Відкритий урок з природознавства в 4 класі
Тема «Природні зони України. Зона змішаних лісів»
Вчитель початкових класів
Пашкова Н.О.
Тема урока. Природные зоны Украины. Зона смешанных лесов
Цель урока.
Обучающая:
Развивающая:
Воспитательная:
Оборудование: карта природных зон Украины.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1.Организация класса
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать…
1.2.Минутка наблюденияСлайд № 1
Пословицы:
2.Проверка домашнего задания
2.1.Фронтальный опрос:
Какую тему мы рассматривали на прошлом уроке?Слайд № 4
Тестовое задание.
1. Природная зона арктических пустынь расположена....
с) на островах Тихого океана
т) на островах Индийского океана
у) на островах Северного Ледовитого океана.
2.Зона тундры расположена ....
и) севернее арктических пустынь
к) южнее арктических пустынь.
3.К тундровым растениям относятся....
п) верблюжья колючка, саксаул, кактус
р) карликовая ива, мох-ягель, черника
с) кедр, осина, пальма.
4.В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы
б) дубы, сосны, ели
в) берёзы, липы, лиственницы.
5.Характерный признак зоны степей — это ....
и) сплошной травянистый растительный покров
к) обилие хвойных деревьев
л) обилие мхов, лишайников, кустарников.
6.Какое растение встречается в пустыне?
н)верблюжья колючка
о)ирис
п) берёза
7.Какое животное люди назвали "кораблем пустыни"?
а) верблюда
б)джейрана
в) сайгака
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
3.Подготовка учащихся к активному осознанному усвоению знаний
3.1.Сообщение темы и задач урока
─ Так вот сегодня, продолжая тему «Природные зоны», мы поговорим о «Природных зонах Украины». Какие природные зоны занимает Украина и более подробно остановимся на изучении природной зоны «Смешанных лесов»
─ Ребята, прочитайте внимательно тему урока и подумайте, что вы ожидаете от этого урока? Слайд № 7
─ Какие задачи поставите перед собой?
─ Что нового хотели бы узнать?
4.Усвоение новых знаний
4.1.Рассказ учителя
— Познакомится с природными зонами Украины нам поможет карта «Природные зоны Украины» Слайд № 8
4.2. Работа с картой «Природные зоны Украины»
Рассмотрите карту природных зон Украины. Каким цветом обозначаются природные зоны на карте? (Разным цветом).
Северную часть Украины , 20 % её территории занимает зона «Смешанных лесов» (темно-зелёный цвет). Южнее переходная зона «Лесостепь».(светло-зелёный) Она занимает 34 % территории Украины, центральную её часть. Южнее Лесостепи до Чёрного и Азовского морей, занимает Степь, составляя 40 % территории Украины. (жёлтый цвет) И последняя четвёртая природная зона на западе Украины – Украинские Карпаты. (коричневым цветом)
Украина занимает выгодное географическое положение для жизни населения и сельскохозяйственной деятельности человека. Природа Украины богата и разнообразна.
Каждая естественная зона постепенно переходит одна в другую, имеет свои климатические условия, природные ресурсы, почвы, растительный и животный мир. Лишь пересчитав природные зоны, можно сделать вывод о разнообразии природы Украины.
4.3.Зона смешанных лесов
Одним из заданий нашего урока подробнее узнать о природной зоне Украины – смешанных лесов. Слайд № 9
Зону смешанных лесов ещё называют Украинским Полесьем.Сегодня на уроке я предлагаю вам побывать в роли журналистов и подготовить материал для газеты «Украинское Полесье»Слайд № 10
4. Группа журналистов готовит рубрику«В мире животных»
Затем представитель группы представят нам свой материал. После того, как представители каждой группы ознакомят нас с материалом, остальные члены групп подготовят и зададут вопросы по своему материалу. Будьте внимательны!
4.4.Самостоятельная работа с дополнительным материалом по группам.
Зона смешанных лесов расположена на северной части Украины. Она занимает 20% территории. Протяженность с севера на юг на 150-200 км. Эта природная зона самая равнинная территория Украины, преобладают равнины.В неё входят Волынская, Ровенская, Житомирская, Киевская, Черниговская область и небольшие части Львовской, Хмельницкой и Сумской.Зону смешанных лесов называют Украинским Полесьем. Это край болот, больших и красивых озёр, огромных лесов.
Климат Украинского Полесья умеренно-континентальный, с тёплым, влажным летом и мягкой зимой. Средняя температура января -4°С— 8°С, средняя температура июля +17°С—+19°С. Средняя длительность безморозного периода 160-180 дней. Эта природная зона самая влажная и равнинная территория Украины. За год здесь выпадает 600-700 мм осадков, большая часть которых выпадает летом.
Переход от одного времени года к другому проходит постепенно. Весна длительная, с частой сменой холодной и тёплой погоды. Снег тает долго. Лето тёплое, но не жаркое, дождливое. Переход от лета к осени постепенный, с частым возвращением тёплой погоды.
Зима мягкая, пасмурная, с частыми оттепелями. Высота снегового покрова в феврале доходит до 20-30 см. В целом климатические условия зоны смешанных лесов благоприятны для сельскохозяйственной деятельности. Почвы серые и бурые лесные, болотистые. Для них характерно большое количество перегноя и избыточное увлажнение. 30 % территории занимают леса, остальное – сельскохозяйственные угодья и болота.
Самостоятельная работа с текстом учебника (с.120-121)
В зоне смешанных лесов растения растут ярусами. Верхний ярус образуют деревья. Средний, который называют подлеском, - кусты. Нижний – травянистые растения и грибы.
В северной части зоны смешанных лесов преобладает хвойное дерево – сосна обыкновенная и лиственное – дуб обыкновенный. Южнее, кроме дуба, рядом с сосной растут граб, берёза, липа, осина, клён, ольха. Подлесок образуют кусты ежевики, шиповника, барбариса, орешника, малины. На заболоченных местах распространены брусника и черника.
Полесский заповедник (Слайд 20)
Самостоятельная работа с текстом учебника (с.121-122)
5.Закрепление новых знаний
5.1.Представление подготовленного материала группами
5.2.Беседа по подготовленным учениками групп вопросам( по 2 вопроса)
5.2.Разгадывание кроссворда
1 |
2 |
|
4 |
|
|
8 |
|
13 |
|||||
|
|
6 |
7 |
|
|
11 |
12 |
||||||
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|||||
|
3 |
|
5 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|||
С |
М |
Е |
Ш |
А |
Н |
Н |
Ы |
Е |
|
Л |
Е |
С |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|||||||||||
|
|
||||||||||||
|
|||||||||||||
Разгадывание кроссворда
1 4 8
П |
2 |
3
|
Л |
5 |
6 7 |
Г |
11 12 |
13 |
|||||
О |
Я |
С |
О |
Р |
9 |
Д |
П |
||||||
Л |
Г |
О |
Л |
И |
О |
|
Я |
О |
|||||
Е |
Б |
У |
П |
С |
Е |
Б |
Р |
10 |
Т |
Д |
|||
С |
М |
Е |
Ш |
А |
Н |
Н |
Ы |
Е |
|
Л |
Е |
С |
А |
Ь |
А |
Л |
К |
П |
А |
Ь |
|
Ш |
А |
Л |
Н |
И |
|
е |
Л |
К |
А |
О |
|
Н |
Н |
|
Е |
С |
|||
|
И |
А |
|
Р |
И |
Д |
Ж |
Т |
|||||
Н |
|
О |
К |
Ы |
Н |
|
|||||||
А |
Т |
|
Ш |
И |
|||||||||
Н |
|
К |
|||||||||||
И |
|
|
|||||||||||
К |
|
||||||||||||
6.Итог урока
6.1.Оценивание работы групп
Все группы принимали активное участие в подборке материала для газеты «Украинское Полесье», логично излагали материал, задавали и отвечали на вопросы по теме…
7.Домашнее задание
С. 119-122, Тетрадь с. 45-46