Перегляд файлу
Урок по теме «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
Цель урока: закрепить знания об имени прилагательном, уметь применять знания на практике, вспомнить, как изменяются имена прилагательные, развивать творческие способности детей, привить интерес к предмету.
Задачи :
1) Образовательные:
-Совершенствование знаний об имени прилагательном, умение отличать ее от других частей речи
-Совершенствовать умение определять род, число, падеж имени прилагательного
2) Развивающие:
-Формирование коммуникативных навыков,развитие интелектуалльных качеств учащихся, вырабатывать умение практического применения полученных знаний .
3) Воспитательные:
– Воспитание интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к родной природе;
-Воспитывать в детях доброжелательность, чувство товарищества и взаимовыручки
Тип урока: комбинированный урок
Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая .
Методы: словесный, иллюстативный, практический, частично-поисковый
Оборудование: программные средства: Microsoft Power Point; слайд-презентация; листы с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный этап.
1. Психологический настрой
Учитель:
Добрый день! День сегодня действительно добрый. Улыбнемся , пожелаем улыбкой друг другу добра и света.
Девиз нашего урока «Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего» К.Д.Ушинский.
II.Актуализация
Учитель: Сегодня у нас необычный, сказочный урок. Проведём мы его в сказочном королевстве. Название этого королевства - Грамматика.
Давайте вспомним о таком разделе грамматики как морфология. Что она изучает?
( Морфология - это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.)
Какие самостоятельные части речи вы знаете? ( Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное и наречие)
Назовите служебные части речи. (Предлог, союз, частица)
Как называется часть речи, которая не относится ни к самостоятельным, ни к служебным?
( Междометие)
Что называется именем существительным?
Какие грамматические признаки имени существительного?(род, число, падеж)
Молодцы! Сегодня мы продолжим путешествовать по королевству Грамматика и познакомимся с еще одной самостоятельной частью речи. С именем прилагательным.
Раскройте свои тетради, запишите число и тему урока.
III. Формирование понятий и способов действия
Внимание на экран. ( видео «Имя прилагательное»)
Вспомните из уроков русского языка в младших классах, что называется именем прилагательным?
Имя прилагательное –самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?: какой? –красивый, чей? –заячий, каков? –красив.
В предложении является определением.
К каким словам относятся имена прилагательные в предложении? ( К именам существительным)
Учитель: Правильно. Грамматические признаки имени прилагательного (род, число, падеж) согласовываются с именем существительным. Для того, чтобы определить род, число или падеж имени прилагательного, нужно определить род, число и падеж имени существительного, к которому оно относится.
Учитель: В королевстве Грамматика правит король, который на вопросы слуг…
1. Ваше величество, что делать?
2. Ваше величество, что сделать? … отвечал
Подумаю! Решил! Помиловать, отпустить, наградить!
Передумал! Наказать, заточить!
Учитель: Ребята, как звали короля? (глагол)
Была у него жена, которая любила сама себе задавать вопросы и отвечать на них.
Кто? Королева-умница! Правда! Правда!
Что? Королевство, дворец, золото, бал. Чудо! Чудо!
Учитель: Как звали супругу короля? (имя существительное) Была у них дочь, которая говорила, смотрясь в зеркало) Ах, какая я? Прелестная, прекрасная, обворожительная, ослепительная…
Учитель: Ребята, вы уже узнали. Принцессу? …(имя прилагательное)
Раз уж мы с вами попали в это сказочное королевство, то мы все его подданные.
Почётным жителем этого королевства я стала давно. А вот вы, дорогие ребята, должны пройти испытания. Согласны?
Задание 1 :
Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных :
Цвет: Белый,...
Вкус: Сладкий,...
Размер: Большой,...
Температура: Холодный,...
Качество характера: добрый,...
Задание 2. Запишите прилагательные к данным существительным, изменив окончания :
1 группа:
Село (старинный)-
Цветок (прекрасная)-
Сосна (пушистое)-
Ночь (темный)-
2 группа:
Растение (зеленый)-
Дуб (могучая)-
Дом (крепкое)-
Ель (пушистый)-
3 группа:
Утро (весенний)-
Деревья (красивое)-
Книга (интересный)-
Путь (долгое)-
Задание 3. Работа у доски
Запишите загадки, отгадайте их. Определите род. Число и падеж имен существительных и прилагательных.
Зверь большой,
Косолапый, мохнатый,
Всю зиму в берлоге проводит,
А летом в лесу бродит.
(медведь)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(арбуз)
Зимой беленький,
Летом серенький.
(заяц)
Межи деревянные,
А поля стеклянные
(окно)
Учитель: А что в текстах загадок вам помогло узнать отгадки ?
( Прилагательные)
Учитель:
- Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без имени прилагательного вы не могли бы общаться. При помощи прилагательных мы можем описать цвет, размер, форму, вкус, вес, запах и т.д.
Некоторые моря названы по цвету.
Ученики:
Белое море: Названо так потому, что оно значительное время года покрыто льдом и снегом.
Желтое море: Названо так из-за мутно-желтого цвета воды: река Хуанхэ означает «желтая река»
Красное море: Расположено между Африкой и Азией, названо так за красный оттенок воды , который придают ей водоросли, растущие у берегов.
Черное море: Было очень бурным, опасным для мореплавателей, и во время штормов казалось свинцово-серым, почти черным. С IX века его иногда называли Русским морем.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
Задание 1. Ребята, мы отправляемся в следующий замок: «Замок Потерянных слов»
1.«Признаки есть, а где слова»?... (устно)
Хитрый, серый, жадный... (волк)
Рыжая, хитрая, ловкая... (лиса)
Косой, длинноухий, трусливый... (заяц)
Сухое, свежее, душистое... (сено)
Солнечная, весенняя, ясная... (погода)
Серое, хмурое, раннее... (утро)
Учитель: А теперь давайте-ка немножко отдохнем .
Физминутка
Все подняли руки- раз!
На носках стоит весь класс,
На соседа посмотри.
Раз! – И вверх,
Два! – И вниз,
На соседа посмотри.
Будем дружно мы вставать,
Чтобы ногам работу дать.
Раз- присели, два- поднялись.
Пусть мужает ваше тело.
Кто старался приседать,
Может уже и отдыхать
Задание2.
2.«Подари предмету признак» (2мин) подобрать как можно больше прилагательных к существительным
1 группа- солнце
2 группа- река
3 группа- город
Задание3. Работа у доски «Просклоняй-ка»
Смелый друг, жемчужная роса
И вот наше путешествие приближается к концу, и мы уже в «Итоговом Замке» .
V.Этап информации о домашнем задании
Напишите мини-сочинение «Зимний день в лесу», используя имена прилагательные.
VI. Подведение итогов урока.
Учитель:
1. Что обозначает имя прилагательное?
2. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
3. Как оно изменяется?
4. Чем является в предложении имена прилагательное?
Какую роль играет прилагательные в речи?
Оценивание работы учеников на уроке
VII.Этап рефлексии.
-Что мы сегодня во время путешествия успели повторить ?
-Что вам понравилось?
Что запомнилось в сказочном королевстве?
Кому не удалось выполнить все законы королевства?
Продолжите фразу: «Хочу, чтобы таких уроков …»
Учитель:
Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Морфология. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Успеха вам и хорошего настроения.