Урок "Природні зони України. Зона змішаних лісів."

Про матеріал
Відкритий урок з природознавства 4 клас Розробила вчитель початкових класів: Пашкова Н.О. місто Харків
Перегляд файлу

Відкритий урок з природознавства в 4 класі

Тема «Природні зони України. Зона змішаних лісів»

Вчитель початкових класів

Пашкова Н.О.

 

Тема урока. Природные зоны Украины. Зона смешанных лесов

Цель урока.

Обучающая:

  • Продолжать формировать представление об Украине;
  • Закрепить понятия «природная зона»;
  • Познакомить с природными зонами Украины;
  • Познакомить с зоной смешанных лесов; разнообразием её природы, растительным и животным миром.

Развивающая:

  • Показать зависимость между неживой и живой природой;
  • Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать и делать выводы; высказывать свою точку зрения;
  • Развивать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой;
  • Развивать умение работать по плану.

Воспитательная:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родной земле.

Оборудование: карта природных зон Украины.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1.Организация класса

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать…

1.2.Минутка наблюденияСлайд № 1

  • За живой природой;Слайд № 2
  • Какие изменения произошли с растительным миром зимой?
  • Какие изменения произошли с животным миром?
  • Какие виды хозяйственной деятельности людей вы наблюдаете?
  • За неживой природой;Слайд № 3
  • Какое состояние неба?
  • Какая длительность дня(ночи) зимой?
  • Какая температура воздуха?
  • Какая температура почвы (водоёмов) зимой?
  • Были ли осадки сегодня?
  • Какое направление ветра?
  • Народные приметы, пословицы, загадки.
  • Зима морозная – лето жаркое.
  • Зима со снегом – лето с дождём.
  • Иней на деревьях – к морозу, туман – на оттепель.

Пословицы:

  • Январь – года начало, зиме – средина.
  • Январь наступает – мороз людей обнимает.
  • Снег на полях – зерно в закромах.
  • Белая зима и чёрное сено съест.
  • Зима не длинная, да у неё рот велик.

2.Проверка домашнего задания

2.1.Фронтальный опрос:

Какую тему мы рассматривали на прошлом уроке?Слайд № 4

  • Что же такое «природная зона»?  ( Природная зона - это местность со своеобразным климатом, т.е. с одинаковой погодой в течении года, похожими почвами, растительным и животным миром.)
  • Путешествуя по северному полушарию от севера к югу, с какими природными зонами мы познакомились?   (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степи, пустыни.)
  • Какие же главные особенности этих природных зон мы повторим, выполняя тестовое задание.Слайд № 5

Тестовое задание.

1. Природная зона арктических пустынь расположена....

с) на островах Тихого океана

т) на островах Индийского океана

у) на островах Северного Ледовитого океана.

2.Зона тундры расположена ....

и) севернее арктических пустынь

к) южнее арктических пустынь.

3.К тундровым растениям относятся....

п) верблюжья колючка, саксаул, кактус

р) карликовая ива, мох-ягель, черника

с) кедр, осина, пальма.

4.В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы

б) дубы, сосны, ели

в) берёзы, липы, лиственницы.

5.Характерный признак зоны степей — это ....

и) сплошной травянистый растительный покров

к) обилие хвойных деревьев

л) обилие мхов, лишайников, кустарников.

6.Какое растение встречается в пустыне?

н)верблюжья колючка

о)ирис

п) берёза

7.Какое животное люди назвали "кораблем пустыни"?

а) верблюда

б)джейрана

в) сайгака

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Какое  слово получилось у вас с букв  ответов? (УКРАИНА) Слайд № 6

3.Подготовка учащихся к активному осознанному усвоению знаний

3.1.Сообщение темы и задач урока

─ Так вот сегодня, продолжая тему «Природные зоны», мы поговорим о «Природных зонах Украины». Какие природные зоны занимает Украина и более подробно остановимся на изучении природной зоны «Смешанных лесов»

Ребята, прочитайте внимательно тему урока и подумайте, что вы ожидаете от этого урока? Слайд № 7

─ Какие задачи поставите перед собой?

─ Что нового хотели бы узнать?

  • Понять причину разнообразия природы на нашей планете, особенно на Украине;
  • Рассмотреть как изменяются природные зоны с севера на юг Украины;
  • Больше узнать о такой природной зоне Украины как смешанные леса.
  • Я надеюсь, что на все эти вопросы вы получите ответы в течении нашего урока.

4.Усвоение новых знаний

4.1.Рассказ учителя

Познакомится с природными зонами Украины нам поможет карта «Природные зоны Украины» Слайд № 8

4.2. Работа с картой «Природные зоны Украины»

Рассмотрите карту природных зон Украины. Каким цветом обозначаются природные зоны на карте? (Разным цветом).

 Северную часть Украины , 20 % её территории занимает зона «Смешанных лесов» (темно-зелёный цвет). Южнее переходная зона «Лесостепь».(светло-зелёный) Она занимает 34 % территории Украины, центральную её часть. Южнее Лесостепи до Чёрного и Азовского морей, занимает Степь, составляя 40 % территории Украины. (жёлтый цвет) И последняя четвёртая природная зона на западе Украины – Украинские Карпаты. (коричневым цветом)

Украина занимает выгодное географическое положение для жизни населения и сельскохозяйственной деятельности человека. Природа Украины богата и разнообразна.

Каждая естественная зона постепенно переходит одна в другую, имеет свои климатические условия, природные ресурсы, почвы, растительный и животный мир. Лишь пересчитав природные зоны, можно сделать вывод о разнообразии природы Украины.

4.3.Зона смешанных лесов

Одним из заданий нашего урока подробнее узнать о природной зоне Украины – смешанных лесов. Слайд № 9

Зону смешанных лесов  ещё называют  Украинским Полесьем.Сегодня на уроке я предлагаю вам побывать в роли журналистов и подготовить материал для газеты «Украинское Полесье»Слайд № 10

  • Журналисты будут работать группами и готовить материал для определённых рубрик.
  1. Группа журналистов готовит рубрику «Эта удивительная Земля»
  • Подготовит материал о том, где расположена зона Полесья, какие формы земной поверхности преобладают;
  1. Группа журналистов готовит рубрику «Погода круглый год»
  • Подготовит материал о климате Украинского Полесья: даст характеристику каждому времени года на этой территории
  1. Группа журналистов готовит рубрику «Тайны леса»
  • Подготовит материал о растительном мире природной зоны смешанных лесов

4. Группа журналистов готовит рубрику«В мире животных»

  • Подготовит материал о животном мире Полесья

Затем представитель группы представят нам свой  материал. После того, как представители каждой группы ознакомят нас с материалом, остальные члены групп подготовят и зададут вопросы по своему материалу. Будьте внимательны!

4.4.Самостоятельная работа с дополнительным материалом по группам.

  1. Группа  «Эта удивительная земля…»Слайд № 11

Зона смешанных лесов расположена на северной части Украины. Она занимает 20% территории. Протяженность с севера на юг на 150-200 км. Эта природная зона самая равнинная территория Украины, преобладают равнины.В неё входят Волынская, Ровенская, Житомирская, Киевская, Черниговская область и небольшие части Львовской, Хмельницкой и Сумской.Зону смешанных лесов называют Украинским Полесьем. Это  край  болот, больших  и  красивых  озёр, огромных  лесов.

  1. Группа  «Погода круглый год»Слайд № 12

Климат Украинского Полесья умеренно-континентальный, с тёплым, влажным летом и мягкой зимой. Средняя температура января  -4°С— 8°С, средняя температура июля +17°С—+19°С. Средняя длительность безморозного периода 160-180 дней. Эта природная зона самая влажная и равнинная территория Украины. За год здесь выпадает 600-700 мм осадков, большая часть которых выпадает летом.

Переход от одного времени года к другому проходит постепенно. Весна длительная, с частой сменой холодной и тёплой погоды. Снег тает долго. Лето тёплое, но не жаркое, дождливое. Переход от лета  к осени постепенный, с частым возвращением тёплой погоды.

Зима мягкая, пасмурная, с частыми оттепелями. Высота снегового покрова в феврале доходит до 20-30 см. В целом климатические условия зоны смешанных лесов благоприятны для сельскохозяйственной деятельности. Почвы серые и бурые лесные, болотистые. Для них характерно большое количество перегноя и избыточное увлажнение. 30 % территории занимают леса, остальное – сельскохозяйственные угодья и болота.

  1. Группа  «Тайны леса»Слайд № 13, 14

Самостоятельная работа с текстом учебника (с.120-121)

В зоне смешанных лесов растения растут ярусами. Верхний ярус образуют деревья. Средний, который называют подлеском, - кусты. Нижний – травянистые растения и грибы.

В северной части зоны смешанных лесов преобладает хвойное дерево – сосна обыкновенная и лиственное – дуб обыкновенный. Южнее, кроме дуба, рядом с сосной растут граб, берёза, липа, осина, клён, ольха. Подлесок образуют кусты ежевики, шиповника, барбариса, орешника, малины. На заболоченных местах распространены брусника и черника.

  1. «В мире животных»Слайд № 15, 16, 17, 18, 19,

Полесский заповедник (Слайд 20)

Самостоятельная работа с текстом учебника (с.121-122)

5.Закрепление новых знаний

5.1.Представление подготовленного материала группами

5.2.Беседа по подготовленным учениками групп вопросам( по 2 вопроса)

  • Ребята, вы очень интересно представили свой материал для рубрик нашей газеты «Украинское Полесье», что мне тоже захотелось внести свой вклад в газету. Я тоже подготовила рубрику «Прочитай и угадай» Слайд № 21-34
  • Как вы думаете, какое задание может быть в этой рубрике?
  • Давайте попробуем сначала мы его разгадать…

5.2.Разгадывание кроссворда

 

1

 

 

 

2

 

4

 

 

8

 

 

 

 

13

 

 

6

7

 

 

11

12

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

3

 

5

 

 

 

 

     10

 

 

С

М

Е

Ш

А

Н

Н

Ы

Е

 

Л

Е

С

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Зону смешанных лесов называют Украинское …
  2. Растение среднего яруса с красными ягодами, из которых варят вкусное варенье…
  3. Всеядное, прыткое, лесное животное с пушистым хвостом…
  4. Земноводное, проживающее в зоне смешанных лесов…
  5. Влаголюбивое растение нижнего яруса, приспособленное к жизни между деревьями в тени…
  6. Хвойное дерево, которое преобладает в северной части зоны смешанных лесов…
  7. Травоядное животное с большими ветвистыми рогами…
  8. Растения, растущие в нижнем ярусе смешанных лесов, бывают съедобными и несъедобными…
  9. Растение среднего яруса с плодами в скорлупе…
  10. Первоцвет с белыми колокольчиками, имеющий стойкий аромат…
  11. Постоянный обитатель зоны смешанных лесов, птица-санитар леса…
  12. Самый первый первоцвет, прорастающий под снегом…
  13. Птица, которую можно увидеть на болотах и озёрах смешанных лесов, белый…

Разгадывание кроссворда

      1                 4                      8

П

 

 

 

2

3

 

 

Л

5

6    7

Г

                    11   12

 

 

 

13

О

Я

С

О

Р

9

Д

П

Л

Г

О

Л

И

О

 

Я

О

Е

Б

У

П

С

Е

Б

Р

     10

Т

Д

С

М

Е

Ш

А

Н

Н

Ы

Е

 

Л

Е

С

А

Ь

А

Л

К

П

А

Ь

 

Ш

А

Л

Н

И

е

Л

К

А

О

 

Н

Н

 

Е

С

 

И

А

 

Р

И

Д

Ж

Т

Н

 

О

К

Ы

Н

 

А

Т

 

Ш

И

Н

 

К

И

 

 

К

 

6.Итог урока

  • Вот и собран наш материал для газеты «Украинское Полесье». Я думаю такую газету с интересом прочитают любознательные ребята! (Слайд 35)
  • Ребята, получили ли вы ответы на поставленные в начале урока вопросы?
  • Что для вас было самым интересным на уроке?

6.1.Оценивание работы групп

Все группы принимали активное участие в подборке материала для газеты «Украинское Полесье», логично излагали материал, задавали и отвечали на вопросы по теме…

7.Домашнее задание

С. 119-122, Тетрадь с. 45-46

 

docx
До підручника
Природознавство 4 клас (Андрусенко І.В.)
Додано
20 жовтня
Переглядів
41
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку