Урок російської мови на тему " Имя прилагательное как самостоятельная часть речи"

Про матеріал
Урок російської мови на тему " Имя прилагательное" для проведення у 6 класі при вивченні теми "Морфологія"
Перегляд файлу

Урок по теме «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

 

Цель урока: закрепить знания об имени прилагательном, уметь применять знания на практике, вспомнить, как изменяются имена прилагательные, развивать творческие способности детей, привить интерес к предмету.

Задачи :

1)                 Образовательные:

-Совершенствование знаний об имени прилагательном, умение отличать ее от других частей речи

-Совершенствовать умение определять род, число, падеж имени прилагательного

2)                 Развивающие:

 -Формирование коммуникативных навыков,развитие интелектуалльных качеств учащихся, вырабатывать умение практического применения полученных знаний .

3)                 Воспитательные:

 – Воспитание интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к родной природе;

-Воспитывать в детях доброжелательность, чувство товарищества и взаимовыручки

Тип урока: комбинированный урок

Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая .

Методы: словесный, иллюстативный, практический, частично-поисковый

Оборудование:  программные средства: Microsoft Power Point; слайд-презентация; листы с заданиями.

Ход урока:

I. Организационный этап.

1. Психологический настрой

Учитель:

Добрый день! День сегодня действительно добрый. Улыбнемся , пожелаем улыбкой друг другу добра и света.

Девиз нашего урока «Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего»  К.Д.Ушинский.

II.Актуализация

 

Учитель: Сегодня у нас необычный, сказочный урок. Проведём мы его в сказочном королевстве. Название этого королевства - Грамматика.

Давайте вспомним о таком разделе грамматики как морфология. Что она изучает?
 

( Морфология - это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.)

Какие самостоятельные части речи вы знаете? ( Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное и наречие)

Назовите служебные части речи. (Предлог, союз, частица)

Как называется часть речи, которая не относится ни к самостоятельным, ни к служебным?

( Междометие)

Что называется именем существительным?

Какие грамматические признаки имени существительного?(род, число, падеж)

Молодцы! Сегодня мы продолжим путешествовать по королевству Грамматика и познакомимся с еще одной самостоятельной частью речи. С именем прилагательным.

Раскройте свои тетради, запишите число и тему урока.

III. Формирование понятий и способов действия

Внимание на экран. ( видео «Имя прилагательное»)

Вспомните из уроков русского языка в младших классах, что называется именем прилагательным?

Имя прилагательное –самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?: какой? –красивый, чей? –заячий, каков? –красив.

 В предложении является определением.

 

К каким словам относятся имена прилагательные в предложении? ( К именам существительным)

Учитель: Правильно. Грамматические признаки имени прилагательного (род, число, падеж) согласовываются с именем существительным. Для того, чтобы определить род, число или падеж имени прилагательного, нужно определить род, число и падеж имени существительного, к которому оно относится.

 Учитель: В королевстве Грамматика правит король, который на вопросы слуг…

1. Ваше величество, что делать?

2. Ваше величество, что сделать? … отвечал

Подумаю! Решил! Помиловать, отпустить, наградить!

Передумал! Наказать, заточить!

Учитель: Ребята, как звали короля? (глагол)

Была у него жена, которая любила сама себе задавать вопросы и отвечать на них.

Кто? Королева-умница! Правда! Правда!

Что? Королевство, дворец, золото, бал. Чудо! Чудо!

Учитель: Как звали супругу короля? (имя существительное) Была у них дочь, которая говорила, смотрясь в зеркало) Ах, какая я? Прелестная, прекрасная, обворожительная, ослепительная…

Учитель: Ребята, вы уже узнали. Принцессу? …(имя прилагательное)

Раз уж мы с вами попали в это сказочное королевство, то мы все его подданные.

Почётным жителем этого королевства я стала давно. А вот вы, дорогие ребята, должны пройти испытания. Согласны?

Задание 1 :

Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных :

Цвет: Белый,...

Вкус: Сладкий,...

Размер: Большой,...

Температура: Холодный,...

Качество характера: добрый,...

 

Задание 2. Запишите прилагательные к данным существительным, изменив окончания :


 

1 группа:

Село (старинный)-

Цветок (прекрасная)-

Сосна (пушистое)-

Ночь (темный)-

2 группа:

Растение (зеленый)-

Дуб (могучая)-

Дом (крепкое)-

Ель (пушистый)-

3 группа:

Утро (весенний)-

Деревья (красивое)-

Книга (интересный)-

Путь (долгое)-

 

Задание 3. Работа у доски

Запишите загадки, отгадайте их. Определите род. Число и падеж имен существительных и прилагательных.

 

Зверь большой,

Косолапый, мохнатый,

Всю зиму в берлоге проводит,

А летом в лесу бродит.                                  

(медведь)

 

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.                                        

 (арбуз)

 

Зимой беленький,

Летом серенький.

                              (заяц)

Межи деревянные,

А поля стеклянные

                                 (окно)


Учитель: А что в текстах загадок вам помогло узнать отгадки ?

( Прилагательные)

 

Учитель: 

- Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без имени прилагательного вы не могли бы общаться. При помощи прилагательных мы можем описать цвет, размер, форму, вкус, вес, запах и т.д.

 

Некоторые моря названы по цвету.

 Ученики:

Белое море: Названо так потому, что оно значительное время года покрыто льдом  и снегом.

Желтое море: Названо так из-за мутно-желтого цвета воды: река Хуанхэ означает «желтая река»

Красное море: Расположено между Африкой и Азией, названо так за красный оттенок воды , который придают ей водоросли, растущие у берегов.

Черное море: Было очень бурным, опасным для мореплавателей, и во время штормов казалось свинцово-серым, почти черным. С IX века его иногда называли Русским морем.

 

IV. Применение. Формирование умений и навыков.

 

Задание 1. Ребята, мы отправляемся в следующий замок: «Замок Потерянных слов»

1.«Признаки есть, а где слова»?... (устно)


 

Хитрый, серый, жадный... (волк)        

Рыжая, хитрая, ловкая... (лиса) 

Косой, длинноухий, трусливый... (заяц)    

Сухое, свежее, душистое... (сено)

Солнечная, весенняя, ясная... (погода)         

Серое, хмурое, раннее... (утро)

 

Учитель: А теперь давайте-ка немножко отдохнем .

Физминутка


Все подняли руки- раз!

На носках стоит весь класс,

На соседа посмотри.

Раз! – И вверх,

Два! – И вниз,

На соседа посмотри.

Будем дружно мы вставать,

Чтобы ногам работу дать.

Раз- присели, два- поднялись.

Пусть мужает ваше тело.

Кто старался приседать,

Может уже и отдыхать

 

Задание2.

2.«Подари предмету признак» (2мин) подобрать как можно больше  прилагательных к существительным


 

1 группа- солнце

2 группа- река

3 группа- город


 

Задание3.  Работа у доски «Просклоняй-ка»


 

Смелый друг, жемчужная роса


 


И вот наше путешествие приближается  к концу, и мы уже в «Итоговом Замке» .

V.Этап информации о домашнем задании

Напишите мини-сочинение «Зимний день в лесу», используя имена прилагательные.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель:

1.       Что обозначает имя прилагательное?

2.       На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

3.       Как оно изменяется?

4.       Чем является в предложении имена прилагательное?

Какую роль играет прилагательные в речи?

Оценивание работы учеников на уроке

 

VII.Этап рефлексии.

-Что мы сегодня во время путешествия успели повторить ?

-Что вам понравилось?

Что запомнилось в сказочном королевстве?

Кому не удалось выполнить все законы королевства?

Продолжите фразу: «Хочу, чтобы таких уроков …»

 

Учитель:

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Морфология. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Успеха вам и хорошего настроения.

 

docx
Додано
25 березня 2021
Переглядів
360
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку