Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме «Односоставные предложения. Неполные предложения»
Тип урока: Урок закрепления знаний, подготовка к контрольной работе.
Цели урока:
- закрепить знания учащихся по данной теме (актуализировать опорные знания учащихся);
- закрепить изученный материал с помощью тренировочных заданий;
- провести работу по развитию речи учащихся (коллективное сочинение по картине И. Левитана «Осень»;
- использовать межпредметные связи (параллель с русской литературой: использование односоставных предложений в поэзии);
- выяснить стилистическую роль односоставных предложений;
- повторить знаки препинания в неполных предложениях;
- подготовить учащихся к контрольной работе (домашний тест).
Ожидаемые результаты. После этого урока учащиеся смогут:
- различать виды односоставных предложений;
- определить стилистику односоставных предложений;
- использовать односоставные предложения в речи;
- делать синтаксический разбор односоставных предложений;
- ставить правильные знаки препинания в неполных предложениях.
Оборудование: учебник «Русский язык» (Е.И. Быкова…), доска, экран, иллюстрации, музыка, ученические тетради.
Методы: комбинированная беседа, метод «Микрофон» (презентация); работа в группах; коллективное сочинение.
Ход работы
- Ребята! Сегодня у нас урок обобщения знаний по теме «Односоставные предложения. Неполные предложения»; подготовка к контрольной работе.
Я думаю, у нас будут ожидаемые результаты:
- вы легко будете различать виды односоставных предложений;
- определять их стилистику;
- использовать односоставные предложения в речи;
- делать синтаксический разбор односоставных предложений;
- ставить правильные знаки препинания в неполных предложениях.
- Я желаю вам успешной работы на уроке!
II. Основная часть урока. Обобщение материала.
- Ребята, скоро Новый год и все его, конечно же, ждут с нетерпением, но как вы слышите сейчас вашему вниманию звучит «Осенний блюз» Раймонда Паулса. Он так созвучен картине выдающегося русского художника, мастера пейзажа Исаака Левитана «Осень».
Многие писатели, поэты и художники обожали время года осень. Это и А.С. Пушкин, и А.П. Чехов, И.А. Бунин.
Многие художники изображали осень в своих картинах. Один из них –.
Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почерневшие от сырости маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву, одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром, небо, похожее на тонкий лёд, косматые дожди..
- Ребята, перед вами иллюстрации осенних картин ЛЕВИТАНА. И одна из них, это «Осень». (Экран, иллюстрация)
Давайте вместе составим коллективное мини-сочинение по картине И. Левитана. Используем по составу различные предложения (и односоставные, и двусоставные).
Мини-сочинение.
На картине Исаака Левитана изображена золотая осень. (Двусоставное, простое). Берёзовая роща. (Односоставное). Стройные берёзки надели золотистые платья и красуются в них. (Простое, двусоставное, осложнено однородными сказуемыми). Трава местами зелёная, а кое-где она уже пожелтела. (Сложное, ССП, части соединены соединительным союзом). Посреди рощи течёт весёлый ручей, в котором отражается осеннее небо. (Сложное, их части двусоставные). Прекрасная пора, очей очарованье! (Односоставное, осложнено обращением).
- Спасибо за работу, ребята!
А сейчас дайте характеристику предложений по составу. Какие виды односоставных предложений вы знаете?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (показывает ученица).
- Мы повторили с вами виды односоставных предложений.
А сейчас работаем в группах. Каждая группа получила тестовое задание, которое вы выполняли дома. Начинаем с первой группы. Ребята анализируют текст, вы внимательно слушаете, если есть ошибки, исправляете их.
1 группа. Определите вид односоставных предложений.
1. Старайтесь особенно активно использовать летнее время.
2. С ним каши не сваришь.
3. В дверь осторожно постучали.
4. Темнеет рано. В голове шумит.
5. Первое сентября. Школа. Торжественная линейка
6. Ранним утром отправьтесь к речке.
7. Утром принесли почту.
8. Любишь вершки – люби корешки. Один раз солгал – навек лгуном стал.
9. Закаляйте своё здоровье! Будьте всегда в прекрасном настроении!
10. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2 группа. Переделайте двусоставные предложения в односоставные. Определите их тип.
1. За рекой девушки поют в два голоса.
2. Родители купили мне путёвку в туристский лагерь.
3. Магазин опечатали приставы.
4. На рассвете пастухи гонят стадо мимо нашего дома.
5. Соседи мешают мне заниматься.
6. Врачи запретили ему заниматься боксом.
7. Ходить в лес дети любили.
8. Через час дежурные закроют двери.
3 группа. Выделите грамматическую основу предложений. Укажите неполные предложения. Определите типы односоставных предложений.
1. Бензина запах и сирени насторожившийся покой.
2. Вдали (не видно) на горизонте ни одного паруса.
3. Я не мешаю ему так думать.
4. Отнеси эту книгу Лизе в подарок.
5. Взглянуть бы на письмо своими глазами!
6. Какая ночь!
7. Благодарю, родной полночный край!
8. Ну вот, давайте говорить.
Задание для всего класса.
Подчеркните грамматическую основу предложения, определите его тип.
1. Прямота набережных.
2. Неподвижный строй бледно-жёлтых, тускло-красных и их опрокинутые отражения в зеркально-чёрных водах Невы.
3. Ажурные арки мостов на фоне розово-жёлтой зари.
4. Лиловые контуры башен, колонн и бронзовых коней в этом обманчивом полусвете.
5. Будто легче и ближе один о другого стали мосты.
6. Будто теснее сдвинулись купола и шпили в этой прозрачной, загадочной тишине.
- Ребята, спасибо за работу.
Давайте поговорим о стилистике односоставных предложений.
Односоставные предложения стилистически разнообразны.
Так определённо-личные предложения сообщают изложению разговорную экспрессию (яркое проявление чувств, настроений, мыслей), динамичность, непринуждённость. Они употребляются в публицистике и служат средством выражения волеизъявления, создания призывной интонации. В научно-популярной речи определённо-личные предложения создают ощущение непринуждённой беседы с читателем, помогают активизировать его внимание.
Например: Вернёмся к стихотворению «Деревня». Начинается оно мирной картиной деревенской жизни, как бы нарочно созданной для тихого отдыха после суеты и тревог большого города (Приветствую тебя, пустынный уголок…).
Многие публицистические материалы имеют разговорную окраску, что повышают их доступность и выразительность.
В неопределённо-личных предложениях всё внимание сосредоточено на действия, события, они более лаконичны, действующее лицо в них не обозначается.
Неопределённо-личные предложения употребляются в разговорном стиле, широко используются в научном стиле, отличаются краткостью.
Стучат.
Ребята, сегодня к завтраку подавали самые вкусные пирожки!
За контрольную мне поставили «12» баллов.
Различают три вида пряжи.
Состав помещают в колбу.
Обобщённо-личные предложения часто употребляются в пословицах для выражения общих суждений.
На чужой роток не накинешь платок.
Цыплят по осени считают.
От сказанного слова не отвяжешься.
С ним каши не сваришь.
Для обобщающего выражения действий, мыслей, чувств конкретного лица (Бывало, возьмёшь лыжи и отправишься в лес).
В научном и официально-деловом стиле они не употребляются. Главная сфера – разговорный стиль.
Безличные предложения используются во всех стилях речи. В научных текстах встречаются безличные предложения со значением долженствования (следует, нельзя, необходимо, надо, можно).
Нужно найти кривую.
Нельзя вывести формулу.
Любую правильную рациональную дробь легко выразить через простейшие дроби.
В официально-деловой речи используются безличные предложения со сказуемым-глаголом в неопределённой форме(Обязать совет лидеров усилить работу по подготовке к спортивным соревнованиям).
Для художественного стиля характерны безличные предложения изобразительного характера (В ущелье было темно и сыро, как в раскольничьей келье).
В публицистическом стиле безличные предложения дают возможность автору выразить личностное отношение к предмету речи (нравится, кажется).
Назывные предложения особенно широко используются в художественной и публицистической речи. Изображают статичную обстановку (нет развития), способны передать и динамику событий. Они кратки, выразительны.
Шум, хохот, беготня.
Плеск воды.
Вот мои дети.
Морозный день декабря.
Какой чудесный зимний день!
Неполные предложения характерны для разговорного стиля, для диалога, отличаются краткостью.
-Где купался утром?
-В озере.
-Как тебя зовут?
-Антипом, батюшка
В художественной речи выполняют изобразительную функцию.
С утра в поле косили. Вечером тоже.
Труд побуждает поле, а поле — человека.
Односоставные предложения являются ярким выразительным средством русского языка, поэтому используются в поэтической речи.
- Ребята подготовили стихи, в которых звучат односоставные предложения.
Агния Барто «Прогулка»
Бегу на лыжах по лесу,
Бегу, бегу.
За мной вдогонку полосы
Бегут в снегу.
Бегу на лыжах по лесу,
То я влечу в сугроб,
То вдруг ледышка по носу
Меня легонько — хлоп!
То на пенек напорешься,
Случается в пути.
Бегу на лыжах по лесу,
Вдруг слышу: — Пропусти!
Девчонка долговязая
Кричит: — Ой, догоню! —
Как будто бы обязан я
Ей уступать лыжню.
Мы стукаемся лыжами,
И, в снег столкнув меня,
Она вопит обиженно:
— Дорогу, размазня!
В этом стихотворении Агния Барто употребляет определённо-личные предложения, которые сообщают изложению непринуждённость.
Александр Твардовский «За тысячу верст...»
За тысячу верст
От родимого дома
Вдруг ветер повеет
Знакомо-знакомо...
За тысячу верст
От родного порога
Проселочной, белой
Запахнет дорогой;
Ольховой, лозовой
Листвой запыленной,
Запаханным паром,
Отавой зеленой;
Картофельным цветом,
Желтеющим льном
И теплым зерном
На току земляном;
И сеном и старою
Крышей сарая...
За тысячу верст
От отцовского края...
В этом стихотворении безличные предложения делают текст ярким и выразительным.
Николай Доризо
Город белых мечетей,
Древний город - Стамбул.
Здесь я холод столетий
В жаркий полдень вдохнул.
Город пестрых лавчонок,
Говор улиц чужих.
Здесь я, словно ребенок,
Что отстал от родных.
Мне сулил сувениры
Царь царей - капитал,
И выклянчивал лиры,
И за локоть хватал.
Все мне так незнакомо.
Мир дворцов и лачуг.
Ни ответа из дома,
Ни привета.
Назывные предложения использовал поэт, чтобы мы могли представить древний город Стамбул, чувства чужого человека в нём.
Афанасий Фет.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
В этом стихотворении с помощью назывных предложений тонко передана гармония чувств человека и природы.
III. Домашнее задание.
Спасибо, ребята!
Вы отлично поработали. Я уверена, что вы справитесь с контрольной работой. Дома ответите на вопросы теста. Потом сдадите тетради на проверку.
IV. Итоги урока.
Давайте подведём итоги урока.
Чему вы научились, что нового узнали; что нам понравилось.
V. Приложение.
ТЕСТ «Односоставные предложения. Неполные предложения»
Односоставным есть предложение.
А. Кинокадры Довженко проросли на веки вечные своими дубами.
Б. Без труда не съешь пирога.
В. На каждую голову приходит своя метель.
Г. Я по тонкому льду к тебе снова дорогу найду.
2. В односоставном предложении есть часть сложного предложения.
А. Приходит день, склоняются берёзы.
Б. Ещё ветер не выпил своей росы, искрится она под моими ногами.
В. Иду на встречу с другом, мы давно не виделись с ним.
Г. Нас вдаль зовёт широкая дорога, нам играет волшебная струна.
3. Односоставным определённо-личным есть предложение.
А. Над книгой человечества склоняю голову…
Б. Дыхание гор было слышно.
В. Не родись красивой, а родись счастливой.
Г. 2016 год стал самым урожайным для аграриев Одещины.
4. Односоставным безличным есть предложение.
А. Таинственность раннего утра окутала нас со всех сторон.
Б. Справа и слева веяло свежестью и ароматом воды.
В. Хочу слышать забытые песни.
Г. Учителя и дерево узнают по плодам.
5. Односоставным назывным есть предложение.
А. Ночка тёмная.
Б. На небе солнышко.
В. Пахнет травой.
Г. Лунная ночь.
6. Неполное предложение есть.
А. Садись. Отдохни с дороги.
Б. Тёмные скалы еле виднелись, а море лежало внизу, готовилось ко сну.
В. Мело, крутило, вихрилось…
Г. В село Журавлиное летят журавли, а лебеди – в Лебедин.
7. Тире стоит на месте пропущенного члена предложения.
А. Между деревьями – отражение города.
Б. Поэзия – души движенье.
В. Твоя любовь – как детский смех.
Г. Пчела – известная труженица.
8. Обобщённо-личными есть все предложения, кроме
А. Сейся, родись, засевайся счастьем, поле молодое!
Б. Боишься волка – в лес не ходи.
В. Семена вынимают зрелых плодов, сушат на воздухе.
Г. Не взявшись за топор, дома не построишь.
9. Тире на месте пропущенного сказуемого можно поставить в предложении.
А. Сено пахнет космосом веков, а космос безбрежным океаном.
Б. Не намочив рук, не умоешь лицо.
В. На лугах скошено траву.
Г. Милосердными нам надо быть ради всего живого!
10. Предложение (Школьную акцию «Оберег для солдата»…вместе с волонтёрами) станет определённо-личным, если на месте пропуска будет сказуемое
А. провожу
Б. проводит
В. проводят
Г. провели.