Урок природознавства "Бережіть воду"

Про матеріал
Урок природознавства з елементами екологічного виховання. Мета: навчити дітей бережливого відношення до використання води, збереження чистоти у наших річках, озерах.
Перегляд файлу

Криворожская общеобразовательная школа

І – ІІІ ступеней № 84

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока

по природоведению

 

 

Тема урока: «Берегите воду!»

 

Класс 3

 

УчительПотапенко Ирина Михайловна

 


 

 

г. Кривой Рог

 

 

 

 

Тема урока: «Берегите воду!»

 

Цели урока: обобщить знания учащихся о свойствах воды, , значении воды в жизни человека; рассмотреть причины загрязнения водоёмов; познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения; развивать логическое мышление, воображение, восприятие; воспитывать бережное отношение к воде; прививать интерес к окружающему миру.

 

Оборудование:

1)  карточки с индивидуальными заданиями для учащихся;

2) игра «Капли»;

3) рисунок  реки с источниками загрязнения;

4) плакаты «Береги воду»;

5)использование ИКТ, фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка»;

6)макет капельки, речки, деревьев, цветов, птиц, людей, домов.

Ход урока:    1. Оргмомент

                      2. Актуализация опорных знаний.

 

Учитель:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

 

Ученики:

1) В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

 

2) Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

 

3) На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

 

Учитель:

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, чтоб она –

Наша спутница всегда.

Ученики (вместе): Без меня вам не умыться,

Ни наесться, не напиться!

 

Учитель: Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить

 

Цель   урока – научиться защищать наши водоемы, воду на планете. А в гости к нам сегодня снова пришла наша капелька, она сегодня снова будет за вами наблюдать, помогать и поможет мне вас оценить.

 

3)Проверка знаний о воде

а) фронтальный опрос:

Вспомним, в  каких 3 состояниях находится вода в природе?

Отгадайте загадки  о трёх состояниях воды.

 

1. Когда повяли все цветы,

Мы прилетели с высоты.

Мы, как серебряные пчёлки,

Уселись на колючей ёлке.   (Снежинки).

 

2. Ни в огне не горит,

Ни в огне не тонет.    (Лёд).

 

  1. На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

 

  1. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было,

Растворилось молоко –

Стало видно далеко.   (Туман).

 

  1. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём.   (Роса).

 

     - При каком условии образуется лёд? От чего он тает? Как образуется пар? При каком условии пар превращается в воду. Как происходит круговорот воды в природе?

- В чем разница между морской и речной водой?

-Что мы знаем о пресной воде и морской воде?

 

 

4. Новая тема

     - Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете определить сами. Посмотрите, пожалуйста, что здесь изображено. (На плакате  речка  и источники загрязнения). Что вы можете сказать про эту реку? (Ответы детей).

     Так о чём же мы будем говорить сегодня? (Учитель обобщает ответы детей и открывает тему урока, записанную на доске: Берегите воду!)

 

     - Ребята, наша речка просит вас о помощи. Поможем ей?

          Итак, попробуем сделать первый шаг по спасению нашей реки. Сегодня вы будете работать в группах в роли учёных – экологов. У каждой группы было домашнее задание – подготовить сообщение о значении воды. Послушаем наших корреспондентов (от каждой группы выступает 1 человек с сообщением о воде). 1 шаг по очистке реки мы совершили (закрыть 1 источник загрязнения – загрязнение человеком ).

     Теперь послушайте сказку «Жила-была – река» А.А. Рыжова.

   Каждая группа должна будет ответить на вопросы. (Вопросы записаны на доске в 3 столбика).

 

1 группа.

1) Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми? Видели ли вы такую реку?

2) Какую пользу приносила река людям?

 

 

2 группа.

1) Как люди относились к реке? Правильно ли они себя вели, или нет? Почему?

2) Что случилось с горожанами когда, река ушла?

 

3 группа.

1) Правильно ли поступили люди в конце сказки?

2) Что они ещё могли бы сделать для реки?

 

     Вопрос всем группам: а что вы могли бы сделать для своей реки, которая находится рядом с вами? (Обсуждение в группах, затем – выступление 1 человека от группы по очистке водоемов в г. Кривом Роге). Рассматривание плакатов созданных детьми.   

 Вывод: не надо загрязнять водоёмы. От загрязнения воды страдает всё живое.

     Мы сделали второй шаг по очистке воды в реке. (Закрывается второй источник загрязнения- загрязнение предприятиями ).

 

5.Просмотр фрагмента мультфильма

- Ребята, сейчас мы с вами просмотрим фрагмент известного нам мультфильма. После просмотра вы должны сказать, почему я решила вам показать этот мультфильм. И мы с вами обсудим проблему, с которой боролись герои.

( просмотр фрагмента и обсуждение)

 

6. Физминутка:

К речки быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре!

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это  - брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

7. Игра

     - Попробуем помочь нашей речке с помощью чистых капель воды, но не простых, а с буквами. Вам нужно, чтобы эти капли «упали» на слова с пропущенными буквами. А затем из этих слов составить 2 предложения по теме нашего урока.

 

Оч…щать                                             В…да

Загр…знённая                           …довитые вещества

                                                   Б…регите

 

 

(Ответ: Нужно очищать загрязнённую воду от ядовитых веществ. Берегите воду!).

 

     - Таким образом, мы совершили ещё один шаг по очищению воды в реке.

(Закрывается 3 источник загрязнения- экономия воды в домах).

 

8. Решение экологических задач

      Чтобы окончательно очистить нашу реку, каждая группа должна решить экологическую задачу (Каждой группе даётся карточка с задачей. Дети несколько минут думают и отвечают.)

1 группа. За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за половину  суток?

2 группа. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2  минуты?

3 группа. 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?

(Закрывается 5 источник загрязнения).

 

9. Итог урока. Рефлексия 

   -  Что нового вы теперь знаете о значении воды для людей? Отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях? Чем опасно загрязнение воды? Экологи поработали неплохо. Давайте покажем какой стала наша речка( на доске каждая группа прикрепляет вырезанные фрагменты чистой речки: саму речку, цветы и деревья вокруг нее, уточек, рыбок и купающихся детей, дома) Очистили нашу речку. Вода в ней стала снова прозрачной. Мне бы хотелось отметить работу следующих экологов- выставление оценок.

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жила – была река (Н. А. Рыжов)

(экологическая сказка)

 

     Жила – была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла не так быстро, но все ещё была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

     Шло время. Люди всё больше загрязняли Реку, и она всё терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела река.

     «Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.

     А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали её жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, всё равно по вечерам не было света.

     И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у неё прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернётся».

     Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

     Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

     А недавно Реку сделали самым почётным гражданином города, а День её возвращения отмечают как самый главный праздник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
23 березня 2020
Переглядів
774
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку