ты не хочешь получить ожог
Или надышаться ртутными парами,
Эти правила безопасности внимательно прочитай
И в химическом кабинете их никогда не забывай!
1. При работе с веществами не берите их руками
И не пробуйте на вкус,
Реактивы не арбуз:
Слезет кожа с языка
И отвалится рука.
2.Задавай себе вопрос,
Но не суй в пробирку нос:
Будешь плакать и чихать,
Слёзы градом проливать.
Помаши рукой ты к носу –
Вот ответ на все вопросы
3.С веществами неизвестными
Не проводи смешивания неуместные:
Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай
Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай!
4.Если ты работаешь с твёрдым веществом,
Не бери его лопатой и не вздумай брать ковшом.
Ты возьми его немножко –
Одну восьмую чайной ложки.
При работе с жидкостью каждый должен знать:
Мерить надо в каплях, ведром не наливать.
5.Если на руку тебе кислота или щёлочь попала,
Руку быстро промой водой из-под крана
И, чтоб осложнений себе не доставить,
Не забудь учителя в известность поставить.
6.В кислоту не лей ты воду, а совсем наоборот
Тонкой струйкой подливая,
Осторожненько мешая,
Лей в водичку кислоту –
Так отвадишь ты беду.
Приложение 2. Карточка – инструкция: