Урок+Презентация. «19 век – расцвет романтизма в западноевропейском искусстве (литература, живопись, мода, музыка). Виртуальная экскурсия». (для школ с русским языком обучения)

Про матеріал
Интегрированный урок по литературе в 9 классе для школ с русским языком обучения. Тема: «19 век – расцвет романтизма в западноевропейском искусстве (литература, живопись, мода, музыка). Виртуальная экскурсия». В процессе урока рассматривается романтизм как литературное направление, выявляются основные признаки романтизма. Во время Виртуальной экскурсии ученики работают по такому плану: А) литература Б) живопись В) музыка Г) мода Для проведения данного урока необходимы: компьютер, интерактивная доска SMART BOARD. В материалах предоставлены презентация учителя, облако слов в программе Tagul (Tagul.com), ссылка на Интернет-ресурс https://app.emaze.com, рабочие листы для учащихся.
Перегляд файлу

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЭКСКУРСОВОДОВ

 

1) Теодор Жерико. Плот "Медузы"

 

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\1-the-raft-of-the-medusa-theodore-gericault.jpg   C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\teodor-jeriko+.jpg

 

 Хотя родиной романтических настроений в литературе была Германия, в живописи они заявили о себе, в первую очередь, во Франции – в творчестве Теодора Жерико. Да и сам термин «романтизм» впервые появился в некрологе, посвященном этому художнику, а его картина «Плот» Медузы» стала манифестом новой живописи.

 В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившиеся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших потрясли современное общественное мнение, а само крушение обернулось скандалом во французском правительстве из-за некомпетентности капитана судна и недостаточности попыток спасения потерпевших.

 Всех персонажей Жерико поместил на ближний план. Уставшие, истощенные люди, находящиеся на плоту, заметили приближение судна. У каждого из них своя манера поведения. Одни полумертвые, а другие лишились рассудка и не реагируют на происходящее. Тех, у кого тлеет надежда на спасение, очень мало. Этот контраст фигур создает динамику композиции. К тому же художник подчеркивает его освещением, которое падает на полотно сверху.

 Впечатляют внушительные размеры полотна. Мастер кисти впервые показал красками смену состояний человеческой души и драматическое столкновение со стихийным бедствием. Картина мрачноватая и строгая, светлые пятна виднеются лишь в некоторых местах.

 Несмотря на то, что критикой картина была принята сдержанно, она имела огромный успех в Англии, ведь этом шедевре Жерико впервые поднял тему человечности перед представителями романтизма.

2) Эжен Делакруа «Свобода, которая ведет народ»

 

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\delakrua-ezhen-avtoportret.jpg

C:\Users\Ульяша\Desktop\Vojjny-Direktorii-i-Velikaya-francuzskaya-revolyuciya-663x498.jpg

 

Однако для характеристики активного романтизма более подходит картина известного французского художника Эжена Делакруа «Свобода, которая ведет народ». В картине нашли отклик революционные события июля 1830 г. в Париже. Художник создал оду в честь революции, передав дух революционного вдохновения, поэтому главным действующим лицом произведения оказался не реальный персонаж, а аллегорический – Свобода с трехцветным знаменем в руках. У Свободы Делакруа мощное тело (фигура дана почти обнаженной до пояса), уверенная поступь, волевое, энергичное лицо. Это народная Свобода: недаром она ведет за собой повстанцев. Свержение Бурбонов –  “самое интересное событие нашего века”. (А.С. Пушкин).

 

И загорелся страшный бой,

И знамя вольности как дух

Идёт перед гордою толпой.

И звук один наполнил слух;

И брызнула в Париже кровь…

О! Чем заплатишь ты, Париж,

За эту праведную кровь,

За кровь людей,

за граждан кровь?

М. Лермонтов “30 июля (Париж) 1830 г.”


3) Жак-Луи Давид «Наполеон на перевале Сен-Бернар»

 

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\Без названия.jpg

Наполеон на перевале Сен-Бернар Жак Луи Давид

 

 Жак-Луи Давид - лидер в искусстве в годы французской революции, Консульства и Империи. Известна его картина «Наполеон на перевале Сен-Бернар».

 В 1799 г. в результате очередного государственного переворота к власти пришёл Наполеон Бонапарт. Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. В картине «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» художник изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода в Италию. Неподвижная, как монумент, фигура полководца на вздыбленном коне возвышается на фоне безжизненных линий горных хребтов: кажется, что весь мир замер, послушный властному жесту победителя. Камни под ногами коня — своеобразный пьедестал: на них выбиты имена трёх великих завоевателей, прошедших этой дорогой, — Ганнибала, Карла Великого и самого Наполеона.

 


4) Жак-Луи Давид "Смерть Марата"

 

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\Без названия.jpg

 

Известна картина Давида «Смерть Марата» (1793).

 Марат Жан-Поль - в период Великой Французской революции один из вождей якобинцев. С сентября 1789 издавал газету «Друг народа», в которой разоблачал происки контрреволюции. Убит Шарлоттой Корде 13 июля 1793 года в канун национального праздника.

Шарлотта Корде - французская дворянка, попавшая под влияние жирондистов. Проникла в дом к Марату и заколола его кинжалом. Казнена.

 Как только известие об убийстве дошло до Якобинского клуба, где председательствовал Давид, он поспешил в дом Марата. То, что он там увидел: ванна, в которой имел обыкновение работать больной экземой Марат, стоящий перед ней деревянный обрубок, служивший Марату столом, валяющийся на полу кинжал и, конечно же, сам «друг народа», застывший с лежащей на выступе ванны головой, - все это легло в основу картины. Именно под этим углом зрения Давид трансформировал и обыденные предметы, придавая им черты вечности.

 Деревянный обрубок уподобился стеле; простыня – погребальным пеленам; ванна – саркофагу. В центре внимания художника обнаженная по пояс фигура Марата. В образе совместились обыкновенный человек и герой. Давид позволил себе сделать на обрубке надпись «Марату – Давид» и вложил в левую руку героя письмо убийцы со словами: «Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право…»

 Давид придал Марату вид мученика революции. Картина построена таким образом, чтобы всё внимание зрителя было сконцентрировано на жертве.


5) Франсуа Рюд «Выступление добровольцев в 1792 году» («Марсельеза»)

 

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\1181184263_tonnel.gif

C:\Users\Ульяша\Desktop\0_25fd2_9815044a_XL.jpeg

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\Arc_De_Triomphe_detail.jpg

 

 Произведением активного романтизма является и скульптура Франсуа Рюда  «Выступление добровольцев в 1792 году» («Марсельеза),  навеянная событиями Французской революции. Она украсила Триумфальную арку в Париже на площади Этуаль (ныне площадь Шарля де Голля). Над группой из пяти человек, устремленных вперед в едином порыве, изваяна летящая богиня войны Беллона.

 Обращает на себя внимание сочетание в скульптуре Рюда элементов классицизма с романтизмом. Жерико, Делакруа – чистые романтики, а Рюд находит возможным усилить воздействие своего произведения совмещением стилистических черт с его предшественником-антагонистом. Так, оружие римских легионеров (элемент, характерный для классицизма) соседствует на горельефе со средневековым вооружением, характерным для произведений романтиков.


 

6) Каспар Давид Фридрих  «Двое, созерцающие луну»

 

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\523312831_tonnel.gif

C:\Users\Ульяша\Desktop\0_e1cc7_a31dd3a9_orig.jpg

 

 О пассивном (элегическом, созерцательном) романтизме в живописи дает хорошее представление творчество немецкого художника Каспара Давида Фридриха, работавшего главным образом в жанре пейзажа. В картине «Двое, созерцающие  луну» художник изобразил необычную композицию: наблюдатели смотрят на луну не вверх, а вниз, потому что находятся на краю ущелья. Луна на ночном небе традиционна для живописи, музыки, литературы романтизма. Она разливает вокруг себя слабый полусвет, создающий настроение таинственности, неопределенности.


 

7) О.А.Кипренский «Автопортет в розовом шейном платке»

 

 

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\194942.jpg

 

 О.А.Кипренский – русский живописец и рисовальщик, портретист. Портрет привлекал русских романтиков возможностью углубиться во внутренний мир личности. Их  интересует человек как индивидуальность, несущая в себе неповторимый внутренний мир.

 Остановимся на «Автопортрете в розовом шейном платке» О.А. Кипренского. Крупным планом дано лицо художника, отражающее богатый внутренний мир. Легкий наклон полуобернутой головы лишает автопортрет статичности. Лицо мягко охвачено снизу шейным платком и белым воротничком. Свободно вьющиеся непокорные волосы оттеняют высокий лоб художника, утверждая твердость его воли. Он не заботится о внешнем – костюме, прическе, и это создает впечатление искренности, естественности поведения, свободы.

 Кисть художника передает тонкие переходы тонов от серого и коричневого к зеленоватым и розовым. Цветовая гамма автопортрета гармонирует с богатым духовным миром модели.

  Кипренский был близок русским поэтам своего времени. Он рисовал портреты Жуковского, Вяземского, Крылова, Пушкина.


 

8) Эжен Делакруа. "Шопен и Жорж Санд"

 

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\485px-Sand-Nadar.png  C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ph08147.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Jorj_sand.jpgC:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\George-Sand-Chopin-1.jpg 

 

 Говоря о великих людях эпохи романтизма, нельзя обойти стороной такого человека, как Жорж Санд. Это псевдоним французской писательницы Амандин Люси Авроры Дюпен. Аврора Дюпен родилась в 1804 г. в Париже, в семье дворянина Мориса Дюпена. Она стала писать, чтобы зарабатывать на жизнь. Жорж Санд путешествовала по таким местам Парижа, куда аристократки, как правило, не попадали. Для высших сословий Франции  19 века такое поведение считалось неприемлемым, так что она фактически потеряла статус баронессы. С 1833 по 1834 г. длится её связь с Альфредом де Мюссе. Затем её спутниками последовательно становятся доктор Пажелло, Шарль Дидье, композитор Фредерик Шопен — девять лет Жорж была не столько возлюбленной, сколько верным другом и сиделкой для него. Санд приписывали любовную связь с Листом, но Жорж и Лист всегда отрицали это. C нею дружили критик Сент-Бёв, писатели Мериме, Бальзак, Дюма-отец, Дюма-сын,  Флобер, певица Полина Виардо. Она нередко ходила в мужской одежде и обладала низким голосом. К тому же она увлекалась чисто мужскими видами спорта, такими как стрельба, езда верхом и фехтование. Жорж Санд скончалась 8 июня 1876 г. в Ноане. Узнав о её кончине, Гюго написал: «Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!»

 Труд, искусство, любовь — тема и ее так называемых «сельских» романов «Жанна» (1844), «Маленькая Фадетта» (1848). Это высшая цель и ее наиболее знаменитого романа «Консуэло» (1842-1843), а также романа «Графиня де Рудольштадт» (1843-1844). Прообразом Консуэло послужила певица Полина Гарсиа Виардо, чьим преданным другом был И. С. Тургенев, высоко ценивший творчество Жорж Санд и причисливший ее к «святым нашего века». Сочинения Жорж Санд насчитывают десятки романов, путевые очерки, множество статей и рецензий и четырехтомную «Историю моей жизни». Обстоятельства рождения, великолепное здоровье, оригинальная внешность, богатство, творческий темперамент, само имя «Аврора», что означает заря, — все соединилось самым счастливым образом, словно над колыбелью малютки стояли добрые феи, подарив миру одну из наиболее ярких писательниц, которая выбрала себе в качестве псевдонима мужское имя Жорж Санд.

 

Эжен Делакруа "Шопен и Жорж Санд".

 Обратим внимание на портрет французской писательницы. Для Делакруа никогда не стояли на первом месте нормы академического искусства; это проявилось и в изображении Жорж Санд – подчеркнуто экспрессивном. Перед нами  – портрет-настроение.

При этом полотно не отличается изобилием ярких красок; напротив, используемые Делакруа тона очень мягкие, притихшие, если можно так выразиться.

 Возможно, это эмоциональное напряжение проявляется в особом повороте головы героини. А возможно, настроение выдает приподнятая помимо воли рука писательницы. И в подобной погруженности героини в себя нет ничего удивительного, ведь в момент ее изображения до женщины доносилась едва ли не самое великое, что когда-либо существовало на земле – музыка Шопена.

 

1

 

Перегляд файлу

Кластер

 

Перегляд файлу

Кластер

 

Перегляд файлу

 

 

Тема: «19 век – расцвет романтизма в западноевропейском искусстве

          (литература, живопись, мода, музыка). Виртуальная экскурсия»

 

Ожидаемые результаты

К концу урока учащиеся

  1. выявляют основные черты романтизма как литературного направления
  2. объясняют историко-культурные предпосылки возникновения романтизма
  3. умеют объяснять сущность понятий "романтизм", "романтический герой"
  4. характеризуют ведущие жанры романтизма
  5. знают, в чем отличие между активными и пассивными романтиками
  6. знают основных представителей направления в литературе, искусстве, музыке

Базовые понятия

  • романтизм
  • романтический герой
  • активный и пассивный романтизм

Сквозные линии

Ученик:

  • осознает связь человека и окружающей среды (НЛ-1) (согласно методическим рекомендациям по предмету «Зарубіжна література» на 2019 год)
  • понимает роль человека в жизни общества (НЛ-2)
  • осмысляет причинно-следственные связи между принятием собственного решения и поведением (НЛ-3)
  • оценивает проблему и принимает в соответствии с этим решение (НЛ-4)

Формируемые ключевые компетенции

Ученик:

  • устанавливает причинно-следственные связи, различает главную и второстепенную информацию; преобразовывает информацию из одной формы в другую (математическая компетентность)
  • действует по алгоритму (информационно-цифровая компетентность)
  • осуществляет оценивание собственной деятельности, рефлексию (умение учиться в течение жизни)
  • презентует собственные идеи (инициатива и предпринимательство)
  • аргументированно и грамотно высказывает собственные мысли по социально-политическим вопросам (социальная и гражданская компетентность)

Основные приоритеты развития навыков и компетенций учащихся

Кластер, таксономия Блума

Тип урока: урок получения новых знаний

Вид урока: виртуальная экскурсия

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска SMART BOARD, презентация учителя, видео, скрайбинг, облако слов в сервисе Tagul (Tagul.com), интернет-ресурс  https://app.emaze.com, рабочие листы для учащихся,

Формы работы на уроке: фронтальная, рассказ учителя, выступления детей, работа в малых группах, парах, индивидуальная.

Методы работы: словесный, наглядный, ТРКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо), индивидуальное задание

Продолжительность урока – бинарный урок

Ход  урока

I. Актуализация опорных знаний

Наш урок мы начнем с мудрой фразы из книги Экклезиаст, раздел три (работа с интерактивной доской SMART BOARD)

- Как вы понимаете эти слова?

Действительно, каждый период истории в развитие человечества принес что-то ценное. Давайте вспомним основные периоды развития литературы и истории:

 

 

В тетрадях ученики составляют соответствующую таблицу.

 

Античность

Средние века

Возрождение

Просвещение

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

 

 

 

 

 

 

 

 

Безусловно, в рамках школьной программы не о всех направлениях мы смогли поговорить.

- Какие направления мы изучали?

Предполагаемые ответы учеников.

 

Античность

Культура Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.

- Что вы запомнили из этой культуры?

 

Средние века

литература, принадлежащая периоду, который начинается в поздней античности (IV—V века), а завершается в XV веке.

 

Возрождение

Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.

Литературу 18 века принято именовать литературой Просвещения. Писатели Просвещения — просветители — верили, что человечество вступает в период господства разума, добра и справедливости.

 

Классицизм

направление, зародившееся в XVII в. но Франции в условиях становления абсолютистского государства. В качестве образца для подражания писатели-классицисты избрали античное искусство. Мы рассматривали классицизм в литературе и искусстве.

Сентиментализм

от английского (sentimental — чувствительный) — течение в европейской литературе и искусстве XVIII века. Условием формирования идеальной личности считал не «разумное переустройство мира», а высвобождение и совершенствование «естественных чувств».

- Назовите основных представителей направлений

Таблица дополняется именами.

Античность

Средние века

Возрождение

Просвещение

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Мифы

Гомер

Гораций

Сафо

Данте

 

Шекспир

Петрарка

Сервантес

Вольтер

Дидро

Бомарше

Свифт

Дефо

Гете

Мольер

Ломоносов

Лосенко

Жак Луи Давид

Шлютер

Расстрелли

Карамзин

 

?

 

 

 II. Изучение нового материала.

А сегодня мы совершим путешествие в 19 век - эпоху романтизма.

- Как вы понимаете слова “романтик”, “романтический”?

Обратимся к “Толковому словарю русского языка” С. И. Ожегова и выясним лексическое

 значение слов "романтизм", "романтический".

 

Работа со смарт-доской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Романтизм.

  1. Направление в искусстве конца XVIII – первой четверти XIX в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств.
  2. Направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.
  3. Умонастроение, мироощущение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью.

Романтический. Проникнутый романтизмом (в 3 знач.), мечтательно-созерцательный.

В современном языке существует вне литературоведческое значение этого слова. Романтическим называют эмоционально-идеалистическое восприятие действительности, беспочвенную мечтательность, стремление к новому и труднодостижимому.

Итак, что же такое романтизм?

Романтизм

 Направление в искусстве конца XVIII – первой четверти XIX в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. Романтизм появился в революционную эпоху 1793 – 1848 гг., во время буржуазных революций и национально-освободительных движений.

 Обратите внимание на Рабочий лист, который находится перед вами. В не мы будем фиксировать основные важные моменты сегодняшнего урока.

 Романтизм сформировался под влиянием Великой французской революции 1789 года. Вместо ожидаемых свободы и равноправия усилилось социальное неравенство. Романтизм возникает как своеобразный протест против жестокой повседневности, против власти наживы и золота.

 Обратимся к кластеру в вашем Рабочем листе и заполним его.

 

 

 

В этот период мыслящий человек ощущал себя словно на палубе корабля, потерявшего управление и унесенного в открытое море. Отсюда в русском и зарубежном искусстве становятся распространенными морские мотивы, особенно популярны темы ветра, бури, кораблекрушения. Если основной темой классицизма были устойчивость, определенность, олицетворяемая в государстве, то романтизм - это движение, изменчивость.

 Центром мироздания становится человек. Это человек, которого беспокоит судьба всего человечества. Он враждует с окружающей действительностью.

 Разлад между идеалом и действительностью составляет сущность романтического двоемирия: идеал - это прекрасный, совершенный, таинственный мир, созданный художником, действительность – низкая и враждебная человеку реальность.

 Романтический герой - человек большой страсти и трагической судьбы, яркая, сильная, загадочная личность.

 

 

Основные особенности романтизма (слайд на смарт-доске)

1. Особый интерес к личности и ее отношению к окружающей действительности

2. Противопоставление реальному миру идеального

3.Наличие в творчестве романтиков т.н. экзотической темы (изображение жизни стран и народов, находящихся в «первобытном» состоянии, не приобщившихся к европейской цивилизации)

4. Тема природы

5. Интерес к народному творчеству

6. Обращение к историческому прошлому

7.Распространенный художественный прием – контраст

8. Многообразие жанров

 

 Творец-романтик стремится к необычайному и экзотическому, выходящему за пределы каждодневной реальности. Отсюда - влечение древностью, средневековьем, восточными странами.               Романтический герой находит отклик своим переживаниям в природе, стихии. Стремление проникнуть в жизнь природы обновило пейзаж - он становится эмоциональным, взволнованным, или созерцательным, вызывающим глубокие чувства и размышления.

 Пристальное внимание к внутреннему миру человека обусловило выдвижение на первый план в живописи психологического портрета.

 Массовые революционные движения времени дали толчок к изображению крупных исторических событий.

Перейдем к следующей таблице в вашем Рабочем листе.

Романтизм делился на две группы: активный и пассивный.

 

Активный

Пассивный

        Выражает стремление к лучшему будущему, усиливает волю человека, возбуждает протест против действительности.

        Эти романтики делали акцент на борьбе, протесте против царящего в мире зла, деспотизма и царящей несправедливости.

         Склонен к идеализации прошлого, стремится примирить человека с действительностью. 

          У созерцательных романтиков возобладала мысль о господстве каких-то высших, роковых сил, неподвластных воле человека.

 

III. Виртуальное путешествие.

Итак, продолжим наше виртуальное путешествие.

 Романтизм нашел отражение во всех сферах деятельности человека: литературе, живописи, музыке и моде.

 Мы с вами посетим библиотеку романтиков, отправимся в виртуальный музей романтизма, затем попадем на в концертный зал и, наконец, побываем на неделе Высокой моды. Итак, вперед!

 

 

По активным гиперссылкам на слайде переходим к соответствующим разделам.

1. Литература

 Мы в библиотеке романтиков. Из всего многообразия произведений отберем трех писателей, с чьим творчеством мы уже знакомы.

1) Джордж Байрон

- Джордж Байрон. Как вы думаете, каким романтиком был Байрон? Почему?

- Какие произведения Байрона вам известны?

- Каков герой стихотворения Байрона "Хочу я быть ребенком вольным"? Найдите признаки романтизма в этом произведении.

Вариант ответа учащихся.

 Герой находится в конфликте с обществом. Он хочет быть вольным, слиться с природой, с той свободной жизнью, где нет лицемерия, где есть радость, стихия. Романтику "ненавистен род людской", он хочет быть там, где за минуты настоящего счастья можно отдать жизнь.

- Какие еще произведения Байрона вам известны? Какие герои в этих творениях романтика?

"Прометей"

 Образ титана из трагедии Эсхила «Прометей прикованный» переосмысливали многие поэты и писатели других эпох.

 Байрон ставит стойкость титана в пример всему людскому роду: человек может и должен учиться у Прометея мужественно переносить муки, презирать насилие и тиранию, «Смерть в Победу обращать».

 Образ греческого героя обретает у Дж. Байрона черты гражданской доблести, мужества и бесстрашия, а также воплощает дух бунтарства, свойственные герою романтической поэзии.

"Мазепа"

 Мазепа -  не выдуманная загадочная фигура, а выдающаяся историческая личность, которая, несмотря на все испытания и страдания, не отчаивается.  Мазепа стал гетманом Украины. Байрон с симпатией изобразил историческую фигуру как человека смелого и мощного, героя романтического и титанического.  Конечно, произведение Байрона - не историческое воссоздание реальной личности Мазепы, а поэтическое превращение героя в романтическую, сильную и непобедимую личность.

 

 

 

 

 

 

2) М.Ю. Лермонтов "Мцыри"

 В своих произведениях Лермонтов учитывал творческий опыт Байрона, бывшего долгие годы его кумиром, оттого можно говорить о героях Лермонтова как о байронических героях.               Байронический герой – это романтический герой высшего качества, герой-мятежник с огненной натурой. Никакие обстоятельства не могут его сломить. Эти качества особенно привлекали Лермонтова, и именно их он выписывает в своих героях с особой тщательностью. Таков и романтический герой Мцыри.

 - Вспомните сюжет "Мцыри". Это произведение мы изучали в 7 классе. Каким запомнился вам герой?

Вариант ответа учащихся.

 В соответствии с романтической традицией в поэме противопоставляется жизнь в монастыре и жизнь за его пределами, причем первая символизирует несвободу и скованность человеческой личности, вторая же является идеальной жизнью. Именно к ней и стремится Мцыри, рожденный для свободы. Его побег – это бунт против традиций. Показательно, что совершается он в бурную грозовую ночь, когда монахам положено молиться, боясь «гнева божьего». У Мцыри же гроза вызывает восторг, желание породниться с непокорной стихией: «...я, как брат…».

 Романтический герой почти всегда обречен на поражение в борьбе с миром, поскольку борьба эта неравная. Его мечты, как правило, не сбываются, а жизнь обрывается рано. В этом романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» оказывается исключением: ему все же удалось осуществить часть своей мечты и вдохнуть воздух свободы. Другое дело, что, как говорит нам эпиграф к поэме, он «вкусил мало меда», и свобода дана ему всего на три дня – но тем ярче им переживется это время. Мцыри счастлив своим слиянием с природой.

 Здесь к нему возвращаются воспоминания о семье, о родном ауле и счастливом детстве. Здесь просыпается его кровь, кровь воинственных горцев, и он оказывается способен на подвиги. Во время битвы с барсом Мцыри предстает перед читателем как отважный воин, полностью осознающий свою силу и умеющий ею пользоваться. Он прекрасен, как и дикая природа вокруг: он ее часть и ее дитя.

 Но Лермонтов не мог бы по праву называться великим поэтом-романтиком, если бы он превратил свою поэму в счастливую сказку. Мцыри побежден обстоятельствами, он изранен и вновь принесен в свою келью. Свобода лишь поманила его, но главная мечта: вернуться на родину, на далекий вольный Кавказ, не сбылась.

 Мцыри -  романтический герой с трагической историей.

 

3) Т.Г. Шевченко

 Шевченко-романтик знаком вам по балладе "Причинная".

Вспомните тему и идею этого произведения.

Вариант ответа учащихся.

Тема баллады «Причинная» - рассказ о верной любви и трагической смерти влюбленных. Шевченко возвеличивает великое чувство и осуждает жестокий мир, в котором влюбленные не могут быть счастливы.

 

 

4) Вальтер Скотт

 Вальтер Скотт – писатель эпохи романтизма, представитель «старшего поколения» английских романтиков, в своем творчестве намного опередивший время. Его называли "отцом исторического романа".

 Роман «Айвенго» был написан Вальтером Скоттом в период расцвета его мастерства. В основу своих произведений Вальтер Скотт положил принцип историзма. Пушкин называл Скотта "шотландским волшебником".

Среди других известных произведений Скотта - "Квентин Дорвард", "Пуритане", "Ричард Львиное Сердце".

 

5) Виктор Гюго

 Виктор Гюго — крупнейший французский романтик, вождь французского романтизма, его теоретик. Один из лучших его романов - "Собор Парижской Богоматери".

 Среди других - выдающиеся романы «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется».

 

Промежуточная рефлексия. Три "М".

 Назовите три момента, которые у вас получились хорошо на пройденном этапе урока.

Ответы учащихся.

Второй урок в теме.

 Давайте вернемся к началу нашей виртуальной экскурсии по эпохе романтизма.          1 урок мы начали эпиграфом из Экклезиаста. Составили маршрут экскурсии.

Ответы детей

  • вспомнили основные этапы развития мировой литературы и их представителей
  • определились с понятием Романтизм
  • заполнили кластер, в котором зафиксировали хронологические рамки периода, социально-философские, исторические предпосылки возникновения
  • выделили основные особенности Романтизма
  • выяснили, кто такой Романтический герой
  • узнали, чем активный романтизм отличается от пассивного
  • посетили библиотеку романтиков и обсудили произведения, относящиеся к эпохе романтизма и изученные нами ранее. Узнали новые имена.

 

А сейчас я приглашаю всех в музей романтизма.

C:\Users\ivash\Desktop\20190128_074953.jpgМультимедийная онлайн презентация создана в сервисе Emaze, который обладает возможностью встраивания любых мультимедийных объектов (аудио сопровождения, видео) и размещена в интернете (https://app.emaze.com)

Для просмотра необходимо ввести логин и пароль.

ЛОГИН Uliasha56@gmail.com

ПАРОЛЬ 21011992

 

2. Живопись

 Музей наш пусть и виртуальный, но экскурсоводы в нем самые настоящие!

 По ходу выступления наших экскурсоводов вы заносите в свои Рабочие листы название полотна и его автора, а также отмечаете основные признаки, по которым можно определить, что это произведение эпохи романтизма.

 

 

 

 1) Теодор Жерико. Плот "Медузы"

 

 

 Хотя родиной романтических настроений в литературе была Германия, в живописи они заявили о себе, в первую очередь, во Франции – в творчестве Теодора Жерико. Да и сам термин «романтизм» впервые появился в некрологе, посвященном этому художнику, а его картина «Плот» Медузы» стала манифестом новой живописи.

 В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившиеся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших потрясли современное общественное мнение, а само крушение обернулось скандалом во французском правительстве из-за некомпетентности капитана судна и недостаточности попыток спасения потерпевших.

 Всех персонажей Жерико поместил на ближний план. Уставшие, истощенные люди, находящиеся на плоту, заметили приближение судна. У каждого из них своя манера поведения. Одни полумертвые, а другие лишились рассудка и не реагируют на происходящее. Тех, у кого тлеет надежда на спасение, очень мало. Этот контраст фигур создает динамику композиции. К тому же художник подчеркивает его освещением, которое падает на полотно сверху.

 Впечатляют внушительные размеры полотна. Мастер кисти впервые показал красками смену состояний человеческой души и драматическое столкновение со стихийным бедствием. Картина мрачноватая и строгая, светлые пятна виднеются лишь в некоторых местах.

 Несмотря на то, что критикой картина была принята сдержанно, она имела огромный успех в Англии, ведь этом шедевре Жерико впервые поднял тему человечности перед представителями романтизма.

 

 

 

 

 

 

 

2) Эжен Делакруа «Свобода, которая ведет народ»

 

C:\Users\Ульяша\Desktop\Vojjny-Direktorii-i-Velikaya-francuzskaya-revolyuciya-663x498.jpg

 

Однако для характеристики активного романтизма более подходит картина известного французского художника Эжена Делакруа «Свобода, которая ведет народ». В картине нашли отклик революционные события июля 1830 г. в Париже. Художник создал оду в честь революции, передав дух революционного вдохновения, поэтому главным действующим лицом произведения оказался не реальный персонаж, а аллегорический – Свобода с трехцветным знаменем в руках. У Свободы Делакруа мощное тело (фигура дана почти обнаженной до пояса), уверенная поступь, волевое, энергичное лицо. Это народная Свобода: недаром она ведет за собой повстанцев. Свержение Бурбонов –  “самое интересное событие нашего века”. (А.С. Пушкин).

 


И загорелся страшный бой,

И знамя вольности как дух

Идёт перед гордою толпой.

И звук один наполнил слух;

И брызнула в Париже кровь…

О! Чем заплатишь ты, Париж,

За эту праведную кровь,

За кровь людей,

за граждан кровь?


М. Лермонтов “30 июля (Париж) 1830 г.”

 

3) Жак-Луи Давид «Наполеон на перевале Сен-Бернар»

 

 Жак-Луи Давид - лидер в искусстве в годы французской революции, Консульства и Империи. Известна его картина «Наполеон на перевале Сен-Бернар».

 В 1799 г. в результате очередного государственного переворота к власти пришёл Наполеон Бонапарт. Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. В картине «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» художник изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода в Италию. Неподвижная, как монумент, фигура полководца на вздыбленном коне возвышается на фоне безжизненных линий горных хребтов: кажется, что весь мир замер, послушный властному жесту победителя. Камни под ногами коня — своеобразный пьедестал: на них выбиты имена трёх великих завоевателей, прошедших этой дорогой, — Ганнибала, Карла Великого и самого Наполеона.

4) Жак-Луи Давид "Смерть Марата"

 

Известна картина Давида «Смерть Марата» (1793).

 Марат Жан-Поль - в период Великой Французской революции один из вождей якобинцев. С сентября 1789 издавал газету «Друг народа», в которой разоблачал происки контрреволюции. Убит Шарлоттой Корде 13 июля 1793 года в канун национального праздника.

Шарлотта Корде - французская дворянка, попавшая под влияние жирондистов. Проникла в дом к Марату и заколола его кинжалом. Казнена.

 Как только известие об убийстве дошло до Якобинского клуба, где председательствовал Давид, он поспешил в дом Марата. То, что он там увидел: ванна, в которой имел обыкновение работать больной экземой Марат, стоящий перед ней деревянный обрубок, служивший Марату столом, валяющийся на полу кинжал и, конечно же, сам «друг народа», застывший с лежащей на выступе ванны головой, - все это легло в основу картины. Именно под этим углом зрения Давид трансформировал и обыденные предметы, придавая им черты вечности.

 Деревянный обрубок уподобился стеле; простыня – погребальным пеленам; ванна – саркофагу. В центре внимания художника обнаженная по пояс фигура Марата. В образе совместились обыкновенный человек и герой. Давид позволил себе сделать на обрубке надпись: «Марату – Давид» и вложил в левую руку героя письмо убийцы со словами: «Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право…»

 Давид придал Марату вид мученика революции. Картина построена таким образом, чтобы всё внимание зрителя было сконцентрировано на жертве.

 

 

 

 

 

 

 

 

5) Франсуа Рюд «Выступление добровольцев в 1792 году» («Марсельеза»)

 

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\1181184263_tonnel.gif

C:\Users\Ульяша\Desktop\0_25fd2_9815044a_XL.jpeg

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\Arc_De_Triomphe_detail.jpg

 

Произведением активного романтизма является и скульптура Франсуа Рюда  «Выступление добровольцев в 1792 году» («Марсельеза»),  навеянная событиями Французской революции. Она украсила Триумфальную арку в Париже на площади Этуаль (ныне площадь Шарля де Голля). Над группой из пяти человек, устремленных вперед в едином порыве, изваяна летящая богиня войны Беллона.

 Обращает на себя внимание сочетание в скульптуре Рюда элементов классицизма с романтизмом. Жерико, Делакруа – чистые романтики, а Рюд находит возможным усилить воздействие своего произведения совмещением стилистических черт с его предшественником-антагонистом. Так, оружие римских легионеров (элемент, характерный для классицизма) соседствует на горельефе со средневековым вооружением, характерным для произведений романтиков.

 

  1. Каспар Давид Фридрих  «Двое, созерцающие луну»

 

 

О пассивном (элегическом, созерцательном) романтизме в живописи дает хорошее представление творчество немецкого художника Каспара Давида Фридриха, работавшего главным образом в жанре пейзажа. В картине «Двое, созерцающие  луну» художник изобразил необычную композицию: наблюдатели смотрят на луну не вверх, а вниз, потому что находятся на краю ущелья. Луна на ночном небе традиционна для живописи, музыки, литературы романтизма. Она разливает вокруг себя слабый полусвет, создающий настроение таинственности, неопределенности.

7) О.А.Кипренский «Автопортет в розовом шейном платке»

 

 О.А.Кипренский – русский живописец и рисовальщик, портретист. Портрет привлекал русских романтиков возможностью углубиться во внутренний мир личности. Их  интересует человек как индивидуальность, несущая в себе неповторимый внутренний мир.

 Остановимся на «Автопортрете в розовом шейном платке» О.А. Кипренского. Крупным планом дано лицо художника, отражающее богатый внутренний мир. Легкий наклон полуобернутой головы лишает автопортрет статичности. Лицо мягко охвачено снизу шейным платком и белым воротничком. Свободно вьющиеся непокорные волосы оттеняют высокий лоб художника, утверждая твердость его воли. Он не заботится о внешнем – костюме, прическе, и это создает впечатление искренности, естественности поведения, свободы.

 Кисть художника передает тонкие переходы тонов от серого и коричневого к зеленоватым и розовым. Цветовая гамма автопортрета гармонирует с богатым духовным миром модели.

  Кипренский был близок русским поэтам своего времени. Он рисовал портреты Жуковского, Вяземского, Крылова, Пушкина.

 

8) Эжен Делакруа. "Шопен и Жорж Санд"

 

 Говоря о великих людях эпохи романтизма, нельзя обойти стороной такого человека, как Жорж Санд. Это псевдоним французской писательницы Амандин Люси Авроры Дюпен. Аврора Дюпен родилась в 1804 г. в Париже, в семье дворянина Мориса Дюпена. Она стала писать, чтобы зарабатывать на жизнь. Жорж Санд путешествовала по таким местам Парижа, куда аристократки, как правило, не попадали. Для высших сословий Франции  19 века такое поведение считалось неприемлемым, так что она фактически потеряла статус баронессы. С 1833 по 1834 г. длится её связь с Альфредом де Мюссе. Затем её спутниками последовательно становятся доктор Пажелло, Шарль Дидье, композитор Фредерик Шопен — девять лет Жорж была не столько возлюбленной, сколько верным другом и сиделкой для него. Санд приписывали любовную связь с Листом, но Жорж и Лист всегда отрицали это. C нею дружили критик Сент-Бёв, писатели Мериме, Бальзак, Дюма-отец, Дюма-сын,  Флобер, певица Полина Виардо. Она нередко ходила в мужской одежде и обладала низким голосом. К тому же она увлекалась чисто мужскими видами спорта, такими как стрельба, езда верхом и фехтование. Жорж Санд скончалась 8 июня 1876 г. в Ноане. Узнав о её кончине, Гюго написал: «Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!»

 Труд, искусство, любовь — тема и ее так называемых «сельских» романов «Жанна» (1844), «Маленькая Фадетта» (1848). Это высшая цель и ее наиболее знаменитого романа «Консуэло» (1842-1843), а также романа «Графиня де Рудольштадт» (1843-1844). Прообразом Консуэло послужила певица Полина Гарсиа Виардо, чьим преданным другом был И. С. Тургенев, высоко ценивший творчество Жорж Санд и причисливший ее к «святым нашего века». Сочинения Жорж Санд насчитывают десятки романов, путевые очерки, множество статей и рецензий и четырехтомную «Историю моей жизни». Обстоятельства рождения, великолепное здоровье, оригинальная внешность, богатство, творческий темперамент, само имя «Аврора», что означает заря, — все соединилось самым счастливым образом, словно над колыбелью малютки стояли добрые феи, подарив миру одну из наиболее ярких писательниц, которая выбрала себе в качестве псевдонима мужское имя Жорж Санд.

 

Эжен Делакруа "Шопен и Жорж Санд".

 

 Обратим внимание на портрет французской писательницы. Для Делакруа никогда не стояли на первом месте нормы академического искусства; это проявилось и в изображении Жорж Санд – подчеркнуто экспрессивном. Перед нами  – портрет-настроение.

При этом полотно не отличается изобилием ярких красок; напротив, используемые Делакруа тона очень мягкие, притихшие, если можно так выразиться.

 Возможно, это эмоциональное напряжение проявляется в особом повороте головы героини. А возможно, настроение выдает приподнятая помимо воли рука писательницы. И в подобной погруженности героини в себя нет ничего удивительного, ведь в момент ее изображения до женщины доносилась едва ли не самое великое, что когда-либо существовало на земле – музыка Шопена.

../../../../../../../Desktop/Снимок%20экрана%202019-01-27%20в%2018.20

 

Работа с классом с опорой на заполненный Рабочий лист.

Вопросы (индивидуальная работа или работа в парах)

 

- Назовите признаки романтизма в наиболее запомнившихся вам картинах, а также попытайтесь обосновать, к какому романтизму - активному или пассивному - можно отнести произведение.

 

3. Музыка

 А теперь мы перенесемся в концертный зал эпохи романтизма. (https://app.emaze.com Для просмотра необходимо ввести логин и пароль.

ЛОГИН Uliasha56@gmail.com          ПАРОЛЬ 21011992)

Прослушаем отрывки музыкальных произведений, а в Рабочие листы вы сделаете соответствующие записи.

 

 

Во время прослушивания музыкальных фрагментов попытайтесь уловить настроение произведения, его "душу".

Выступление учащихся

 Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной.

 Кто же предстает нашему вниманию?

Принято считать, что непосредственным предшественником романтизма были Людвиг ван Бетховен — в австро-немецкой музыке. Конечно, невозможно обойти стороной Сонату для фортепиано No. 23 («Аппассионата»). Название «Аппассионата» не принадлежит Бетховену, оно было дано сонате гамбургским издателем Кранцем. Тем не менее, это название хорошо выражает сущность произведения и поэтому прочно за ним закрепилось.

- Что такое аппассионата?

Аппассионата – слово итальянское. Музыкальное произведение, исполняемое страстно, с большим чувством.

Прослушивание фрагмента - 1.3 мин.

 

 

- Что вы услышали в "Аппассионате"? Какое настроение этого произведения?

- Музыка «Аппассионаты» эмоциональна, насыщена страстными переживаниями от первой до последней ноты. Сильнейшее волнение композитора передается слушателю.

 Болезнь композитора, прогрессирующая и нестерпимая для музыканта глухота, мучительные невзгоды любви и дружбы, постоянное душевное одиночество — все это создало предпосылки мрачного, трагического произведения. Но мощный дух Бетховена, вдохновленный лучшими, революционными идеями передовой части человечества, вышел из испытаний. Если первые эскизы «Аппассионаты» свидетельствуют о преобладании трагического начала, то затем великий композитор и человек обретает в самой трагедии победу воли, энергии, неистребимой силы борьбы со злом.

  Следующий композитор, которого мы не можем обойти вниманием, - Фредерик Шопен. Это основоположник польской музыкальной классики. Композитор-романтик, но особый романтик. Всё его творчество связано с Польшей, её фольклором, историей. Жизнь его сложилась трагически. Она как бы разделена на 2 части. Первые 20 лет он прожил в Польше (до 1831 г.), а потом вынужден был уехать из Польши навсегда. Всю оставшуюся жизнь Шопен жил в Париже, тоскуя по Родине. Этюд Шопена «Революционный» посвящен (весь Opus 10): "A son ami F.Liszt" ("Моему другу Ф. Листу"). Получил название (от Ф. Листа): "Революционный" этюд.

 Этот этюд - одно из самых популярных произведений музыкальной литературы, музыкальный символ Польши. И по моменту создания, и по духу музыки, и по тому названию, которое закрепилось за ним с легкой руки Ференца Листа, этюд этот действительно "Революционный".

0.47 мин.

 

- Какое настроение этюда?

Особое внимание к душевному миру человека. Страстность, эмоциональность, взволнованность.

С огромной художественной силой отразились здесь гневный протест и острая душевная боль, охватившие музыканта, когда он узнал о подавлении восстания, вспыхнувшего на его Родине. На фоне грозных волнообразных - «вихревых» - пассажей слышатся страстные возгласы - словно гордые призывы умереть, но не сдаваться в смертельном бою.

 

Фредерик Шопен Вальс до # минор № 7 - 0.54 мин.

- Какие чувства возникли у вас?

Душевное произведение, накал страстей, эмоциональная насыщенность.

 Вальсов у Шопена семнадцать. Седьмой вальс написан в ситуации разрыва с Жорж Санд, с которой он прожил десять лет. Этот вальс является одним из самых популярных произведений композитора. В сочинении есть трижды повторяющийся, «кружащий» пассаж, который и придает вальсу некую головокружительную зыбкость, завораживающую слушателей.

 Идеи романтизма можно проследить и в музыке Ф.Шуберта. Франц Петер Шуберт — гениальный австрийский композитор. Он прожил всего-навсего 31 год, и на его могиле известный поэт того времени Грильпарцер написал: «Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды». 

 

Франц Шуберт. "Серенада" (она же "Вечерняя серенада") - 1.38 мин.

- Каков лирический герой серенады?

- Тонкий, душевный, страдающий. Музыка взволнованная.

 Песни Шуберта – «лирика простых, естественных помыслов и глубокой человечности» (Б.Асафьев). В них – тонкая передача неуловимой смены чувств одинокого, страдающего человека.

А теперь - прямое включение с Недели высокой моды эпохи романтизма. Внимание на экран.

Просмотр скайбинга, созданного учащимися в программе VideoScribe.

 

4. Мода эпохи романтизма.

 После 1815 года мужская одежда освобождается от влияния придворного церемониала, исчезают парик, напудривание волос, треугольная шляпа, кружевное жабо и манжеты. В моду входят длинные панталоны, универсальной формой одежды становится фрак, необходимой частью нового костюма - цилиндр. Мужскую одежду шьют из простых шерстяных материалов.  Единственным украшением являются булавка в галстуке и карманные часы с цепочкой. Формируется тип “лондонского денди”. Вспомним привычные одежды Байрона, Бальзака и, конечно же, Евгения Онегина.

 Романтическая эпоха ввела также свободно завязанный черный галстук. Наряду с цилиндром вошла в моду и мягкая фетровая шляпа.

 В женской одежде появляется блуза, которая придала большое своеобразие внешнему облику женщин. Линии талии стягиваются корсетом, широкие рукава усиливают контраст с узкой талией. Увеличиваются декольте, глубоко обнажающее плечи. Сложные прически украшают лентами, искусственными или живыми цветами, кружевами, бантиками. Наблюдается увлечение драгоценностями.

 Художники-романтики делают все, чтобы как-то выделиться из среды обывателей, подчеркнуть свою независимость от строгих требований традиционной моды. Т.Готье носит мягкую фетровую шляпу, плащ с бархатным воротником. О.Бальзак во время работы надевает рясу, А.Мюссе можно застать дома в красных кашемировых штанах и шелковом зеленом жупане, расшитом золотом. Жорж Санд одевается, как Мюссе, но на голове у нее вышитый чепец, напоминающий греческий головной убор, а на ногах - китайские домашние тапочки. Недаром В.Тропинин рисует А.С.Пушкина в домашнем халате, подчеркивая раскованность, неофициальность поэта. Шейный платок - распространенная деталь автопортретов и портретов О.Кипренского.

 Таким образом, мода эпохи романтизма стремится подчеркнуть индивидуальность “негосударственного человека”, освобождая его от условностей.

 

 Наша экскурсия подходит к концу. Давайте проверим, что вы запомнили об эпохе Романтизма?

 

IY. Интерактивные упражнения на закрепление изученного материала.

Использование доски SMART Board.

1) «Мозаика»

На слайдах расположены изображения писателей, художников, картины, учащиеся должны их узнать и назвать. Проверка осуществляется путем интерактивного нажатия на изображение, после чего появляется правильный ответ.

 

 

 

 

 

2) "Распределение"

 Распределите предложенные понятия в две группы: классицизм и романтизм.

(Учащиеся перемещают понятия в соответствующую зону. В случае неправильного ответа понятие не перемещается. Интерактивное упражнение позволяет провести задание в режиме он-лайн).

 

 

Классицизм

Романтизм

Прославляет монарха

Главный герой - сильная загадочная личность

Подражает античности

Особый интерес вызывает индивидуум

Требование трех единств

Экзотическая тема

Прекрасно лишь то, что разумно

Одной из важных является тема природы

Подражание украшенной природе

Интерес к народному творчеству

Отразил подъем абсолютизма

Обращение к историческому прошлому

Монарх - воплощение разумного

Контраст - один из главных приемов

Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов

Многообразие жанров

Герои - «образы без лиц».

двоемирие

 

Y. Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, что такое романтизм для вас?

K:\романтизм\Урок 23.02.18\облако\4.jpg

 

 

 

 

 

 

 

На экране «облако слов», созданное в сервисе Tagul.com

Примерные ответы учащихся

Романтизм для меня – это…

Большим открытием для меня стало имя

художник

писатель композитор

романтик - это

букет моих эмоций, ощущений

мода эпохи

19 век удивил меня

картина

хочу больше узнать

музыка

произведение

 

YI. Задание на дом.

Задание на выбор:

  1. составить вопросы по новому материалу, опираясь на таксономию Блума
  2. взять интервью у одного из наиболее понравившихся романтиков
  3. заполнить кроссворд по теме «Романтизм»

 

1

Шатоба У.В.

Зміст слайдів
Номер слайду 1

Библиотека эпохи романтизма

Номер слайду 2

Джордж Ноэл Гордон Байрон. Лорд Байрон во время войны в Греции. Картина Т. Филлипса

Номер слайду 3

Михаил Юрьевич Лермонтов

Номер слайду 4

Тарас Шевченко

Номер слайду 5

Вальтер Скотт. Портрет сэра Вальтера Скотта. Картина Генри Реберна

Номер слайду 6

Виктор Мари Гюго. Виктор Гюго. Картина Л. Бонна.

Перегляд файлу

Музей эпохи романтизма

 

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\teodor-jeriko+.jpg

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\1-the-raft-of-the-medusa-theodore-gericault.jpg

Признаки романтизма

 

 

 

 

 

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\delakrua-ezhen-avtoportret.jpg

C:\Users\Ульяша\Desktop\Vojjny-Direktorii-i-Velikaya-francuzskaya-revolyuciya-663x498.jpg

Признаки романтизма

 

 

 

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\Без названия.jpg

Наполеон на перевале Сен-Бернар Жак Луи Давид

Признаки романтизма

 

 

 

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\david_avtoportret.jpg

Признаки романтизма

 

 

 

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\1181184263_tonnel.gif

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\Arc_De_Triomphe_detail.jpg

Признаки романтизма

 

 

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\523312831_tonnel.gif

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\image104.jpg

Признаки романтизма

 

 

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\194942.jpg

 

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Jorj_sand.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ph08147.jpg

 

C:\Users\Ульяша\Searches\Desktop\George-Sand-Chopin-1.jpg

 

 

Облако понятий.jpg
Перегляд файлу

Рабочий лист

Тема: 19 век – расцвет романтизма в западноевропейском искусстве   (литература, живопись, мода, музыка). Виртуальная экскурсия.

Базовые понятия

  • романтизм
  • романтический герой
  • активный и пассивный романтизм

1.  Романтизм

 Направление в искусстве конца XVIII – первой четверти XIX в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. Романтизм появился в революционную эпоху 1793 – 1848 гг., во время буржуазных революций и национально-освободительных движений.

2. Заполни кластер

3. Основные особенности романтизма.

 

  1.  

 

  1.  

 

  1.  

 

  1.  

 

  1.  

 

  1.  

 

  1.  

 

  1.  

 

 

4.  Активный и пассивный романтизм

Активный

Пассивный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Библиотека романтизма

Автор

Страна

Основные произведения

  1.  

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

6. Музей эпохи романтизма.

 

 

 

 

 

 

7. Музыка

Автор

Страна

Произведение

Настроение

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

8. Мода

Запиши, какие нововведения принесла мода эпохи романтизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Задание на дом.

Задание на выбор:

  1.                     составить вопросы по новому материалу, опираясь на таксономию Блума
  2.                     взять интервью у одного из наиболее понравившихся романтиков

1

 

Перегляд файлу

Технологическая карта урока  литературы. 9 класс – 2 урока

 

Тема урока: 19 век – расцвет романтизма в западноевропейском искусстве (литература, живопись, мода, музыка).

                        Виртуальная экскурсия.

      

Тип урока

урок изучения нового материала

 

Базовые понятия

  • романтизм
  • романтический герой
  • активный и пассивный романтизм

Средства обучения

компьютер, интерактивная доска SMART BOARD, презентация учителя, видео, скрайбинг, облако слов в программе Tagul (Tagul.com),   Интернет-ресурс  https://app.emaze.com, рабочие листы для учащихся.

Ожидаемые результаты

В конце урока учащиеся

  1. выявляют основные черты романтизма как литературного направления
  2. объясняют историко-культурные предпосылки возникновения романтизма
  3. умеют объяснять сущность понятий "романтизм", "романтический герой"
  4. характеризуют ведущие жанры романтизма
  5. знают, в чем отличие между активными и пассивными романтиками
  6. знают основных представителей направления в литературе, искусстве, музыке

План урока для ученика

1. Актуализация знаний. Литературные направления.

2. Романтизм как литературное направление

3. Основные признаки романтизма. Активный и пассивный романтизм.

4. Виртуальная экскурсия:

А) литература

Б) живопись

В) музыка

Г) мода

5. Рефлексия

6. Задание на дом

 

 

Формы работы на уроке:

 фронтальная, рассказ учителя, выступления детей, работа в малых группах, парах, индивидуальная.

 

Методы работы:

словесный, наглядный, ТРКМЧП, индивидуальное задание

Формируемые ключевые компетенции

Ученик:

  • устанавливает причинно-следственные связи, различает главную и второстепенную информацию; преобразовывает информацию из одной формы в другую (математическая компетентность)
  • действует по алгоритму (информационно-цифровая компетентность)
  • осуществляет оценивание собственной деятельности, рефлексию (умение учиться в течение жизни)

 

  • презентует собственные идеи (инициатива и предпринимательство)
  • аргументированно и грамотно высказывает собственные мысли по социально-политическим вопросам (социальная и гражданская компетентность)

 

Сквозные линии

Ученик:

  • осознает связь человека и окружающей среды (НЛ-1)
  • понимает роль человека в жизни общества (НЛ-2)
  • осмысляет причинно-следственные связи между принятием собственнного решения и поведением (НЛ-3)
  • оценивает проблему и принимает в соответствии с этим решение (НЛ-4)

 

Формы контроля

Фронтальный опрос-актуализация знаний

Работа с Рабочим листом

Индивидуальное задание

Самостоятельная работа

Рефлексия

Домашнее задание

Задание на выбор:

  1. составить вопросу по новому материалу, опираясь на таксономию Блума
  2. взять интервью у одного из наиболее понравившихся романтиков

 

Этап урока

 

Цель этапа, результат

 

Время

 

Время урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Эпиграф из Экклезиста

Заинтересованность. Умение применить метафорический образ к изучаемой теме

Формирование умений и навыков

комментирования  чужого высказывания,

умения отбирать необходимые аргументы

 

2 мин.

 

10 - 10.02

Рассказ

Комментируют эпиграф, подбирают аргументы

2. Сообщение темы урока, его целей.

Заострить внимание на целях урока

 

2 мин.

 

10.03 -10.05

Работает совместно

с детьми

Отвечают, записывают в Рабочий лист

3. Литературные направления.

 

Актуализация знаний

 

5 мин.

 

10.06 -10.11

Диалог с учениками

Отвечают, называют основных представителей изученных направлений

4. Изучение нового материала. Романтизм как литературное направление:

А) определение понятия "Романтизм"

Б) выявление хронологических рамок, предпосылок возникновения

В) выявление основных особенностей направления

Г) определение понятий "Активный и пассивный романтизм"

Умение слушать и вычленять главное

Умение работать самостоятельно под руководством учителя

 

15 мин.

 

10.12 -10.27

Консультативная помощь

Контроль

Заполнение Кластера

Умение лаконично оформить мысль,  сформулировать вывод по ходу объяснения учителя

5. Виртуальное путешествие в библиотеку романтиков.

Работа с произведениями, изученными ранее

Умение соотносить изученный материал с новым

 

11 мин.

 

10.28 -10.39

Диалог с учениками

Рассказ - подача новой информации

Делают соответствующие записи в Рабочий лист

6. Промежуточная рефлексия

Три "М".

Подведение итогов этапа. Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо на этапе  урока

 

1 мин.

 

10.39 -10.40

Контроль, коррекция

Аргументация своей точки зрения

Конец 1 урока

Время 2 урока - 11.10 - 11.50  В начале второго  урока учитель обращается к материалу, изученному на 1 уроке, напоминает цели - 3 мин.

 

7. Виртуальное путешествие в художественный музей романтизма.

 

Полученная информация красочна, эмоциональна, вызывает интерес учащихся и тем самым стимулирует речевые высказывания как репродуктивного, так и творческого характера.

 

1. Теодор Жерико. Плот "Медузы" -2.05

2. Эжен Делакруа «Свобода, которая ведет народ» - 1.17

3. Жак-Луи Давид «Наполеон на перевале Сен-Бернар» - 1.07

4. Жак-Луи Давид "Смерть Марата"-2.05

5. Франсуа Рюд «Выступление добровольцев в 1792 году» («Марсельеза»)

6. Каспар Давид Фридрих  «Двое, созерцающие луну» - 0.47

7. О.А.Кипренский «Автопортет в розовом шейном платке» - 1.12

8. Эжен Делакруа. "Шопен и Жорж Санд" - 3.0

 

 

11 мин.

 

11.13 -11.24

 

Работает совместно

с детьми

 

Индивидуальные сообщения заранее подготовленных учеников.

Сосредотачивается внимание учащихся. Фиксируют информацию и сжато заносят в Рабочий лист урока

8. Беседа. Выявление признаков романтизма в полотнах, которые увидели

Первичное закрепление полученных знаний

5 мин.

11.24 -11.29

Контроль, коррекция

Высказывает собственные впечатления

9. Промежуточная рефлексия. Работа с SMART доской – интерактивное упражнение «Мозаика»

Первичное закрепление полученных знаний

3 мин.

11.30 -11.33

Контроль, коррекция

Высказывает собственные мысли, подбирает образный ряд

10. Виртуальное путешествие в Концертный зал  романтизма.

 

Умение слушать и вычленять главное

Умение работать самостоятельно под руководством учителя

Развитие эмпатии

1. Людвиг ван Бетховен "Аппассионата" - 1.3 мин.

2. Шопен. Этюд "Революционный" - 0.47 мин.

3. Фредерик Шопен Вальс до # минор № 7 - 0.54 мин.

4. Франц Шуберт "Серенада" - 1.38

Итого: 3.7 мин.

 

3.7 мин.

+

3 мин.

 

11.33- 11.40

Комментирует

Слушают

Воспринимают музыку

Эмоциональные ощущения передают в словах

Фиксируют мысли в Рабочем листе

11. Беседа

Выявление уровня эмоционального восприятия прослушанного

3 мин.

11.40- 11.43

Контроль, коррекция

Проверяет свой уровень усвоения информации

12. Неделя высокой моды. Скрайбинг

Получение новой эмоциональной информации

Расширение кругозора

2.15 мин.

11.43- 11.45

Представляет скрайб-презентацию, выполненную учениками

Воспринимает информацию

Делает записи в Рабочий лист

13. Умение различать основные понятия классицизма и романтизма. Работа с SMART доской – интерактивное упражнение «Распределение»

Первичное закрепление полученных знаний

 

2 мин.

 

11.46 -11.48

Работает совместно

с детьми

Распределяет понятия

14. Рефлексия. Облако тэгов

Развитие умения анализировать, достигнута ли поставленная на  уроке цель

1 мин.

11.48 -11.49

Контроль, коррекция

Вспоминает, выявляет и осознает основные компоненты деятельности

15. Задание на дом

Закрепление полученных знаний

 

1 мин.

11.49 -11.50

Комментирует

Задание по выбору учащихся

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
4.0
Оригінальність викладу
4.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
4.3
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Ткаченко Ирина
    Хорошая работа из курса "Мистецтво" 8 класс.Я бы такой "урок" провела за 2 часа (парой) .Спасибо автору. Буду использовать в своей работе.
    Загальна:
    4.3
    Структурованість
    4.0
    Оригінальність викладу
    4.0
    Відповідність темі
    5.0
zip
Додано
29 травня
Переглядів
226
Оцінка розробки
4.3 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку