Криворожская общеобразовательная школа
І – ІІІ ступеней № 84
План-конспект урока
по природоведению
Тема урока: «Берегите воду!»
Класс – 3
Учитель –Потапенко Ирина Михайловна
г. Кривой Рог
Тема урока: «Берегите воду!»
Цели урока: обобщить знания учащихся о свойствах воды, , значении воды в жизни человека; рассмотреть причины загрязнения водоёмов; познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения; развивать логическое мышление, воображение, восприятие; воспитывать бережное отношение к воде; прививать интерес к окружающему миру.
Оборудование:
1) карточки с индивидуальными заданиями для учащихся;
2) игра «Капли»;
3) рисунок реки с источниками загрязнения;
4) плакаты «Береги воду»;
5)использование ИКТ, фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка»;
6)макет капельки, речки, деревьев, цветов, птиц, людей, домов.
Ход урока: 1. Оргмомент
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Ученики:
1) В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
2) Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
3) На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Учитель:
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, чтоб она –
Наша спутница всегда.
Ученики (вместе): Без меня вам не умыться,
Ни наесться, не напиться!
Учитель: Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить
Цель урока – научиться защищать наши водоемы, воду на планете. А в гости к нам сегодня снова пришла наша капелька, она сегодня снова будет за вами наблюдать, помогать и поможет мне вас оценить.
3)Проверка знаний о воде
а) фронтальный опрос:
Вспомним, в каких 3 состояниях находится вода в природе?
Отгадайте загадки о трёх состояниях воды.
1. Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчёлки,
Уселись на колючей ёлке. (Снежинки).
2. Ни в огне не горит,
Ни в огне не тонет. (Лёд).
Ничего не видно было,
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман).
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём. (Роса).
- При каком условии образуется лёд? От чего он тает? Как образуется пар? При каком условии пар превращается в воду. Как происходит круговорот воды в природе?
- В чем разница между морской и речной водой?
-Что мы знаем о пресной воде и морской воде?
4. Новая тема
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете определить сами. Посмотрите, пожалуйста, что здесь изображено. (На плакате речка и источники загрязнения). Что вы можете сказать про эту реку? (Ответы детей).
Так о чём же мы будем говорить сегодня? (Учитель обобщает ответы детей и открывает тему урока, записанную на доске: Берегите воду!)
- Ребята, наша речка просит вас о помощи. Поможем ей?
Итак, попробуем сделать первый шаг по спасению нашей реки. Сегодня вы будете работать в группах в роли учёных – экологов. У каждой группы было домашнее задание – подготовить сообщение о значении воды. Послушаем наших корреспондентов (от каждой группы выступает 1 человек с сообщением о воде). 1 шаг по очистке реки мы совершили (закрыть 1 источник загрязнения – загрязнение человеком ).
Теперь послушайте сказку «Жила-была – река» А.А. Рыжова.
Каждая группа должна будет ответить на вопросы. (Вопросы записаны на доске в 3 столбика).
1 группа.
1) Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми? Видели ли вы такую реку?
2) Какую пользу приносила река людям?
2 группа.
1) Как люди относились к реке? Правильно ли они себя вели, или нет? Почему?
2) Что случилось с горожанами когда, река ушла?
3 группа.
1) Правильно ли поступили люди в конце сказки?
2) Что они ещё могли бы сделать для реки?
Вопрос всем группам: а что вы могли бы сделать для своей реки, которая находится рядом с вами? (Обсуждение в группах, затем – выступление 1 человека от группы по очистке водоемов в г. Кривом Роге). Рассматривание плакатов созданных детьми.
Вывод: не надо загрязнять водоёмы. От загрязнения воды страдает всё живое.
Мы сделали второй шаг по очистке воды в реке. (Закрывается второй источник загрязнения- загрязнение предприятиями ).
5.Просмотр фрагмента мультфильма
- Ребята, сейчас мы с вами просмотрим фрагмент известного нам мультфильма. После просмотра вы должны сказать, почему я решила вам показать этот мультфильм. И мы с вами обсудим проблему, с которой боролись герои.
( просмотр фрагмента и обсуждение)
6. Физминутка:
К речки быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это - брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
7. Игра
- Попробуем помочь нашей речке с помощью чистых капель воды, но не простых, а с буквами. Вам нужно, чтобы эти капли «упали» на слова с пропущенными буквами. А затем из этих слов составить 2 предложения по теме нашего урока.
Оч…щать В…да
Загр…знённая …довитые вещества
Б…регите
(Ответ: Нужно очищать загрязнённую воду от ядовитых веществ. Берегите воду!).
- Таким образом, мы совершили ещё один шаг по очищению воды в реке.
(Закрывается 3 источник загрязнения- экономия воды в домах).
8. Решение экологических задач
Чтобы окончательно очистить нашу реку, каждая группа должна решить экологическую задачу (Каждой группе даётся карточка с задачей. Дети несколько минут думают и отвечают.)
1 группа. За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за половину суток?
2 группа. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?
3 группа. 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?
(Закрывается 5 источник загрязнения).
9. Итог урока. Рефлексия
- Что нового вы теперь знаете о значении воды для людей? Отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях? Чем опасно загрязнение воды? Экологи поработали неплохо. Давайте покажем какой стала наша речка( на доске каждая группа прикрепляет вырезанные фрагменты чистой речки: саму речку, цветы и деревья вокруг нее, уточек, рыбок и купающихся детей, дома) Очистили нашу речку. Вода в ней стала снова прозрачной. Мне бы хотелось отметить работу следующих экологов- выставление оценок.
Приложение
Жила – была река (Н. А. Рыжов)
(экологическая сказка)
Жила – была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла не так быстро, но все ещё была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.
Шло время. Люди всё больше загрязняли Реку, и она всё терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела река.
«Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».
Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали её жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, всё равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у неё прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернётся».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
А недавно Реку сделали самым почётным гражданином города, а День её возвращения отмечают как самый главный праздник.